МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Государственный строй Афин.





Итак, мы можем с уверенностью сказать, что народ-государство находил в городе-государстве полное выражение своих стремлений. Афины и их демократия возникли не вдруг и не на пустом месте. Что касается населения, то оно издавна, еще начиная с зарождения процесса синойкизма делилось по аристократическому принципу на благородных – эвпатридов (eupatridai), сосредоточивших в своих руках основную массу земельной собственности, и народ – демос, подразделявшийся на геоморов (geomoroi или agoroikoi) – земледельцев и ремесленников – демиургов (demiourgoi). К последней социальной группе относились также лица свободных профессий – учителя, врачи, актеры и т.п.

Положение этих последних слоев населения было очень тяжелым, ибо для них не было пока еще легальных путей добиться облегчения своего положения. Как говорил Аристотель:

«Ввиду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных» (Афинская полития. 5. 1).

РЕФРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ АФИН

Первая реформа, которая коснулась положения отдельных слоев населения была реформа Драконта (620 г. до Р.Х.). Он первым постановил, что гражданские права даются лицам, способным иметь тяжелое вооружение (Афинская полития. 4. 2). Кроме того, высшие должности в государстве архонтов и др. – являются доступными только для состоятельных граждан, у которых было свободного от долгов имущества не менее чем на 10 мин (около 4 кг.) серебра. Для занятия военной должности гиппарха, требовался еще более высокий ценз – 100 мин серебра. Таким образом, можно считать, что именно Драконт упорядочил отношения между слоями общества, установив цензовую демократию (тимократию). Однако эти меры оказались половинчатыми, поэтому в 594 г. до Р.Х. к архонтству был призван Солон, сын Эксекестида из рода Кодридов, чтобы провести окончательное устройство государства.

Надо признать, Солон мало в чем был оригинален, он просто усовершенствовал тимократию Драконта. Правда, с другой стороны, он провел достаточно радикальную социальную реформу, снявшую угрозу социального потрясения. Мы имеем в виду его знаменитую seisachthei – сисахфию, букв. «стряхивание бремени»:

«Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называется сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя» (Аристотель. Афинская полития. 6. 1).

Солон ввел более четкое деление афинского общества на разряды. К первому, высшему разряду пятисотмерников стали принадлежать все те, кто получал доход со своей земли не менее, чем 500 мер сухих и жидких продуктов. Второй разряд – трехсотмерники или те, кто мог содержать коня. Третий высший разряд – зевгиты или двухсотмерники. Отличительной особенностью этих разрядов было то, что они имели исономию в полном объеме – имели доступ к должностям (arche) полиса. Четвертый разряд – феты (букв. «батраки») имели право участвовать только в Народном собрании (Экклесии).

Однако тимократия не гарантировала Афины от последующих потрясений. Уже несколько лет спустя после солоновской реформы город снова оказался во власти политических партий, которые отражали не ценз, а именно политические интересы. Проблема этого противостояния, нам кажется, заключалась в опосредованных политикой экономических целях, в политических средствах, с помощью которых эти цели можно было достичь. Тимократия Солона строилась на аристократическом принципе владения землей, но не за право владеть землей боролись демократы. Они боролись за равное право занимать государственные должности, ибо они открывали дорогу к широкому социальному регулированию положения народа посредством государственной власти. Лозунгом, несомненно, было не сделать всех равными в основании – земельной собственности или в чем-то ином. Греки понимали, что это не реально по физической причине (коммунисты это до сих пор понять не могут, собственности на всех поровну хватить не может). Реальным казалось только равенство в субъективном смысле, в смысле занятия государственных должностей и равном распределении доходов; тем более, что опыт Солона подсказывал возможность этого пути. См., например, рассуждения Аристотеля на этот счет в его Политике, 1301.b26-1302.a15. Проблема, следовательно, состояла в том, чтобы равенство объектов было заменено равенством субъектов (Там же. 1280.a19).



Реформирование в области разрядов населения продолжалось после Писистрата и его сыновей. В 508 г. до Р.Х. Клисфен из рода Алкмеонидов реформировал основу деления афинского населения – филы.

«Он начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырех. Он хотел смешать их, чтобы большое число людей получило возможность участия в делах государства [курсив наш – М.И.(Аристотель. Афинская полития.21. 2).

Суть этих преобразований сводилась к следующему. Вновь образованная фила состояла из трех триттий, которые включались в филу по жребию. Триттия состояла из трех демов. Всего Клисфеном было образовано 90 демов. Демы были трех родов: прибрежные, горные и равнинные. Таким образом, фила объединяла демы трех видов, население которых уже не могло преследовать никаких интересов, кроме интересов всего полиса. Фратрии и роды Клисфен оставил без изменений, не покушаясь на культ. Именно со времен Клисфена у афинян вошла в употребление поговорка «не считаться филами», т.е. не обращать внимание на происхождение. Общий итог этих нововведений выразился, согласно Аристотелю, следующим образом:

«В результате этих изменений государственный строй стал гораздо более демократическим, чем солоновский» (Афинская полития. 22. 1). Так, Афины перешли от аристократии к демократии.

ГРАЖДАНЕ

Права гражданства (politai) в Афинах можно было получить по рождению, если оба родителя были гражданами, или путем натурализации. Получить права по рождению было достаточно сложно, т.к здесь существовали следующие жесткие правила: 1) три поколения предков по линии отца и матери должны были быть афинскими гражданами; 2) родиться было необходимо в законном браке, рождение детей регистрировалось в каждой фратрии и деме, равно как и сам брак – это правило было установлено Периклом; 3) однако незаконнорожденный также мог претендовать на права гражданства, если его родители соответствовали требованию № 1; 4) сам Клисфен ввел следующее правило, что права гражданства приобретаются, если отцом был афинянин, ведь его мать была иностранкой. Последнему правилу в Афинах везло эпизодически: время от времени афиняне то уничтожали его, то восстанавливали вновь. Кроме того, со второй половине IV ст. до Р.Х. афинянин должен был представлять доказательства, что 14 поколений его предков были афинскими гражданами.

Регистрация детей осуществлялась следующим образом. По достижению ребенком 4 лет имя его заносилось в список фратрии отца, по достижению совершеннолетия – в список дема. Дети женского пола в списки фратрии не заносились, а просто предъявлялись общему ее собранию, сверх того, фратрия своим решением всегда могла удостоверить гражданство женщины.

В начале каждого нового года в демах проводились торжественные собрания, на которых в списки демов заносились совершеннолетние афиняне. Совершеннолетие наступало в 18 лет. Решение[2] принималось демом по каждой кандидатуре в отдельности и единогласно. Причем голосовали два вопроса: исполнилось ли данному человеку 18 лет и рожден ли он свободным. Если на оба эти вопроса отвечали положительно, то имя[3] молодого человека вносили в список дема. Случалось так, что кто-то из демотов возражал против принятия в дем того или иного лица. Тогда это лицо посредством представительства отца могло оспорить в гелиэи решение дема, при этом в состав гелиэи входило 5 представителей дема в качестве обвинителей. Этот иск назывался докимасией (dokimasia) и состоял в проверке судом возраста и родословной истца. Если докимасию истец выигрывал, его заносили в списки дема, если проигрывал, его продавали в рабство. Докимасией мог заниматься и совет 500 (Буле) по решению Народного собрания. Известны случаи, когда Экклесия принимала особые постановления по этому поводу, например, в 346 г. до Р.Х. Известен также другой иск – diapsephisis. Это был коллективный иск против самовольного внесения себя в список дема. В этом случае сам дем принимал решение проверить свои списки.

Молодой человек, прошедший докимасию в деме, становился эфебом и в течение 2-х лет под руководством космета, софронистов и педотрибов (воспитателей и учителей) проходил обязательную военную службу, для чего получал от государства вооружение. Таким образом, обязательная воинская служба в течение 2-х лет была непременным условием получения полноправного положения гражданина в Афинах.

Эфебы до достижения 20 летнего возраста были ограничены в личных правах, они не могли быть истцами и ответчиками, их имуществом управляли опекуны, политическая деятельность для них была заказана. «По истечении этих двух лет они становились уже на один уровень с остальными гражданами» (Аристотель. Афинская полития. 42. 4).

Натурализация была особой привилегией и давалась только особым решением (nomos andri) Экклесии и только за особые заслуги перед Афинами. Кворум собрания при этом должен был составлять не менее шести тысяч граждан. Проект решения проходил два чтения – по одному разу в двух следующих друг за другом собраниях. За период с 368 по 322 гг. до Р.Х. афинская Экклесия приняла в гражданство только 69 человек [Hansen. 1978. 1: 23]. В течение последующего года после принятия Экклесией решения о принятии в гражданство оно могло быть оспорено любым лицом посредством публичного иска graphe paranomon.

Важное значение для института гражданства, как мы смогли убедиться выше, имели демы и филы. Демы представляли из себя институт местного управления. Каждый дем возглавлялся демархом (demarchos), который избирался жребием на 1 год. Для вступления в должность демарх должен был пройти докимасию. Демарх осуществлял руководство собраниями дема, исполнял некоторые полицейские функции – помогал расследовать дела о поднятых на территории дема трупах неизвестных лиц, гарантировал выплату демотам (demotai) театральных денег (theorika). Для помощи в регистрации граждан при нем состоял писец (logistes). Дем являлся не только территориальным, но и военным органом управления. В армии он образовывал отдельный отряд.

Триттия возглавлялась триттиархом (trittyarchos). Обозначить основное предназначение триттий на сегодняшний день представляется невозможным ввиду отсутствия у нас достаточных сведений.

Филы в эпоху демократии продолжали сохранять культовое значение наряду с фратриями. Культом эпонима филы заведовал филобасилевс, но административное управление осуществляли эпимилеты (epimeletai tea phyles), которые назначались по одному от каждой триттии – итого 3 эпимилета. Они руководили собраниями филы, на которых избирались многие магистраты полиса. Кроме того, фила представляла из себя и самое крупное подразделение в афинской армии. В своем составе армия имела 10 фил или таксисов пехоты и столько же конницы, пехотная фила возглавлялась таксиархом, а конная – филархом. Все эти должности были выборными.

ПРАВА ГРАЖДАН

Итак, самыми главными правами были политические права: исономия и исогория (ср. с римским аналогом содержания status civitatis – ius suffragii et honorum). Право участвовать в народном собрании граждане получали с 20 лет, а выбираться на магистратские должности с 30 лет. Только граждане имели право владеть недвижимостью в городе и Аттике. В городе это выражалось, в частности, в праве собственности на жилые помещения, которые сдавались в наем метэкам и всем вообще иностранцам. Полезные ископаемые находились в государственной собственности, доходы с их разработки делились между всеми гражданами. Кроме того, бедные граждане имели право на социальную помощь от государства, им в качестве льготы выплачивали театральные деньги – деньги на билеты в театр. Инвалиды и нетрудоспособные получали от государства пенсию (См., например: Лисий. Речи. XXIV). Несовершеннолетние сироты воспитывались за государственный счет. В годы неурожая только граждане имели право на бесплатное получение хлебного пайка. В этой связи уместно упомянуть факт присылки в 445 г. до Р.Х. фараоном Псамметихом 40.000 мер хлеба для бесплатной раздачи гражданам, тогда в Афинах был голод, ввиду чего Экклесия постановила провести докимасию во всех демах, после которой число граждан уменьшилось на пять тысяч человек.

Убийство гражданина наказывалось строже, чем убийство метэка или раба. За преднамеренное убийство гражданина полагалась смертная казнь, тогда как за убийство метэка и раба – пожизненное изгнание и штраф, соответственно. Граждан нельзя было подвергать пытке, продавать в рабство за исключением случая, когда он отказывался вернуть деньги, выплаченные в качестве его выкупа из плена. Телесные наказания также не применялись к гражданам.

Вместе с тем граждане обязаны были нести государственные литургии и военную службу. С 18 до 20 лет в качестве эфебов, с 20 до 58 – действительную службу, с 59 до 60 – экзекуторами при судах.

Серьезная мера наказания, которая могла быть применена к гражданину – атимия (atimia) – лишение гражданских прав – во многих случаях была альтернативой смертной казни и совмещалась с изгнанием из Афин. Однако этот вид наказания был срочным. Атимия налагалась за различные виды преступлений: сакральные преступления, растрату семейного имущества, неуважение к родителям и т.п.

Государство обязывалось в случае нужды хоронить граждан за свой счет.

МЕТЭКИ

Происхождение этого разряда афинского населения ведется от иностранцев (xenoi), приезжавших в Афины по делам или на работу. Позднее в состав метэков стали входить вольноотпущенники (аpeleutheroi). Важной составляющей положения метэка была его личная юридическая свобода. Аристофан из Византия (III в. до Р.Х.) так определяет метэков: «Люди, приехавшие из другого полиса и платящие налоги на государственные нужды, поскольку проживают в полисе. Некогда они назывались «parepidemos» и были освобождены от податей, но эти времена миновали, и теперь они метэки и обязаны платить подати» (Цит. по: Hansen 1978.1: 41).

Собственно, для того, чтобы стать метэком, иностранец (xenos) должен был прожить в Афинах больше чем 1 месяц, до этого срока он продолжал числиться парэпидемом. То, что метэком был иностранец, проживающий в Афинах более 1 месяца, видно из подушной подати, которую они платили государству – 12 драхм в год, т.е. 1 драхму в месяц. Женщины платили половину этой суммы. При этом метэки обязаны были записаться в список метэков (graphe xenias), который велся при каждом деме[4], из этого же дема метэк обязан был взять себе простата – покровителя. В Риме он назывался «патрон» (patronus). Если метэк этого не делал, то любой мог возбудить против него иск graphe aprostasiu, по которому имущество метэка конфисковывалось, а сам он продавался в рабство. Делалось это, в частности, для того, чтобы понудить их платить подушную подать – metoikion.

Метэки платили прямой налог с имущества eisphora и несли литургии наравне с другими богатыми гражданами Афин, за право заниматься торговлей, в частности, за право держать лавку на рынке, с них тоже взимался налог – to xenikon telos. Недвижимостью они не имели права владеть, но некоторым из них Экклесия давала такую привилегию: enktesis ges kai oikias. Также им давались льготы isoteleia (т.е. «равнообязанный» – право платить те же налоги и сборы, что и граждане). Полагают, что исотелы возникли не ранее IV века до Р.Х. из привилегии ateleia – иммунитета от обычных повинностей метэков. Помимо исотелов, были еще проксены (proksenoi) – иностранцы, которым поручалось представлять интересы Афин и афинян у себя на родине. Метэки несли военную службу наряду с гражданами.

Личные права метэков не ущемлялись, правда, брак с афинянкой им был заказан. Но афинский гражданин мог жениться на женщине-метэке. В этом случае она получала статус pallake – частично правоспособной. Такой же статус имел и ее ребенок от этого брака. Процессуальные права метэков ничем не были ограничены. Они сами выступали в суде. Об этом мы можем судить из XII речи Лисия – знаменитого судебного оратора Афин конца V в. до Р.Х., который сам был метэком. Простат в суде не оказывал своему клиенту никаких услуг, за исключением свидетельства и поручительства. Гражданские дела метэков судил полемарх, а уголовные – гелиэя. Однако метэков можно было пытать. Их жизнь защищалась слабее, чем жизнь гражданина. Иностранцы, не ставшие еще метэками, согласно договору (symbola) между Афинами и своим городом, судились у фесмофетов.

Метэков отличало от остального населения то, что они не имели никаких политических прав.

APELEUTHEROI

Отпуск раба на волю мог быть осуществлен либо господином, либо государством. В последнем случае свобода предоставлялась рабу либо за его военную службу, либо за донос на своего господина о политической неблагонадежности последнего.

Процедура отпуска на свободу не имела никаких формальностей, господин должен был позаботиться об объявлении через городского глашатая в публичном месте о своем решении отпустить раба. Часто рабов освобождали по завещанию их господ. Однако в Афинах практиковалась, очевидно, очень древняя форма отпуска рабов на волю в виде фиктивной продажи их Аполлону Пифийскому. До нас дошло громадное количество записей таких договоров (дельфийские надписи), требовавших поручителей и свидетелей (martyroi). Свидетелями при этом были жрецы Аполлона Пифийского, иногда в качестве свидетелей встречаются архонты.

Вольноотпущенники при жизни своего былого владельца обязаны были оказывать ему услуги. За небрежность они снова могли быть обращены в рабство по иску dike apostasiou. Выморочное имущество вольноотпущенника наследовал его прежний владелец.

РАБЫ

Раб (doulos) является имуществом наравне с домашними животными и предметами утвари. Раб, по определению Аристотеля, был деятельным орудием (Политика. 1254.a1-3)или «одушевленным орудием» (Никомахова этика. 1161.b. 3), что не намного отличается от определения Варрона.

Господин раба, despotes, мог распорядиться им как угодно: продать, завещать, заложить, сдать внаем, не мог только безнаказанно убить, правда, санкция за это была более чем смехотворной – религиозное очищение. Гораздо строже наказывалось убийство чужого раба, в этом случае платился штраф. Увечье, нанесенное чужому рабу, преследовалось иском dike blabes – хозяином раба или graphe hubreos – любым очевидцем. От жестокого обращения со стороны своего господина раб мог спастись в святилище Гелиоса или Эриний, откуда его забирало государство и продавало новому владельцу. Если раб убивал кого-либо из граждан, то самосуда над ним творить не полагалось, его передавали для суда и расправы в руки государства. На суде раб выступать не мог ни в каком качестве за исключением случаев об убийстве; тогда, если раб был свидетелем, у него отбирали показания, но под пыткой. По другим делам, когда ответчиком был раб, его били кнутом, если наказание должно было закончиться штрафом. Число ударов равнялось количеству драхм в сумме штрафа.

Одновременно с этим раб обладал всеми сакральными правами, что и свободные, так он участвовал наравне с гражданами в праздниках и жертвоприношениях. Рабы владели неким подобием пекулия, с которого платили оброк apophora. Еще господин мог предоставить им в пекулий дом hoi choris oikountes, из названия следует, что такие дома предоставлялись вне городской черты Афин, т.е. вдали от местожительства рабовладельца. Здесь раб мог устраивать свое собственное дело.

DEMOSIOI

Государственные рабы в Афинах составляли особую категорию населения. Вряд ли когда-либо их число превышало двух тысяч, несмотря на обилие магистратов, в помощь которым они были назначены.

Наиболее известная категория государственных рабов – tоxotai – все родом скифы, составляли городскую полицию. Они следили за порядком на народном собрании и при помощи плетей разгоняли заболтавшихся поклонников логоса.

Следующий разряд – hodoipioi, эти рабы под надзором особой комиссии строили и ремонтировали общественные дороги.

Рабы ergatai придавались в помощь гражданам, осуществлявшим литургии.

В подчинении коллегий магистратов состояли рабы hyperatai. У разных коллегий их было разное число, так, у Совета 500 их было 8, у агораномов – 2.

Все государственные рабы получали от государства жалование и одежду. Они обладали процессуальными правами и даже могли иметь собственное имущество. В армии афинян они составляли вспомогательные отряды.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ

Демократия для афинян воплощалась, об этом мы уже говорили выше, в двух общих понятиях. Isegoria – право свободно говорить на различных политических собраниях и выдвигать предложения в Экклесии. В позднюю эпоху афиняне выработали понятие parresia (приблизительно означает «свобода слова, печати»). Даже один из военных кораблей афинского флота носил это имя. Важным условием свободы слова в полисе было право adeia – не привлекаться к суду за речи на собраниях. И isonomia – право участвовать в заседаниях Народного собрания, голосовать на них; в общем смысле это право допуска к должности в полисе.

Согласно этим двум положениям, решения, которые принимали органы государственной власти, всегда выносились от имени народа Афин. Термин demos в этой связи употреблялся в словосочетаниях «народ постановил» (edoxe to demo) или «совет и народ постановили» (edoxe te boule kai to demo), затем шла суть постановления. Греки к тому же очень рано пришли к осознанию принципа законности, в том смысле, что все в решениях государственных органов должно соответствовать закону (nomos) и решениям (psephisma) Народного собрания. Это понятие законности они обозначали через термин «praotes». Таково было своеобразное Rule of Law полиса.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (EKKLESIA)

Собрание считалось высшим органом государственной власти. Его решения имели силу закона, хотя сами законы Экклесия не принимала, она только участвовала в их выработке.

Местом проведения собрания был холм недалеко от Акрополя – Пникс. Археологи в 30-х годах прошлого столетия проводили там раскопки и установили, что площадь места проведения собрания в течение двух веков (с VI по IV) увеличилась вдвое. В эпоху эллинизма народное собрание перенесли с Пникса в театр Диониса, а на старом месте собирались только раз в год, чтобы избрать самых важных магистратов. На собраниях афиняне сидели, речь оратор (rhetores) держал со специально отведенного места перед скамьей коллегии пританов, которые сидели лицом к народу.

В эпоху становления демократии в каждую пританию проводилось только одно собрание – всего 10 в год, но в последующее время собрания стали созывать не менее 4-х раз в пританию – итого 40 в год. Как правило, первое собрание первой притании года посвящалось одному вопросу – выбору архонтов, каждое первое собрание каждой притании – отчетам магистратов и приему на них жалоб со стороны граждан, обвинявших их в государственной измене, так наз. eisangelia. Первое собрание шестой притании, кроме проверки отчетов магистратов, было посвящено вопросам остракизма. На нем же решались вопросы о преюдициальном обвинении (probolai) трех сикофантов (sykophanteai – доносчики) от граждан и трех от метэков. Сам остракизм проводился уже в восьмую пританию.

Второе собрание первой притании посвящалось принятию от граждан просьб, знаком к этому служила масличная ветвь, возложенная на алтарь Экклесии. Просьбы эти чаще всего касались кассирования долгов просителя перед государством, возвращения гражданских политических прав (tois atimos) и др. Третье и четвертое собрание той же притании посвящались текущим делам.

Первое собрание каждой притании называлось «ekklesia kyria», т.е. важнейшее из обычных собраний, все остальные носили название «ekklesiai nomimoi» – обычные собрания. С IV в. до Р.Х. в Афинах стал известен такой вид собрания, как чрезвычайное (внеочередное) – «ekklesia synkletos». Последние собрания созывались по мере надобности пританами, либо по требованию народа, как правило, без повестки дня, которую обычно должны были вырабатывать пританы.

Собрание вообще не могло состояться в любой из праздничных дней, либо в день apofros – нечистый день, когда Ареопаг судил дела о преднамеренных убийствах. Преступление, пока оно не было наказано, по верованию греков, заражало (miasma) город, поэтому в этот день вообще не рекомендовалось что-либо делать, дабы не оскверниться.

Руководство проведением собрания осуществлялось следующим образом. В V в. до Р.Х. в Экклесии председательствовал начальник – эпистат пританов (epistatеs ton prуtaneon) той притании, в срок которой собрание проводилось. Во времена Демосфена (вторая половина IV в. до Р.Х.) афиняне уже избирали особую коллегию проэдров (proedroi) из 9 человек. Проэдров выбирали из состава остальных (450) пританов, не призванных в данный срок к несению своих обязанностей. Этим объясняется их количественный состав – 9, тогда как пританы от десятой филы несли свои обязанности в Буле. Проэдров избирали жребием и только на один день на одну Экклесию; жребий вынимал эпистат пританов. После своего избрания проэдры получали от эпистата повестку дня экклесии, которая называлась «проблемой» (probouleuma). Проэдрами руководил их эпистат, которого они избирали жребием. Эпистатом проэдров можно было быть только раз в году, тогда как проэдром – раз в пританию.

В помощь проэдрам назначалась коллегия силлогетов и лексиархов. Первых было 30 – по 3 человека от каждой филы, вторых – 6 человек. Силлогеты вручали каждому гражданину на входе в Пникс особый знак (symbolon), который те сдавали после окончания собрания и получали деньги за участие в нем. Лексиархи при вручении символа проверяли, значится ли этот человек в списке дема по особому списку, составленному в демах – ekklesiastikos pinax. В этом же списке отмечались опоздавшие. Метэки и иностранцы могли присутствовать на Пниксе только по особому приглашению пританов.

В качестве вспомогательного персонала известны также глашатай (keryx), он объявлял день заседания, выкликал повестку заседания; секретарь собрания (grammateus to demo), он зачитывал все официальные документы, корпус toxotoi из 300 скифов также присутствовал на собрании. В особых случаях они даже загоняли афинян на Пникс, когда необходимо было обеспечить кворум. Для этого обычно на рынке, где афиняне задерживались дольше всего, скифы протягивали специальные канаты красного цвета и, охватив толпу канатом, волокли ее в собрание. По знаку эпистата пританов они стаскивали с трибуны зарвавшегося оратора, впрочем, иногда это делали сами граждане (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. III. 6).

Раньше слово предоставлялось сначала лицам не моложе 50 лет, затем уже всем остальным, но в IV в. до Р.Х. это правило перестали соблюдать.

Последней коллегией магистратов, которая присутствовала на собрании, была коллегия номофилаков (nomophylakes), учрежденная реформами Эфиальта. Они сидели всегда в президиуме собрания вместе с проэдрами и пританами и следили за тем, чтобы псефисма собрания не противоречила бы законам Афин. Они имели право в любой момент остановить прения и прохождение решения под предлогом его незаконности.

Собрание начиналось с очистительной жертвы. Специальный жрец peristiarchos убивал поросенка и кропил место выступления кровью. После глашатай читал молитву и провозглашал проклятье тем, кто стал бы вводить народ в заблуждение. Собрание, таким образом, объявлялось открытым. Председательствующий просил глашатая зачитать проблему, которая включала и проекты решения, заготовленные пританами. Народ должен был путем proheirotonia (поднятием рук) предварительно решить, согласен ли он с пританами или нет. Если народ был согласен, то проблема становилась псефизмой, т.е. решением собрания. Если решение было отрицательным, то глашатай приглашал выступить граждан.

Оратор при вступлении на трибуну надевал на голову венок в знак того, что исполняет общественную должность. После окончания своей речи он обязательно передавал пританам, сидевшим позади него, реферат своего выступления. Ограничений по времени и количеству выступлений не было. Одному оратору можно было выступать несколько раз по одному и тому же вопросу. Граждане имели право вносить дополнения и изменения в проблему пританов.

После того, как иссякал поток желающих выступать, эпистат пританов распоряжался, чтобы народу зачитывалось поступившее предложение по формулировке решения. Затем проводилось голосование. Голосовали руками (diacheirotonia), по особым важным случаям – специальными бронзовыми жетонами (psephoi), бобами (kyamoi) или черепками (ostrakoi). В последних трех случаях голосование было тайным. Проэдры вели подсчет голосов. Если голосовали два противоположных проекта решения, проэдры считали голоса, поданные «за» каждый из проектов отдельно. В случае разногласий по поводу исхода голосования проэдры решали этот вопрос голосованием внутри своей коллегии. Были случаи, когда происходила переголосовка. За неправильный подсчет голосов проэдров могли наказать. Процесс против проэдров велся по иску graphe proedrike в коллегии фесмофетов, учрежденной еще до Драконта (683 г. до Р.Х.).

КОМПЕТЕНЦИЯ СОБРАНИЯ

Прежде всего Экклесия выбирала главных магистратов (Аристотель. Афинская полития. 44. 4), следила за тем, как чиновники исполняют свои обязанности. Выборы проводились под председательством архонтов, после предварительного решения Экклесии, в одну из последних четырех пританий предыдущего года. Такой промежуток времени устанавливался для того, чтобы кандидаты успели пройти докимасию в демах. В этих собраниях народ посредством поднятия рук (сheirotonia) решал выборы. Эти выборные чиновники, однако, на каждом первом собрании каждой притании (ekklesia kyria) посредством эпихиротонии могли быть лишены своей должности.

Epicheirotonia ton archon заключалась в проверке исполнения магистратами своих обязанностей. Во время проверки каждый гражданин мог выдвинуть обвинение против этого чиновника. Если решение по голосованию было не в пользу обвиненного (apocheirotonia), его немедленно снимали с должности, и обвинение переходило для окончательного рассмотрения в суд присяжных – гелиэю. В 346 г. до Р.Х. в дополнение к этой процедуре был введен иск apophasis: обвинение магистрата во взяточничестве и измене родине. Обвинение проходило стадию предварительного обсуждения в Экклесии и Ареопаге, а затем передавалось в гелиэю.

Судебная власть экклесии была, таким образом, достаточно развитой и совпадала в отдельных случаях с правом вынесения решения преюдициального характера. Самой первой формой такого права была так наз. исангелия (eisangelia). По сути, это был формальный донос кого-либо из граждан на любое лицо, которое стремилось ниспровергнуть демократию, вcтупить в тайное общество, сдать врагам город, подкупить оратора. Если решение Экклесии по исангелии было положительным, Буле поручалось составить проблему, в которой указывалось, какому суду следует предать преступника: самой экклесии или гелиэи. Случаи суда самого собрания были редки, но они имелись, например, суд над стратегами, победившими флот спартиатов у Аргуса (См.: Ксенофонт. Греческая история. I. 7. 4 и сл.).

Другой формой преюдициального права была так наз. probole. Это был вид доноса на лицо, совершившее обыкновенное преступление. Довольно часто таким образом начинался процесс против сикофантов. Но их обвиняли по этой процедуре только в первом собрании шестой притании. Решение принималось хиротонией и передавалось на рассмотрение в гелиэю.

Наиболее важной формой этого права исследователи признают право иска на обвинение в противозаконных деяниях – graphe paranomon. Суть его сводилась к обвинению любого лица в государстве, которое выдвигает в собрании или перед любым магистратом предложение, противоречащее законам Афин. Собрание, рассмотрев обвинение, передавало дело либо фесмофетам, либо гелиэи. В последнем случае фесмофеты в ней председательствовали. Право на graphe paranomon толковалось афинянами очень широко, его можно было выдвинуть, в частности, в любой момент обсуждения любого вопроса в Экклесии, обвинив выступающего оратора в том, что его предложение противоречит законам. Если суд в последующем не признавал действенность такого обвинения, то собрание снова возвращалось к прерванному иском предложению. Обвинитель в этом случае рисковал крупным штрафом.

Известен также такой вид иска, как dokimasia ton rhetoron – процесс по обвинению кого-либо в трусости, проявленной на войне, в неуважении к своим родителям, растрате семейного имущества, в мужеложестве. Процесс этот начинался исангелией, а рассматривался в суде присяжных.

Таким образом, мы можем видеть, что судебная власть собрания практически во всех случаях ограничивалась судом присяжных (гелиэей). Экклесия очень часто выступала коллективным обвинителем, но решение по существу принимала очень редко.

Суррогатным видом судебных прав собрания следует признать право остракизма, упраздненное, кстати, в Афинах в 417 г. до Р.Х. Предложение об остракизме выдвигалось в первом собрании во время шестой притании. Собрание должно было сначала постановить, что такая процедура вообще необходима, если решение было положительным, то созывалась еkklesia kyria в первое собрание на 8 пританию, т.е. собрание с кворумом в 6.000 человек. На этом собрании выдавались черепки, на которых граждане писали имя того, кого они хотят видеть подвергнутым остракизму. Затем черепки складывались в урну. По окончании голосования урна вскрывалась, и черепки подсчитывались, если их оказывалось меньше чем 6.000, то собрание считалось несостоявшимся, если же их было 6.000, то человек, имя которого было написано на большинстве черепков, должен был покинуть пределы Аттики в течении 10 дней. Срок изгнания установлен был в 10 лет. При этом, надо заметить, подвергшийся остракизму не лишался гражданских прав.

Компетенция собрания по делам международным была достаточно большой. Экклесия своей псефисмой утверждала договоры, объявляла войну и заключала мир, направляла и принимала послов. Иностранные послы выступали, как правило, перед собранием.

Контроль за государственной казной был рано изъят из ведения Экклесии, т.е. все налоги и расходы полагалось утверждать законом (nomos), а не решением собрания (psephisma). Однако собрание сохранило за собой право назначать чрезвычайный налог на имущество (eisphora).

Законодательные полномочия Экклесия делила вместе с Буле и Гелиэей, фесмофетами и номофетами.

Закон (nomos) был выше, чем решение (psephisma) Народного собрания. Практически весь корпус афинских законов был создан их великими реформаторами: Драконтом, Солоном и Клисфеном. Поэтому законотворчество в Афинах было ограничено периодическим пересмотром старых законов. В этой связи в первом собрании Экклесии в первую пританию года, помимо выборов и проверки чиновников ставился вопрос перед народом: все ли законы необходимо сохранить в прежнем виде. Если находилось предложение об изменениях, то решение об этом принималось хиротонией и автор этого заявления вносил в Буле проект нового закона с проектом отмены старого. Последняя рассматривала законопроект и приводила его в форму проблемы. Проблемы выносилась на рассмотрение Экклессии на третьем собрании той же притании. В этот временной промежуток законопроект публиковался – вывешивался возле здания Совета 500 для ознакомления с ним граждан.

В третьем собрании народ путем хиротонии сразу же решал, отвергнуть проблему пританов либо утвердить. После того, как проблема принималась, она направлялась в коллегию номофетов (nomothetai). Эта коллегия появилась в Афинах достаточно поздно, в 403 г. до Р.Х. выбиралась она среди членов Гелиэи – гелиастов. Выборами этой коллегии заведовали проэдры. Состав ее был многочисленным – 1001 человек (Демосфен. Речи. XXIV. 27). Вдобавок к номефетам назначалось 5 синдиков (syndikoi), роль их состояла в обвинении и защите того закона, изменения которого предусмотрены проблемой пританов и псефисмой собрания. Над номофетами председательствовал эпистат проэдров вместе со всей своей коллегией. Номофеты рассматривали законопроект в порядке обычного судебного заседания и выносили решение большинством голосов. Обжаловать решение номофетов по иску graphe paranomon мог любой гражданин, но решение все равно принимали номофеты. Таким образом, номос Афин с 403 г. начинался со слов «Номофеты решили...», а псефисма «Буле и народ решили...».

СОВЕТ ПЯТИСОТ (HE BOULE PENTAKOISOI)

Совет пятисот сменил по реформе Клисфена Совет четырехсот Солона. Формировался совет от фил, по 50 членов от каждой. Пританы избирались на собраниях фил (agora) жребием. После избрания булевты проходили положенную в таких случаях докимасию и в конце концов приносили присягу городу. Затем булевты делились на 10 комиссий (пританий) и призывались к исполнению обязанностей поочередно.

Пританы заседали в так наз. Толосе – здании с круглым куполом, возле которого находились статуи, посвященные эпонимам фил (Павсаний. Описание Эллады. I. V. 1). Работа пританов была публичной, посмотреть на их заседание пускали простой народ. Обедали они тут же, что наз. за рабочим столом вместе со своими секретарями.

Для общего руководства работой пританов жребием сроком на 1 день и только раз в год избирался эпистат пританов, которого В.В.Латышев называет «президентом афинской республики» [Латышев. 1897.1: 223]. С третей частью пританов он круглые сутки находился на рабочем месте. Кроме того, он председательствовал в Экклесии, у него хранились ключи от храмов Акрополя, где находились государственная казна и государственный архив. В комиссию пританов входили секретари, точное количество которых нам не известно, известны только их виды. Один из этих секретарей присутствовал вместе с пританами на Народном собрании.

Полномочия пританов были определены, с одной стороны, тем, что они действовали в качестве постоянной комиссии Народного собрания, куда оно направляло на доработку проекты своих решений, с другой стороны – собственными административными полномочиями Совета. В качестве первого органа пританы часто исполняли псефисмы Экклесии.

Далее, пританы заведовали военными делами. В частности, им вменялось в обязанность построить 20 военных кораблей за время их пританства. За выполнение этой задачи их награждали венком. В ведении пританов находились и другие вопросы, связанные с армией.

Широки были полномочия пританов в дипломатических делах. Они скрепляли клятвой договоры, заслушивали доклады афинских послов, принимали иностранных и представляли их Экклесии. В афинских гегемониях пританы руководили союзными делами, в частности, определяли размеры взносов в общую казну для каждого члена союза.

Широкими полномочиями пританы обладали в области администрации. Они осуществляли контроль за действиями чиновников, принимали на них доносы, судили их. Но судебная компетенция пританов в этой области была ограничена делами маленькой важности. Они проводили докимасию архонтов и пританов, по их указаниям проводилась докимасия граждан в демах.

Наиболее важной сферой деятельности пританов следует признать распоряжения государственными финансами. Пританы устанавливали литургии, заведывали откупами и государственными монополиями, в частности выдавали лицензии гражданам на разработку серебряных рудников. Обязанность взыскивать государственные долги также лежала на них. За сферы своей деятельности пританы обязаны были отчетностью перед Экклесией.

На пританах лежала забота о государственном культе. Именно в их здании находился очаг – главный алтарь города. Они заведовали культовыми и общественными сооружениями: театрами, больницами и т.п.

Почти все свои функции пританы осуществляли не непосредственно, а через подчиненных их власти нижестоящих магистратов.

За свою деятельность пританы получали из государственной казны жалование.

АРЕПАГ (HE BOULE HE EX AREIOU PAGOU)

Одним из самых древних органов государственной власти был Ареопаг. Он состоял из бывших архонтов, поэтому возраст его членов колебался от 60 до 70 лет. В древности его власть была весьма обширной, но в последующее время, начиная с Драконта и до установления демократии, каждый реформатор стремился принизить его значение, поэтому к началу IV ст. до Р.Х. за ним сохранились только суд по делам об умышленных убийствах и некоторых видов сакральных преступлений. Состоял он из 175 членов. Единственное препятствие для бывшего архонта на пути в Ареопаг была невозможность для него отчитаться за свое архонтство перед Экклесией.

СИСТЕМА МАГИСТРАТОВ (TAXIS TON ARCHON)

Пританы, как мы сказали выше, исполняли свои должности не единолично, а вместе с другими магистратами как единоличными, так и коллегиальными. Аристотель говорит, что «Совет распоряжается большинством дел совместно с остальными властями» (Афинская полития. 47. 1). Поэтому нам удобнее всего будет разделить магистратов по отраслям управления пританов.

Административная отрасль:

Жребием избиралась коллегия логистов (logistai) из состава булевтов – 10 человек и синегоров (synegoroi) – 10 человек, в помощь к логистам. Это был единственный орган, который проверял отчетность чиновников, покидающих свои посты. В случае обнаружения растраты, логисты подавали на растратчика в суд, дело могло закончиться десятикратным штрафом к сумме растраты.

Далее по филам избиралась коллегия десяти для заведывания ремонтом храмов, деньги на ремонт они получали из государственной казны через аподектов (о них скажем ниже).

Десять астиномов (пять для Пирея, остальные для Афин) надзирали за лицами свободных профессий, кроме того, в их обязанность входил надзор за городскими мусорщиками и вообще надзор за соблюдением санитарных правил. В некоторых случаях они исполняли должности городских архитекторов – утверждали планы строений в городской черте.

Десять агораномов (agoranomoi) – рыночных надзирателей следили за качеством продаваемого товара. Сюда же можно отнести и десять метрономов (metronomoi) – надзирателей за мерами и весами на рынке. Сюда же мы относим 35 хлебных инспекторов –ситофилаков за надзором продажи хлеба и 10 эпимелетов – портовых надзирателей. Эти должностные лица следили за соблюдением правил торговли и всем, что с этим было связано. Рынок регулировался уже в древности и, как видим, достаточно жестко.

Финансовая отрасль:

Прежде всего филы избирали десять казначеев города. Во времена Аристотеля их еще избирали по закону, автором которого был Солон, но тимократические положения которого уже не действовали. Казначеи заведовали главной святыней Афин и государственной казной. До нас дошло много актов приема-сдачи этих должностей.

Лицензионным производством, как сказали бы сейчас, заведовала коллегия из десяти полетов. Они же устраивали публичные аукционы конфискованного имущества, ведали списками откупщиков.

Коллегия десяти аподектов заведовала регистрацией государственных доходов и расходов, а также распределяла их по отраслям управления.

Судебная отрасль:

Поскольку притания обладала некоторыми судебными полномочиями, то в ее ведении состояли некоторые судебные магистраты. Прежде всего суд диэтов. Далее, коллегия одиннадцати, которая осуществляла надзор за местами заключения. Выбирали также пять исагогов по одному на две филы.

Некоторые магистраты, например, аподекты имели право рассматривать дела в преюдициальном порядке. Магистраты заботились только о проверке правильности обвинения, но дело затем передавали на рассмотрение в суд.

В Афинах имелись, кроме того, следующие важные магистраты. Прежде всего это девять архонтов в составе: архонт-басилевс, полемарх, архонт-эпоним и шесть фесмофетов. Эти должности избирались жребием по филам из списка 500 кандидатов. Все они проходили докимасию в Совете пятисот, обряд которой описан Аристотелем достаточно полно (Афинская полития. 55. 3). Первые три архонта по своему усмотрению брали себе двух помощников. Секретаря коллегии фесмофетов избирал народ. Срок деятельности архонтов – 1 год.

Архонт-эпоним нес ответственность за сохранение гражданского мира и собственности, о чем в самом начале своей магистратуры объявлял народу через глашатая. Правда, некоторые права на чужие вещи он имел, т.к. налагал хорегию на трех самых богатых афинян. Архонт заведовал некоторыми делами общегородского культа, особенно этим занимался архонт-басилевс, архонт-эпоним заботился о сиротах и всех недееспособных. Он распоряжался их имуществом, надзирал за опекунами. Ему подавали иски о дурном обращении с родителями, сиротами, о расточении имущества и мн. другое. По рассмотрении этих исков в преюдициальном порядке он передавал их в суд. Суду архонта-басилевса вместе с судом эфетов подлежали, кроме того, дела о непредумышленных убийствах, уголовные дела, сторонами в которых были метэки и рабы; гражданские дела таких лиц судил архонт-полемарх. Последний также судил дела, сторонами в которых были так наз. «проксены».

Наиболее важное положение занимали архонты-фесмофеты. Они следили за соблюдением законов в Афинах, определяли состав и порядок судебного заседания в гелиэе. Принимали жалобы на высших чиновников, утверждали частные договоры с иностранным элементом и многое другое (См. подробнее: Аристотель. Афинская полития. 59. 1-7).

Кроме вышеозначенных магистратов, в Афинах были еще следующие должностные лица, которых выбирал народ по филам или в экклесии. Казначей воинской казны – для заведывания союзной казной на военные цели; заведующицй городским водопроводом – понятно само собой; коллегия каталогизаторов – в составе 10 человек заведовала учетом граждан, способных нести конную службу в армии; коллегия аллофетов – избиралась сроком на 4 года; коллегия 10 иеропеев и 10 годичных жрецов и др.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.