МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Действия водителя в нештатных ситуациях





Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства. Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления. Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.

Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с

дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасности движения.

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на

перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в

условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и

спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных

дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.

Способы парковки и стоянки транспортного средства.

Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах

и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей

транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения,

вне населенного пункта и на автомагистралях.

Обгон и встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение

проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные

покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным

переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при

движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом

ограждения, предупредительные и световые сигналы.

Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.

 

5.2 Ситуационный анализ дорожной обстановки:

уделяется моменту возникновения опасности и его распознаванию на начальных стадиях типичных дорожно-транспортных ситуаций (ДТС). Особое внимание уделяется изучению высокоаварийных ДТС, обусловленных как ошибочными действиями водителей, так и местом совершения этих ошибок. В первую очередь рассматриваются ДТС, возникающие при переезде перекрестков, железнодорожных переездов, выполнению обгона, встречных разъездах, проезде мимо остановок общественного транспорта, вынужденной стоянки на обочине, т.е. ситуации нередко провоцирующие водителя к принятию ошибочных или рискованных решений.

Водитель, который хочет овладеть мастерством прогнозирования развития ДТС, должен избавляться от таких опасных привычек как отвлечение внимания и действия «не глядя»; следует постоянно предусматривать возможность ошибочного решения у других участников дорожного движения.

Анализ предпосылок к ДТП и самих происшествий позволил классифицировать сопутствующие им ситуации и ошибочные действия водителей, выработать рекомендации по обеспечению безопасности дорожного движения. В зависимости от последствий критические ситуации могут быть ранжированы следующим образом:



– внезапное появление движущейся или неподвижной помехи на проезжей части;

– ухудшение метеорологических условий (дождь, туман, гололед и т.д.);

– изменение состояния водителя (ослепление, сонливость и т.д.);

– опасное состояние проезжей части (ямы, открытые люки колодцев и т.д.);

– неисправности агрегатов автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения (повреждение рулевого или тормозного механизмов, передней шины и т.д.).

Под критической ситуацией понимается непреднамеренное или преднамеренное усложнение дорожной обстановки, при кото­рой ее развитие протекает весьма быстро, но все же соизмеримо со скоростью реакции водителя, что позволяет избежать ДТП.

Аварийная ситуация – это непреднамеренное, практически мгновенное усложнение дорожной обстановки, при которой время для оценки обстановки и принятого решения меньше скорости реакции водителя.

Таким образом, основным условием обеспечения безопасности движения является подготовка водительского состава к быстрым и точным действиям по устранению причин, возникающих в случае критической ситуации и недопущению перехода последней в аварийную.

Ошибки водителей являются индикатором его мастерства. Наиболее часто встречающиеся ошибки могут быть проклассифи­цированы как:

– ошибки восприятия, возникающие из-за запаздывания в обнаружении опасности, например, выхода или схода из-за стоящего автобуса или наличие запрещающего знака;

– ошибки оценки, связанной с неверным определением пространственно-временных параметров между автомобилями;

– ошибки, связанные с принятием решения, возникающие при обгоне в сложных условиях и т.п.;

– ошибки выполнения действий – например, неправильное (или недостаточно быстрое) действие рулевым колесом при объезде препятствия.

Устойчивостью автомобиля называют свойство сохранять в движении требуемую траекторию. Различают курсовую (продольную) и поперечную устойчивость. Характеристики устойчивости определяются конструктивными параметрами автомобиля и зависят от его технического состояния. Курсовая устойчивость характеризуется средними величинами поперечных смещений и их скорости при непроизвольном «рыскании» автомобиля, а также средней угловой скоростью поворотов рулевого колеса (подруливаний). Поперечная устойчивость характеризуется максимально возможной скоростью движения по дуге окружности или максимально возможного угла поперечного уклона дороги без возникновения заноса или опрокидывания.

Потеря устойчивости чаще всего возникает из-за неправильных действий водителя: резких разгонов, торможений, неправильного маневрирования.

Частой предпосылкой потери устойчивости является скорость автомобиля, не соответствующая дорожным условиям. Если авто­мобиль движется с излишне высокой скоростью, то тяговая сила приближается по величине к силе сцепления ведущих колес с дорогой, вследствие чего возможно их пробуксовывание. Скорость, при которой возникает пробуксовывание, уменьшается на участках дороги со скользким, неровным покрытием (укатанный снег, обледенелый асфальтобетон, булыжник). Резкое нажатие на дроссельную заслонку, например, перед подъемом или при обгоне в условиях скользкой, неровной дороги также может вызвать пробуксовывание или боковое скольжение ведущих колес. Чем выше скорость движения, тем больше «рыскание» автомобиля на неровной дороге, тем больше вероятность потери курсовой устойчивости при наезде колеса на впадину или выступ.

Водитель для сохранения курсовой устойчивости автомобиля должен избегать резких разгонов и торможений, резких поворотов, должен управлять автомобилем плавно, тщательно выбирая скоростной режим и траекторию движения.

Курсовая и в особенности поперечная устойчивость автомобиля зависят не только от его конструкции и скоростного режима, но и от размещения и веса перевозимого груза.

Следует помнить, что вероятность опрокидывания существенно зависит от технического состояния подвески. Даже незна­чительный крен автомобиля из-за неравномерной жесткости подвески вдоль продольной оси может увеличить вероятность оп­рокидывания.

Управляемость автомобиля оценивают по соответствию параметров его движения воздействию водителем на рулевое колесо. Плохая управляемость означает, что траектория движения не соответствует ожиданию водителя. При этом водителю необходимо делать дополнительные подруливания для того, чтобы достигнуть требуемой траектории движения.

Значительная часть ДТП вызывается неправильным выбором скоростного режима движения. Скорость безопасного движения автомобиля определяется величиной коэффициента сцепления, который определяется как отношение величины реактивной силы, возникающей при продольном скольжении заблокированного колеса и действующей в плоскости его контакта с покрытием, к величине нормальной реакции дорожного покрытия. Значения коэффициента сцепления зависят от большого числа факторов, связанных в первую очередь со скоростью движения, состоянием покрытия, рисунком протектора, давлением в шинах, нагрузки на колесо и т.д. Величина коэффициента сцепления определяет тормозной путь автомобиля.

Управление автомобилями значительно усложняется в таких дорожных условиях, как:

– опасные метеорологические условия (гололедица, метель, туман, мгла, сильные снегопады и штормовой ветер);

– горные дороги;

– грунтовые дороги;

– зимние дороги;

– темное время суток.

Водитель, столкнувшись с опасным метеорологическим явлением на маршруте движения, должен принять все меры без­опасности, снизить скорость, увеличить дистанцию, а при необходимости – прекратить движение и принять меры к оповещению автотранспортного предприятия о возникшем опасном метеорологическом явлении.

Основные приемы управления автомобилем в условиях гололедицы направлены на то, чтобы:

– трогаться с места плавно, без пробуксовки колес;

– переключения передач производить быстро, но плавно, по возможности сокращая время, в течение которого автомобиль движется на нейтральной передаче;

– тормозить плавно, не выключая сцепления, при необходимости переходить на пониженную передачу, избегая любых резких изменений оборотов двигателя, так как последнее может привести к заносу задней оси автомобиля.

Хороший эффект в условиях гололеда дает применение шипов противоскольжения.

Интенсивный снегопад не только снижает видимость и вызывает заносы на дорогах, затрудняющие движение автотранспорта, но и существенно изменяет сцепления колес с дорогой. Это изменение опасно потому, что водитель, настроившись на определен­ные условия торможения, может не учесть резкого изменения условий при начавшемся снегопаде. Опытные водители в снегопад избегают резких торможений, так как снег может скрывать обледенелые участки. Опасно резко тормозить в снегопад на неровном покрытии, особенно на булыжной мостовой, на рельсах.

Особую осторожность следует соблюдать при следовании за автомобилем с шипованными колесами (табличка «шипы» или знак «Ш») – такие автомобили имеют тормозной путь в 1,5–1,6 раза меньше, поэтому дистанцию следует увеличить.

В условиях снегопада ухудшается видимость светофоров, знаков, разметки; налипший снег, наледь на ветвях деревьев может привести к тому, что некоторые знаки будут практически не заметны для водителя; главная опасность в условиях снегопада связана с неумением выбирать безопасную скорость и дистанцию; большое внимание следует уделить исправности воздухообогрева и стеклоочистителей автомобиля.

Сильный дождь может снижать видимость, создать задержки в движении. Кроме того, сильные дожди могут привести к размыву полотна дороги и повреждению дорожных знаков.

Запотевание стекол автомобиля возникает даже при небольшом дожде. Видимость резко снижается, водитель вынужден от­влекаться от управления для протирки стекол. В темное время суток водитель может не сразу заметить, что стекла запотели, вместе с тем видимость падает до опасного предела.

Во время дождя происходит загрязнение остекления, фар, подфарников, стоп-сигналов водно-грязевой эмульсией, поднимаемой в воздух колесами автомобилей. После окончания дождя водитель выключает стеклоочиститель, однако непосредственно после дождя загрязнение стекол происходит еще быстрее, чем во время дождя. Поэтому при движении на мокрой дороге нужно заблаговременно включать стеклоочистители при обгоне, встречном разъезде, при сокращении дистанции до лидера.

Во время дождя происходит также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой. Такая водно-грязевая пленка, в осо­бенности грязевые потоки, комья, попадающие на дорогу, могут привести к сложным ситуациям на поворотах, при торможении, при движении с повышенной скоростью. Ведущие колеса при движении автомобиля с ускорением или замедлением обеспечивают прямолинейное движение при одинаковых сцепных качествах с дорогой, однако на скользком покрытии очень часто могут возникать различия в скользкости покрытия под ведущими колесами (правым и левым), в этих случаях происходят заносы, т.е. автомобиль испытывает боковое скольжение.

Особые меры предосторожности принимаются при организации перевозок на горных маршрутах, к которым относят маршруты, включающие участки автомобильных дорог с резкими изменениями направлений в плане и затяжными продольными уклонами.

Основными причинами ДТП на крутых подъемах и спусках чаще всего являются: съезд с полотна автомобиля на спуске; столкновение с автомобилем, идущим на подъеме на обгон; чрезмерная скорость на затяжных спусках; столкновение с встречным автомобилем.

Число происшествий при движении под уклон в 1,5–3 раза больше, чем при движении на подъем, причем разница в условиях движения на подъем и спуск начинает сказываться уже при малых продольных уклонах, что связано с возрастанием на спуске тормозного пути и со случаями неисправности тормозов, которые дают до 40 % от общего числа ДТП, связанных с неисправ­ностями автомобиля в данной ситуации.

Особо опасным маневром в горных условиях является обгон и объезд стоящего автомобиля. В большем числе случаев на подъемах и спусках обочины практически отсутствуют, поэтому при вынужденной остановке автомобиль создает помеху для дви­жения. Вынужденная остановка перед поворотом на спуске (подъеме) создает для других транспортных средств не только поме­ху, но и опасность для движения, поскольку ограниченный обзор в этих случаях делает рискованным объезд сходу. Иногда води­тель в такой ситуации, хотя и имеет преимущество по Правилам дорожного движения (ПДД), должен не только притормозить (а на подъеме это серьезная потеря скорости), но и остановиться, чтобы пропустить встречный транспорт.

Горные дороги предъявляют высокие требования к техническому состоянию транспортного средства. С увеличением высоты над уровнем моря падает атмосферное давление, при этом в двигатель поступает переобогащенная горючая смесь, наполнение цилиндров ухудшается, работа двигателя с повышенной нагрузкой на подъемах приводит к повышению температуры масла, кроме того, снижается температура кипения охлаждающей жидкости; при использовании в качестве таковой воды часто происходит за­кипание. Повышенную нагрузку испытывает и тормозная система, от частых и интенсивных торможений колодки могут перегре­ваться. Особенно тяжелые условия эксплуатации автомобиля возникают при высокой температуре окружающего воздуха.

При движении на спусках следует максимально использовать торможение двигателем, избегая перегрева тормозов. На спусках следует двигаться с прикрытой заслонкой дросселя, что позволит за время спусков несколько уменьшить температуру охлаж­дающей жидкости и моторного масла за счет «передышек» в работе двигателя.

Управление автомобилем на грунтовой дороге требует специальных знаний и навыков. Даже опытный «городской» водитель, редко попадающий в специфические условия грунтовой дороги, легко может совершить здесь ошибку.

В ясную сухую погоду, грунтовая дорога позволяет развить довольно высокую скорость. Поддавшись соблазну скорости, водитель не имеющий достаточного опыта, подвергается многим опасностям:

– мелкий песок и пыль на дороге снижают коэффициент сцепления, поэтому на закруглении дороги, на неровности автомобиль может сильно занести;

– продольный профиль дороги может вызвать раскачивание автомобиля в поперечной плоскости, что приводит к неравномерности нагрузки на колеса и при низком коэффициенте сцепления – к заносу и опрокидыванию;

– двигаясь по колее, автомобиль может задеть днищем (мостами, глушителем) за неровности дороги, что приводит к механическим поломкам, кроме того, пыльный шлейф из-под колес других автомобилей может привести к потере видимости. Через открытое окно пыль и песок попадают водителю в глаза, дыхательные органы.

Неровности на грунтовой дороге необходимо преодолевать с особыми предосторожностями, иногда целесообразно остановить автомобиль и осмотреть дорогу в том месте, где предстоит преодолеть неровности.

Для выполнения указанных рекомендаций водитель, связанный с перевозкой опасных грузов, должен уметь грамотно выполнять основные приемы управления автомобилем, в первую очередь, владеть приемами скоростного руления и техникой безопасного торможения.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.