Типы и виды политических систем 4 страница 3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. 5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу. 7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их регистрации. 8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации во истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.) нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. • Понятие, виды и признаки правонарушений Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право. Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права, своим поведением противопоставляет личные интересы интересам всего общества. Деформация поведения, которая вызвана социальными и психологическими причинами, может привести в отдельных случаях к противозаконному поступку, а именно к правонарушению. Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно: совершается конкретным человеком; происходит в определенном месте и в определенное время; приходит в противоречие с действующим правовым предписанием; характеризуется точными конкретными признаками, притом что отдельные правонарушения и их типы различны, хотя как антисоциальное явление они обладают общими чертами. Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие: правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие); правонарушение – это всегда виновное деяние; правонарушение – это нарушение правовых норм, которые содержат юридические обязанности и запреты. Правонарушение – это деяние, поступки людей, поведение, действие или бездействие. Деяние – это внешне объективированный акт, который проявляется и воспринимается как отношение субъекта к реальной действительности, иным субъектам, государству и обществу. Вина является субъективным моментом деяния и необходимым признаком правонарушения. Итак, правонарушения – это: противоправные, виновные действия; противоречащие нормам права деяния; общественно опасные деяния; нарушение общественных и личных интересов, общественного правопорядка и субъективных прав. Правонарушения весьма разнообразны. Это разнообразие определяется различным содержанием общественных отношений, которые подвергаются посягательству со стороны правонарушителей, а также различным характером целей и мотивов поведения субъектов, спецификой жизненных ситуаций и др. Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни , в которой они совершаются: на правонарушения в сфере управленческой деятельности; правонарушения в сфере экономики; правонарушения в семейно-бытовой сфере. В зависимости от опасности правонарушения для общества их делят на преступления и иные правонарушения (проступки). Проступки отличаются от преступлений меньшей общественной опасностью. Они совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют различные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения. Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от других проступков объектом посягательства. Им являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Административные проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, законные интересы граждан (например, нарушение правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.). Билет 15 • Становление и развитие науки ТГП Более чем 2,5 тысячелетняя история становления и развития науки убедительно свидетельствует о том, что ни одна социальная теория не является исключительной и завершенной. Это тем более относится к теории государства и права, поскольку государственно-правовая теория самым непосредственным образом связана с политической жизнью общества, участвует в формировании господствующей в обществе идеологии. В свою очередь идеология как система взглядов и идей, отражающих совокупность социальных, в первую очередь, экономических отношений, влияет не только на развитие теории, но программирует политическую и иную социальную деятельность как широких народных масс, их организованных слоев и групп, так и отдельной социально активной личности. Проблемы возникновения и закономерностей развития государства и права во все времена и у всех народов вызывали и продолжают вызывать острые, порой непримиримые споры. Основания для таких споров многопричинны. Остановимся на некоторых из них. Во-первых, - это причины глубинного экономического характера. В любом цивилизованном обществе существуют объективно неразрывные взаимосвязи между состоянием государства и права и общим экономическим состоянием страны. Экономические отношения совсем не механически влияют на отношения государственно-правовые, так же как политика первенствует перед экономикой. Не только противоречивы сами по себе эти объективные связи, еще более противоречивы позиции стремящихся к их пониманию людей. Во-вторых, - это социально-политические причины. Указанные споры и разночтения предопределяются как функциональной, так и структурной сложностью таких социально-исторических явлений, какими являются государство и право, их значимостью для политической организации общества в целом на всех этапах его развития. Третья группа причин - разночтения многих положений теории государства и права - вытекает из сложности и безграничности собственно процесса познания, его связей с практикой, жизнью общества. Приведем для примера многотрудные попытки изобретения "вечного двигателя". Казалось бы, открытый физиками закон сохранения энергии полностью исключает саму возможность создания вечного двигателя. Энергия не может по своей природе возникать ниоткуда: она может только переходить из одного вида в другой. Принимаются даже правовые акты, запрещающие государственное финансирование работ по созданию вечного двигателя. Но заманчивость этой идеи столь велика, что попытки создания такого двигателя не прекращаются в мире и по сей день. А сколь много "попутных" открытий и изобретений они уже принесли человечеству! Словом, процесс познания так же бесконечен и противоречив, как сама жизнь. В-четвертых, дискуссионность вопросов о происхождении, сущности и формах государственно-правовых явлений предопределяется различиями в подходах, мировоззренческих позициях, философских установках авторов. Материалистическое и идеалистическое понимание истории не совместимы так же, как различны метафизический и диалектический подходы к раскрытию социальных закономерностей, принципиальное признание или отрицание самой возможности познания государственно-правовых явлений. Наконец, в-пятых, - это причины социально-личностного характера, наиболее сложные в своей субъективности. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Проблемы государства и права так или иначе касаются вопросов общественной и личной жизни каждого, обязанностей, прав и свобод человека, их гарантий для гражданина со стороны государства. Выдвигая и отстаивая те или иные положения теории государства и права, различные авторы тем самым так или иначе выражают определенную общественную идеологию и личную жизненную позицию, защищают соответствующие общественные, классовые, социально-групповые и, наконец, собственные социальные интересы. При этом замечено, что в условиях известной экономической и политической стабильности в обществе вырабатывается более-менее общепризнанное мнение относительно изначально спорных вопросов. На изломах же истории "брожение умов" усиливается Современная отечественная наука теории государства и права в своем развитии прошла сложный путь в общем русле мировой науки от ранних философских воззрений на государственно-правовые явления, через зарубежные школы философии права, политологию права, энциклопедию права, общую теорию права российских философов и ученых юристов рубежа XIX-XX веков, период безраздельного влияния на советскую юридическую науку марксистско-ленинской теории государства и права. Учитывая, что эти вопросы весьма подробно и полно изложены в подлежащей обязательному изучению литературе, здесь нет ни нужды, ни возможности останавливаться на этом детальнее Наряду с марксистско-ленинскими взглядами на государство и право, всегда существовали и существуют немарксистские политико-правовые теории. Основные из этих концепций будут рассмотрены в дальнейшем при освещении конкретных теоретических государственно-правовых вопросов. • Понятие и формы реализации права Реализация права - это осуществление юридически закрепленных и гарантируемых государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице своих органов. Формы реализации права: • по субъекту реализации -индивидуальное и коллективное; • по характеру правореализационных действий - соблюдение запретов; исполнение обязанностей; использование субъективного права. Субъективное право может быть использовано путем: фактических действий лица, юридических действий, путем предъявление требований обязанному лицу; путем притязаний (т.е. обращения в суд). по уровню (глубине) реализации норм, содержащихся в нормативных актах: преамбулы закона, статей, содержащих задачи и принципы деятельности; реализация общих норм (в правоотношениях), устанавливающих правовой статус и компетенцию сторон; реализация конкретных правовых норм в конкретных правоотношениях. • Соотношение права с другими социальными нормами Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием. Единство заключается в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы - все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, о которых мы говорили выше, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного общества. Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры общественного воздействия, прежде всего сила общественного мнения, поддерживают все виды социальных норм, в том числе и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения. Различия социальных норм многоплановы. Они определяются прежде всего свойствами правовых норм, указанных выше. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения, о чем уже говорилось. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм - по форме выражения. Правовые нормы фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства. Иные нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера; - по сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому урегулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые общественные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами. Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административнотерриториальной единицы. Все иные нормы в той или иной мере локализованы, сфера их действия значительно уже; - по тенденциям развития. Нормы права появляются лишь на отдельной стадии развития общества. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с обществом. Обычаи и нормы морали появились раньше правовых норм, при этом они более консервативны, медленнее формируются и медленнее исчезают. Взаимодействие права и иных социальных норм определяется прежде всего вышеназванными различиями между ними и, кроме этого, зависит от содержания норм. Билет 16 • Институты демократии Демократия - это одна из форм организации государственной власти, при которой государствообразующий народ участвует в формировании политической власти, в программировании ее деятельности и действенно контролирует ее, удерживает от всевозможных отклонений. Что касается институтов демократии, то именно они позволяют отличать демократическое государство от других. Основными критериями, с помощью которых оценивается демократичность государства, являются: 1) провозглашение и фактическое признание народного (не национального, не классового и пр.) суверенитета через широкое участие народа в делах государства, его влияние на решение основных вопросов жизни общества; 2) наличие конституции, гарантирующей, закрепляющей широкий права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом; 3) наличие разделения власти на основе верховенства закона; 4) свобода деятельности политических партий и объединений. Наличие официально закрепленного демократического режима с его институтами - один из основных показателей влияния гражданского общества на формирование и деятельность государства. • Признаки права 1. Право - это установленные государством и обеспеченные им в исполнении Правила поведения. Производность права от государства. - объективная реальность. Если нет связи с государством, то такое правило поведения не является правовой нормой. Эта связь в некоторых случаях проявляется через санкционированные государством правила поведения, установленные негосударственными структурами. 2. Право - это формально определенное правило поведения. Определенность - его важный признак. Право всегда есть противостояние произволу, бесправию, хаосу и т.д., а поэтому оно само должно иметь четко определенную форму, отличаться нормативностью. Сегодня и у нас приобретает важное значение принцип, согласно которому, если юридическое право соответствующим образом не оформлено и не доведено до сведения адресатов (то есть не опубликовано), им нельзя руководствоваться при решении конкретных дел. 3. Право - это правило поведения общего характера. Оно отличается неконкретностью адресатов, рассчитано на неоднократное применение. 4. Право - это правило поведения общеобязательного характера. Оно распространяется на всех, начиная от президента и кончая рядовым гражданином. Общеобязательность права обеспечивается государственной гарантией. 5. Право представляет собой систему норм, что означает его внутреннюю непротиворечивость, согласованность и беспробельность. 6. Право - это система таких правил поведения, которые вызваны материальными и культурными условиями жизни общества. Если условия не позволяют реализовать содержащиеся в правилах поведения требования, то лучше воздержаться от установления таких правил, иначе будут приняты неработающие нормы. 7. Право - это система правил поведения, выражающих волю государства. • Виды юридической ответственности Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность-последствия, которые наступают после правонарушения совершенного юридическим или физическим лицом. Виды юридической ответственности В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются: Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел. Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие. Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации. Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации. Материальная ответственность — заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья. Билет 17 • Понятие, признаки и элементы гражданского общества Гражданское общество - это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство - политическую власть этого общества. 1.Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество - часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество- это государствообразуещее общество. 2.Гражданское общество появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Понятие гражданское общество соотносится с понятием государство, гражданское общество остается естественным продолжением общества, условием его жизнедеятельности, включая государство. 3.Гражданское общество и государство объективно “обречены” на постоянное взаимодействие. Гражданское общество формирует государство для реализации своих интересов, определяет направления его деятельности; ему принадлежит примат во взаимоотношениях с государством. 4.Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом месте. Если государство отрывается от интересов гражданского общества, то оно деградирует и распадается. 5. Гражданское общество надо рассматривать как множество групповых интересов, а не как простую совокупность граждан. Это- общество граждан, имеющих различные групповые интересы. • Социальное государство Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом 0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C"социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного 0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8"уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE"[2]. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ 0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB-%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F"социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в 0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F"конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что 0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0"социальные гарантии обеспечиваются путём 0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8"государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. Признаки социального государства • Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников; • Социально ориентированная структура экономики; • Формирование гражданского общества; • Разработка государством разнообразных социальных программ; • Развитое социальное законодательство; • Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности; • Социальная ответственность перед гражданами. Функции социального государства • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); • Охрана труда и здоровья людей; • Поддержка семьи, материнства, детства; • Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов; • Поощрение благотворительной деятельности; • Финансовая поддержка образовательных и культурных программ; • Борьба с безработицей. • Понятие и элементы механизма правового регулирования Правовое регулирование- это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Механизм правового регулирования - это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Элементы механизма правового регулирования: 1) юридические нормы права (в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушены указанных в нормах права предписаний.)2) нормативно-правовой акт (документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение на поведение люден путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений). 3) акты официального толкования (документы, изданные специально уполномоченными на то органами (Пленум ВС РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм). 4) юридические факты (конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений).5) правоотношения (через правоотношение осуществляется реализация права) 6) акты реализации права (это действия субъектов нрава, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права). 7) акты применения права (акты индивидуального правового регулирования, индивидуальные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений). Это приговор, решение по делу. Билет 18 • Характеристика государства Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Основным средством сохранения установленного порядка является применение органов принуждения. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. В буквальном смысле "суверенитет" (от франц. "souverainete" — верховенство, верховная власть) означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, верховной властью в обществе. Г.с. есть важнейшая характеристика государственной власти, отображающая верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политико-юридического статуса, выбора экономического, социального и политического развития. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве, независимости и неделимости. • Правовая реформа в России на современном этапе Правовая система не может остаться неизменной, если в обществе произошли принципиальные изменения его экономического и политического строя (экономической и политической структуры общества). Это - с одной стороны. А с другой - невозможно проводить реформирование общества без соответствующего правового инструментария. Правовая реформа в стране, таким образом, касается: а) пересмотра взгляда на саму природу права на основе концепции различения права и закона (право не должно рассматриваться только как результат и орудие деятельности государственной власти); б) решения внутренних задач реформирования права; в) реформирования общества посредством права. Необходимость проведения правовой реформы в современной России объективно обусловлена рядом социальных, политических, экономических и правовых факторов. Среди них можно отметить: а) создание основ демократической правовой государственности и соответствующих ей учреждений и институтов публичной власти; б) возникновение и функционирование многопартийной политической системы; в) становление рыночной экономики; г) потребность в нормативной базе, соответствующей происходящим в стране социальным преобразованиям. 6 июля 1995 г. был издан Указ Президента РФ «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». Этим Указом признается актуальность и необходимость разработки концепции правовой реформы в целях реализации положений Конституции Российской Федерации, укрепления российской государственности и правовых основ нашего общества, а также обеспечения системности, плановости и скоординированности законотворческого процесса. |