МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Типы и виды политических систем 1 страница





Билет 1

Понятие механизма государства и его соотношение с понятием государственного аппарата.

Механизм государства - это система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства состоит из государственных учреждений, государственного аппарата и государственных предприятий.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Государственный аппарат состоит из президента; органов законодательной власти (федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы); органов исполнительной власти (правительство (председатель и заместители председателя, министры); органов судебной власти (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России); прокуратуры.

Функции права

Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику работы юридических норм. Общесоциальные функции: экономическая, политическая, воспитательная. Функциональное назначение права проявляется в следующих конкретных функциях:

1. регулятивно-статическая - это функция закрепления, стабилизации общественных отношений, более четко выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц; правоспособности физических и юридических лиц.

2. Регулятивно-динамическая - с ее помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей.

3. Охранительная - выделяет право из других систем социальной регуляции, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которой гарантируется государственным принуждением.

4. Оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чего-либо, решений поступков.

5. Воспитательная - с помощью этой функции право оказывает воспитательное воздействие на индивида и общество в целом.

Правовая культура

Правовая культура - это качественное состояние использования права в жизни общества. Уровень правовой культуры зависит от степени близости содержания законодательства к нуждам и интересам людей, степени доступности широкому кругу лип реального осуществления заложенных и законодательстве прав и свобод.

Правовая культура тесно связана с правосознанием.

Правосознание представляет собой отражение правовой действительности в сознании людей.

Правосознание включает в себя три составные части: знание права, отношение к праву и навыки правового поведения. В реальной жизни правосознание у многих складывается через рассказы других и собственный опыт столкновения с милицией, прокуратурой и пр. Основная масса людей живет обыденным правосознанием.

Правосознание тесно связано с правом и моралью. Оно находится как бы на стыке этих категорий. Например, суд. прокуратура, следователь и лицо, производящее дознание, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности. руководствуясь законом и правосознанием.

Билет 2

Понятие государства

Государство - это исторически сложившаяся организация политической власти определенного общества. В данном определении следует выделить следующие ключевые моменты:

Государство - это организация политической власти. Организация общества может быть экономической, религиозной или любой иной;

Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами. Поэтому важнейшее социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов;

Власть - это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство, при необходимости, вмешивается в общественные процессы, воздействует на поведение участников общественных отношений. Государственная власть – это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций и т.д.), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств;

Государство есть, организация политической власти определенного общества. “Государство вообще”, как известно, бывает лишь в теории, в обобщениях. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ.

Юридические коллизии

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

• между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

• между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

• между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 5.biz/zakon/konstitucija/76.html"ст. 76 Конституции HYPERLINK "http://be5.biz/zakon/konstitucija/76.html"РФдействует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

• между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

• между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

• между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий:

• отмена старого акта;

• принятие нового акта;

• внесение изменений в действующие акты;

• систематизация законодательства; деятельность судов;

• референдумы;

• переговоры через согласительные комиссии;

• толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.

Инкорпорации (разновидность систематизаций законодательства)

Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которого действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Результат - издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т. е. по предмету регулирования или по годам издания нормативных актов или по хронологии)

Инкорпорации делятся на: официальную - упорядочивание правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Они являются источниками права, но имеют официальный характер и на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права (собрание законодательства РФ);

неофициальная - обработка законодательства, которая проводится органами или отдельными гражданами без специальных полномочий правотворческих органов. На такие материалы нельзя ссылаться в ходе применения права (сборники нормативных материалов по отраслям права, изданных в учебных целях, для просвещения населения)

Билет 3

Концепции правового государства

Еще в самом начале развития цивилизации человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Еще Платон писал: “Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет сил и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”.

Теорию о разделении властей предложил Дж. Локк. Ш. Монтескье был его последователем. Философское обоснование учения о правовом государстве и его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Словосочетание “правовое государство” впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера и И.Х. Фрайхера фон Аретина. К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы, построения которых во многом соответствуют идем правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.

Классификация прав гражданина

Права гражданина - это социальные блага для людей, которые признаны конкретным государством и закреплены в его законодательстве. Если человек как член мирового сообщества обладает правами человека, то как гражданин конкретного государства он обладает правами гражданина. Гражданин - член конкретного государства, определенной политической общности. К правам граждан относятся:

- Права человека на жизнь и достоинство. Каждый человек имеет право на жизнь и свободу, оно принадлежит ему от рождения и всецело должно признаваться государством. Никто не может быть произвольно лишен жизни и свободы.

- Права человека на национальность и индивидуальный облик. Принадлежность человека к определенной национальности является предметом его личного выбора, и никакие неблагоприятные последствия не должны возникать из такого выбора.

- Права человека на достойную социальную жизнь. В правовом государстве каждому гарантируется неприкосновенность жилища. Запрещается входить в жилище против воли проживающих в нем лиц, проводить обыск или осмотр иначе, как в случаях, предусмотренных законом.

- Личность неприкосновенна. Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе, как на основании судебного решения или санкции прокурора.

- Права людей в социальной сфере равны. Во всех областях государственной жизни гарантируется равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, языка, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношении к религии, убеждений, партийной принадлежности и других обстоятельств.

- Права человека в политической сфере. В правовом государстве, люди имеют право на самоуправление и участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане участвуют в обсуждении законов и решений общегосударственного и местного значения, в референдумах.

- Право человека участвовать в формировании органов государственной власти и в управлении страной. В правовом государстве должны быть заранее назначены и проведены свободные выборы в органы государственной власти. Форма правления государства должна соответствовать принципу подотчетности органов законодательной власти избирателям, а исполнительной власти - перед законодательной властью.

- Права человека на свободу слова, собраний, демонстраций и передвижения.

- Права человека на средства эффективной правовой зашиты.

Каждый человек обязан соблюдать демократические законы, уважать права, свободы и достоинство других лиц.

Понятие правопорядка

Правопорядок представляет собой результат (продукцию) воздействия всего механизма государства на общественную жизнь с помощью правовых средств.

В условиях функционирования механизма правового государства вырабатывается подлинно народный, справедливый правовой порядок. Он отличается от общественного порядка вообще и распространяется лишь на такую сферу общественной жизни, где без правового вмешательства государства невозможно организовать оптимальную общественную жизнь.

Таким образом, правопорядок складывается из многочисленных форм юридической деятельности граждан, их объединений, а также государственных органов. Между тем подлинно народное государство (правовое государство) больше внимания должно обращать не на борьбу с правонарушителями, а на созидание для своих граждан соответствующих условий правомерного поведения.

Общество и государство должны быть заинтересованы в том, что бы было больше правомерного поведения. Это ведет к уменьшению числа противоправных действий, снижает расходы государства на организацию работы с правонарушениями.

Билет 4

Демократия

Форма демократии представляет собой внешнее проявление участия народа в формировании государственной власти и контроле за ее деятельностью. По этому признаку она бывает непосредственной и представительной. В первом случае граждане непосредственно вырабатывают решения (референдум, выборы депутатов, сходы граждан и т.д.), во втором - выражают их через своих представителей. Гражданское общество должно активно использовать все формы демократии, постоянно сверять деятельность государства с интересами общества.

Методы и формы осуществления функций государства

Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.

Правовая форма - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов. К правовым формам относятся:

1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);

2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);

Организационная форма - это однородная деятельность государства, направленная на создание организационных условий для обеспечения функций государства:

1) организационно-регламентирующая форма - это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства;

2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бух.учет, статистика);

3) организационно-идеологическая форма (воспитание).

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы с помощью, которых органы государства реализует свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказание)

Институционно-организационная, независимая форма осуществления правовой функции государства. Данная функция обособлена от законодательной и исполнительной функции вследствие независимости суда. Осуществляется в форме правосудия, т.е. как непрерывная деятельность судов, непрерывный процесс установления субъективных прав и обязанностей, фиксирование и формирование объективного права в конкретной ситуации, в конкретном споре о праве. Таким образом, правосудие состоит в выполнении судом своей правоформирующей функции, состоящей из нескольких функций.

Структура правоформирующей функции.

• Отправление правосудия в узком смысле: установление субъективных прав и обязанностей в конкретном споре о праве (разрешение споров) и вынесение приговоров, обвинительных или оправдательных в уголовных делах.

• Правоохранительная функция суда, предварительный контроль за правомерностью действий административно-исполнительных органов власти и должностных лиц (заключение под стражу, обыск и прочее).

• Административная юрисдикция суда - существует в основном в виде конкретного контроля, процедура которого возбуждается по жалобе (иску) конкретного лица.

По всеобщей декларации прав человека любое лицо для установления своих прав имеет право на рассмотрение его дела независимым судом. Поскольку суд несет в себе функцию контроля за конституционностью решений и действий исполнительной власти, то любое обращение в суд должно быть должным образом рассмотрено и по нему должно быть вынесено решение.

Нормотворческая функция суда, например в осуществлении административной юрисдикции, когда принимается толкование закона, которое в дальнейшем служит стандартом для принятия административных решений.

Материальное и процессуальное право

Любая система правовых норм подразделяется на материальное и процессуальное право. Все нормы права призваны регулировать и упорядочивать общественные отношения в соответствии с теми функциями и задачами, которые стоят перед ними. Одна группа правовых норм закрепляет существующие общественные отношения, тем самым придавая им правовой характер. Другие направлены на реализацию этих норм в жизнь, так как, устанавливая (санкционируя) правовые нормы, государство одновременно определяет порядок их осуществления.

Следовательно, к материальному праву относятся конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, а группу процессуальных отраслей права составляют уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное право.

Предметом правового регулирования норм материального права являются общественные отношения, связанные с материальными условиями жизни общества, а нормы процессуального права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм материального права. Основное различие между нормами процессуального и материального права заключается в том, как отмечал в свое время К. Маркс, что «материальное право, имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы… процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни».

Таким образом, государство определяет особую группу правовых норм, призванных обеспечивать претворение норм материального права в жизненных отношениях. Все то, что связано с применением норм материального права, – это область процессуального права. Процессуальное право – это в каком-то смысле форма осуществления норм материального права. Это не значит, что состояние законности зависит от норм материального права и меньше – от норм процессуального права. Для состояния законности и правопорядка в стране процессуальное право значит больше, чем материальное право.

Нормы материального права опосредуют (регулируют) уже существующие общественные отношения. Без норм процессуального права, без процессуального законодательства фактически процессуальные отношения не существуют, иначе говоря процессуальные нормы выступают специфической формой бытия материального права, обслуживают процессы реализации норм материального права. Следовательно, главная особенность норм процессуального права – это их процедурный характер.

Вывод: нормы материального и процессуального права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. От их согласованности и «жизнеспособности» во многом зависит состояние законности и обеспечение правопорядка в стране.

Билет 5

Понятие и типы государства. Типология государств.

Тип государства - это совокупность наиболее существенных черт, характерных для множества различных государств. Тип государства определяется на основе типологии, которая представляет собой научный процесс, связанный с поиском общих черт, присущих различным государствам.

В зависимости от того, какие критерии берутся в основу типологии, можно выделить различные типы государств. В современных условиях преодолевается односторонний подход, в соответствии с которым государства подразделяются только по типу общественно-экономической формации. В настоящее время существуют две типологии государства: марксистско-ленинская типология и цивилизационный подход.

Марксистско-ленинская типология.Любое общество проходит определенные общественно-экономические формации, которые в истории человечества насчитывается пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. В соответствии с этой типологией государства подразделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские, к которым относятся только социалистические государства. Всего выделяется четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Другой типологии марксизм-ленинизм не знает. Марксистско-ленинская типология вошла в историю как формационный подход к определению типа государства. В противовес марксистко-ленинскому формационному подходу к типологии государств в настоящее время выдвигается цивилизацнонный подход, который базируется на истории развития цивилизации. По этой концепции, вся история человечества подразделяется на четыре цивилизации: древняя, средневековая, новая, новейшая. Соответственно этому выдвигаются четыре типа государства: раннее, классовое, политическое и правовое государство.

Действия нормативно-правовых актов во времени.

Действие нормативного акта во времени - это момент вступления нормативного акта в законную силу:

- в результате указания в тексте нормативного акта на конкретную дату, с которой документ вступает в силу;

- в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (“с момента подписания”, “с момента опубликования”);

- в результате применения общих правил:

• законы РФ, другие нормативные акты высших представительных органов гос. власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечению 10

дней со дня их официального опубликования (если в тексте акта не указано иное);

• нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ - по истечении 7 дней со дня их официального опубликования;

Официальное опубликование - в Российской газете и Собрании законодательства РФ.

• акты министерств и ведомств - по истечении 10 дней со дня их официального опубликования подлежат государственной регистрации в Минюсте.

Порядок вступления в силу актов субъектов РФ, муниципальных образований определяются ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

• истечения срока, на который был принят документ;

• объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену которое может содержаться в специальном акте);

• принятие управомоченным органом нового нормативного акта равной или больше) юридической силы, регулируемых этот круг общественных отношений;

• устаревания документа в связи с истечением обстоятельств, которые подлежали регулировании (нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов).

Нормативный акт не имеет обратной силы - нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключение – уголовное законодательство, в котором правило: уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяния.

Нормативный акт может утратить силу, но его отдельные положения могут применяться к фактах имеющим место во времени его действия (регулирование длящихся отношений).

Понятие юридической ответственности. Признаки юридической ответственности.

Основания юридической ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а отсутствие их ее исключает.

Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение.

Правонарушение характеризуется рядом признаков, которые образуют в совокупности состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.

В зависимости от отраслевого признака юридической ответственности основанием могут быть:

• в уголовном праве - преступление,

• в административном - административный проступок,

• в гражданском - гражданско-правовой деликт,

• в трудовом - дисциплинарный проступок или материальный ущерб.

Само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновение юридической ответственности, не влечет за собой применение государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт – решение компетентного органа (приговор суда, решение суда, приказ администрации и т.д.), которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу.

Билет 6

Понятие и виды республики.

Парламентская или президентская республики отличаются друг от друга ролью и местом парламента и президента в системе государственной власти. Если парламент формирует правительство и контролирует его деятельность напрямую, то это парламентская республика. Если же исполнительная власть (правительство) формируется президентом и он обладает дискреционной властью, то есть властью, зависящей лишь от его личного усмотрения по отношению к членам правительства, то такая республика - президентская.

На практике встречаются республики, еще нечетко вписывающиеся в эти теоретические рамки. Отклонения наблюдаются в условиях, когда государства переходят от одного типа и состояния к другому, например Россия, которая в соответствии с ее Конституцией 1993 года еще четко не состоялась ни как президентская, ни как парламентская республика. Она больше тяготеет к президентской, но с достаточно сильным влиянием парламента (Федерального Собрания) при утверждении высших должностных лиц в системе исполнительной власти.

Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - конгрессом, в России - федеральным собранием, во Франции - национальным собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Классические Парламентские республики - Италия, Австрия. Президент - выборный глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях.

В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны.

Президент избирается на определенный конституционный срок. Классические президентские республики - США, Сирия.

Принципы права

Принципы права — основные 0%98%D0%B4%D0%B5%D1%8F"идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

С одной стороны, они выражают некие 0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C"закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие 0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0"нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех 0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0"субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в 0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE)"закон, либо выводятся из общего смысла законов.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.