Типы и виды политических систем 7 страница Например, идеалистическая философская система Гегеля в условиях Прусской монархии способствовала распространению антидемократичных взглядов на государство. В то же время диалектика Гегеля стала источником прогрессивных научных представлений о государстве и праве. б) теория государства и права и экономические науки Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения, раскрывают влияние эк. базиса на социальные и политические интересы. Связь с теорией государства и права выражается в том, что каждый способ производства функционирует успешнее, если ему больше простора дают государственно-правовые механизмы. в) Теория государства и права и социология. Социология связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Она также изучает закономерности соц. поведения людей, его мотивацию. Используя достижения социологии, теория государства и права решает проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования гос. аппарата. г) Теория государства и права и политология Политология изучает политику, политические интересы, систему и процессы. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Политическая жизнь в целом связана с государством и его деятельностью, государственным властью, с ее содержанием, формами и методами деятельности. Политика (древние греки) - искусство управления государством. Политическая (гос.) власть - венец политики, основа порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с Г и П. д) Теория государства и права и социальная психология Связь проявляется в изучении формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей. Социальная психология позволяет Теории государства и права установить наиболее типичные последствия деятельности государственно-правовых институтов. • Разделение властей 1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках заимодействии трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей. 2) Юридическое ограничение пределов властных полномочии ветвей власти. Принцип разделения власти не позволяет ни одной ветви власти обладать неограниченными полномочиями: они ограничиваются конституцией. Каждая ветвь власти наделяется правами воздействия на другую, если та становится на путь нарушения конституции и законодательства. 3) Взаимное участие в кадровом пополнении органов власти. Этот рычаг сводится к тому, что законодательная власть участвует в формировании высших должностных лиц исполнительной власти. Так, в парламентских республиках правительство формируется парламентом из числа представителей, той партии, которая одержала победу на выборах и имеет большее количество мест в нем. 4) Вотум доверия или недоверия. Вотум доверия или недоверия - это воля, выраженная большинством голосов в органе законодательной власти по поводу одобрения или неодобрения политической линии, определенной акции или законопроекта правительства. Вопрос о вотуме может поставить само правительство, орган законодательной власти, группа депутатов. Если орган законодательной власти выразил вотум недоверия, то правительство уходит в отставку или распускается парламент и объявляются выборы. 5) Право вето. Вето - это безусловный или отлагательный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого. Правом вето пользуется глава государства, а также верхняя палата при двухпалатной системе по отношению к постановлениям нижней палаты. Президенту принадлежит право отлагательного вето, которое парламент может преодолеть путем вторичного рассмотрения и принятия постановления квалифицированным большинством. 6) Конституционный надзор. Конституционный надзор означает наличие в государстве специального органа, призванного следить за тем, чтобы ни одна власть не нарушала требования конституции. 7) Политическая ответственность высших должностных лиц государства. Политическая ответственность - это предусмотренная конституцией ответственность за политическую деятельность. От уголовной, материальной, административной, дисциплинарной ответственности она отличается основанием наступления, процедурой привлечения к ответственности и мерой ответственности. Основанием политической ответственности являются поступки, характеризующие политическое лицо виновного, затрагивающие его политическую деятельность. 8) Судебный контроль. Любые органы государственной власти, управления, которые непосредственно и неблагоприятным образом затрагивают личность, имущество или права индивида, должны подлежать надзору судов с правом окончательного решения о конституционности. Разделение власти и сегодня во многих странах используется как foolproof, что в переводе с английского означает “защита от дураков”, т.е. от случайных ошибок какой-либо ветви власти или высокого должностного лица государства. В то же время разделение власти - важный признак сохранения демократического режима в обществе. Билет 26 • Отрасли, подотрасли и институты права Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты. Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права. Система права — Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой- либо конкретный вид однородных общественных отношений, например, в трудовом праве — институт охраны труда; в конституционном — институт гражданства; в гражданском — институт купли-продажи и т. д. — Подотрасль права — совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права, например, в гражданском праве подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов — таких как институт поставки, мены, подряда и др. — Отрасль права — совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, например, конституционное право; уголовное право; финансовое право и др. Система права — сложное иерархичное образование, характеризующееся внутренними процессами, в нем протекающими. Она показывает не только то, из чего состоит право, но и связь и зависимость компонентов права друг от друга. По охвату правового регулирования институт права занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты. Правовые институты могут быть классифицированы по различным основаниям. • Политическая система общества Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие "политическая система " показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это понятие используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне. Благодаря деятельности политических институтов и структур, выполнению людьми политических ролей "управляющих и управляемых" политическая система оказывает воздействие на различные стороны жизни общества. Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. По определению американского политолога Г. Алмонда, политическая система включает социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. "Система" в политологии означает: взаимосвязи, действия и структуры, влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений. Любая общественная система представляет собой целостное, упорядоченное множестве элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Типы и виды политических систем Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли. Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые иоткрытые. Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны. Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяютсятоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Черты тоталитарной политической системы: - отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; - стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью; - ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений; - радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государстве иной машины в решении практически всех политических проблем. Черты авторитарной политической системы: - использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей; ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции; - централизация управления, подавление региональной и личностной автономии; - сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое. Черты демократической системы: - правление большинства; - свобода критики и оппозиции правительству; - защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу; право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяютнациональные типы политических систем. По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на: › командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), › соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) › социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов). • Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем:норма - исходный элемент системы права,статья - исходный элемент системы законодательства. Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде. Законодатель использует следующиеспособы изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1)прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом; 2)отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта; 3)бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного R2*iq1Pdh8bKlxMuAfzRZHWFHMYsC9FcwD5VfWUDkI0JFtK2jEtb14chF22gdnHcW4RtYTJVj8JTClMvXBf3oYEF8DzjS61wDXXazwg-R23NA*Kmkmg6yIfLhs4xjMY8ZelEuPUmdxQnvYayijGhT8Fy*pYNBFSuYg6nGelh-fByP*rBNsayPYjp8prPYDcRKOr6FcpKFFF6anZf8RGylGSxJ0Rq79a45GvjtamKsFmX83tccHzq7HEG2Drt7arvh5Pwwubbr38ueHEKkPJRBjBdXoDGc3pDkx0WPnS6ePhoBvGwFLhVl"договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права. Билет 27 • Пробелы в праве Пробелы в праве – это те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулирования, оказались не урегулированными конкретными нормами права. Причины возникновения пробелов в праве: • в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и ни могли быть учтены; • упущения при разработке закона. Основные способы восполнения пробелов в праве: 1. Аналогия закона - это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регулирующего сходные отношения. Необходимость применения этого способа заключается в том, что решение по юридическому делу должно иметь правовое основание. Поэтому, если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то нужно искать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу. 2. Аналогия права - это применение к неурегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и принципов правовой системы. При аналогии права принципы выполняют регулирующую функцию и выступают единственно нормативно-правовым основанием правоприменительного регулирования. Таким образом, аналогия права применяется при наличии двух условий: • при обнаружении пробела в законодательстве; • при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможность использовать аналогию закона. • Правовое государство в современной России В любом государстве основным законом является конституция, соблюдение ее - это неотъемлемая часть любого человека и гражданина. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Основные принципы правового или конституционного государства состоят в том, что государственная власть в нем ограничена. Российская Федерации - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. • Применение права Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Применение права имеет следующие признаки: 1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти; 2) имеет индивидуальный характер; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах; 5)завершается вынесением индивидуального юридического решения. Билет 28 • Нормативное и индивидуальное правовое регулирование Правовое регулирование можно подразделить на два вида (осуществляется в двух основных формах): Нормативно-правовое (нормативное) регулирование. Индивидуально-правовое (индивидуальное) регулирование (казу- ально-правовое регулирование). Нормативное регулирование является первичным, именно с него начинается правовое регулирование. Нормативное регулирование носит общий характер, т.к. осуществляется при помощи норм права. Нормы права это правила поведения общего характера, поскольку они адресуются любому и каждому и рассчитаны на неопределенное число типичных ситуаций. Таким образом, нормативно-правовое регулирование связано с регулированием неопределенного числа типичных ситуаций и направлено на упорядочение поведения неопределенного круга лиц. Однако нормативное регулирование имеет существенный недостаток - не в состоянии учесть все разнообразие конкретных отношений. Поэтому оно нуждается в дополнении его индиви-дуальным регулированием. Индивидуально-правовое регулирование является вторичным, дополнительным и всегда следует за нормативно-правовым регулированием,является его продолжением. Индивидуально-правовое регулирование носит конкретный характер, т.к. связано с регулированием конкретных отношений, ситуаций и направлено на регулирование поведения конкретных лиц. Такое регулирование как бы преломляет нормативно-правовое регулирование в область конкретных отношений и продолжает его на индивидуально- конкретном уровне. Индивидуально-правовое регулирование может осуществляться двумя путями: А). Регулирование, осуществляемое различными индивидуально- правовыми предписаниями или велениями третьих лиц, не являющимися участниками регулируемых отношений, и оно осуществляется при помощи различных государственных органов - судов, органов администрации, ми-лиции и т.д. Они осуществляют разрешение имущественного спора (суд), разрешение ношения и хранения огнестрельного оружия, вынесение поста-новления о наложении административного взыскания за нарушение правил дорожного движения (органы внутренних дел) и т.д. Или же стороны за-ключают соглашения о третейском суде, которому и поручают разрешение спора, обязуясь подчиниться его решению. Это имеет место чаще всего между предпринимательскими, коммерческими структурами (промышленными, торговыми, транспортными и др.), однако согласно закону это может быть и между гражданами и организациями. Б). Регулирование при помощи индивидуально-правовых средств, например, договор, соглашение и т.д. Осуществляется самими субъектами - участниками отношений (саморегулирование). Это наиболее распространенная форма саморегулирования, позволяющая учесть особенности конкретных отношений, интересы участников отношений на основе их свободного волеизъявления, взаимного согласия. Среди договоров необходимо выделить нормативные договоры и соглашения: коллективные договоры, заключаемые между работодателем в лице администрации предприятия, учреждения и профсоюзами или иными представителями трудящихся; отраслевые тарифные соглашения между работниками соответствующей отрасли и работодателями; генеральные соглашения между Правительством РФ, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей и др. Формой саморегулирования являются не только договоры, но и другие акты. Среди них можно назвать различного рода уставы, принимаемые общественными объединениями, профсоюзами, кооперативами, акционерными обществами и т.д. Уставы общественных объединений (кроме профсоюзов), кооперативов, акционерных обществ и многих других организаций подлежат обязательной государственной регистрации. Фактом регистрации государство подтверждает правовой статус соответствующей организации. Таким образом, осуществление правового регулирования представляет собой как бы своеобразную цепочку: на первом плане - нормативно- правовое регулирование, а затем подключается к нему индивидуально- правовое регулирование • Место ТГП в системе юридических наук Система юридических дисциплин делится на следующие группы: 1.историко-теоретические науки (Теория государства и права, История государства и права, История политических и правовых учений) - также изучают государство и право в целом, историю развития политической и правовой мысли. Теория государства и права использует выводы и достижения этих наук, исторический материал как основу. 2.отраслевые науки (Конституционное право, Гражданское право, Трудовое право, Административное право. Уголовное право, Гражданско-процессуальное право) - по отношению к ним Теория государства и права выступает как обобщенная наука. 3.прикладные науки - (криминалистика, суд. медицина) - в меньшей степени взаимосвязаны, т.к. эти науки содержат данные естественных наук, технических, и не в полной мере относятся к юр. наукам. Например, криминалистика опирается на достижения технических наук, суд. медицина – использование в судебной деятельности мед. наук. • Основные концепции права Существуют следующие концепции права: нормативизм (Г.Кельзен), марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), психологическая теория права (Л.Петражицкий), историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев). Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, “действительным” правом. Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится “живое право”, тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Историческая школа права исходит из того, что право есть общее убеждение, общий “национальный” дух, а законодатель выступает главным его представителем. Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. Билет 29 • Предмет, типы и способы правового регулирования Правовое регулирование - это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования. Предмет правового регулирования – взаимоотношение людей и гос-ва, людей между собой, социальные и технические нормы. Правовые методы регулирования: - централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властно-императивных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права. - децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при котором субъекты общественных отношений выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права. Сочетание этих приемов предопределяет использование различных способов правового регулирования - основных, выраженных в нормах права, путей определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового регулирования: - запрет - возложение обязанности воздержаться от определенных действий; - обязывание - возложение обязанности совершить активные положительные действия в пользу государства или третьих лиц; - дозволение - предоставление права на совершение активных положительных действий в своих интересах. - факультативным способом правового регулирования является рекомендование как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации. Использование этих способов дает тип правового регулирования - определенный порядок регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве. Существуют два типа правового регулирования: 1. Общедозволительный - выражается формулой "разрешено все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов. 2. Разрешительный - выражается формулой "запрещено все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений. Тип правового регулирования - это наиболее широкая категория, он может характеризовать как всю правовую систему, общество в целом (например, общедозволительное регулирование в праве является, как Вы помните, неотъемлемой чертой демократических политических режимов), так и отдельную сферу общественных отношений. • Функции ТГП Функции теории государства и /09/blog-post_14.html"права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике. Функции теории государства и права: • Онтологическая – функция, которая изучает государственно–правовые явления, исследует их и анализирует; • Гносеологическая - функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций); • Прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы; • Методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно–правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно–правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов; • Прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно–правовой действительности; |