МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Типы и виды политических систем 8 страница





• Политическая (политико–управленческая или организационно–управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

• Эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

• Идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно–правовых явлений;

• Практически–организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно–правового строительства, законодательства и юридической практики;

• Воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

• Теоретико–познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно–правовых явлений;

• Учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

Юридические факты. Фактический состав

Юридический факт - это предусмотренное в законодательстве жизненное обстоятельство или ситуация, с наступлением которой у одних лиц возникают права, а у других - обязанности.

Например, рождение, смерть, заключение договора, поступление в вуз. Юридический факт является элементом механизма правового регулирования.

Фактический состав - это система юридических фактов. С наступлением юридического факта у одного из участников общественного отношения возникает субъективное право (мера и объем возможного поведения или требования), а у другого - корреспондирующая субъективному праву юридическая обязанность (мера должностного поведения). Через субъективное право одного и юридическую обязанность другого между этими участниками общественного отношения складывается отношение, которое обычно называется правоотношением.

Правоотношение - это общественное отношение, складывающееся между его участниками на основе действия правовых правовые норм.

Билет 30

Понятие, субъекты и виды толкования правовых норм

Толкование норм права - это сложный волевой процесс, который направлен на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписании, и обнародование его для всеобщего сведения.

Процесс толкования норм права состоит из двух частей:

1. Сначала толкующий субъект (интерпретатор) уясняет содержание правовой нормы лично для себя; толкование-уяснение.

2. Далее толкующий субъект разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам; толкование-разъяснение.

Вообще, первая стадия толкования — это уяснение, которое выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Данный процесс не имеет внешних форм выражения и всегда предшествует толкованию-разъяснению. Вторая стадия толкования — это разъяснение, которое объективирует результаты толкования-уяснения. Данный процесс находит внешнее выражение в письменной либо в устной форме.

Уяснение и разъяснение представляют собой две диалектически взаимосвязанные стороны процесса толкования. Толкование права носит как объективные, так и субъективные причины. Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права — это вторая, оборотная сторона процесса толкования.

В зависимости от юридических последствий, к которым приводит толкование-разъяснение, различаются следующие виды толкования норм права:

1. Официальное толкование — дается уполномоченным на то субъектом и закрепляется в специальном акте. Кроме того, официальное толкование имеет обязательное значение для других субъектов. Такой вид толкования вызывает юридические последствия, ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

В рамках официального толкования различаются два его основных вида: нормативное и казуальное толкование:

а) нормативное толкование — это общее толкование, которое не ведет к созданию новых правовых норм, а только лишь разъясняет смысл уже действующих. Кроме того, нормативное толкование является общеобязательным, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов правовых отношений. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения, они полностью разделяют судьбу толкуемой правовой нормы.

В свою очередь официальное нормативное толкование разделяется на два вида:

• аутентичное толкование (авторское) — это такой вид толкования, при котором разъяснение смысла применяемых правовых норм исходит от самого государственного органа, принявшего данные нормы права. Субъектами аутентичного толкования могут быть все правотворческие органы;

• легальное толкование (разрешенное, делегированное) — это такой вид толкования, при котором разъяснение осуществляется теми субъектами правовых отношений, которым это поручено, разрешено, т. е. субъектами, которые не являются правотворческими органами. Примером субъекта, осуществляющего легальное толкование, является Верховный Суд Российской Федерации;

б) казуальное толкование — это индивидуальное толкование, которое не имеет общеобязательного значения и применяется к конкретному случаю. Результаты казуального толкования имеют обязательную силу только для рассматриваемого дела и не имеют значения при рассмотрении других юридических дел.

2. Неофициальное толкование — это такой вид толкования правовых норм, который осуществляется субъектами, не имеющими официального статуса, т. е. не обладающими по долгу службы полномочиями толковать нормы права. Такие субъекты осуществляют разъяснение правовых норм в форме рекомендаций и советов, которые не имеют юридически обязательного значения и лишены властной юридической силы, не влекут юридических последствий.

В рамках неофициального толкования различаются три его основных вида:

а) обыденное толкование — может осуществляться любым гражданином и проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдума;

б) профессиональное толкование — исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах, профессионалов, специалистов в области права. Субъектами такого толкования являются адвокаты, судьи, прокуроры;

в) доктринальное (научное) толкование — дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, на конференциях и т. п. Юридическое значение результатов доктринального толкования правовых норм определяется степенью убедительности и авторитетности субъектов толкования.

Признаки государства

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками.

1) Государство - это политико-территориальная организация общества, территория которого находится под суверенитетом данного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория – это территория, не только объявленная каким-то государственным образованием, но и признанная таковой в международном порядке.

2) Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Публичная власть является учрежденной властью.

3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только оно имеет право содержать армии, органы безопасности и общественного порядка, суды, прокуратуру, тюрьмы, места заключения. Это сугубо государственные атрибуты, и ни одна другая организация в государственном обществе не имеет право образовывать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Государство и только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только оно имеет право издавать обязательные для всех законы.

5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает государственная власть - верховная и неразделимая с кем-либо власть.

Понятие права. Основные подходы к определению права

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывалось:

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остаётся одной из нерешённых в науке проблем.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.