Естественно-правовая школа С точки зрения естественно-правового подхода, помимо права создаваемого государством существует ещё некое «естественное право», имеющее бо́льшую силу, чем позитивное0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE"[27]. Под ним понимаются представления о справедливости и общем благе, в частности — это право на жизнь, на свободу, собственность, равенство и т. д. Признаётся, что такое право существовало всегда. Разработчиком либертарно-юридического подхода является 0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA"академик 0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA"РАН В. С. Нерсесянц. Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, который, в свою очередь, включает единство трёх компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости. Современным оригинальным разработчиком либертарно-юридической теории является 0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80"профессор 0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8"Высшей школы HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8"экономикиВ. А. Четвернин. Билет 31 • Понятие, виды, субъекты правотворчества Правотворчество – это вид деятельности государства, в результате которой политическая воля выражается в виде 5.biz/pravo/t002/28.htm"нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового регулирования. Принципы правотворчества: • законность; • гласность; • демократизм; • профессионализм; • строгая дифференциация правотворческих полномочий; • планирование. Виды правотворчества: • издание нормативно-правовых актов; • санкционирование государственными органами правовых обычаев или корпоративных норм; • заключение нормативных договоров. Субъекты правотворчества: • государство в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме); • органы местного самоуправления (которые не являются государственными органами, что закреплено в Конституции); • в редких случаях – физические лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты. Например работодатель может утвердить правила внутреннего распорядка, которые содержат правовые нормы обязательные для всех работников организации. В большинстве случаев частные лица и их организации вправе совершать не нормативные, а индивидуальные правовые акты, например сделки, которые создают права и обязанности лишь для участников этой сделки. Такая деятельность правотворчеством не является, так как никаких правовых норм не создает. • Внешние функции государства Внешние функции: 1) экономическое сотрудничество с другими странами; 2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ; 3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов; 4) борьба за мир и мирное существование; 5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами; 6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества. • Виды нормативно-правовых актов в современной России Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащей обязательные юридические нормы. Это внешнее выражение нормы права. Классификация нормативно-правовых актов По юридической силе: 1) законы (акты, обладающие высшей юридической силой); 2) подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения, и др. По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты: 1. акты референдума (непосредственного народного волеизъявления); 2. акты органов гос. власти 3. акты органов местного самоуправления 4. акты Президента 5. акты органов управления 6. акты должностных лиц государственных и негосударственных органов. При этом может быть акты: 1. принятые одним органом (по вопросам общего ведения ) 2. совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения) По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.) По сфере действия: 1. Акты внешнего действия (общеобязательны для всех - охватывают все субъекты, например федеральные законы, федеральные конституционные законы). 2. Внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности) Различают действие нормативно-правовых актов: 1. по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт) 2. по времени ( вступление в силу - как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы) 3. в пространстве ( как правило, на всю территорию) В РФ действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции). Также есть: локальные НПА (НПА органов гос. власти субъектов РФ) - действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай. Билет 32 • Публичное и частное право Деление права на публичное и частное (jus publicum и jus privatum) имеет основополагающее значение для современной юридической науки. Впервые важность этого деления была осознана еще в Древнем Риме. Римский юрист Ульпиан так определял эту дефиницию: публичное право относится к положению римского государства, частное — к пользе отдельных лиц. В советской правовой доктрине и юридической науке это разделение игнорировалось, поскольку сам тип советского государства и советской коммунистической идеологии игнорировали индивидуальность как таковую, не приемля такие категории, как «частный интерес», «частная собственность», «личная свобода» и т.д. Предполагалось, что у человека не должно быть сфер жизни, не проницаемых для государства. Социально-правовая трансформация 1990-х гг. привела к отказу от государственного патернализма и к возрождению частной сферы, а вместе с тем резко возросла роль частноправовых сфер и принципов деления права на частное и публичное. Важно уточнить, что на частное и публичное разделяются не отрасли российского права, а все правовые нормы нашего государства. Таким образом, в состав отдельных отраслей и институтов российского права входят нормы как частного, так и публичного права, хотя для каждой отрасли права доля тех и других индивидуальна (в конституционном преобладают нормы публичного права, а в гражданском — нормы частного права). Сущность частного права и его принципы исходят из независимости и автономности личности, из признания защиты частной собственности, из свободы договора и т.д. Частное право защищает интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами, регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые государства ограничено. Индивид самостоятельно решает, какие права и каким образом ему использовать. В публичноправовых отношениях стороны выступают как неравноправные в юридическом смысле. Одной из сторон выступает государство (либо его орган, либо должностное лицо, наделенные соответствующими властными полномочиями). Частное право — это область свободы и децентрализации, публичное — область необходимости и централизма. В частном праве выражаются частные интересы отдельных лиц, в публичном — интересы государства. В частном имеет место децентрализованное регулирование общественных отношений, в публичном — централизованное регулирование общественных отношений государственной властью. В частном инициатива защиты прав исходит от заинтересованного лица, в публичном — от государства. В частном действует презумпция «Все что не запрещено разрешено», в публичном — «Все что не разрешено законом непосредственно запрещено». Итак, система права в целом состоит из систем публичного и частного права. Система публичного права состоит в свою очередь из конституционного, административного, финансового, уголовного, экологического, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права, а также части международного публичного права, которая выступает источником российского права. Система частного права состоит из гражданского, семейного, трудового, земельного, международного частного права. Разумеется, между публичным и частным правом нет раз и навсегда проведенных границ. В любой отрасли частного права присутствуют публичноправовые моменты, в любой отрасли публичного права — моменты частноправовые. Система права находится под немалым воздействием субъективного момента — нормотворческой деятельности государства. Поэтому само представление авторов тех или иных законопроектов, субъектов нормотворческой деятельности о системе права и необходимом соотношении отраслей права значительное влияет на целостность системы права как таковой. • Государство и экономика Главная задача государства в сфере экономики - это защита прав и интересов предприятий и предпринимателей, характеризуемая многоаспектностью и сложностью. Она предполагает законодательное закрепление гарантий прав и интересов предприятий и предпринимателей. Без определения правовых гарантий деятельности предприятий и предпринимателей нельзя говорить и об их нарушениях. В частности, государством должны гарантироваться: право свободно заниматься предпринимательской деятельностью и право приобретать необходимое для этой деятельности имущество; защита имущества предпринимателей от незаконного изъятия; свободный выбор сферы деятельности в пределах, установленных законодательством; право распоряжаться имуществом, производственной продукцией и прибылью; защита от влияния монополистической деятельности отдельных предприятий и объединений предприятий; право деятельности отдельных предприятий и объединений предприятий; право решать вопросы ценообразования, форм и способов реализации продуктов; самостоятельно определять структуру и штат работников и т.д. Вмешательство государства в предпринимательскую деятельность предприятий и частных лиц допускается только на основе законодательства и ограничивается, как правило, следующими вопросами, относящимися к исключительной компетенции государства; соблюдение законности; оборона и безопасность общества; безопасность и здоровье граждан; налоговое, ценовое и антимонопольное регулирование; предоставление социальных гарантий; соблюдение экологических, санитарных и противопожарных норм. • Источники (формы) права Источник права - это специальная юридическая категория, которая используется для обозначения формы внешнего выражения правовых норм, формы их бытия, объективирования. С точки зрения науки теории государства и права выделяются четыре вида источников: нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы международного права. Нормативно-правовые акты – это письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы, нормативно-правовые акты классифицируются по различным признакам: По юридической силе (законы и подзаконные акты). Законы по форме выделяются: основной закон (конституция) страны, законы-поправки к конституции, конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации. По видам законы можно классифицировать: законы-основы, законы кодексы, обычные законы. Подзаконными нормативно-правовыми актами являются нормативные указы, постановления правительства, различные положения, инструкции и т.д. По субъектам издания нормативно-правовые акты подразделяются на акты: органов государственной власти, (акты, принятые референдумом), органов Местного самоуправления, общественных организаций и коллективов трудящихся. Нормативно-правовые акты классифицируются также по отраслям права. К ним относится деление актов на акты гражданского права, административного, экологического и т.д. Принято различать действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. 2. Санкционированные обычаи и деловые обыкновения. Эти источники в российской правовой системе используются в очень редких случаях. 3. Судебный и административный прецеденты как источники права широко используются в странах с англосаксонской правовой системой. 4. Нормы международного права. Билет 33 • Принципы и гарантии законности Принцип законности — принцип четкой определенности норм права, принцип права. Если государство налагает те или иные ограничения на поведение людей, то оно как минимум должно четко и недвусмысленно очертить границы этих требований. В частности, правовые нормы не должны зависеть от усмотрения конкретных должностных лиц. Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Объективные условия - экономические, политические, социальные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. . Субъективные факторы - состояние правовой науки, полнота и развитие в ней процессов гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций, концепций, эффективная деятельность политического руководства, правовое избрание лидеров приоритетов при принятии политических решений. Специальные средства обеспечения законности - юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. 1. юридические гарантии (средства) - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, осуществление и защиту прав и свобод: • средства выявления (обнаружения) правонарушений - деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда, могут быть граждане (например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностного лица в суд) • средства предупреждения правонарушений - закрепленные в праве средства, позволяющие устранить возможные правонарушения (н-р, расторжение трудового договора по инициативе администрации возможно только с согласия профсоюза. Эта норма позволяет предотвратить возможное нарушение администрацией трудовых прав граждан, не допустить незаконное увольнение. Также сюда относится досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр) • меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранение последствий правонарушений - принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), взыскания (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) • юридическая ответственность - наказание лица, виновного в совершении правонарушения • процессуальные гарантии - реальная жизнь формально закрепила права и свободы, их можно получить, имея процессуальное закрепление. Недостаточно закрепить права и свободы в К, необходимо подкрепить их текущим законодательством, четким юридическим механизмом реализации • правосудие - деятельность судов, осуществляемая в процессе рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью укрепления -законности 2. организационные гарантии - различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Это кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и ПОО, образование в их структуре спец. подразделений. Таким образом - для обеспечения стабильной законности и устойчивости правопорядка необходима целенаправленная работа по совершенствованию объективных условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства. • средства пресечения правонарушений - задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, отмена незаконных актов • Современное отношение к марксистско-ленинской теории права В российской науке теории государства и права многие десятилетия господствовал марксистско-ленинский подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государств и права признавалась единственно правильной, все другие теории считались ложными и подвергались критике. Это обедняло нашу науку, не позволяло использовать в полной мере мировые достижения политической и правовой культуры, что тормозило развитие науки теории государства и права. В последнее время марксистско-ленинская доктрина подверглась жесткой критике. Отрицательное отношение к ней как к учению было обусловлено затяжными кризисами во многих социалистических странах. Действительно, в этой доктрине немало утопий и устаревшего, но есть и положения и выводы, идеи о коллективизме, социальной справедливости. • Верховенство права в правовом государстве Принцип верховенства закона в правовом государстве. Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства. поэтому правовое государство это и конституционное государство. Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц. Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами. Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц. Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами. Вот почему формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права. Но при всей важности закона и законности для правового государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к институционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облечен государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее законодательство. Вообще, для правового государства необходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы юридические принципы и основные права человека и гражданина. Здесь особая роль принадлежит конституции. В основном законе как раз и должны быть зафиксированы принципы господства права и механизма его осуществления для того, чтобы избежать произвола и сохранить правопорядок. Господство права должно быть не только в правотворчестве, но и в реализации права, т.е. в правоприменительной деятельности. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты долж- ны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов. Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции. Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе. Билет 34 • Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка Гарантии законности принято делить на общие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др. Раскроем кратко каждый из этих видов. Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные 6lhizcxfrqtqu19-hmtfyzbggu5flp7tswtavo21hsbeb70qzk2ork*netpxsz3p6a*iaiz3kwadyrulj*ub0thoyxuwttvligd8gue-m50so3tdbnum5ttqgvragqporvoxpyzh-4ljx2fj31qjhowlowacbsowc6ixgi-nzyfs57jmikkgmqlvhnyhjmuvdatko4h1rcujcevexbtzpnl6*icghzl93su4qziv3vox3nyff7sgbec057nyv35chwj1itu3qdscxqlohfhfiynaahj-qeg8jxge38k*no0fabdokddalqsdj5oa3w5spvcfti2inzng2fqejq9r5vqfyfz6wjceyvtxc0&eurl%5b%5d=e-58mvb39vf4fpdg-lrvax2r3zvtsltj0xxr-l6u9v8-ll5h*xbthkn4psk"интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере. Пример тому - нынешняя ситуация в России. Политические гарантии. Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть - важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей. Идеологические гарантии. Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных 7vjwi5ztq7xeugbndwmvp0tqqag2b9msxe*mugg2bpsb2knkrsowpet2fjbdsuzvapytj-xuyfjxwedk81ojx2uncpfognrmif6afvqk0nldhqhgzfosi4knfybgux6sowiw85oasis1zf0mahujzb8cz4xn9s3c55eytnx3vo3m2r1dgwg3isaj32unoc*qgs2g59vmfglpzz9scjqxg4ck0etu3gbraevfawkta4gstic*1eiq9wi5mmpwl2uzcr8rr*5q-6ixxcpshj0mn-wj9plcawo2bhokkd6t9hoau4gf24k3zunk7j0m0qss*swadhcotdbjdv45hodgzgja84zg&eurl%5b%5d=e-58mpewl5y*8f6nn3*eyrzafl4fi66qu86lbahket1ehqwz"кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права. Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно. Организационные гарантии. Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан. Что касается специальных, или юридических, гарантий, то они более конкретны и самоочевидны, чем общие, и поэтому вряд ли нуждаются в пространных объяснениях. Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях 8fxxybllipyxkrbt3nsebawifvptr6hvzblgb7o*2nwujlqzsfikm21k06i4lfyallqp93xj-ezn9epzk0xqyueyivkscbyy92b0ra2fp3tfcyjrrvq*spxcopvwh8b5fre6vonsvscd1ponbanosgxjoqznzw0cizn73vunfeye4u7apmpunbmch5lq5sj9y7b7njymytsi1oosflkqba6wzgf4sfadmgd7icfnrmdii9rlt*xsc3okzdhh8wdpfwkcqa2twfqkjkuqncrli7kahzm2br4uhywlrtfvytvfthe0gaihdbozj1kpexf10md1lrcznqkj9dgmjma14wpytvwx2mvxoafu9*5ijqtvfhps-cqe&eurl%5b%5d=e-58mqipqkkjif5a*rjtb3ux25mrbw-kgkxamelcprr5logu"уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты. Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов. Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности. Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе. • Современная проблема ТГП • Субъекты, принципы и стадии правотворчества Правотворчество – это вид деятельности государства, в результате которой политическая воля выражается в виде 5.biz/pravo/t002/28.htm"нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового регулирования. Принципы правотворчества: • законность; • гласность; • демократизм; • профессионализм; • строгая дифференциация правотворческих полномочий; • планирование. Субъекты правотворчества: • государство в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме); • органы местного самоуправления (которые не являются государственными органами, что закреплено в Конституции); • в редких случаях – физические лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты. Например работодатель может утвердить правила внутреннего распорядка, которые содержат правовые нормы обязательные для всех работников организации. В большинстве случаев частные лица и их организации вправе совершать не нормативные, а индивидуальные правовые акты, например сделки, которые создают права и обязанности лишь для участников этой сделки. Такая деятельность правотворчеством не является, так как никаких правовых норм не создает. Стадии правотворчества • законодательная инициатива (т. е. право внесения законопроекта в одну из палат парламента); • обсуждение и доработка законопроекта (в РФ он обсуждается в трех чтениях); • его принятие (в РФ – Государственной Думой, Совет Федерации не принимает закон а лишь одобряет его); • его санкционирование (например, в РФ одобрение Советом Федерации и подписание Президентом); • его обнародование т. е. промульгация его главой государства и непосредственно официальное опубликование. Промульгация – это принятие главой государства решения об обнародовании закона, непосредственное обнародование производится путем размножения текста закона в официальном издании – в РФ это «Российская газета», «Парламентская газета» или Собрание законодательства. Билет 35 • Виды правоотношений По характеру взаимоотношений между субъектами обязанным и управомоченным лицом выделяются абсолютные и относительные правоотношения. В относительных правоотношениях правообладателю противостоят в качестве обязанных строго определенные лица: его права могут быть нарушены ими, а в случае неисполнения обязанности обязанным лицом можно применять меры принуждения только к этому лицу. Так, требовать возврата займа можно только от должника (но не от его родителей, брата и др.). В абсолютных правоотношениях правообладателю противостоит заранее неограниченный круг обязанных лиц, которые обязаны воздержаться от нарушения прав правообладателя. Так, правам собственника противостоит обязанность всех остальных лиц не препятствовать ему во владении, пользовании и распоряжении вещью. По объему гражданских прав правоотношения подразделяются на имущественные и неимущественные, что обусловлено как объектом, так и спецификой защиты права. Имущественные правоотношения всегда возникают по поводу определенных материальных благ и связаны либо с нахождением имущества у конкретного лица (право собственности и т.п.), либо с переходом имущества от одного лица к другому лицу (по договору, в порядке наследования и т.п.). Для зашиты имущественных прав применяются меры имущественного характера (возмещение причиненных убытков, неустойка и др.). Личные неимущественные права возникают по поводу нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ — честь, достоинство, право авторства и др.). Для их защиты наряду с мерами имущественного характера применяются меры неимущественного характера (обязанность опровергнуть распространенные сведения, признание лица автором и др.) По способу удовлетворения интересов правообладателя — выделяются вещные и обязательственные правоотношения. Вещные правоотношения опосредуют статику имущественных отношений и прочное использование самим управомоченным лицом (например, собственник своими действиями получает удовлетворение от использования своего имущества). Обязанность всех остальных лиц — не мешать собственнику владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Обязательственное правоотношение реализуется обязанным лицом путем совершения в пользу правообладателя определенных действий. Интерес правообладателя заключается в том, что должник обязан совершить активные положительные действия для удовлетворения требований кредитора (правообладателя). По распределению прав и обязанностей между субъектами различают простые и сложные правоотношения. В простом правоотношении у одного участника имеется только право, на другом лежит только обязанность (договор займа). В сложном правоотношении у каждого участника имеется одновременно и право и обязанность (например, в договоре купли-продажи можно выделить две основных обязанности — по передаче вещи и по уплате денег. Соответственно, покупатель имеет право потребовать передачи товара и обязанность уплатить за него, а продавец имеет право требовать уплаты покупной цены и обязанность передать товар. • Понятие ТГП Теория государства и права - это система знаний об объективных законах общественного развития, отраженных в государственно-правовых явлениях, их социально-политических целях, механизме государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденциях его развития. Теория государства и права” - наука о государстве и праве вообще. Как и любая другая наука, она представляет собой общечеловеческую ценность, опирается на знания, добытые учеными всех стран мира. Сегодня теория государства и права деидеологизируется, становится действительно научной дисциплиной, беспристрастно и объективно изучающей свой предмет. Объектом ее изучения выступают не конкретное государство и его система, а государство и право как таковые. • Законы и нормы международного права В обеспечении конституционного порядка в Российской Федерации закон, другие нормативно-правовые акты взаимодействуют с международным правом. Об этом свидетельствуют положения Конституции Российской Федерации. Важные вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вопросы внутренней и внешней политики государства решают органы государства на основе законов, международных договоров Российской Федерации, других опирающихся на них нормативных актов. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией России. Основной Закон Российского государства закрепил право гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46). В Конституции Российской Федерации постановлено, что гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ст. 61). Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62). Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В этой же статье Конституции России указывается, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государства осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Конституция закрепила федеративное устройство государства. В ряде статей гл. 3 содержатся положения о нормах международного права, международных договорах Российской Федерации. Так, в ст. 69 Конституции России говорится, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Регулятивная роль норм международного права в закреплении территориальных прав России признается в ст. 67 Конституции, где указывается, что территория Российской Федерации включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права. Конституция Российской Федерации закрепляет, что в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства. Он в соответствии с Конституцией России и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент России ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (ст. 86). Конституция Российской Федерации признает и закрепляет право России участвовать в межгосударственных объединениях и определяет условия, препятствующие этому участию. Статья 79 гласит, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85). Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд дает толкование Конституции Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125). Проблема взаимосвязей закона, международного договора, норм международного права в регулировании внутригосударственных отношений обретает новые аспекты в связи с развитием отношений между Российской Федерацией, ее центром и субъектами Федерации (регионами). Представляет интерес в теоретическом и практическом плане исследование правовых проблем международной деятельности субъектов Российской Федерации. Предстоит большая работа по исследованию и обобщению материалов, характеризующих взаимодействие внутригосударственного и международного права в государствах, входящих в СНГ. Когда-то эти государства были "союзными республиками". В настоящее время это суверенные государства, являющиеся членами Организации Объединенных Наций; отношения между ними регулируются международным правом. В то же время существуют совместные акты СНГ, внутригосударственные правовые акты стран, входящих в Содружество Независимых Государств. Объединительным тенденциям в странах СНГ противоборствуют определенные национальные силы и предстоит, по-видимому, многолетняя, длительная работа по превращению СНГ в действительно эффективную организацию государств. Билет 36 • Правомерное поведение Правомерное поведение - это осознанное деяние (действие или бездействие) участника общественного отношения в соответствии с требованиями правовых норм. Оно представляет собой желаемое поведение участника общественного отношения. Любое цивилизованное общество должно быть заинтересовано в том, чтобы оно функционировало на основе правомерного поведения граждан. Чем больше такого поведения, тем меньше правонарушений. Теорией государства и права установлено, что правомерному поведению способствуют следующие условия: - соответствия политики государства воле народа, демократические порядки и гласность в деятельности государства и его должностных лиц; - совпадение цели законодателя с практической деятельностью всей правоохранительной службы государства;. - недопущение чрезмерной зарегулированности общественных отношений, особенно в сфере предпринимательства; - совершенное, отвечающее потребностям общественного развития и интересам широких слоев населения законодательство; - уменьшение количества запретов в обществе, предпочтение управомочивающих правовых норм, выход в сфере экономики на принцип “Разрешено все, чти прямо не запрещено”; - совпадение требований правовых норм с нравственными ценностями, которых придерживается большинство населения; - широкое использование норм стимулов и поощрительных норм; - высокий уровень правовой культуры граждан и должностных лиц. Виды правомерного поведения можно квалифицировать по различным основаниям: по внешнему проявлению: действия или бездействия; по субъектам правомерного деяния: деяния граждан, государственных органов, общественных организаций; по отраслевой принадлежности: административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т.д. • Формы государства Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим. По форме правления государства подразделяются на деспотию, монархию и республику. По форме государственного устройства государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (империя, конфедерация, федерация). Выделяется два вида государственного режима: демократический и авторитарный. • Действия нормативно-правовых актов в пространстве Действие нормативно-правовых актов в пространстве показывает территорию, на которую распространяется действие нормативного акта. По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяется власть государственного органа, издавшего этот акт. Так, акты федеральных органов власти (федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.) действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов власти субъектов федерации (например, законы Думы Приморского края) действуют на территории данного субъект федерации, акты органов местного самоуправления действуют только на территории данного административнотерриториального образования и т.д. Исключениями из общего правила являются · акты, изданные специально для определенной территории (например, для районов Крайнего Севера); · распространение действия акта за пределы территории государства (на территории посольств и консульств данного государства за рубежом, на территории военноморских и воздушных судов и т.д.). это так называемый принцип экстерриториальности. Для определения пространственного действия актов, распространяющихся на территорию государства, необходимо знать, что представляет собой с юридической точки зрения территория государства. Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства. Следовательно, территория государства включает: - часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства; - внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль ; воздушный столб над территорией государства (на высоте до 35 км); - воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства; - космические объекты, находящиеся под флагом и гербом государства; - т.н. квазитерритория (территория посольств и консульств, пользующихся особым правовым режимом) • Право и мораль Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении - как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское «mores» означает не что иное, как «нравы». В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого. Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом. Общие черты: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы. Различия: 1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества. 2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна:в обществе может действовать несколько моральных систем (8TCw8L4snsys5OpsJmePUTzBaN0ZJfFY8abzaM0ArgU3brLx8KcsOeGRztrX9PsiaBEswLSPxidc9tJATGyX6Mcpm8LxK1z00vmAz3191E9ECu0-LCLi0cyn3ws26Ax9rIXr6CFYSLhFS7K4GiKujjsHrciu9Mv7iBRE1I2v-CKxuGSIOEkKbnYwDor1npcG8YYM*SmquuO0DCAe3ZCSO7I080UaOSe9*KDrGhzC11LiXyPrkxJcg1Yrj1gwWOaodOjQKmiUMGyoPrr1S7DR8vZBrJu4FT89JDHQBwvz9j-IkeWFzGE60v9AGK*Di-xWFRKyuI*trUo9dcReBbIGTQ"классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль). 3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли. 4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается. 5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде 2vrA2fD3VC2abModDf6sClTw35ijJlQ*8pC4IQvX04yRTiC8VQrz0zrT2mRVKx5sX3Qr*HN0TN5rrpFnXU*I-L1QZ9T8lFVbn7PH9IlvE8lvqekt5mmKKwlqz69HZk3zNObDm4UTswHtXwFGSvl-9rjGENjyMOs3yZJvmnX1p4XoyhvEFsFTNFGpZX5dDVWqs2e8A-gewdKIsTvZUi7fVPl-Cs2OOGUDLkV1QXi5pgWOF-lEUMy0IviCcf4PlnbEjYhTB0J8coY02bOSP2rYZZyT7muAzolD**I-HvH7aYEZrAqiaWVZnplaBYn*lNQr*Taecgnyf0biAU3ij3NMtDlgji34TzhoNauyHhDh7UpP5LDUNpLE63dSiKBnm1NsmZYqqwSyuL64NHJevsBLpBy5lmCj6pLoQ9aael211*iK2cRLrLcr9dEil5MCL3xyYlindpmLm4OnvtJMhMrwC6i5g8kpTlUC"кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм. 6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой(законом связи элементов) как система права. 7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права. |