ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Самоанализ работы с глухими и слабослышащими детьми по использованию приемов активизации познавательной деятельности на уроках физкультуры Базой практики были школы № 23, где обучаются дети с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и с нарушениями слуха, а также школа № 14. В начале работы проводилась беседа с медработниками школ, знакомство с детьми, анализ их медицинских карт. В результате анализа медицинских карт были получены данные о физическом развитии детей с нарушениями слуха. Было выявлено, что дети с нарушениями слуха имеют более низкие показатели веса, роста, ЖЕЛ, ОГК, чем практически здоровые дети того же возраста (табл.1.). Причем, дети с нарушениями слуха в младшем школьном возрасте имеют статистически более значимые различия в показателях ОГК, ЖЕЛ и силы кисти, чем здоровые дети. Таблица 1. Показатели физического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха и их сверстников без патологии № п/п | Показатели | Дети с нарушениями слуха | Практически здоровые дети | 1. | Рост, см | 128±6,9 | 130±4,5 | 2. | Вес, кг | 24,9±3,7 | 26,8±1,7 | 3. | ОГК, (пауза), см | 60,4±1,8 | 62,2±2,9 | 4. | ЖЕЛ, мл | 1280±193 | 1547±183 | 5. | Сила кисти, кг | 9,6±2,2 | 11,8±1 | Для активизации познавательной деятельности детей слабослышащих детей на уроках физкультуры были разработаны специальные речевые программы по: - спортивной специальной терминологии; - наименованию спортивного инвентаря и оборудования; - двигательным действиям; - понятиям о пространственных, временных, силовых параметрах движений; - структуре словесно-наглядных сообщений, связанных с измерительной аппаратурой; - структуре словесно-наглядных сообщений по бегу, прыжкам и метаниям; - словесным компонентам, содержащим информацию на слайдах, рисунках, таблицах, кинограммах, видеозаписях; - структуре словесно-наглядных сообщений, касающихся анализа техники и методики обучения легкоатлетическим упражнениям (Приложение 2). Глухие и слабослышащие дети имеют ограниченный лексический запас. Поэтому обучение строилось в следующей последовательности: - создание представления о понятиях спортивной терминологии; - закрепление понятий спортивной терминологии вслед за их применением. В качестве методических приемов использовались описание упражнения и его элементов, условия выполнения, показ техники упражнения, иллюстрация его с помощью различных наглядных пособий, выполнение упражнения в облегченных условиях. Словесная информация состояла из объяснений, методических указаний о названии и последовательности фаз выполнения движений, действий ног, рук, головы, туловища, рекомендации для самоконтроля и исправления ошибок. В процессе сообщений использовались все формы речи - устная, письменная, тактильная, жестовая. Словесные сообщения и разбор техники сопровождались проверкой понимания подростками учебного материала. Такой подход способствовал освоению спортивной техники, интенсификации учебно-тренировочного процесса, коррекции двигательных нарушений, осмыслению двигательной и речевой информации, обогащению специальной лексикой и фразеологией, активизации интеллектуальной деятельности глухих и слабослышащих школьников. Было замечено, что поддержание интереса и целеустремлённости слабослышащих детей зависит от формирования удовлетворённости занятиями физической культуры, понимания значимости предмета. Этому способствовало: - создание условий для проведения урока; - оптимальная физическая нагрузка; - эмоциональность урока; - проявление интереса к выполнению упражнений; - достижение учащимися результатов. В результате проделанной работы определены способы повышения познавательной деятельности глухих и слабослышащих школьников на уроках физической культуры: - создание положительного эмоционального фона на уроке; - разнообразие средств и методов; - правильная постановка задач; - оптимальная загруженность учащихся на уроке; - оценка деятельности учащихся; - осуществление контроля. В процессе дуального обучения и в ходе преддипломной практики были разработаны и апробированы уроки для слабослышащих детей (Приложение 3). Конспект урока по физической культуре предназначен для учащихся 1 класса с нарушением слуха. Тема урока: «Метание малого мяча в вертикальную цель». На уроке были использованы следующие технологии: здоровьесберегающая технология, лично-ориентированного развития, коллективная система обучения. На уроке были поставлены задачи: образовательные: познакомить учащихся с техникой метания малого мяча, способствовать развитию физических воспитательные: формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели. Развивающие задачи: познакомить учеников с новой подвижной игрой, развивать координацию движений, мелкую моторику, общую выносливость. На разных этапах урока использовались различные наглядно- объяснительные методы, что способствовало лучшему усвоению материала. В процессе работы с глухими и слабослышащими детьми было отмечено, что положительное отношение ребенка к уроку физкультуры способствует лучшему усвоению знаний и способу овладения действиями. Поэтому мы разработали рекомендации для поддержания положительного отношения слабослышащего ребенка к урокам физкультуры: 1.Обстановка урока и поведение учителя существенно влияют на его эмоциональность. Эстетика зала, спортивных костюмов учащихся и учителя, эстетика поведения, принятого на уроке, сам учитель, светящийся радостью и заражающий ею учащихся, - все это имеет немаловажное значение. Собранность учителя, краткость и четкость его команд и замечаний, бодрость тона его речи (не переходящей в крик) настраивают учащихся на мажорный и деловой лад. В тоже время не всякая повышенная эмоциональность учителя полезна для урока Излишняя возбужденность учителя, его суетливость, шумливость приведут к повышению неорганизованной активности учащихся. Не надо сыпать на уроке бесконечными шутками, смеша и развлекая детей, но надо, чтобы строгость перемежалась улыбками, огорчения стирались всеобщей подчеркнутостью радости успеха [10]. 2.Использование игрового и соревновательного методов. Выполнение упражнений в соревновательной форме лучше планировать на конец урока и ни в коем случае не перед разучиванием техники упражнений, так как возникающее у школьников в процессе соревнования с товарищами эмоциональное возбуждение, обладая инертностью, будет препятствовать концентрации внимания на технике движений, а сами движения сделает импульсивными, резкими. 3. Разнообразие средств и методов, используемых учителем на уроке. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что «всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякую самостоятельность». В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний - монотонии и психического пресыщения. Первое характеризуется снижением психической активности, потерей интереса к деятельности и развитием скуки, ослаблением внимания. Второе, наоборот, характеризуется усилением психического возбуждения, появлением отвращения к деятельности, раздражительности, озлобленности. Поэтому учитель должен разнообразить средства и методы проведения урока - использовать фронтальный, групповой и круговой методы проведения занятий, использовать для развития качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения, проводить занятия на воздухе и т.д. [13, с. 76]. 4. Музыкальное сопровождение на уроке. Хорошие результаты в повышении эмоциональности урока дает использование звукозаписи. Музыкальное сопровождение ходьбы, бега и общеразвивающих упражнений во вводной части урока должно начинаться не сразу, а после двух-трех повторений упражнения. Начиная с третьего урока, ученики могут выполнять упражнения под музыку самостоятельно, без команд учителя, руководствуясь только ритмом музыки и записанными сигналами. Учитель при этом получает возможность следить за учениками более внимательно, исправляя их ошибки. Различная эмоциональная реакция человека на различную по характеру музыку была известна еще древним грекам. Это различие обусловливает необходимость подбора определенной музыкальной программы для стимулирования мышечной работоспособности. Музыка оказывает влияние на человека как ритмический раздражитель и как эмоциогенный раздражитель. Поэтому она оказывает положительное влияние в том случае, если физические упражнения совершаются в ритме музыки (для этого подбирать музыку для урока надо ритмичную) [7, с. 274]. Следовательно, для сформирования у слабослышащего школьника положительного отношения к урокам физической культуры, необходимо, чтобы радостные переживания на уроке возникали у детей многократно. Сам урок таит в себе много потенциальных возможностей для этого. Таким образом, активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей на уроках физкультуры осуществляется благодаря использованию различных методов и приемов обучения, например, использованию словесных объяснений в сопровождении иллюстративного материала, а также применению иллюстраций для объяснения выполнения различных упражнений. Это способствовало поддержанию интереса к занятиям физической культурой и создавало положительный настрой у занимающихся. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Врожденные или приобретенные нарушения слуха оказывают существенное слияние на физическое и психическое развитие детей. Поэтому необходимо активно включать их в различные виды физической активности, использовать нетрадиционные виды спорта, чтобы обеспечить их социализацию. Нарушения слуха у детей имеют разные причины, время, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения. Всё это лимитирует двигательную активность детей-инвалидов по слуху и требует дифференцированного и индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, организационных форм адаптивной физической культуры, постановки и решения коррекционных, компенсаторных, профилактических задач, сопряженных с процессом обучения, воспитания, физического, психического, личностного развития данной категории детей. Уроки адаптивной физической культуры не только обеспечивают развитие физических навыков, но и способствуют развитию познавательной деятельности детей с нарушениями слуха. Особенности развития двигательной сферы глухих обусловлены в основном тремя факторами: функциональным нарушением некоторых физиологических систем, отсутствием слуха и недостаточным развитием речи. Несформированность моторики и особенности развития психических функций ставят слабослышащих детей в специфические условия. С потерей слуха значительно снижается объем речевой информации, которая участвует в формировании всех видов деятельности. Поэтому словесная речь является необходимым фактором при обучении физическим упражнениям и двигательным действиям в процессе физического воспитания, игровой и спортивной деятельности. Включение речевого материала в содержание уроков физкультуры для глухих и слабослышащих детей положительно влияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений, навыков и на развитие интеллекта глухого ребенка. При активизации познавательной деятельности особое значение придается расширению сферы общения, использованию остаточного или частичного слуха. Это позволяет быстрее и с большим эффектом выйти из трудностей, обусловленных дефектом и вторичными нарушениями у аномального ребенка. На физкультурных занятиях с глухими и слабослышащими школьниками метод слова должен включать распоряжения, указания, команды, спортивную терминологию и спортивные жесты, которые ребенок может воспринимать как с индивидуальным слуховым аппаратом, так и на слух. Речевые инструкции должны быть краткими, произноситься в разговорном темпе, содержать необходимую информацию о названии движения, технике его выполнения. Они предъявляются устно или с помощью письменных табличек. Инструкции имеют сопроводительную функцию и применяются таким образом, чтобы не снижать моторной плотности занятия и способствовать выполнению основных задач АФК. Рациональное использование методов и приемов, изложенных в выпускной квалификационной работе, сможет повысить познавательную и двигательную деятельность учащихся на уроках физической культуры. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что на уроках адаптивной физической культуры решаются многие задачи по физической реабилитации детей – инвалидов по слуху. Кроме того, возможно развитие познавательной деятельности данной категории детей с помощью определенных методов и приемов на уроках физкультуры. |