Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих и слабослышащих детей школьного возраста Департамент образования Белгородской области Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГАПОУ СПК) Работа допущена к защите Зам. директора по УР Сотникова В.А. _______________ «___»___________год выпускная квалификационная работа Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей школьного возраста на уроках физической культуры Специальность 050142 Адаптивная физическая культура Очная форма обучения Выполнила: Попова Ирина Романовна, студентка IV курса, 41-Ф группы Научный руководитель: Сапронов Сергей Иванович, преподаватель физической культуры Рецензент: Старый Оскол, 2016г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ | | I. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ | | 1.1 | Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха | | 1.2 | Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих и слабослышащих детей школьного возраста | | 1.3 | Особенности работы учителя адаптивной физической культуры по активизации познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей в процессе освоения двигательных навыков | | II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ | | 2.1 | Построение и содержание урока физической культуры для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста с использованием приемов активизации познавательной деятельности | | 2.2 | Самоанализ работы с глухими и слабослышащими детьми по использованию приемов активизации познавательной деятельности на уроках физкультуры | | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | | СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | | Приложение | | ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы в мире растёт количество детей-инвалидов, в том числе детей с врождённой или приобретённой в младенчестве нейросенсорной тугоухостью. По статистике нарушения слуха имеет один ребёнок из ста. В России 200 000 глухих и слабослышащих детей. Не обладая возможностью слышать, они плохо говорят. Глухота часто связана с другими дефектами. Проблема нарушения слуха у детей хорошо изучена. Причины, вызывающие глухоту, описаны в работах А.И. Дьяковой, Е.П. Кузьмичевой, М.И. Никитиной [7; 12;15]; особенности физического развития детей глухих и слабослышащих детей рассмотрены в трудах Н.Г. Байкиной, Б.Н. Минаевой [2;3;13]. Многие исследователи в своих работах указывают на то, что слабослышащего ребенка необходимо обучить, воспитать, дать профессию, трудоустроить. Однако, работ, посвященных активизации познавательной деятельности глухих детей недостаточно, хотя эта проблема достаточно важна. Недостаточно в современной литературе имеется данных о роли физической культуры в активизации познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. В связи с этим обнаруживается противоречие между пониманием необходимости адаптивного физического воспитания детей с нарушениями слуха и сложностями в развитии познавательной активности данной категории детей. Отсюда перед преподавателем адаптивной физической культуры возникает проблемаорганизации деятельности глухих и слабослышащих детей на уроках физической культуры с целью развития познавательной деятельности. Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Предмет данного исследования – использование возможностей уроков физической культуры в работе с детьми, имеющими нарушения слуха, для активизации познавательной деятельности. Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей работы по активизации познавательной деятельности у глухих и слабослышащих детей на уроках физкультуры. Исходя из цели, решаются следующие задачи: 1. Рассмотреть особенности познавательной деятельности у глухих и слабослышащих детей на основе анализа литературы. 2. Изучить особенности психофизического развития детей с нарушениями слуха. 3. Раскрыть особенности построения и содержания урока физкультуры для глухих и слабослышащих детей с использованием приемов активизации познавательной деятельности. 4. Провести самоанализ работы по использованию приемов активизации познавательной деятельности на уроках физкультуры для глухих и слабослышащих детей Методы исследования определялись целями и задачами работы и включали теоретические: анализ специальной, социологической, психологической, методической, спортивной и педагогической литературы, материалов периодической печати, Интернет-ресурсов, изучение документации, также практические: разработка и апробирование уроков физической культуры с использованием приемов и методов активизации познавательной деятельности слабослышащих детей. Методологическую основу исследования составили общедидактические принципы, психолого-педагогические, социологические исследования, посвященные проблеме развития познавательной деятельности детей с нарушением слуха. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов, приведенных в работе, при изучении методики адаптивной физической культуры в работе с глухими и слабослышащими детьми, а также в качестве практической основы организации занятий АФК с данной категорией детей с целью развития познавательной деятельности. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, а также списка использованной литературы, содержащего 24 источника, и приложения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, задачи, методы, объект и предмет исследования. В первой главе «Особенности познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей» рассмотрены анатомо- физиологические и психофизические особенности развития глухих и слабослышащих детей, а также особенности познавательной деятельности у данной категории детей. Во второй главе «Практические аспекты работы учителя адаптивной физической культуры с глухими и слабослышащими детьми» описывается опыт работы учителя адаптивной физической культуры с глухими и слабослышащими детьми по активизации познавательной деятельности на уроках физической культуры. В заключении подводятся итоги исследования и делаются выводы. В приложении размещены конспекты занятий с глухими и слабослышащими детьми по активизации познавательной деятельности. I. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 1.1Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха Проблема нарушения слуха детально изучена в работах анатомов, физиологов, психологов, медиков. Выделены основные причины, приводящие к потере слуха, охарактеризованы основные виды нарушения слуха, дана подробная характеристика различных проявлений глухоты [ 2 ]. Глухие - лица, у которых слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи. В группе таких людей можно выделить две подгруппы: 1. Ранооглохшие (люди, потерявшие слух до 3 лет, т. е. В период активного формирования речи). При этом выделяют 4 группы глухоты: - люди, слышащие неречевые звуки (125-250 колебаний); - люди, слышащие речевые звуки (500 колебаний в секунду)- низкие гласные; - люди, воспринимающие 1000 колебаний в секунду - гласные и некоторые согласные, на основе которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов и слов; - люди, воспринимающие до 2000 колебаний в секунду - знакомые краткие слова и предложения. У ранооглохших людей речь самостоятельно не развивается, но может сформироваться с помощью специального обучения. 2. Позднооглохшие (люди, потерявшие слух после 3 лет). Состояние речи, в зависимости от срока потери слуха, различно. Потеря слуха в 3 года может вести к полной потере зачатков речи. Слабослышащие - лица, у которых имеются снижения слуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи. Эта группа людей также условно делится на две подгруппы: - люди с незначительным снижением слуха и лучшим развитием речи; - люди со значительным снижением слуха и тяжелым недоразвитием речи. Слабослышащие люди слышат речь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы. Самостоятельно речь формируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. Вывод налицо - чем лучше слух, тем качественнее речь. Однако не будем забывать, что потерю или снижение слуха у ребенка следует рассматривать иначе, чем у взрослого. Взрослому человеку легче сохранить уже имеющуюся речь, в то время как у детей самостоятельное ее формирование крайне затруднено или невозможно, но даже взрослого человека, потерявшего слух, подстерегает опасность распада уже имеющейся речи из-за отсутствия слухового контроля [4, с. 136]. Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Роль наследственного фактора в качестве причины врожденных нарушений слуха в прежние годы преувеличивалась. Из других причин, обусловливающих врожденное нарушения слуха, следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности. Особое значение имеют вирусные инфекции (корь, грипп). Наиболее опасным для развивающегося зачатка слухового аппарата является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности. Вредное воздействие на развивающийся орган слуха у плода могут оказать некоторые химические вещества. Практическое значение в возникновении врожденных нарушений слуха имеет алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а из лекарственных веществ – стрептомицин и хинин. Нарушение развития слухового органа может возникнуть вследствие травмы плода, особенно в первые месяцы беременности, когда зачаток слухового анализатора оказывается особенно ранимым [8, с. 241]. Приобретенные нарушения слухового аппарата возникают от разнообразных причин. Тяжелые нарушения слуха наступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), в то время как легкая и средняя степень нарушения слуха может возникнуть при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха) (рис. 1).  Рис. 1. Строение уха: 1-наружное ухо; 2-среднее ухо; 3-барабанная перепонка; 4-внутреннее ухо, лабиринт; 5- евстахиева труба. Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита). Поражение слуха в этих случаях обусловлено стойкими остаточными изменениями подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. В некоторых случаях после острого среднего отита остается стойкое прободение барабанной перепонки и длительное гноетечение из уха – хронический гнойный отит. Это заболевание сопровождается обычно значительным понижением слуха. Частой причиной поражения слуха у детей являются заболевания носа и носоглотки и связанное с этим заболеваниями евстахиевой трубы [16, с 138]. Важную роль в возникновении стойких нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания. Большинство инфекционных болезней, являющихся причиной поражения слуха, приходится на детский возраст, и поэтому роль этих заболеваний в этиологии нарушений слуха у детей особенно велика. Из инфекционных заболеваний, обусловливающих стойкие поражения слуха в детском возрасте, наибольшее значение имеют эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка. Нарушения слуха и расстройство функции вестибулярного аппарата при цереброспинальном менингите обусловливается воспалительным процессом во внутреннем ухе – гнойным лабиринтом, возникающем в результате распространения гнойной инфекции из мозговой оболочки через внутренний слуховой проход по оболочкам слухового нерва. Поражение внутреннего уха при эпидемическом цереброспинальном менингите наступает обычно в первые дни болезни: иногда уже в первые сутки выявляется полная глухота, как правило, двусторонняя. Следует упомянуть о сравнительно редком, но очень тяжелом поражении слуха, которое возникает иногда при вирусном заболевании – воспалении околоушной слюнной железы (эпидемическом паротите, или так называемой свинке). Поражение обычно бывает односторонним, однако в ряде случаев приходится наблюдать и полную двустороннюю глухоту. По мнению большинства исследователей, в основе глухоты при эпидемическом паротите лежит гибель рецепторного аппарата во внутреннем ухе (волосковых клеток кортиева органа). В числе этиологических факторов, вызывающих стойкие нарушения слуховой функции, известную роль играют некоторые химические вещества, оказывающие токсическое воздействие на слуховой анализатор. К числу относятся различные промышленные и лекарственные вещества. В этиологии приобретенных нарушений слуха у детей практическое значение имеют некоторые антибиотики (стрептомицин, канамицин, мономицин) и хинин. В возникновении стойких нарушений слуха известное значение имеет травма, в частности предродовая. Сюда относятся повреждения слухового органа вследствие сдавливания и деформации головки плода во время прохождения через узкие родовые пути, а также в результате наложения акушерских щипцов. Выделяют следующие виды нарушений слуха:сенсориневральные, кондуктивные и наследственные [12, с. 136]. Сенсориневральные нарушения слуха - нарушения, при которых страдает процесс звуковосприятия. Проблемы с последним возникают, когда имеют место повреждения, дисфункции, недоразвитие и прочие патологические изменения в улитке, волокнах слухового нерва и центрах нервной системы, отвечающих за анализ звуковых сигналов. Т.е. анатомический субстрат сенсориневральных нарушений слуха обычно располагается не на уровнях наружного и среднего уха, а во внутреннем ухе и головном мозге. Кондуктивные нарушения слуха - нарушения, при которых страдает процесс проведения звуковых волн из внешней среды к структурам уха, трансформирующим эти волны в электрические сигналы. А поскольку с уровня внутреннего уха (улитки) уже начинается процесс звуковосприятия, то субстратом кондуктивных нарушений слуха всегда являются повреждение, дисфункции или недоразвитие структур лишь наружного и среднего уха, т.е. - ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонки и слуховых косточек. К таким повреждениям может привести ушная сера, которая способна адсорбировать пылевые частицы, слущенные клетки эпителия и пр. К таким же последствиям приводит попадание в наружный слуховой проход инородных тел. Чаще всего последние оказываются там в результате «экспериментов», которые так любят проводить дети раннего возраста. Это могут быть пуговицы, бусины, косточки от фруктов, дробинки. Примечательно то, что малыш, "затолкавший" в собственное ухо такую «заглушку», далеко не всегда спешит пожаловаться родителям на снижение слуха или прочий дискомфорт; нередки случаи, когда инородное тело извлекалось из слухового прохода ребенка спустя недели после попадания туда. По сравнению с кондуктивной тугоухостью, сенсориневральные нарушения слуха представляют собой более серьезную медицинскую и социальную проблему. Такие нарушения являются главной причиной глухоты и тяжелых степеней тугоухости - т.е. как правило, протекают более тяжело, чем кондуктивные. Вклад сенсориневральных нарушений слуха в инвалидизацию детского населения (глухонемота, трудности в обучении, социальной адаптации) несопоставим с таковым для кондуктивных нарушений слуха. Наследственные (генетическими) нарушения слуха - нарушения, которые способны передаваться от предков к потомкам. Для осуществления такой передачи вовсе необязательно, чтобы биологические родители ребенка сами имели глухоту и тугоухость - к сожалению, довольно часто случается так, что отец и мать малыша, страдающего наследственной глухотой, обладают безукоризненным слухом. При этом в большинстве случаев нормально слышащий человек и не подозревает, что как минимум половина его яйцеклеток (или сперматозоидов) содержит мутантный ген, способный при определенных условиях вызвать нарушения слуха у его детей. Таким образом, многие причины могут вызывать различные виды нарушений слуха. В результате возможна полная или частичная потеря слуха у людей любого возраста, преимущественно у детей. Потеря слуха в первую очередь сказывается на развитии речи ребенка, которая играет важнейшую роль в развитии познавательной деятельности. Особенности психофизического развития и двигательных способностей глухих и слабослышащих детей школьного возраста Глухие и слабослышащие дети школьного возраста имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. Эти особенности обуславливают специфику их физического развития. Среди глухих и слабослышащих детей встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В разном возрасте показатели физического развития глухих и слабослышащих детей (рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких) также имеют отличия от показателей слышащих детей. Наиболее заметны у глухих и слабослышащих детей нарушения моторики. В технике выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точные. Развитие такого жизненно важного качества как скорость движения у глухих детей также отстает от результатов слышащих, такого же возраста, особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения. Также имеется ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически. Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия. Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия является лефуинциональное состояние вестибулярного аппарата или степень сохранности слуха, а мышечно-суставное чувство и деятельность двигательного аппарата. В дыхательной системе у глухих и слабослышащих детей проявляются следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи. Нарушение слуха также сказывается на психике школьника, своеобразии его общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом [24, с. 138]. Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста. Многие неслышащие школьники с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях между единицами измерения. Слух теснейшим образом связан с движением. Н.А. Бернштейн (1966), указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений (Ананьев Б.Г., 1968). Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость [24, с. 177]. Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников: - недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках; - относительная замедленность овладения двигательными навыками; - трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия; - относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки; - замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом; - отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей; - отставание в развитии жизненно важных физических способностей — скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков. Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих и слабослышащих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора. Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие и слабослышащие школьники тратят на освоение сложно-координационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам. Большая часть авторов объясняют сниженный уровень двигательной сферы глухих и, в частности, координационных способностей (особенно равновесия) недостаточной функциональной активностью вестибулярного аппарата [20, с. 299]. При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений. Ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия у глухих и слабослышащих школьников является «мышечное чувство». А. О. Костанян (1963) пришел к выводу, что на точность движения влияет не столько состояние вестибулярного аппарата, сколько степень совершенства двигательного анализатора. Между тем качественные характеристики прямостояния у глухих находятся в прямой зависимости от сохранности вестибулярного аппарата. По данным В.А. Какузина, И.Н. Ляховой, у глухих 7—13 лет величины сагиттального размера пространственного поля устойчивости и коэффициента использования площади не превышали 70—74% тех же показателей слышащих. С возрастом эти различия между глухими и слышащими сокращаются. Глухие в показателях динамического равновесия отстают от слышащих сверстников во всех возрастных группах. Наибольшие различия (до 89%) отмечаются в младшем и среднем школьном возрасте. В исследованиях Н.А. Попова глухонемые показали полное отсутствие ощущения вращения по сравнению со слышащими [16, с. 118]. Слышащие быстро и отчетливо ощущали перемещение тела, правильно указывали направление вращения. Установлено, что у лиц со сниженной функцией вестибулярного анализатора не развивается синдром укачивания. Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориентации в схеме тела, упражнениях с предметами. При ходьбе с открытыми глазами глухие дети старшего возраста держатся так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрытыми глазами между глухими и слышащими обнаружена заметная разница. Расстройства равновесия у глухих при отсутствии зрительного контроля отмечаются у 45,7% глухих. Было обнаружено, что глухие при закрывании глаз вовсе лишаются способности ориентироваться в пространстве. У детей школьного возраста отмечается асимметрия при ходьбе. С возрастом степень асимметрии при ходьбе у глухих уменьшается. Различия между глухими и слышащими особенно выражены в 11—14 лет. В более старшем возрасте различий в степени асимметрии при ходьбе между глухими и слышащими нет. Причину уменьшения с возрастом различий у глухих объясняется более длительным стажем ходьбы. При этом глухие отличаются от слышащих чрезвычайной вариативностью шагов. Они расставляют ноги при ходьбе с закрытыми глазами несколько шире, чем слышащие, шаги их короче. Потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональное состояние всех систем. Накопленный материал неврологической симптоматики глухих детей позволяет выделить некоторые поражения периферических и центральных структур, проявляющиеся в замедленном движении глаз (0,9%), языка (2,7%), акта жевания (0,3%), иннервируемых двигательными черепно-мозговыми нервами. Характерная замедленность двигательных актов у большинства неслышащих может быть вызвана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций. Таким образом, своеобразие психического и физического развития глухих и слабослышащих детей обусловлено рядом причин: функциональным нарушением отдельных физиологических функций, общей соматической ослабленностью, отставанием в психическом развитии (иногда сопровождающимся задержкой психического развития, умственной отсталостью), недоразвитием или отсутствием речи. Последнее в работе с глухими школьниками приобретает особую значимость, если иметь в виду то исключительное влияние речи на психическое и физическое развитие глухих детей, которое было показано в исследованиях общей и специальной психологии [24, с. 278]. Следовательно, несформированность моторики и особенности развития психических функций ставят глухих и слабослышащих детей в специфические условия. С потерей слуха значительно снижается объем речевой информации, которая участвует в формировании всех видов деятельности, в том числе в активизации познавательной деятельности. В связи с этим словесная речь является необходимым фактором при обучении физическим упражнениям и двигательным действиям в процессе физического воспитания, игровой и спортивной деятельности. |