Нарушения темпа и ритма речи у детей. Заикание. Тахилалия. Брадилалия. Дизартрия СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ Тематическая структура 01. Психофизиологические и лингвистические аспекты изучения темпоритма Психофизиологические и лингвистические аспекты изучения темпоритма 1.1. Общая характеристика темпа и ритма 1.2. Психофизиологические и лингвистические основы темпоритмической организации речи 02. Нарушения темпо-ритмической стороны речи Нарушения темпо-ритмической стороны речи 2.1. Нарушения темпа и ритма речи у детей. Заикание. Тахилалия. Брадилалия. Дизартрия 2.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением темпоритмической организации речи 03. Система лечебно-воспитательной работы при нарушениях темпо-ритмической организации речи Система лечебно-воспитательной работы при нарушениях темпо-ритмической организации речи 3.1. Методики восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи 3.2. Формы, методы, средства, содержание работы по формированию речевого дыхания, рациональной голосоподачи, голосоведения, развития просодической стороны речи 3.3. Формирование навыков речевой саморегуляции темпо-ритма заикающихся 3.4. Организация работы по формированию темпо-ритмо-интонационной стороны речи (при заикании) в образовательных учреждениях Содержание тестовых материалов Психофизиологические и лингвистические аспекты изучения темпоритма Психофизиологические и лингвистические аспекты изучения темпоритма Общая характеристика темпа и ритма 1. Задание {{ 1 }} 1.1.1. Нормальный темп речи составляет 10-12 звуков в сек 20-30 звуков в сек 5-6 звуков в сек 1-3 звука в мин 2. Задание {{ 2 }} 1.1.2. Скорость протекания речи (количество звуков, произносимых в единицу времени), это - речи Правильные варианты ответа: темп; 3. Задание {{ 3 }} 1.1.3. Звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов называется речи Правильные варианты ответа: ритмом; ритм; 4. Задание {{ 4 }} 1.1.4. Прибор для отсчета равных промежутков времени, используемый в коррекционной работе по формированию темпа-ритма речи, - это Правильные варианты ответа: метроном; м*тор#$#; 5. Задание {{ 5 }} 1.1.5. Временное отсутствие звучания, перерыв в речевом потоке - это Правильные варианты ответа: пауза; Психофизиологические и лингвистические основы темпоритмической организации речи 6. Задание {{ 6 }} 1.2.1. Вопросы, связанные с выделением фаз речевой коммуникации, моделями речевых высказываний, рассматриваются в психолингвистике фонетике анатомии общей психологии 7. Задание {{ 7 }} 1.2.2. Вопросы поведения воспитанников в процессе коммуникациии, выявление индивидуально-психологических особенностей людей с нарушениеями темпо-ритмической организации речи (их характера, поведения, личностных особенностей) составляют аспект исследований психологический нейрофизиологический физиологический лингвистический 8. Задание {{ 8 }} 1.2.3. Одна из особенностей русского языка связана с постановкой ударения в словах. Для русского языка характерно ударение подвижное разноместное неподвижное одноместное 9. Задание {{ 9 }} 1.2.4. При изучении особенностей темпо-ритмической организации речи, в нейрофизиологических исследованиях отмечается необходимость согласованной деятельности между корковыми и подкорковыми структурами отводится большое значение функционированию стриопаллидарной системы дается характеристика уровню развития языковых средств описываются фазы речевой коммуникации 10. Задание {{ 10 }} 1.2.5. Вопросами порождения речевого высказывания занимается психолингвистика физиология психология нейрофизиология Нарушения темпо-ритмической стороны речи Нарушения темпо-ритмической стороны речи Нарушения темпа и ритма речи у детей. Заикание. Тахилалия. Брадилалия. Дизартрия 11. Задание {{ 11 }} 2.1.1. Соответствие между характерным признаком речевого нарушения и названием нарушения: Полтерн | Ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера | Брадилалия | Патологически замедленный темп речи | Баттаризм | Неправильное формирование фразы, как следствие особенного нарушения речевого внимания, расстройств темпа речи | 12. Задание {{ 12 }} 2.1.2. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые, артикуляционные судороги тонические, клонические судороги частые, редкие судороги смыкательные, размыкательные судороги 13. Задание {{ 13 }} 2.1.3. Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, называется заиканием дизартрией физиологическими итерациями брадилалией 14. Задание {{ 14 }} 2.1.4. Заиканием называется нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное отсутствие или расстройство фонации вследствие нарушений в нарушение произносительной стороны речи, обусловленное повышенная возбудимость нервной системы судорожным состоянием мышц речевого аппарата 15. Задание {{ 15 }} 2.1.5. Анатомо-физиологические (производящие) причины заикания: истощение нервной системы в результате интоксикаций, заболеваний природовые или внутриутробные травмы испуг неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе) 16. Задание {{ 16 }} 2.1.6. Соответствие между речевым нарушением и численным значением, выражающим темп речи: 20-30 звуков в сек | Тахилалия | менее 9 звуков в сек | Брадилалия | 10-12 звуков в сек | | 17. Задание {{ 17 }} 2.1.7. Соответствие между названием речевого нарушения и особенностями речи при данном нарушении Растянутое произношение звуков и слов, длительные паузы между словами, монотонный голос | Брадилалия | Запинки, спотыкания, быстрая смена звуков и слов | Полтерн | Пропуски, нарушение порядка слов, ускоренный темп, лексико-грамматические нарушения | Баттаризм | 18. Задание {{ 18 }} 2.1.8. К предрасполагающим причинам появления заикания не относится: кратковременная психическая травма невропатическая отягощенность родителей конституциональная предрасположенность невропатические особенности самого заикающегося 19. Задание {{ 19 }} 2.1.9. Примеры проявления клонических судорог в речи ребенка: то-то-тополь с-с-с-сразу т…ополь т-апочки 20. Задание {{ 20 }} 2.1.10. Наиболее ярко двигательные нарушения при дизартриях наблюдаются мимических движениях артикуляционных движениях в крупных движениях в движениях пальцев и кистей рук 21. Задание {{ 21 }} 2.1.11. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы характерна для людей, страдающих мозжечковой дизартрией бульбарной дизартрией корковой дизартрией псевдобульбарной дизартрией 22. Задание {{ 22 }} 2.1.12. Соответствие между видом апраксии и характером нарушения Кинестетическая апраксия | Кинетическая апраксия | Отмечается трудность переключения с одного артикуляционного уклада на другой | Отмечается трудность ощущения и воспроизведения определенных артикуляционных укладов, поиск нужного артикуляционного уклада | 23. Задание {{ 23 }} 2.1.13. Соответсвие между видом нарушения (названием) и его сущностью (основным признаком) Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата | Заикание | Патологически ускоренный темп речи | Тахилалия | Патологически замедленный темп речи | Брадилалия | Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата | Дизартрия | 24. Задание {{ 24 }} 2.1.14. Соответствие между речевым нарушением и проявлениями этого нарушения В речи наблюдаются паузы, повторения одного и того же звука, обусловленные судорогами мышц речевого аппарата | Заикание | В речи ребенка наблюдаются спотыкания, недоговаривание частей слов. Речь очень быстрая, невнятная | Тахилалия | В речи ребенка наблюдаются длительные паузы между словами, растянутое произнесение слов. Речь медленная | Брадилалия | Речь замедленная, толчкообразная, скандированная. Отмечается трудность удержания артикуляционных укладов. Движения языка неточные | Дизартрия | 25. Задание {{ 25 }} 2.1.15. При мозжечковой дизартрии речь с затухающим голосом к концу фразы скандированная несколько замедленная толчкообразная плавная, хорошо модулированная |