| Занятие 1. Гласные звуки А О У Э Ы И
 
 
 
 * Семафор» 1) Ребенок проговаривает гласные с движениями рук: • «а» — руки вверх • «о» — руки вперед • «у» — руки в стороны • «э» — руки вдоль тела • «ы» — руки сложить в замок за спиной • «и» — руки сложить в замок на голове 2) Ребенок должен угадать гласные по движениям рук и записатьих красным цветом в таблице:
 a. руки вверх, руки вдоль тела b. руки вперед, руки в замок на голове c. руки сложить в замок за спиной, руки в стороны d. руки вперед, руки вдоль тела, руки сложить в замок за спиной
 e. руки в стороны, руки сложить в замок на голове, руки вперед
 f. руки вдоль тела, руки вверх, руки в замок на голове Занятие 2. Гласные буквы первого и второго ряда-1 «Игра в мяч» Гласные первого ряда: а о у э ы; гласные второго ряда: я ё ю е и. На доске вывешивается (или пишется) схема, чтобы ребенок понял, как путем слитного произнесения мягкого согласного «и» и гласных первого ряда образуются гласные второго ряда, служащие для обозначения мягких согласных на письме (исключением является пара гласных «ы—и»). 
 Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 427                                         | О | а |  | У | э | ы |                       | и | йа | йо | йу | йэ | - |                       | О | я | ё | ю | е | и |  1) Ребенок самостоятельно заполняет таблицы с пропущеннымигласными буквами красным цветом. Кружок (О) перед гласными пер
 вого ряда (а о у э ы) следует закрасить в синий цвет, они пишутся
 после твердых согласных; кружок (О) перед гласными второго ряда
 (я ё ю е и) надо закрасить в зеленый цвет, они пишутся после мягких
 согласных (смягчают согласные). Задание можно выполнять с опорой
 на схему и по памяти.
 Пары гласных можно отработать с мячом: взрослый бросает мяч и произносит гласную первого ряда (например, «а»), а ребенок бросает мяч обратно и называет гласную второго ряда («я»). 2) Взрослый произносит слово (список слов приводится ниже)и кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласную букву из этого слова
 и кидает обратно мяч.
 Слова с гласными первого ряда: а о у э ы                                         | мак | дуб | сто |                       | сэр | сыр | ус |                       | дым | ах | мэр |                       | ось | сок | сад |  Слова с гласными второго ряда: я ё ю е и                                         | мяч | ёрш | юг |                       | ель | ключ | кит |                       | рёв | як | ил |                       | клюв | свет | ряд |  3) В представленных выше словах ребенок закрашивает гласныебуквы красным цветом; согласную букву, стоящую перед гласными а
 о у э ы, — синим цветом (обозначает твердый согласный звук); со
 гласную букву, стоящую перед гласными я ё ю е и, — зеленым цве
 том (обозначает мягкий согласный звук).
 
 428 Часть III. Дидактические материалы Занятие 3. Гласные А—Я «Игра в мяч» Здесь и далее на занятиях схема гласных первого и второго ряда обязательно вывешивается или пишется на доске. Кружки закрашиваются (см. занятие 2). 1) Взрослый произносит  слово (список слов приведен ниже) и кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласные звуки из этого слова и
 кидает мяч обратно. Например, Ася — а-я.
 2) Ребенок красным цветом вписывает гласные буквы «а-я» вслова.
 
 Занятие 4. Гласные О—Ё «Игра в мяч» 1) См. занятие 3, задание 1. 
                                          
 2) См. занятие 3, задание 2. 
 
 Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 429 Занятие 5. Гласные У—Ю «Игра в мяч»  1) См. занятие 3, задание 1. 2) См. занятие 3, задание 2. 
 Занятие 6. Гласные Э—Е «Игра в мяч» 1) См. занятие 3, задание 1. 2) См. занятие 3, задание 2. 
 
 430 Часть III. Дидактические материалы Занятие 7. Гласные Ы—И «Игра в мяч» 
 1) См. занятие 3, задание 1. 2) См. занятие 3, задание 2. 
 
 
 
 
 |