МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Королевская власть и духовенство





Особого внимания заслуживают отношения, которые сложились между королевской властью во Франции и римской католической церковью. Что точно можно о них сказать – они были весьма сложными и противоречивыми: некоторых королей даже подвергали отлучению от церкви, как это случилось с сыном Гуго Капета Робертом. Но короне нужна была поддержка церкви, точно также, как и последней.

На первых порах шаткая королевская власть нуждалась в мощном союзнике, который бы обладал непререкаемым авторитетом. Таким союзником для Франции выступил папский престол, который имел огромное влияние на все страны Западной Европы в эпоху Средневековья. Монархи прилагали все усилия, чтобы снискать расположенность церкви, соблюдая при этом должную меру достоинства: «Королю приходилось защищать и утверждать свои права перед лицом не только светской феодальной знати, но и Церкви. На первый взгляд, при его чрезвычайной набожности между ним и церковью должно было царить полное согласие, и король Франции, как писали в его время, «всегда является щитом церкви». Действительно, он считал себя верным слугой и защитником церкви, но это вовсе не означало, что он готов был поступиться какими-либо своими правами в ее пользу. Он придерживался хорошо уже известной тогда доктрины двух мечей (меч духовной и меч светской власти), предполагавшей четкое разделение властей»[11].

Это сотрудничество, однако, отнюдь не зиждилось исключительно на духовных основах. Начало XIII века во Франции ознаменовалось мрачным событием – появлением в стране инквизиции, печально известной своими делами. Деятельность этого органа церковного надзора не всегда находила рьяную поддержку королей, однако несла важную для них финансовую функцию: «На деятельности инквизиции корона неплохо зарабатывала, ибо все имущество еретиков, даже раскаявшихся, конфисковывалось в ущерб правам наследников»[12]. К тому же, запрет деятельности инквизиционных органов в стране вызвал бы гнев папы римского и мог повлечь наложение на Францию интердикта – запрета проведения всех богослужений, что, учитывая глубокую религиозность населения того времени, повлекло бы за собой негативные последствия, в частности народные волнения.

Деятельность религиозных организаций в стране помимо всего прочего оказывала высокий культурно-социологический эффект, схожий с тем, который оказывала на Русь византийская православная церковь. Монастыри были оплотом культуры и образования, а король всегда был заинтересован знающих людях, которые могли осуществлять полезные государству функции: большинство населения, в том числе представители высших сословий были неграмотны. Из церквей выходили величайшие деятели культуры того времени: В 1229 г. доминиканцы Святого Иакова создали с одобрения епископа и короля свои знаменитые кафедры теологии, которые впоследствии прославят Альберт Великий и Фома Аквинский»[13].

Духовная составляющая королевской власти играла большую роль для ее утверждения, сакрализации. Монарх должен был стать правителем не только по крови, но и по духу. Эти тенденции находили свое отражение также во многих нормативных документах эпохи: «Всякая власть имела также сакральные корни. С прогрессом христианизации росло понимание того, что власть — от Бога, которого славили в церквах и которому служили священники. Каролингские епископы составили нравоучительные трактаты, предназначавшиеся для управителей. «Зерцала князей» ставились перед их глазами не для того, чтобы те любовались своим отражением, но для того, чтобы государи имели пример, образец»[14].

Как уже было сказано, оплотами римской католической церкви во Франции были монастыри, которые в основном располагались в крупных городских центрах, образовавшихся еще во времена Римской империи: «Церковная власть укореняется в городах-ситё, там, где их не разрушило время. Они более многолюдны, менее обветшали на юге Галлии. В каждом из них заседает епископ как преемник римского магистрата»[15].

С течением времени духовенство начинает играть во Франции все более важную роль. Оно образует одно из трех сословий, входя наряду с дворянством в разряд «благородных». Представители Церкви входили в Королевскую курию, а с образованием парламента – и в этот важный законодательный орган. Все это подчеркивало высокий статус Церкви в системе общественных отношений того времени.

Однако, важно отметить тот факт, что несмотря на все влияние святого престола, французские короли отнюдь не были послушными исполнителями его воли. Они четко проводили свою независимую линию политики, описанную выше. Яркий пример – Людовик IX, который при всей своей набожности не позволял папе римскому диктовать ему правила игры: «В отношениях с папами король отнюдь не был послушным сыном церкви и руководствовался политическими соображениями. Но в одном он сделал большую уступку Риму: он согласился на введение во Франции папской инквизиции. Инквизиция католической церкви была создана по решению одного из Соборов еще в конце XII в. для расследования дел о ереси и ее искоренения»[16]. Но даже такие уступки были сделаны с выгодой для государства: речь идет о приобретении казной имущества казненных по воле инквизиции. Это цинично, но подобная деятельность послужила значительному укреплению королевской власти, опорой которой теперь служила и церковь.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.