Типы и виды политических систем 2 страница Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, 0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0"правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (0%9E%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0"отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в 0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE"уголовном праве, к межотраслевым — принцип 0%A1%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0"состязательности в 0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE"гражданском процессуальном и 0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE"уголовно-процессуальном праве. Виды принципов права • Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности 0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE"государства. К числу этих принципов, в частности, относятся следующие: • верховенства права • законности • равенства всех перед законом (равноправия) • взаимной ответственности личности и государства • ответственности при наличии 0%92%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE)"вины • Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности 0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE"судопроизводства и принцип состязательности при отправлении 0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B5"правосудия). • Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом 0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE"гражданского права является принцип полного возмещения убытков, принципом уголовного права — принцип индивидуализации наказания. Принципы права в сравнении с правовыми нормами: • характеризуются наибольшей стабильностью, • обладают большей юридической силой, • выполняют 0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE"правотворческую функцию, • регулируют возникшие пробелы в 0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5"правоотношениях. С учетом вышесказанного можно сказать, что принципы права являются основой действующей системы 0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0"правовых норм и позволяют поддерживать 0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA"правопорядок даже без существующих юридических норм. Виды принципов права: • В зависимости от сферы реализации: общие (принцип справедливости), межотраслевые, отраслевые, институциональные или отдельных 0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0"правовых институтов. • В зависимости от способов изложения: прямо или косвенно закрепленные в конкретном 0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D1%82"нормативно-правовом акте. • По характеру содержания: общесоциальные, специальноюридические (присуще только праву). Принципы выполняют функции: • систематизирующую — на их основе формируются те или иные системы, отрасли, институты права. Они обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важным ориентиром в правотворческом процессе и систематизации, толковании и реализации норм права. • Правотворческую — обеспечивают единообразное формулирование норм права, определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящий идей для законодателя. • Регулятивную — направляют применение юридических норм, намечают общую линию решения того или иного юридического дела. • Интегративную — связующее звено между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы. • Правовой нигилизм Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам. Причинами возникновения правового нигилизма считают: • деспотичный характер государственной власти; • особенность исторического развития государства; • использование репрессивного законодательства; • пробелы в законодательстве, в правовой системе; • наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества; • отсутствие в государстве демократических и правовых традиций; • переходный период, который вызвал трудности в правовой системе; • несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности. Можно выделить следующие признаки правового нигилизма: • широкое распространение и повсеместность; • неподконтрольность; • наличие в государстве разнообразных форм его проявления; • дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.); • соединение нигилизма с разными формами протеста; • распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах. Правовой нигилизм выражается в следующих формах: • сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление); • массовое неисполнение и нарушение правовых норм; • распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия; • так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими; • массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина; • понижение авторитета судебных и правоохранительных органов. Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве: • гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина; • укрепление режима законности на территории государства; • осуществление верховенства основного и других законов государства; • совершенствование правовой системы государства; • осуществление правового порядка в государстве; • повышение авторитета судебных и правоохранительных органов; • проведение в государстве правового воспитания. Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности. Билет 7 • Внутренние функции государства Политическая функция государства предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества. Прежде всего, государство является субъектом, реализующим народовластие. Статья 3 Конституции России определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государство направляет свою деятельность на развитие и реформирование общества в целях наиболее полной реализации прав и свобод человека. В его ведении находятся поиск, формулирование и осуществление приоритетных задач общества на конкретном историческом этапе. Кроме того, как уже упоминалось выше, государство выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов. Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме. При этом государство осуществляет данную функцию как прямыми методами путем императивных предписаний, так косвенными - предоставление льгот по налогообложению, льготных кредитов из бюджета государства и др. Финансовая функция государства включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет - централизованный денежный фонд, используемый выполнения публичных задач и функций. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли - науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов - налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции. Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения. Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Эта задача реализуется в процессе правотворческой деятельности, которой занимаются практически все государственные органы. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения. Составной частью указанной функции является правовая пропаганда среди населения. Экологическая функция государства реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в Конституции РФ. Гуманитарная функция государства налагает на него особую ответственность за развитие науки, культуры, образования. • Социальные нормы в первобытных обществах, их отличие от норм права Несложные отношения первобытнообщинного строя регулировались обычаями - исторически сложившимися правилами поведения, которые вошли в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Социальные нормы – это обязательные правила людей общественного характера в обществе. Обычаи догосударственного общества имели характер мононорм, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и обрядовыми правилами. Особое место занимала такое средство обеспечения обычаев как табу (запрет), благодаря которому поддерживалась дисциплина в обществе. • Принципы и стадии применения права Применение права - властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом. Признаки применения права: - применительная деятельность осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами, - правоприменение – одна из важнейших видов государственной деятельности, - применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке, - правоприменительная деятельность всегда осуществляется в соответствии с определенными общепринятыми во всех странах принципами, - правоприменительный процесс осуществляется в определенной последовательности, - правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. Необходимость применения права возникает: 1) когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности (признание судом лица умершим); 2) когда возникает необходимость в государственном принуждении (отказ правонарушителя от добровольного возмещения вреда); 3) когда есть спор по поводу юридического факта (совершение сделки в результате заблуждения); 4) когда необходимо определить момент возникновения прав или прекращения обязанностей (в случае утраты документов); 5) когда принимается решение о награждении заслуженных граждан; 6) когда необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость (назначить день выборов). Принципы: законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности. Стадии применения права: 1) установление и исследование фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; 3) анализ содержания нормы права и принятия решения - основная стадия, в ходе которой осуществляется оценка собранных доказательств, окончательная юридическая оценка содеянного, происходит оформление решения; 4) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц. Билет 8 • Сущность государства Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Классовый подход при раскрытии сущности государства - крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теоретически неверно. Классовый характер, классовая направленность деятельности государства - его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество - от разрушения, тем самым, сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней. • Преемственность, рецепция и обновление права Вопросам преемственности в праве была в свое время посвящена монография болгарского правоведа Нено Неновски (Преемственность в праве. М., 1977). Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др. Преемственность и обновление - это две стороны одного и того же процесса - процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как: а) собственная логика развития права как социального феномена; б) социально-экономический строй общества; в) религиозно-этические традиции; г) историческая обстановка; д) внешнее влияние; и др. Ю.С. Завьялов в связи с анализом названной работы Нено Неновски отмечает, что главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, и обнаружена преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении (например, в регулятивном). Сам Неновски считает, «что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях». При этом автор правильно обращает внимание на то, что преемственность может быть отрицательной, то есть иметь консервативное, реакционное, негативное значение. Неновски различает преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств. Болгарский правовед полагает, что рецепция права может рассматриваться как специфическое проявление преемственности в праве. Думается, что дело обстоит как раз наоборот: правопреемственность является разновидностью правовой рецепции. Слово «receptio» в латинском языке означает «принятие», а приниматься, заимствоваться могут: а) прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность); б) элементы современных правовых систем. Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через «фильтр» общечеловеческой культуры. Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной 2NZQGluzbTx8ecOjKxg**vHfwqLwyCsJNQvBkXcrjQFD510Y9uJ7DoQ*ngbD0G9OkfcanhWj3JBkYpguxlUSuoRXBPyqi5GzePD3bJOC*5Ijs4KwU6tDE28tPXmOlnCBdfyqrQigjDcbjB3e8hOx4n3IenDAdoGD5fItnBQ556InRwjZ1UNDrhGF3b4XqNuqN1NhCj2d5Iga3xKN*7Cm6iiQ2zR3WKq2r4Cv75GmYAfQJ*hHuGOJ1sz*bM8jDuok6F*ebAfNPUdzvKP*bQZ4qelqFNj4sLknj*hmJWomp*d3TzEFi0938olFDoevcWN6NoT73w2IN4QX*0tm-HV0V4jyp2K5jAlNwuLcCoF1qx67DBhAQdr8rK*MRYZjqMsb*edJcXEcxP7TYCbsBlgNQ"Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений. Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г. Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи. • Система права и система законодательства Система законодательства - это целостное строение источников действующих правовых норм, которое выражается в единстве, согласованности нормативно-правовых актов и дифференциации их по различным отраслям. Система законодательства, по существу, понятие очень близкое к системе права. Она тоже представляет собой обусловленное состоянием общественных отношений целостное строение, но только не правовых норм, как в системе права, а их источников. Отсюда социальное назначение системы права и системы законодательства совпадают. Система права - это обусловленное состоянием общественных отношений целостное строение действующих правовых норм, которое выражается в их единстве, согласованности и дифференциации на отрасли и институты. Билет 9 • Формы государства Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим. По форме правления государства подразделяются на деспотию, монархию и республику. По форме государственного устройства государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (империя, конфедерация, федерация). Выделяется два вида государственного режима: демократический и авторитарный. • Понятие и признаки норм права Норма права—общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Признаки правовой нормы: • Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества); • Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло; • Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее — предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности); • Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия; • Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах; • Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением; • Носит общий характер, то есть отличается нормативностью; • Характеризуется неперсонифицированностью — адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров); • Имеет многократное применение — не прекращает своего действия после ее исполнения; • Имеет государственно-властный характер — положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным. • Субъекты и объекты правоотношений Правоотношение имеет определенную структуру, т.е. внутреннее строение. Оно состоит из четырех элементов: субъекты правоотношения, субъективное право, субъективная юридическая обязанность и объект правоотношения. Субъекты правоотношения – это те, кто вступил в данную правовую связь, являются ее стороной, участником. Например, в семейном правоотношении это супруги – муж и жена. В правовые отношения могут вступать как отдельные люди (индивиды), так и их объединения, организации. В связи с этим различают два основных вида субъектов правоотношений: 1)физические лица – это индивидуальные участники правоотношений, т.е. люди. К физическим лицам относятся граждане, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории государства. Однако их положение несколько отличается от положения граждан. Дело в том, что субъекты правоотношений обладают определенными юридическими свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью.Правоспособность – это установленная государством способность иметь права и обязанности, а дееспособность – способность своими действиями осуществлять их. Правоспособность и дееспособность иностранцев и лиц без гражданства несколько уже, чем у граждан данного государства, так как первые не имеют тех прав и обязанностей, которые непосредственно вытекают из гражданства. Например, иностранцы и лица без гражданства не имеют права избирать или быть избранными Президентом Российской Федерации или депутатом Государственной Думы. |