Блок VI. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия Все упражнения выполняются по 4—6 раз. В этот цикл можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2—3 раза. В начале цикла целесообразно сформировать у ребенка «правильное дыхание» (см. главу 5). Рассмотрим еще несколько упражнений. Ф «Цветок». Из положения стоя с опущенными руками легким движением поднимать руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на мысочках («вырос цветок») — глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») — одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку. Ф «Ветер». Руки на поясе. Сценарий: «Наступила зима (лето, осень, весна), а) Стало холодно (тепло), б) Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер». Расшифровка сценария: а) Сильный вдох носом, б) Медленный выдох ртом как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю (пальцем быстро двигать то вправо, то влево), чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой. 468 Часть III. Дидактические материалы ft «Трусливый птенчик». Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти на уровне плеч собраны в кулаки и смотрят вверх. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются обратно одновременно с открытием и закрытием рта. Q «Акула», а) Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Двигать нижней челюстью вперед-назад и одновременно вытягивать и возвращать в исходное положение руки, б) Одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая — вытянута в том же направлении. Двигать челюстью вправо-влево и перемещать руки в ту же сторону, что и челюсть, в) Руки на поясе. Круговые движения челюстью. Во всех упражнениях на втором этапе присоединяется разнонаправленное движение челюсти и рук. На третьем — движения челюсти и рук синхронизируются сначала с однонаправленными движениями глаз, затем — с разнонаправленными. Л Покусывание и почесывание губ зубами. Ф «Улыбка-трубочка». Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки — в стороны. Q «Пятачок». Руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу и перемещать руки в ту же сторону, что и губы. На втором этапе присоединяются разнонаправленные движения губ и рук. На третьем они синхронизируются с однонаправленными, затем — с разнонаправленными движениями глаз. Ф «Рыбки разговаривают», а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе, б) Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз, в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя». Ф «Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. Программа 3. Курс занятий с детьми 4—7 лет & Покусывание, похлопывание и растирание щек. Л «Хомяк*. Сценарий а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он — сытый, а такой — голод ный. б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую. в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так! Расшифровка сценария а) Дети шагают с закрытыми ртами. Надувают обе щеки и разво дят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к жи воту. б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека. На втором этапе щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На третьем — присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное дви жение глаз. в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Ф «Язык-путешественник». Если какие-то этапы представления сказки «Язык-путешественник» вызывают затруднения, они, естественно, должны быть отработаны отдельно. Сценарий а) Вышел язычок на улицу. Аи! Холодно! И спрятался в домик. б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся. в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел, и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так! г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач! д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой? Вот так! Тик-так. е) Решил поиграть в стрелочки, вот так. ж) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать и цокать, как лошадка, вот так. з) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятал. и) Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть, вот так! к) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой — обедать и спать. Расшифровка сценария Ф а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе. 470 Часть III. Дидактические материалы Ф б) Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу. Л в) Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу. Ф г) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными; на третьем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз). Ф д) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На втором-третьем этапах дополнения те же, что и в (г). Ф е) Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, влево, а другая рука при этом — на поясе. Это упражнение проводится сначала с ведущей рукой, потом неведущей, затем — с обеими. На втором этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык — вверх, рука — вниз; язык — влево, рука — вправо и т.д. На третьем этапе отработанные выше глазодвигательные этюды выполняются сначала однонаправленно с движениями рук, а затем — ре-ципрокно. Ф ж) Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе. Л з) С силой (до боли) выкидывать 8—10 раз язык вперед, изображая «жало змеи». Одновременно с этим сжатые в локтях руки выбрасывать вперед и выпрямлять их. Л и) Сначала кусать, а потом чесать язык зубами (от самого кончика до середины). Руки на поясе. ft к) Цокать, стоя на месте, руки на поясе. |