МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методические указания студентам





 

Самостоятельная работа как вид учебной деятельности студента направлена на достижение следующих целей:

· расширение и углубление знаний полученных в процессе теоретического обучения;

· формирование навыков работы с различными информационными источниками, в том числе научной, учебной и методической литературой;

· формирование навыков поиска, сбора и анализа информации, связанной с профессиональной деятельностью;

· формирование знаний, навыков и умений в рамках профессиональной подготовки;

· развитие инициативности, самостоятельности, организованностим, ответственности, творческого подхода к решению текущих учебных и будущих профессиональных задач;

· формирование мотивационного настроя к познавательной деятельности, и овладению выбранной профессией;

· формирование способностей к саморазвитию и самообразованию.

Объем самостоятельной работы студента (СРС) определяется образовательной программой по направлению (профилю) подготовки, рабочим учебным планом и рабочей программой по соответствующей дисциплине.

Форма проведения и содержание самостоятельной работы определяются спецификой изучаемой дисциплины, текущей тематикой, целями, объемом и уровнем сложности конкретного задания, уровнем подготовки и индивидуальными особенностями студентов.

Вид СРС определяется спецификой и учебно-методическим комплексом дисциплины «Экономика предприятия». Это может быть:

· изучение литературных источников с целью укрепления и углубления теоретических знаний;

· подготовка работ теоретического характера, рефератов, докладов;

· подготовка публичных презентаций заданий и проектов;

· подготовка и выполнение индивидуальных и коллективных комплексных проектов;

· решение кейсов;

· моделирование ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

· выполнение заданий разнообразного характера;

· подготовка к тестированию;

· подготовка к тематическому семинару;

· подготовка к промежуточному и итоговому контролю (зачету, экзамену);

· научно-исследовательская работа в рамках изучаемой дисциплины и др.

Последовательность и содержание заданий для самостоятельного выполнения зависят от структуры теоретического курса, определенной рабочей программой изучаемой дисциплины. Отдельные задания могут носить локальный характер и/или представлять собой последовательность логически связанных заданий. Возможны отступления от заданной траектории выполнения заданий, если, например, в процессе изучения дисциплины возникает потребность более глубокого рассмотрения отдельного вопроса, вызвавшего интерес у студентов.

Каждый вид СРС требует индивидуального подхода к формированию комплекса методических рекомендаций по выполнению предлагаемых студенту заданий и применения наиболее адекватных методов контроля работы студентов. Задания, их вид, содержание зависят от уровня подготовки студентов.

По месту проведения СРС может быть в аудитории и за ее пределами. Преимуществами самостоятельной работы в аудитории является постоянное взаимодействие студента с преподавателем, что позволяет преподавателю контролировать и отслеживать выполнение задания, выявлять и развивать определенные способности и склонности студента, прививать навыки, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности, но в силу внутренних или внешних обстоятельств пока отсутствуют или недостаточно развиты. В свою очередь, студент имеет возможность получать необходимую ему для выполнения задания помощь от преподавателя. Факторами, снижающими качество выполнения самостоятельной работы в аудитории являются, в первую очередь, ограниченность времени занятия и многочисленность студенческой группы. Иногда, за отведенное на занятие время студент не успевает выполнить задание, забирает его домой, и преимущества аудиторной работы нивелируются. Высокий уровень посещаемости, являясь положительным признаком, тем не менее, создает определенные проблемы, связанные с комфортным размещением студентов в аудитории, обеспечением их техническими средствами, например компьютерами. Эти проблемы могут быть решены при гибком подходе к формированию комплекса заданий для самостоятельной работы в аудитории и индивидуальном подходе к каждому студенту.



Самостоятельная работа вне аудитории вариативна с точки зрения места ее реализации, зависит от бытовых условий и личных предпочтений студента, что существенно влияет на качество результата. В качестве основных недостатков внеаудиторной работы следует отметить несвоевременность и несамостоятельность выполнения задания. Однако, внеаудиторная самостоятельная работа развивает и формирует у студентов наиболее эффективные и востребованные в будущей профессиональной деятельности качества: инициативность, самостоятельность, ответственность, творческий подход, умение правильно распределять и организовывать свое время, способность к самообучению. Внеадиторная самостоятельная работа осуществляется без непосредственного участия преподавателя, однако, процесс ее реализации должен регламентироваться и контролироваться преподавателем.

По количеству исполнителей самостоятельная работа может быть индивидуальной и коллективной. В случае выполнения задания индивидуально студент осваивает все этапы и аспекты работы самостоятельно, что способствует целостному восприятию задания. В случае коллективного выполнения, когда части задания, если это возможно, студенты распределяют между собой, не формируется понимание логики и взаимосвязи между элементами задания. Однако, коллективная работа формирует профессиональные компетенции, которые необходимы современному специалисту, такие как умение работать в команде, распределять функции и полномочия, ответственность за совместную работу. Кроме того, коллективная интеллектуальная работа стимулирует творческий потенциал студентов, а взаимный контроль и элемент соревновательности способствуют повышению мотивационного настроя при выполнении задания.

Продолжительность выполнения задания может существенно варьироваться. Выполнение задание может занимать от нескольких часов до нескольких месяцев. Чем больше времени необходимо студенту на самостоятельную работу, тем сложнее и разнообразнее становятся применяемые методы контроля со стороны преподавателя и тем важнее мотивационный настрой самого исполнителя.

Кроме того серьезным критерием, определяющим объем самостоятельной работы студентов, ее характер и возможность контроля со стороны преподавателя является форма обучения. Требования к уровню подготовки выпускников определяются образовательными стандартами специальности и являются обязательными для всех выпускников, независимо от формы обучения. Однако, студенты заочной, очно-заочной (вечерней) формы обучения в большей степени, чем студенты очной формы, предоставлены сами себе, что существенно снижает качество подготовки их как специалистов в определенной области вообще и качество самостоятельной работы в частности.

Обеспечение качества самостоятельной работы невозможно без серьезного мотивационного настроя студента, который формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним детерминантам можно отнести личные целевые установки и ориентиры студента, его личностные особенности, ожидания от будущей профессии. Внешние детерминанты могут иметь отношение к различным сторонам жизни студента, в том числе формироваться в процессе обучения. Мотивация студента одна из важнейших задач учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. К мотивирующим факторам можно отнести:

· усилия преподавателей на протяжении всего периода обучения студента, направленные на формирование целостного представления о значимости и перспективах выбранной профессии;

· работу, связанную с определением и разъяснением места каждой изучаемой дисциплины в структуре образовательной программы, знаний, навыков и компетенций, на формирование которых ориентирована работа студента, в том числе самостоятельная;

· активное привлечение студентов к формированию и оценке содержания заданий для самостоятельной работы;

· формирование комплекса заданий, обеспечивающего преемственность и взаимосвязь знаний полученных при изучении различных дисциплин и способствующего индивидуализации обучения, постоянное актуализация этого комплекса;

· гибкий подход к выбору формы и содержания задания, выдаваемого студенту;

· применение современных активных методов обучения, способствующих не только развитию профессиональных компетенций, но и делающих процесс обучения интересным, менее рутинным;

· привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе, в работе конференций, к участию в проектах с привлечением участников других групп и, по возможности, студентов других специальностей, к участию в олимпиадах различного уровня;

· балльно-рейтинговую систему контроля знаний студентов, которая способствует не только поддержанию уровня активности и работоспособности студента на протяжении всего периода изучения дисциплины, но и гарантирует определенные бонусы при условии соблюдения требований БРС и преподавателя, а также вносит в процесс обучения элемент соревновательности.

Результаты самостоятельной работы студентов необходимо постоянно отслеживать и контролировать. Текущий и итоговый контроль выполнения заданий студентами в рамках самостоятельной работы может осуществляться в устной и письменной форме в пределах времени, выделенного на проведение аудиторных занятий или в режиме консультаций. Некоторые виды контроля включены в БРС, которая активно применяется при изучении дисциплин. БРС может содержать:

· входной контроль знаний, позволяющий выявить уровень подготовки студентов по ранее изученным дисциплинам;

· контроль текущей успеваемости, т.е. уровня усвоения материала, качества и своевременности выполнения локальных заданий;

· контроль выполнения проектных работ, который целесообразно выполнять поэтапно, т.е. отслеживание качества выполнения студентами индивидуально или в группе определенной части задания к оговоренному сроку;

· итоговый контроль изученной дисциплины.

Кроме этих форм контроля существует т.н. проверка остаточных знаний студентов, которая осуществляется через некоторое время после изучения дисциплины. Безусловно, так как довольно сложно провести границу между аудиторной работой студента в контакте с преподавателем и самостоятельной работой, которая формально предполагает отсутствие этого контакта, но не может быть качественной без него, можно говорить о том, что все перечисленные формы контроля имеют отношение к оценке результатов работы студента в целом. Оценивается уровень усвоения материала в результате применения всех форм учебной работы.

Т.о. можно рекомендовать следующие меры, способствующие повышению качества самостоятельной работы:

· комплексный подход к формированию и поддержанию мотивационного настроя студентов к работе;

· формирование учебно-методического комплекса дисциплины, включающего методические рекомендации по организации самостоятельной работы в зависимости от ее формы и уровня подготовки студентов;

· осуществление всестороннего контроля преподавателем качества и сроков выполнения самостоятельной работы;

· переход к индивидуальному обучению, предполагающий работу с каждым студентом в зависимости от его личностных особенностей и уровня его подготовки;

· гибкий подход к организации СРС с точки зрения распределения заданий и режима их выполнения;

· увеличение количества и объема консультаций преподавателя, особенно для студентов, обучающихся по заочной и вечерней форме;

· установление четкого и согласованного графика выполнения продолжительных по времени заданий в рамках самостоятельной работы.

 


Приложение 3.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.