ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Государственный строй древней Спарты Спартиаты, как они сами себя называли – spartiatai, представляли из себя потомков дорийцев, вторгшихся в Лаконику и подчинивших себе ахейцев, до них колонизовавших это место. О былом завоевании в структуре государственных органов Спарты осталось напоминанием так наз. диархия (двоецарствие). Павсаний считал, что два царя появились в Спарте в результате рождения близнецов (Описание Эллады. III. I. 6). Однако уже в древности это предание подверглось сомнению Плутархом. Настоящее объяснение диархии следует искать в начальном периоде существования Спарты как отдельного государства. Покорив автохтонное население Лаконики, спартиаты не могли удержать его в повиновении, не назначив одного из знатных родов этих автохтонов царским. И, действительно, цари, царствовавшие в Спарте, происходили из двух родов, которые никогда не заключали между собой браков. Род Агиадов считался ахейским (автохтонным), а род Еврипонтидов – дорийским. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЛИКУРГА Исследователи считают эпоху законодательства легендарного царя Ликурга (IX в.) эпохой дорийского синойкизма. Именно в это время Ликург якобы разделил народ на филы и обы (obai). Еще был введен общегосударственный культ Зевса Геллания и Афины Геллании. Синойкизм также наглядно проявился в том, что в Лаконике существовал только один город дорийцев – Спарта, от названия которого получили свое прозвание и жители этой местности. Ликург ввел в государственную жизнь самый настоящий коммунизм, сделав собственником земли государство, которое распределяло земельные наделы kleroi только среди граждан. Отчуждать эти наделы запрещалось, если они становились выморочными, то государство само заботилось об их судьбе. Известны ретры (постановления) Ликурга против роскоши, против золота и серебра. Ликург разрешил строить спартиатам дома только при помощи пилы и топора. Известно также «спартанское воспитание», которое он постановил давать всему подрастающему поколению за государственный счет. Более подробно об этом сказано в биографии Ликурга, написанной Плутархом. НАСЕЛЕНИЕ Граждане, собственно спартиаты, были единственными свободными людьми в Лаконике, обязанными перед государством только военной службой. Условия получения гражданства были просты, как жизнь самого спартиата: рождение от родителей-спартиатов, прохождение спартанского воспитания в агелах (специальных отрядах), участие в сисситиях (общественных обедах) или как их называли сами спартиата, в «фидиттиях». Все, кто отвечал этим трем требованиям, были полноправными гражданами – omoioi. Тот, кто отвечал только первым двум – не участвовал в сисситиях – лишался политических прав, становился гипомейоном. Сиссития и спартанское воспитание заменяло спартиатам обряд докимасии – подтверждения их гражданских прав. Сисситиями назывались общественные обеды в среднем из 15 участвующих лиц. Эти обеды устраивались вскладчину и специально были учреждены Ликургом для проверки благосостояния граждан. Такова была докимасия спартиатов. Было установлено, что каждый сиссит обязан со своего участка земли поставлять определенное количество продуктов. Тот, кто не мог этого сделать, а со временем таких стало достаточно много, лишался права участовать в обедах и, как следствие этого, – в Народном собрании. Членом сисситии мог стать любой спартиат, для этого его кандидатура голосовалась сисситами при помощи хлебных шариков (Плутарх. Ликург.13). Особенностью института гражданства Спарты было то, что безбрачие или отсутствие детей (будущих воинов) также являлось препятствием к осуществлению политических гражданских прав. Плутарх даже говорит, что ретры Ликурга предписывали для таких граждан позорящие наказания. Наоборот, граждан, имевших трех сыновей, полагалось освобождать от военной службы, имевших четырех сыновей освобождали от всех государственных повинностей. Граждане делились на филы, однако точное количество их нам не известно, называют, например, пять таких фил; филы подразделялись на обы. Периэки (perioikoi) составляли разряд лично свободного населения Лаконики – потомков автохтонов. Главная из обязанность – обеспечивать спартиатов предметами ремесленного труда, физический труд в любых формах для спартиата был заказан. Поэтому периэки составляли население нескольких городов (у самих спартиатов, повторим, был только один город – Спарта). Города периэков пользовались правами самоуправления, но в военное время сюда назначали губернаторов гармостов. На периэков не распространялось право спартиатов, у них не было сисситий и спартанского воспитания; на войне они составляли вспомогательные войска. Отношения между периэками и спартиатами всегда оставляли желать много лучшего. Илоты (eilotes) составляли самую бесправную часть населения Лаконики. Они были государственной собственностью, поэтому ученые определяют их статус как государственных крепостных, а не как рабов. Власть спартиата над илотом была ограничена, он не имел права его убивать, изменять повинности, которые тот нес перед ним, наносить ущерб его имуществу. Илоты имели право владеть собственностью. Илоты обязаны были обрабатывать землю своих господ – клеры спартиатов и уплачивать им определенный доход (размер от урожая). Они платили налоги, государство могло потребовать от них в любое время исполнения литургий. В армии илоты также составляли вспомогательные войска. Весьма распространенной практикой в отношениях между илотами и спартиатами были так наз. криптии (krypteia) – тайные убийства илотов, которые почему-либо казались спартиатам подозрительными. Криптии иногда принимали массовый характер. У Фукидида есть упоминание об убийстве одновременно более двух тысяч илотов. Криптии объявлялись каждый год эфорами при вступлении последних в должность. Посредством криптий спартиаты воспитывали подрастающее поколение, т.к. в основном исполнение криптий лежало на молодых спартиатах – это было что-то вроде экзамена на аттестат зрелости. Промежуточное положение между свободными и крепостными занимали так наз. mothakes – мофаки, товарищи молодых спартиатов, которых набирали из числа илотов и периэков для совместного воспитания с детьми граждан Спарты. Высказывают предположение, что это были дети от мезальянсов. Мофаки, прошедшие спартанское воспитание, становились свободными и служили в армии наравне с полноправными гражданами. Надо заметить, что идеальный строй Спарты, каким он казался многим философам древности, не спас ее от деградации. Прежде всего она выразилась в катастрофическом уменьшении числа полноправных граждан. Если в эпоху греко-персидских войн их было около девяти тысяч, то в эпоху царя Агесилая II (IV в. до Р.Х.) только 700. Вызвано это было двумя причинами. Во-первых, периэки и илоты постепенно через ряд восстаний смогли освободиться от ига поработителей и захватить добрую часть земли в Лаконике, следовательно, уменьшилось количество лиц, способных получить надел от государства. Во-вторых, у спартиатов отсутствовали навыки колонизации. Избыток населения очень быстро нашел себе применение в качестве наемного солдата. Спарта – это главный поставщик солдат удачи эпохи античности. Кому только не поставляла Спарта наемников: фараонам, персидским царям и т.п. Дело дошло до того, что в панэллинский поход Александра Македонского, войскам объединенных греков в Персии противостояло много спартиатов-наемников. Наемник, это понятно, тоже не мог участвовать в сисситиях. Права гражданства спартиаты давали иностранцам еще реже, чем в Афинах. За иностранцами в Спарте была установлена настоящая слежка, им запрещалось больше установленного времени проживать в Лаконике. Это делалось, считается, потому, что иностранцы могли внести элементы «сладкой жизни» в быт спартиатов, разложить их строй, так сказать, изнутри. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СПАРТЫ Изначально Спарта управлялась олигархией архагетов, коллегией из 30 человек, двое из которых были царями. По преданию Ликург призвал себе в помощники 28 представителей знатных родов, которые впоследствии стали геронтами. Народное собрание всегда играло в Спарте приниженную роль. Итак, первой почетной должностью в Спарте была царская. Царей было двое (диархия), правили они не попеременно, а одновременно, что сказывалось на их отношениях; со временем это привело к снижению их роли в делах управления. В 510 г. до Р.Х. вышел закон, согласно которому командовать армией в походе может кто-то один из них. В конце концов невозможность совместного управления стала причиной учреждения эфората. Право на трон передавалось в роду от отца к старшему сыну, но обязательно к такому, который родился тогда, когда его отец уже правил. Мать царя обязательно должна была быть спартанкой. Поскольку цари выполняли еще жреческие функции – приносили за все государство жертвы Аполлону, – то они должны были быть свободными от врожденных уродств. Уродов Ликург предписал уничтожать. Если сыновей у царя не было, то царем становился его ближайший совершеннолетний агнат. Если он был еще не совершеннолетним, то правил так наз. продик (prodikos) – регент. Таким регентом как раз был Ликург, когда проводил свои реформы. Окончательное слово в спорах о наследовании царского достоинства было за всеми спартиатами, решение об этом принимала Апелла (Народное собрание). Несмотря на постепенную утрату многих своих прав, царь в Спарте продолжал оставаться почетной фигурой. На сисситиях он получал двойную порцию, причем, если он не мог присутствовать за столом, то ее ему отсылали на дом. Перед царем все обязаны были стоять, только эфоры в позднейшее время могли сидеть в его присутствии. Государство обеспечивало царя специальным хлебом и вином, чтобы он случайно не осквернился. Он владел некоторыми городами периэков, которые платили ему дань. Илоты платили ему также специальный налог за использование царской земли. Царь получал ⅓ жертв, участником приношений которых был. До введения эфората царь был верховным судьей, жрецом и главнокомандующим. Впоследствии судебные полномочия царя отошли к герусии (уголовные дела) и к эфорам (гражданские дела), но в ведении царя остались дела о наследстве, брачно-семейные дела, межевые споры и дела, связанные с преступлениями, совершенными на публичных дорогах. Царь имел право начинать войну когда угодно и против кого угодно. Правда, после ее окончания царя могли судить, поэтому чаще всего царь заручался согласием герусии и Апеллы на ее ведение. Во время войны власть царя не была ничем ограничена. За обычные преступления царя могла судить герусия под председательством другого царя. Герусия или совет старейшин был аналогом Ареопага Афин, но с неурезанными полномочиями. Еще Ликург постановил избирать в состав геронтов старца, достигшего 60-летнего возраста, известного своими заслугами и способностями к государственному управлению. Членство в герусии было пожизненным. Выборы геронтов проходили следующим образом. Назначалась коллегия выборщиков, которая запиралась в помещении недалеко от места проведения собрания. В руках они держали доски для письма, на которых отмечали силу, доносившегося до них крика. Кричал народ на собрании, когда через него проходили кандидаты в геронты. Порядок прохождения определялся жребием. По силе крика определялся один наиболее достойный. В герусии председательствовали цари, где они имели право голоса; с учреждением эфората председательствовать стали эфоры. Эфоры – годичная коллегиальная магистратура. Один из них был эпонимом. Способ их избрания нам не известен, известно только то, что Аристотель называл его «детским». Введены они были сто тридцать лет спустя после реформ Ликурга. В основном они унаследовали царскую власть, что позволяет определить форму правления в Спарте как аристократическую. Со временем их полномочия только увеличивались. Им принадлежало право созыва Народного собрания и председательствования на нем, до этого такое право было у царей и геронтов. Эфоры судили гражданские дела, а со временем в их ведение от герусии перешли и дела уголовные. Они руководили исполнением судебных решений, имели право вместе с геронтами судить царей, осуществляли руководство внешней политикой государства, в частности, выступали в роли арбитров по спорам между союзными Спарте городами, наблюдали за воспитанием молодежи; объявляли криптии и руководили городской полицией. Постепенно они отняли у царей действенное право верховного командования, в походе царей сопровождало два эфора. Эфоры к тому же каждый девятый год осуществляли гадание по звездам о судьбе царя. Если в безлунную ночь им удавалось увидеть падавшую звезду, это был знак, что царь в чем-то провинился перед богами. Каждый месяц цари обязаны были клясться перед эфорами, что будут управлять Спартой согласно законам, в ответ эфоры клялись сохранять царскую власть. Эфоры наблюдали за состоянием государственных финансов, они собирали налоги. Календарь и праздники регулировали они же. Вместе с тем эфоры обязаны были давать отчет о всех делах по управлению своим преемникам, те могли выдвинуть против них обвинение и в случае необходимости – судить. Эфора можно было сместить с должности и во время исполнения им своих обязанностей. Для этого должен был быть получен оракул из Дельф, который заказывал царь. Апелла – народное собрание Спарты – проходила на городском рынке. Посещать его могли все граждане достигшие 30 лет. Решение принималось на нем криком или, если не ясен был исход такого голосования, председательствующий просил народ разойтись в разные стороны и таким образом определял исход голосования. Важной особенностью заседаний Апеллы было то, что на нем нельзя было обсуждать повестку дня; народ должен был либо голосовать «за», либо «против». Кроме того, цари и геронты, позднее эфоры, имели право не исполнять решение Апеллы, если считали, что оно противоречит ретрам Ликурга. Помимо этих органов власти в Спарте нам известны следующие магистраты: проксены – назначались царями и наблюдали за иностранцами, проживавшими в государстве; агораномы – полиция Спарты, в римское время их сменили эмпелоры; армофины – наблюдали за поведением женщин; педономы и крены – наблюдали за воспитанием юношества; наварх – командовал флотом Спарты. Известны также армейские офицерские должности: гармос и полемарх – генералы армии. Все эти должности были выборными, либо замещались по назначению от эфоров. Некоторые должности: поваров, музыкантов, глашатаев, и т.п. – являлись наследственными и сопряжены были с жреческими функциями. Незадолго до установления римского господства Спарта пережила краткий период восстановления былого величия царской власти, но дело кончилось гражданской войной и учреждением синархии. Стали избирать коллегию патрономов в составе 12 человек во главе с их эпистатом. Учреждена была также коллегия номофилаков и грамматофилаков; эфоры сохранились, но утратили большинство своих полномочий. Герусия перестала быть пожизненной, геронтов теперь избирали сроком на 1 год. Право Спарты нам почти не известно, за исключением пересказов анекдотов из спартанской жизни поздними писателями. Известно, что Ликург изложил свои реформы в так называемых «ретрах» (retra – букв. «договор»), ретры были созданы в стихотворной форме и подражали форме изречений Дельфийского оракула, вопросы которому якобы задавал Ликург. Письменных законов спартиаты не знали, даже ретры не были записаны. Ликург запретил облекать законы в письменную форму. Содержание права, по всей видимости, отличалось крайним архаизмом – этот вывод мы можем сделать на основании того, что спартиаты практиковали умыкание как форму заключения брака. [1] Страбон в этом вопросе, как нам кажется, занимает правильную позицию, взяв в качестве критерия диалекты греческого языка: «В Греции было много племен; племен же восходящих к древнейшим временам, было столько, сколько мы теперь знаем греческих диалектов. Хотя самих диалектов четыре, мы можем сказать, что ионический диалект тождественен древнеаттическому...» (География. VIII. 1. 2.). [2] Lexiachiron grammateion, что состоит из следующих корней: «lexis» – «жребий» в смысле «наследственный удел (жребий)»; «archein» – «господствовать над» и тогда само слово lexiachiron grammateion будет означать «владелец жребия». Буквально, внесение в список дема – это удостоверение не только личности, но уже предварительное обозначение будущей деятельности гражданина – его особый род занятий, который он наследует отцу! [3] Имя грека после реформы Клисфена стало состоять из трех частей: onoma – имя собственное; patronymikon – отчество; demotikon – название дема. Например, имя Сократа звучало следующим образом: «Сократ, сын Софрониска из дема Алопеки». [4] Вообще регистрация метэков обозначалась техническим термином «eggraphein», что означает «допуск во фратрию». |