ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Урок «Восточнославянские племена на территории Беларуси» Цель урока:Создать условия для понимания учащихся происхождения восточнославянских племен, организация работы по рассмотрению отличий между восточнославянскими племена на территории Беларуси. Задачи урока: · организация учебно-познавательной деятельности учащихся по изучении славянизации балтов, сравнение отличий восточнославянских племен на территории Беларуси; · Содействовать формированию познавательного интереса к прошлому своего края. Тип урока – комбинированный. Наглядный материал: рабочая доска, картосхема («Расселение славян на территории Беларуси»), учебник. Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | Организационный | Приветствие, проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. | Проверка наличия учебника, дневника, рабочей тетради и ручке на столе. | | Проверка домашнего задания | Назовите места предполагаемой прародины славян? Когда и в связи с чем о славянах впервые стало известно соседям? Какие сведения о славянах содержатся в трудах византийских историков? Что в них, по вашему правда, а что –нет? Почему сведения об антах касаются истории Беларуси? Опишите, как выглядели славянские поселения на территории Беларуси? | Учащиеся отвечают на вопросы; показывают заданные данные на картосхеме. | | Новая тема | Славяне постепенно занимали территорию Беларуси, тем самым осваивая белорусские земли. Так произошла славянизация балтов - это постепенный процесс все большего сближения балтского населения со славянским, результатом которого было окончательное слияние балтов со славянами. До конца VII-VIII в. отношения с балтами были мирными. | Почему произошла славянизация балтов, а не наоборот? Учащиеся читают содержание первого, второго и третьего абзацев п. 1 (с. 49), далее заполняют таблицу в рабочих тетрадях. | См. приложение 1.5. | Таким образом, взаимодействие с балтами придало своеобразие местным славянским объединения племен. | Работа с учебником п. 2-4 («Кривичи-полочане», «Дреговичи», «Радимичи»). По вариантам (3 варианта) учащиеся по очереди рассказывают об особенностях того или иного племени. Заполнение таблицы. | См. приложение 1. 6. | Первичное закрепление нового материала | Проверка качества заполнения таблицы. Что такое славянизация балтов? | | | Подведение итогов | Домашнее задание: Параграф 11., повторить п.2 и 3 параграфа 6. | | | 07.02.2014 | Посещение урока в 6 «А» классе студентки-практикантки 4 курса Плавинской А.Ю. по истории Беларуси. | Тема: «Восточнославянские племена на территории Беларуси» | 10.03.2014. | Консультация с учителем-методистом по поводу проведения урока по истории Беларуси на тему « На пути к государству». Оформление документации. | | 11. 03. 2014. | Посещение урока в 6 «А» классе студентки-практикантки 4 курса Плавинской А.Ю. по истории Беларуси. | Тема: «На пути к государству» | Посещение урока учителя-методиста в 10 классе по истории Беларуси. | | Проведение урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе. | Тема: «На пути к государству» | Урок «На пути к государству» Цель урока:Способствовать усвоению учащимися предпосылок образования государства у восточных славян. Задачи урока: · создать условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между событиями, раскрывать содержание исторических понятий; · Содействовать воспитанию гражданского патриотизма у учащихся. Тип урока – комбинированный. Наглядный материал: картосхема, учебник, рабочая доска, рабочая тетрадь. Ход урока Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | Организационный | Приветствие, проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. | Проверка наличия учебника, дневника, рабочей тетради и ручке на столе. | | Проверка домашнего задания | Когда славяне выделились в отдельный народ? (в 1м тыс. до н.э.). Какие сведение были о славянах? Какой это народ? Какие были жилища у славян? Какими были отношения славян балтами? В каких веках приходит новая волна славян-переселенцев? (7-8 веках) Почему называется славянизация балтов, а не наоборот? На карте: пути расселения восточнославянских племен на территории Беларуси? Реки, вдоль которых расселялись? Главные города. Кто такие кривичи? Их отличительные черты? 3 группы кривичей? Что такое «волотовки»? Дреговичи? Отличительные черты украшений? Что известно о Радимичах? | Учащиеся показывают на картосхеме пути расселения славян на территории Беларуси. Рассказ о кривичах, дреговичах и радимичах на основе сделанной сравнительной таблицы. | | Новая тема | Что такое «государство»? Почему расслоение общества и возникновение неравенства можно возникновения государства? На территории Беларуси у славян уже появились знатные люди (знать). Кто это? Как они выглядели? В дальнейшем положение знатных людей в обществе передавалось их детям и внукам. Славянам, переселившимся на новые земли приходилось часто воевать, для этого им необходим был предводитель войска – князь. Также князь организовывал защиту своих соплеменников от нападений врагов. Чтобы обеспечивать князя, что необходимо? (платить дань. – натуральная подать, которую платили князю подвластные ему люди.). Мог ли князь в одиночку обеспечивать защиту? Нужна дружина (отряд вооруженных и специально обученных военному делу людей). В случае военных нападений, если не хватало сил дружины, откуда ждать подмоги? Сами мужчины. Мужчины одного племени составляли в случае необходимости военное ополчение. Как вы думаете по силе оно было равным с дружиной? Поэтому образовывались союзы племен. Сперва князь был только военным предводителем, а все важные вопросы решались на народном собрании – вече. Как выдумаете, кто мог в нем участвовать? Могли участвовать мужчины, способные носить оружие. Но в основном – старейшины. Поскольку славянские племена проживали на большой территории собирать вече было трудно, поэтому это дело перешло к старейшинам. Однако после возникновения государства все важные вопросы стал решать князь. Вече собиралось только в чрезвычайных ситуациях. Вспомним, что принуждало людей строить городища? Что могло быть в городищах? Кто там жил? Можно ли назвать городище городом? Согласно летописям племенное княжение было у кривичей-полочан и дреговичей. У полочан во 2 пол. Х века был свой князь – Рогволод. | Предположительные ответы учеников. Чтение рубрики «Это интересно» на с. 54. Ученики записывают в рабочую тетрадь определение (князь- военный предводитель племени., позднее властитель княжества) Запись под диктовку определений дань, дружина. Чтение материала на с.59. Учащиеся отвечают на вопросы. Рассмотрение рис. «Рогволод» | | Первичное закрепление материала | Дайте определение понятиям: Князь, дружина, вече, дань, военное ополчение, племенное княжение. Почему появление дружины стало важным шагом на пути к государственности? | Ответы учащихся | | Подведение итогов | Рефлексия. Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня: Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушам Домашнее задание: параграф 11, выучить все выделенные в параграфе определения. | Учащиеся заполняют раздаточный материал. | | 11.03.2014 | Посещение урока студента-практиканта 4 курса Лубченка О.В. в 7 «А» классе по истории Беларуси. | Тема: «Княжение Витовта» | Беседа с ученицей 6 «Б» класса Маслаковой А., с целью определения интересов. Проведение психологических тестов. | | 12. 03. 2014. | Консультация с учителем-методистом по поводу проведения предстоящего урока по истории Беларуси. Оформление документации. | | 13.03.2014. | Посещение урока учителя-методиста в 10 классе по обществоведению | | Посещение урока студента-практиканта 4 курса Лубченка О.В. в 7 «А» классе по истории Беларуси. | Тема: «Великая война» и «Грюнвальдская битва» | Посещение информационного часа в 6 «Б» классе. | Тема: «Борьба с наркоманией». «Чистый четверг» (уборка класса). | 14. 03.2014. | Проведение зачетного урока в 6 «Б» классе по истории Беларуси. Тема: «Хозяйство, ремесло и торговля восточных славян» | Раздаточный материал (картинки, письменная работа, рефлексия) | План зачетного урока «Хозяйство, ремесло и торговля восточных славян» Цель урока:Создание условий для представления о хозяйственной жизни восточных славян, также о ремесле и путях торговли. Задачи урока: · Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению хозяйственной жизни, ремесла и торговли восточных славян. · Приобщить учащихся к значимости занятий восточных славян. · Формирование ценностных ориентаций на основе созидательного патриотизма. Тип урока– комбинированный. Наглядный материал:рабочая доска, учебник, раздаточный материал (изображения украшений, ремесел и др.) Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Примечания | Организационный | Приветствие, проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. | Проверка наличия учебника, дневника, рабочей тетради и ручки на столе. | На доске закреплены изображения украшений | Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос: Как у славян появилась знать? Какую роль играл в славянском обществе князь? Что такое дань? Что такое дружина? Из кого состояла? Что такое военное ополчение? Что такое вече? Назовите полоцкого князя второй пол. Х века? Что о нем известно? Письменная работа. | Ответы на вопросы, выполнение письменной работы. | См. приложение 1.7. | Новая тема | Актуализация знаний. Постановка целей вместе с учащимися. Развитие земледелия и животноводства. В хозяйстве восточных славян преобладало земледелие. Рожь – жито («жить»). Когда на территории Беларуси произошел переход к производящему х-ву? Какие это занятия? Назовите формы земеледелия? А какую тягловую силу использовали? Также важную роль играли промыслы. Какие? Развитие общества. Подсечно-огневое земледелие требовало усилий множества людей. Поэтому жили большими патриархальными семьями. Но когда началось совершенствование орудий труда эти семьи начали распадаться. Почему? (работали сами продуктивно) Но все равно хозяйственной единицей оставалась большая семья. В то же время родовая община смениласьсоседской. Ремесла и промыслы. Что такое ремесло?(примеры) Промыслы?(примеры) Самым простым ремеслом - плотницким, косторезным занимались в каждой семье. Кузнецы делали сошники, топоры, косы. Ювелиры – украшения из цветных металлов. Также распространение получило изготовление из глиняной посуды. Как изготовляли? До Х века лепили руками. Широко было распространено бортничество. Что это? Бортью наши предки называли дупло в дереве, где селились пчелы. Торговля На белорусских землях не было месторождений драгоценных металлов или янтаря. Так что же могли продавать? Когда попадали торговцы на т-рию Беларуси, то местные могли выменивать их продукцию на что-либо. Больше всего они ценили шкурки пушных зверьков, которые могли заменять деньги. Ученые считают, что наши предки ценили монеты сами по себе, т.е. как предмет. Поэтому часто их использовали в качестве украшений. | Ответы учащихся. Рассмотрение на с. 60 рис. «Соха». Назвать различия между двумя примерами. Чтение на с. 139 «Соседская община» при необходимости под запись в рабочую тетрадь. Рассмотрение схемы на с. 60 учебника Рассматривают раздаточный материал (иллюстрации украшений) Рассмотрение схемы и рисунка на с. 60 и с.62 учебника. Ученики называют еще виды промыслов. Что такое бортничество? Раздаточный м-л (иллюстрация борти). Чтение рубрики «Это интересно» на с. 63 | См. приложение 1.8. | Первичное закрепление нового материала | Что способствовало переходу от родовой к соседской общине? Назовите виды ремесел и промыслов восточных славян? | Ответы на заданные вопросы. | | Подведение итогов | Рефлексия.(на раздаточных карточках) Я смог (ла)… Для меня было сложным… Интерес вызвало… Я доволен собой… Мое настроение после урока… Домашнее задание: параграф 12, повторить параграф 7. | Проведение рефлексии учащихся. | См. приложение | 14.03.2014. | Встреча с учениками 6 «Б» класса по поводу предстоящего информационного часа на тему «Увлечения. Интересы» | | Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 11 классе. | | Посещение урока учителя-методиста по обществоведению в 11 классе. | | Посещение урока студентки-практикантки 4 курса Плавинской А. Ю. в 6 «А» классе по истории Беларуси. | Тема: «Хозяйство, ремесло и торговля восточных славян» | Анализ урока товарища 14.03.2014 6 «А» класс История Беларуси Плавинская Анастасия Юрьевна «Хозяйство, ремесло и торговля восточных славян» Цель урока: Формирование представления о хозяйственной жизни восточных славян, также о ремесле и путях торговли. Комбинированный тип урока. Оборудование: учебник, раздаточный материал (иллюстрации украшений, ремесел), рабочие тетради. В ходе эвристической беседы учитель вместе с учениками поставил задачи урока. Для проверки домашнего задания был осуществлен фронтальный опрос. Рассказ новой темы сопутствовался вопросами к учащимся из предыдущих тем, что позволило применить полученные раннее знания. Также рассказ учителя был дополнен демонстрацией иллюстраций украшений, ремесел наших предков. Для подведения итогов уроков была проведена рефлексия (раздаточный материал на карточках). | 15. 03.2014. | Оформление документации. Подготовка урока по истории Беларуси на тему «Религия и мифология восточных славян». Подготовка информационного часа на тему «Увлечения. Интересы». | | 17. 03.2014. | Консультация с учителем-методистом по поводу проведения урока по истории Беларуси. Встреча с учениками 6 «Б» класса по поводу предстоящего информационного часа. | | Посещение зачетного классного часа студента-практиканта 4 курса Лубченка О.В. в 7 «А» классе. | Тема: «Наши имена» | 18.03.2014. | Посещение урока студентки-практикантки 4 курса Плавинской А.Ю по истории Беларуси в 6 «А» классе. | Тема: «Религия и мифология восточных славян» | Посещение урока по истории Беларуси учителя-методиста в 10 классе. | Письменная работа. | Проведение зачетного урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе. | Тема: «Религия и мифология восточных славян» | План проведения зачетного урока «Религия и мифология восточных славян» Цель урока:Приобщение учащихся к религиозным ценностям наших предков, а также способствование расширению знаний о религии и мифологии восточных славян. Задачи урока: · способствовать углублению и расширению знаний учащихся о религии и мифологии наших предков. · Способствовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию чувства уважения к культурно-историческому прошлому нашей страны. Тип урока -комбинированный Наглядный материал: рабочая доска, учебник, раздаточный материал. Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания | Организационный | Приветствие, проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. | Проверка наличия учебника, дневника, рабочей тетради и ручки на столе. | | Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос: Опишите способы обработки почвы? С чем связанно выделение малых семей из больших патриархальных? В чем отличие родовой и соседской общин? Из-за чего стали появляться люди, которые не были заняты в хозяйстве? Расскажите о ремеслах и промыслах восточных славян. О чем нам могут рассказать монеты, найденные на территории Беларуси? Расскажите о торговле восточных славян? | Ответы учащихся на вопросы. | | Актуализация знаний. Ввод в новую тему. | Что мы знаем о религии и мифологии славян? | Постановка целей на урок вместе с учащимися. | | Новая тема | Культ предков. С чем связано возникновение религии? Как начали верить в то, что у человека есть душа? Вера в существование души называется анимизмом. Верили, что даже после смерти души людей могут влиять на жизнь живых. Особенно верили в силу душ умерших старейшин. Души умерших охраняли род. Таким образом, зародился культ предков. Знаете такое выражение: «Чур меня!» -призывали предков. Славяне также верили, что душа старшего в семье может превратиться в домового. | Учащиеся записывают определения термина «анимизм» в рабочие тетради. | | Духи. Почему же покланялись деревьям, камням? (населены духами) В лесу кто существовал? (леший) В воде? (водяной – враждебный дух) В поле? (полевик) Скажите, а как задабривали наши предки духов? | Учащиеся рассказывают о духах, про существование которых слышали, при этом характеризуя их. Читаем «Это интересно» на с. 65. | | Языческие боги. Язычники–славяне почитали много богов (многобожие). | Самостоятельное прочтение пункта 3 для заполнения таблицы. | См. приложение 1. 9. | Святилища Каждое племя имело специально место, где поклонялись богам. Называлось СВЯТИЛИЩЕ или КАПИЩЕ. В центре стоял идол, а вокруг горели костры. Идол – образное изображение богов. Наиболее сохранившиеся идолы – Шкловский и Слонимский. | Рассмотрение рис. На с.67 Раздаточный материал – изображение Шкловского и Слонимского идолов. | См. приложение 1.10. | Обряды. Какие обряды предков вы знаете? Погребальный обряд, клали в могилу и предметы, что связано с верой душу. Обряд – специальное ритуальное действие. Как хоронили балты? Как славяне? До Х века славяне-язычники тоже сжигали покойников, а позже стали хоронить в землю. Погребальный обряд восточных славян состоял из поминальной трапезы и тризны– если время – пишем. Календарные обряды были тесно связаны с земледельческими работами. Какие народные праздники сохранились? Колядные песни должны были ускорить наступление тепла, а на Масленицу провожали зиму. Зажинки и Дожинки –начало и завершение урожая. Люди верили, что этими обрядами можно повлиять на силы природы. | На с. 139 читаем определение понятия «тризна», при необходимости записываем в рабочую тетрадь. Показ картинок с изображением тризны. | См. приложение 1.11. | Первичное закрепление нового материала | Перечислите духов, которым поклонялись предки? Каким богам покланялись славяне-язычники, и почему пытались их задобрить? | Ответы учащихся на вопросы | | Подведение итогов | Рефлексия. .На уроке я работал… Своей работой на уроке я… Урок для меня показался… За урок я… Мое настроение… Материал урока мне был… Домашнее задание: параграф 13, выучить выделенные в параграфе термины. | На раздаточном материале учащиеся делают рефлексию. | | 18.03.2014 | Посещение урока студента-практиканта 4 курса Лубченка О.В. в 7 «А» классе | Тема: «Гражданская война 1432-1439 гг.» | Проведение информационного часа в 6 «Б» классе. | Тема: «Увлечения. Интересы». | 19.03.2014. | Оформление документации. Консультация с учителем-методистом по поводу определения количества документов необходимых для подписи. | | Посещение зачетного внеклассного мероприятия по истории студента-практиканта 4 курса Лубченка О.В. в 7 «А» классе. | Тема: «Мир средневековья» | 20.03.2014. | Посещение урока по истории Беларуси учителя-методиста в 10 классе. | | Посещение зачетного информационного часа студента-практиканта 4 курса Лубченка О.В. | Тема: «День памяти Хотыни» | 21. 03.2014 | Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 11 классе | | Посещение урока учителя-методиста по обществоведению в 11 классе | | Заполнение документации. | | 22.03. 2014 | Оформление документации. Написание отчетов по методологическому, педагогическому и психологическому аспектах прктики. | | |