Типы и виды политических систем 3 страница Возраст, при наступлении которого физическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность, устанавливается специальными нормами права. Например, гражданская (имущественная) правоспособность наступает с момента рождения, а полная дееспособность – только по достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет. Но нормами других отраслей права может быть предусмотрено, что физическое лицо становится правоспособным и дееспособным одновременно, по достижении определенного возраста; 2) коллективные субъекты –различные объединения людей. К ним относятся государственные и общественные организации, хозяйственные объединения (предприятия, фирмы). Организации приобретают правоспособность и дееспособность с момента утверждения устава или положения об этой организации или ее регистрации. Среди организаций выделяют такой вид субъектов правоотношений, который называется«юридические лица». Необходимо учитывать, что далеко не любая организация является юридическим лицом, а лишь та, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени совершать различные сделки с этим имуществом, нести ответственность по своим долгам и выступать в суде в качестве истца или ответчика. В качестве субъекта правоотношений могут выступать не только государственные организации, но и государство в целом, например при подписании международных договоров. Юридическое содержание правоотношения составляют два элемента: субъективное право и юридическая обязанность, которыми связаны субъекты правоотношения. Причем субъективное право – это возможность определенного поведения, а юридическая обязанность – это поведение должное, необходимое. Например, в семейном правоотношении у каждого из супругов есть субъективное право на развод (расторжение брака), но это лишь возможность расторгнуть брак, и каждый из супругов вправе сам решить, воспользуется он этой возможностью или нет. В то же время каждый из супругов, если у них есть дети, обязан воспитывать и материально содержать их. Это поведение должное, и если оно не будет исполняться, то к нарушителю обязанности могут быть применены установленные нормами семейного права санкции (взыскание алиментов, лишение родительских прав). Объектом правоотношения являются те материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты права вступают в данное правоотношение. Например, если гражданское (имущественное) правоотношение между продавцом и покупателем возникло на основе норм гражданского права в связи с заключением договора купли-продажи автомобиля, то объектом данного правоотношения будет автомобиль. Билет 10 • Понятие и виды государственных органов Государственный аппарат состоит из государственных органов (органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, прокуратура). Государственный орган - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата. Государственный орган: • осуществляет от имени государства его функции; • имеет определенную компетенцию; • обладает властными полномочиями; • характеризуется определенной структурой; • имеет территориальный масштаб деятельности; • образуется в порядке, установленном законом; • устанавливает правовые связи личного состава. Виды государственных органов: 1) по способу возникновения: первичные (они никакими органами не создаются, они возникают либо в порядке наследования, либо и порядке избрания путем выборов) и производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. Это исполнительно- распорядительные органы, органы прокуратуры и др.) 2) по объему властных полномочий: высшие и местные (не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не являются государственными). Высшие распространяют свое влияние на всю территорию, местные - только на территорию административно-территориальной единицы) 3) по широте компетенции: общей (Правительство) и специальной (отраслевой) компетенции (Минфин, Минюст). 4) коллегиальные и единоличные. 5) по принципу разделения властей; законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, правоохранительные, распорядительные. • Правонарушения (соц. природа, причины, пути борьбы) Правонарушение - это вредное для государствообразующего общества противоправное деяние участника общественного отношения. Признаками правонарушений является: 1) противоправность, 2) общественная вредность, 3) виновность, 4) деяние. Правонарушения делятся на преступления (уголовно-правовые) и проступки (гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные). Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Состав преступления включает в себя: объект, субъект, субъективную сторону, объективную сторону. Объектом правонарушения является то, на что направлено правонарушение (ценности, деньги, блага, собственность, жизнь здоровье и т.д.). Субъектом правонарушения может быть деликтоспособное физическое лицо или организация. В уголовном праве субъектом может быть только физическое лицо. К субъективной стороне правонарушения относятся: мотив, вина, цель. Вина делится на умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (противоправная самонадеянность и противоправная небрежность). К объективной стороне правонарушения относятся: противоправное деяние, противоправный результат, причинная связь между деянием и противоправным результатом, место, время и обстановка. • Консолидация и кодификация законодательства Кодификация - переработка норма права по содержанию и их систематизация, научно- обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства). В ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Это кодексы, уставы, положения, основы законодательства. Консолидация - формы систематизации путем объединения множества законодательных актов по одному и тому же вопросу в единый нормативно-правовой акт. Консолидация содержит в себе черты кодификации и инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования. Билет 11 • Власть в первобытных обществах, ее отличие от государственной власти Власть в первобытнообщинном строе олицетворяла силу и волю рода или союза родов; источником и носителем власти был род; она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе общественной, то есть неотделенной от общества и политики. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной для эффективного принуждения за нарушения существующих правил поведения. Признаки государства, отличающие его от организации власти при первобытнообщинном строе. 1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. При первобытнообщинном строе принадлежность индивида к тому или иному роду обуславливалась кровным родством. Причем род не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованно обществе имеется строгая локализированная территория. 2. Публичная (государственная) власть. При первобытнообщинном строе была общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, из которых комплектуются органы управления и органы принуждения. 3. Государственный суверенитет - верховенство, самостоятельность и независимость. Верховенство: 1) универсальность властной силы государства, которая распространяется на все население; 2) наличие таких средств, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция и др.). Самостоятельность и независимость- исключительное право государства решать все свои дела. 4. Неразрывная связь государства и права. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает ее законным. Право вводит функции государства в рамки законности. • Историческая судьба государства и права Существуют различные точки зрения относительно судьбы государства и права. Например, представители марксистско-ленинского учения проповедовали, что в будущем обществу будет не нужно государство и право. По этому учению считается, что государство и право существуют не вечно, было время, когда их не было и придет время, когда их не будет. Эти понятия рассматривались с классовой позиции. Некоторые ученые полагают и сейчас, что государство и право будут отмирать. В частности, люди перестанут совершать преступления и право будет не нужно. На мой взгляд это неправильная точка зрения, я придерживаюсь другой. Другие ученые считают, что государство и право будет эволюционировать в сторону построения правового государства. Основное направление деятельности государства - защита прав и свобод человека и гражданина. - формирование правового сознания человека - построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашения Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности - развитие правовой деятельности, складывающейся из правотворческой деятельности органе государственной власти, на правоприменительной деятельности правоохранительных органов и иных органов государства; отсюда формирование новой системы законодательства, которая бы отражала происходящие в обществе изменения основ жизнедеятельности, и проведение в жизнь правовых норм учетом индивидуальных особенностей ситуации. - развитие частного нрава. • Методы правового регулирования Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание. Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права. Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения. Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон. Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение). Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения. Билет 12 • Соотношение государства и гражданского общества "Гражданское общество" и "государство" представляют собой понятия, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства. • Классификация норм права Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения. Нормы нрава классифицируются по отраслям права; по юридической силе; по способам воздействия на поведение участников общественных отношений; по характеру содержащихся предписаний и т.п. По отраслям права нормы права делятся на: нормы конституционного права, гражданского права, уголовного права, административного права и т.д. По юридической силе: законы и подзаконные акты. По способам воздействия на поведение участников общественных отношений: управомачивающие, обязывающие, запрещающие. По характеру содержащихся предписаний: нормы-принципы, общие нормы, конкретные нормы. • Понятие и требования законности Законность - юридическая категория, которая означает сложившееся отношение в том или ином государствообразующем обществе к законам и к претворению требований законов в жизнь. Одним из требований законности является строгое соблюдение законов. Истинное назначение законности проявляется лишь по отношению к действительно правовым законам. Основой подлинной законности является легитимность закона и всеобщая непререкаемость закона. Когда законы не имеют в обществе одинаковой силы для всех, то говорить о подлинной законности не приходится. Если, например, правила дорожного движения не будут соблюдать высокие чины или сами контролеры за дорожным движением, то требование их соблюдать, предъявляемое рядовым водителям, вряд ли свидетельствует о наличии законности в данном обществе. Люди о законах судят по тому, насколько они (законы) их защищают, выражают их интересы. Поэтому законность чаще всего употребляется наряду со словом справедливость. Законность - не метод государственного руководства обществом (как говорили в советское время), а принцип жизни общества, определяющий деятельность государства. Субъектами обеспечения законности в цивилизованных странах выступают и граждане, и их общественные объединения. Институт заявлений, который наделяет граждан правом обращения в суд о нарушении законов, - важная юридическая гарантия обеспечения законности в обществе. В правовом государстве не должно быть никаких ограничений относительно дееспособных граждан, изъявивших желание оспаривать в судебном порядке факт нарушения законности, если даже этот факт конкретно не затрагивает его сугубо личные интересы. Билет 13 • Формы правления Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию -власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику. Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало. Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия(Малайзия). Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.Уясняя вопрос о форме правления в государстве, необходимо остановиться на таких понятиях, как парламент, президент, глава государства, глава правительства, спикер парламента. Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - конгрессом, в России - федеральным собранием, во Франции - национальным собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Президент - выборный. Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок. Глава государства - это президент, король (королева), император, то есть высшее должностное лицо, которое непосредственно представляет государство в международных отношениях, назначает послов и т.д. Глава государства есть и в монархиях, и в республиках, но в первых он является наследственным, в республиках - выборным. Глава правительства - первый руководитель исполнительной власти, назначаемый президентом (в президентских республиках) или избираемый парламентом (в парламентских республиках). Правительство в разных государствах называется по-разному (совет министров, кабинет министров и др.). Спикер парламента - председатель (руководитель) палаты в парламентах. • Типология права Это специфическая классификация права и выражает она определенную концепцию правопонимания, то или иное общее понятие права. Марксистско-ленинская теория для характеристик исторического развития права использовала категорию “исторический тип права”. Эта категория во многом совпадает с категорией “исторический тип государства”. Исторический тип права - совокупность общих, существенных признаков, присущих правовым системам одной общественно-экономической формации, т.е. право в определённых конкретно-исторических условиях (оно выражает общие признаки различных правовых систем). Марксистско-ленинская теория выделяла пять общественно-экономических формаций и четыре основных исторических типов права: рабовладельческое; феодальное; капиталистическое (буржуазное); социалистическое. Каждый тип выражал; определённую ступень в историческом развитии права. В соответствии с марксистско-ленинской теорией право развивается от рабовладельческого типа к социалистическому (последний этап - нормы коммунистического общежития). В последнее время эта типология подвергается сомнению, т.к. она не совсем адекватно отражает процесс развития права. В науке существуют и другие точки зрения по данному вопросу, например, своеобразной и весьма интересной является типология права, предложенная профессором Лейстом О.Э., который выделяет три типа права: 1. Сословное право. Для него характерно то, что оно делит людей на определённые сословия, устанавливает различный правовой статус этих сословий; данный тип права присущ правовым системам Древнего мира и Средневековья - рабовладельческое и феодальное право; памятники права носят сословный характер, т.к. они выделяют сословия или касты (варны). 2. Формальное или буржуазное право. Оно приходит на смену сословному праву, появляется в эпоху Нового времени и присуще буржуазному государству (право Нового времени). Правовые нормы отменили сословность и установили формальное равенство независимо от пола, национальности, размере дохода и т.д.. 3. Социальное право. Оно присуще обществу Новейшего времени (право Новейшего времени). Социальное право отличается от формального тем, что оно устанавливает не только формальное равенство, но стремится и к фактическому равенству, оно связано с решением социальных проблем, направлено на повышение благосостояния народа,, пронизано гуманизмом, заботой о человеке). Основой данной типологии является не общественно-экономическая формация, а право как таковое, его специфика. В свою очередь, проф. Алексеев С.С, пытаясь охватить развитие права в целом, отмечает, что право развивается от дикости, варварства к цивилизации, а именно, к гуманистическому праву. Рабовладельческое, феодальное право по своей сути не заботится о человеке, оно направлено против личности, его назначение состоит в преследовании, подавлении личности. Эта жестокость постепенно исчезает из права (на смену жестоким наказаниям приходят более гуманные и т.д.). Современное право повёрнуто лицом к человеку, защищает его, заботится о нём. В настоящее время вопрос о типологии права чаще всего рассматривается по аналогии с вопросом о типологии государства, поэтому те подходы, которые используются при рассмотрении вопроса о типологии государства, применимы и при рассмотрении вопроса о типологии права. Поэтому при рассмотрении вопроса о типологии права сегодня используют: 1) формационный подход, учитывающий уровень экономического развития государства (материальную сферу); 2) цивилизационный подход, учитывающий пути возникновения и развития права (духовную сферу). Формационный подход основан на марксистко-ленинской теории, которая признает базис (тип производственных отношений) решающим фактором и выделяет выше указанные типы права (рабовладетельское, феодальное, буржуазное, социалистическое). Цивилизационный подход в основном базируется на трудах английского историка А.Тойнби и в его рамках выделяются следующие типы права: право древних государств, право средневековых государств, право государств Нового времени и право современных государств. К данной типологии некоторые авторы добавляют еще классификацию права в зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков: национально-правовая система (конкретного государства) и правовая семья (романо-германская, англо-саксонская, религиозно-традиционная). • Понятие, признаки, структура и виды актов применения права Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретного лица. Классификация актов применения права: 1. по субъектам принятия: • акты органов государственной власти (постановление Совета Федерации о назначении Генерального Прокурора РФ) • акты прокуратуры (приказ об увольнении конкретного лица) • акты судебных органов (приговор) • акты контрольно-надзорных органов (постановление сан. инспекции о наложении штрафа) • акты органов местного самоуправления (распоряжение Мера города о назначении главы районной администрации) 2. по характеру правового воздействия: • регулятивные - обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон (решение суда по гражданскому делу) • охранительные обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, установление меры юр. ответственности (приговор суда) 3. по способу принятия • коллегиальные '. •. • единоличные 4. по значению . -• • основные (приговор суда или решение по гражданскому делу) • вспомогательные (определение о придании обвиняемого суду) 5. по форме • отдельный документ (приговор) • резолюция на материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения) • устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте) Структура правоприменительного акта: • вводная часть - содержит наименование акта, место, дату принятия, наименование органа или должностного лица, который принял решение по делу; • описательная часть - содержит факты, являющиеся предметов рассмотрения, данные, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и каким способом совершены действия; • мотивировочная часть - включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальной нормы, которыми руководствуется правоприменитель; • резолютивная часть - содержит решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности). Билет 14 • Функции государства Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение. Важнейшей функцией государства является охрана и гарантия прав человека и гражданина. Функции государства разделяются по следующим видам: I. По субъектам: 1. функции законодательных органов власти; 2. исполнительные функции; 3. функции правосудия; II. По направлениям: 1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних задач 1) поддержание мира; 2) сотрудничество с иностранными государствами. 2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач 1) экономическая функция; 2) политическая функция; 3) социальная функция; III. По сфере деятельности: 1. правотворческую; 2. правоприменительную; 3. правоохранительную. • Порядок принятия, опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового акта является заключительной стадией правотворческой процедуры. Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанавливает следующие моменты: 1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. 2. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем. 4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. 5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме. Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты: 1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания. 2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. |