Курс занятий с детьми 4—7 лет Программа «Дельфины» осуществляется в три этапа. На первом этапе, который продолжается примерно месяц, ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный характер. На третьем этапе работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом — реципрокными координа-циями. Итак, обратимся к описанию конкретных технологий, которые входят в программу «Дельфины», состоящую из 7 блоков. Поскольку каждый из них присутствует на всех этапах психолого-педагогического воздействия, они представлены в целом, а те изменения, которые появляются на каждом последующем этапе, оговорены в тексте. Упражнения, остающиеся на всем протяжении без изменений, помечаются условным обозначением Ф, а меняющиеся — Ф. Блок I. Разминка Упражнения выполняются стоя, 4—6 раз каждое; эффективно «озвучивание», проговаривание соответствующих движений («тик-так», «у-у-у-полетели» и т.п.). U «Яблочко по блюдечку покатилось*. Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот). Л «Качели*. Наклоны головы вперед—назад, как будто голова на качелях качается «кач-кач». Л « Часы*. Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «тик-так». Все эти упражнения выполняются в положении — руки на поясе. 9 «Плечи прыгают». Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: «прыг-скок». На втором и третьем этапах программы упражнение усложняется: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч (одно поднимается вверх, другое опускается вниз). 462 Часть III. Дидактические материалы 0 «Мельница». Синхронное вращение прямых рук вперед и назад. На следующих этапах добавляется реципрокное (разнонаправленное) вращение (одна рука идет по кругу вверх, другая — вниз). Л «Кощей». Развести руки в стороны, горизонтально полу, согнуть их в локтях и максимально свободно поболтать ими («как будто Кощей костями трясет»). 0 «Карусели». Синхронное, однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом — против. Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. На втором и третьем этапах в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение. Ф «Ручки уронили». Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз («бах!»), то есть скинуть напряжение. Ф «Карусели и качели». Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем — влево-вправо. При выполнении следующей группы упражнений можно одной рукой держаться за стул. Ф Стоя на одной ноге, ребенок производит вращение свободной прямой ноги в бедре, затем ноги меняются. Из того же положения — раскачивание прямых ног в бедре вперед-назад, сначала одной ногой, затем другой. Мысок тянуть на себя. Ф Аналогично — поочередное вращение и раскачивание ног в коленных, а затем в голеностопных суставах. Это упражнение хорошо удается детям в положении «лежа на животе». Блок II. Растяжки рук Выполнение растяжек должно проводиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. Эти упражнения не претерпевают изменений на втором и третьем этапах. ft Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть Программа 3. Курс занятий с детьми 4—7 лет____________________ 463 руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх. <3f Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее вправо, то же — с правой рукой. & Соединить пальцы домиком и надавливать друг на друга; то же по одной паре пальцев. Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев. Блок III. «Море» Все упражнения выполняются стоя по 4—6 раз. Данная физкультминутка не претерпевает изменений на втором и третьем этапах. • Сценарий На море плещутся волны: а) маленькие и б) большие. Вот такие! в) По волнам плывут дельфины: мама и папа. г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так. д) За ними плывут их дельфинята, вот такие! е) Один нырнул, а другой вынырнул. ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плав ник. А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая. з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так. и) Ну-ка показали все ножки-осьминожки. к) И все вместе танцуют и смеются. Вот так! • Расшифровка сценария а) Одна рука на поясе, другая — на уровне груди рисует в возду хе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сна чала одной, затем другой рукой. б) Руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе большую вол ну горизонтально полу. в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообраз ные движения вперед. г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочеред ные волнообразные движения вперед. д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед. 464 Часть III. Дидактические материалы е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед. ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти несильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указа тельные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообраз ные движения вперед. з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны. и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны. к) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях. |