МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Объекты и субъекты товароведной деятельности.





Теоретические основы товароведения

Предмет, задачи, цели товароведения и экспертизы.

Товароведение — наука и учебная дисциплина об основопо­лагающих характеристиках товаров, определяющих их потреби­тельную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Предметом товароведения являются потребительные ценно­сти товаров, а также методы их познания и обеспечения. Толь­ко потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потреб­ности человека. Если потребительная ценность товара не отве­чает реальным запросам потребителей, он не будет востребо­ван, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Цель товароведения — изучение основополагающих характе­ристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учеб­ная дисциплина должно решать следующие задачи:

§ четкое определение основополагающих характеристик, со­ставляющих потребительную ценность;

§ установление принципов и методов товароведения, обу­словливающих его научные основы;

§ систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;

§ изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой орга­низации;

§ управление ассортиментом организации;

§ определение номенклатуры потребительских свойств и по­казателей товаров;

§ оценка качества товаров, в том числе новых отечествен­ных и импортных;

§ выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации нека­чественных товаров;

§ определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

§ обеспечение качества и количества товаров на разных эта­пах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

§ установление видов товарных потерь, причин их возник­новения и разработка мер по их предупреждению или сниже­нию;

§ информационное обеспечение товародвижения от изгото­вителя до потребителя;

§ товароведная характеристика конкретных товаров.

 

Объекты и субъекты товароведной деятельности.

Объектами товароведной деятельности являются товары. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые ус­луги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудова­ние и т.п.).

Товары как объекты товароведной деятельности имеют че­тыре основополагающие характеристики: ассортиментную, каче­ственную, количественную и стоимостную. Кроме того, обо всех этих характеристиках товаров должна быть товарная ин­формация.

Первые три характеристики, которые можно назвать товаро­ведными, удовлетворяют реальные потребности человека (фи­зиологические, социальные, психические и др.), определяя по­требительную ценность товара. Благодаря этим характеристи­кам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.



Потребительная ценность товаров проявляется при их по­треблении в соответствии с назначением путем эксплуатации или использования для внутреннего либо наружного примене­ния.

Ассортиментная характеристика товаров – совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков това­ров, определяющих их функциональное и (или) социальное на­значение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанав­ливает принципиальные отличия одного вида или наименова­ния товара от другого.

Например, масло сливочное, топленое и растительное прин­ципиально отличаются друг от друга функциональным назначе­нием и пищевой ценностью. Эти отличия обусловлены также их качественными характеристиками.

Качественная характеристика (качество) товаров – сово­купность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Дан­ная характеристика товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще общее потребительское свойство – назначение. Качественная характеристика отличается от ассор­тиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность.

Нарушение установленных обязательных требований по безопасности и экологичности приводит к тому, что все осталь­ные характеристики товара утрачивают для потребителя смысл даже в случае, если они являются желательными. Следствие этого – отказ потребителя от покупки или потребления не­безопасных товаров.

Таким образом, качественная характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпочтений.

 

Количественная характеристика товаров – совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характери­стики удовлетворяют потребности в товарах определенных раз­меров и зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Исключе­ние составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества.

Взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью. Все товароведные характеристики товара непосредственно, но по-разному связаны со стоимостью. Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что це­на как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.

Между качеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость, что объясняется многофакторностью формирова­ния цены. При этом в условиях конкурентной среды качество выступает лишь одним из критериев ценообразования.

Самая слабая зависимость прослеживается между ассорти­ментной и стоимостной характеристиками. Товары одних и тех же наименований могут быть дешевыми и дорогими (например, одежда, обувь). Вместе с тем существует ряд традиционно доро­гих товаров определенных ассортиментных групп (ювелирные изделия из драгоценных металлов, натуральные меха отдельных видов, автомашины, мясные и рыбные деликатесы и т.п.). Вы­сокие цены на эти товары в определенной мере обусловлены повышенными по сравнению с другими более дешевыми това­рами качественными характеристиками (например, эстетиче­скими или эргономическими свойствами).

Функции товара

Потребительская функция товара заключается в его способ­ности соответствовать запросам потребителей благодаря прису­щим ему основополагающим характеристикам товаров.

Маркетинговая функция товара реализуется через его спо­собность удовлетворять разные виды и разновидности потреб­ностей.

Коммерческая функция товара обусловлена его основным назначением как объекта купли-продажи.

Правовая функция товара заключается в том, что, с одной стороны, он выступает как объект договорных отношений, с другой стороны, он должен соответствовать требованиям нор­мативных документов (федеральных законов, стандартов, ТУ и т.п.), а также положениям договоров.

Финансовая функция товара определяется тем, что любой то­вар должен приносить прибыль.

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы — специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей.

Товароведы – специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассорти­ментной, качественной, количественной и стоимостной харак­теристик товара, а также запросов потребителей.

Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами. Пер­вые обеспечивают производство продукции, т.е. стоят на на­чальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности продукция, ставшая то­варом, превратилась в объект товароведной деятельности.

Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают. Можно выделить три основных направ­ления товароведной деятельности:

§ технологическое, обеспечи­вающее технологию товародвижения;

§ организационно-управленческое, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров;

§ маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей и товаров как средств их удовлетворения.

Вторая группа субъектов, на которых направлена товаровед­ная деятельность, представлена потребителями. Следует отме­тить, что потребители с их потребностями и запросами нахо­дятся в центре внимания всех специалистов организаций-изго­товителей и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций. Однако профессиональная деятельность то­вароведов и маркетологов должна быть ориентирована в пер­вую очередь на потребителя. В этом отношении они близки тем органам государственного регулирования и общественным организациям, в компетенцию которых входит защита прав по­требителей (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор).

Товароведы редко взаимодействуют непосредственно с по­требителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный харак­тер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат — реализацию товаров, составные характеристики ко­торых в комплексе или по отдельности удовлетворяют запросы потребителей.

Для этого товаровед должен не только сформировать товар­ную номенклатуру с учетом реального или прогнозируемого спроса, но и принять участие в стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их достоинств в сравне­нии с другими товарами-аналогами и/или фирмами-конкурентами. Только доскональное знание товара дает возможность то­вароведам справиться с поставленными задачами.

 

 

3. Ассортимент товаров: основные понятия, классификация ассортимента товаров, свойства и показатели ассортимента.

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков.

По местонахождению товаров различают ассортимент про­мышленный и торговый.

Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, выра­батываемый отдельной отраслью промышленности или отдель­ным промышленным предприятием.

Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представлен­ный в торговой сети.

В зависимости от широты охвата товаров различают сле­дующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими вида­ми, которые классифицируются не более чем по трем призна­кам. Напри­мер, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Сложный ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими ви­дами, которые классифицируются более чем по трем признакам. Сложный ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом.

Развернутый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный их разно­видностями. Например, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видео­техники, входят три-четыре группы однородных товаров (теле­визоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато они пред­ставлены большим количеством товаров разных классов слож­ности и торговых марок.

Укрупненный ассортимент товаров — ассортимент товаров, объединенный по общим призна­кам в определенной совокупности товаров. На­пример, одежно-обувные или молочные товары. Включает в себя видовой и марочный ассортимент

Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, раз­новидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью ассортимента. На­пример, ассортимент молока — пастеризованное, стерилизо­ванное и др. — часть ассортимента молочных товаров.

Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары наряду с удовлетворени­ем физиологических потребностей в значительной мере нацеле­ны на удовлетворение социальных и психических потребно­стей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.

Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые вы­полняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимен­та, например, в обувном магазине — это предметы ухода за обу­вью, а в продовольственном магазине — мыло, спички, некото­рые другие хозяйственные товары.

Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, ви­дов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Такой ассортимент характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственны­ми и продовольственными товарами, например, для гипермаркетов

По степени удовлетворения потребностей различают рацио­нальный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент — набор товаров, который обес­печивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяю­щий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию). Товары опти­мального ассортимента отличаются повышенной конкуренто­способностью.

В зависимости от характера потребностей ассортимент мо­жет быть реальным и прогнозируемым.

Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или про­давца.

Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который дол­жен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Свойство ассортимента — особенность ассортимента, прояв­ляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента — количественное и/или качест­венное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Единицей измерения показателей ассортимента является на­именование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки.

Широта ассортимента — количество групп, видов, разно­видностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Действительная широта — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имею­щихся в наличии.

Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято ко­личество видов, разновидностей и наименований товаров, рег­ламентированное нормативными или техническими документа­ми (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное.

Полнота ассортимента — способность набора товаров од­нородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидно­стей и наименований товаров однородной группы и/или под­группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Показатель действительной полноты характеризуется факти­ческим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при нали­чии модификаций — одна из них.

Действительная глубина — количество торговых марок и/нли модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина (Гл6) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рын­ке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью та­ких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет но­вых товаров.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.