ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема 10. Социально-психологические феномены поведения личности в группе. РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ В ГРУППЕ Аттракция, конформизм, ригидность, негативизм, фрустрация, установки. Межличностные отношения в группе. Социально-психологический климат группы и его основные критерии. Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворить его потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, формирования личности, устранения беспокойств и т.п. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают эффективнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии, либо в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает, как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе. Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. 1) Под общественным влиянием происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т.д. Человек расширяет сферу своего внимания за счет усиления внимания к интересам других членов группы. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет его взгляд на себя, на свое место в окружении и на окружении. 2) В группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный вес в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция. 3) Группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения. 4) Находясь в группе, участвуя в обсуждении и выработке решений, человек может выдать также предположения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека «мозгового штурма» существенно повышает творческий потенциал человека. 5) Отмечено, что в группе человек в гораздо большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного поведения людей в групповом окружении, чем, если бы они действовали в одиночку. Воздействие группы оказывает существенное влияние на поведение, профессиональную деятельность и общение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения. Установки личности – это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в психологической школе Н.Д.Узнадзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнитивных и практических установок. Встречая нового человека, мы сразу же относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: - Позитивная установка побуждает нас переоценивать положительные качества и игнорировать слабые качества человека, то есть мы даем человеку больший аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости;
- Негативная установка приводит к тому, что мы воспринимаем только отрицательные качества другого человека, выражая к нему недоверчивость, подозрительность;
- Адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоинства, так и недостатки; главное – как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком.
Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. . Избирательность восприятия – подсознательно мы замечаем, осмысливаем и запоминаем только те явления, которые имеют для нас наибольшее значение. В качестве особого вида установки выделяют явление аттракции. Аттракция (букв. привлечение) – вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент привлекательности данного человека для других. На проявление аттракции влияют такие обстоятельства, как сходство характеристик партеров по общению, близость, частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные отношения. Поэтому аттракцию можно рассматривать как функцию эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах, в которых аффективная сторона межличностных оценок значительно преобладает над рациональной его стороной. Конформизм (подобный, сходный) – это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Различают три типа конформизма. 1 тип – это стихийная форма конформизма, при которой индивид проявляет внутренние и внешние согласие с группой без переживания какого-либо конфликта. 2 тип – защитный конформизм. В этом случае человек, примыкая к группе, ищет защиту от неприятностей, грозящих ему вне группы, стихийно стремится к поддержке со стороны большинства. 3 тип – условный, чисто внешний, сознательный конформизм. В этом случае субъект соглашается с группой, хотя на самом деле думает иначе. Противоположное конформизму свойство – негативизм (отрицание), т.е. немотивированное поведение субъекта, противостоящее требованиям и ожиданиям других людей и социальных групп. Это свойство может быть следствием потребности личности в самоутверждении, а также следствием эгоизма и отчуждения от нужд интересов других людей. Ригидность (жесткий) – это затрудненность, а иногда и невозможность изменения субъектом ранее намеченных программ деятельности в условиях, объективно требующих определенных изменений. Различают несколько видов ригидности. - Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия, представлений, эталонов памяти в изменившейся ситуации.
- Аффективная ригидность выражается в косности эмоциональных реакций на изменяющиеся объекты этих эмоций.
- Мотивационная ригидность проявляется в малоподвижной перестройке системы мотивов деятельности в новых обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.
Фрустрация – состояние личности, когда человек ощущает враждебность группы, ее реальное или кажущиеся противодействие его целям, бесперспективность своего положения в группе и т.п. Состояние фрустрации ведет к существенным изменениям в поведении субъекта: может проявляться грубость, агрессивность как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих, особенно в подростковом возрасте. Влияние изолированности, автономности группы на межличностные отношения усиливаются за счет ухудшения физических, средовых условий. В сплоченной группе социально-групповая стимуляция оказывается более значимой стимуляцией, чем стимуляция со стороны внешних условий деятельности. После длительных отношений сотрудничества конкурентное поведение воспринимается как более враждебное и, наоборот, переоценивается и степень дружелюбия кооперативного акта, осуществленного вслед за устойчивым прежде соревновательным или конфликтным поведением. Максимальное внушающее влияние на индивида может оказывать группа из трех человек. Наименьшую конформность показывают лица со слабой зависимостью от группы (автономные члены группы), а также и с сильным признанием этой группы (лидеры). Единообразие оценок в группах с коллегиально-демократической системой отношений больше, чем в группах с авторитарными, строго нормированными отношениями, но адекватность оценок выше во втором типе групп, в силу особенностей коммуникативных связей. Близкие эмоциональные отношения могут ухудшить результаты совместной деятельности. Влияние на группу публично высказываемых мнений сильнее, чем при сообщении их письменно или с помощью каких-либо технических средств. Внушающее воздействие больше в группе на раннем этапе развития или в группе малознакомых людей, чем в коллективе, в связи с эффектом коллективистического самоопределения личности, готовой противопоставить себя группе. У женщин конформность, как правило, выше, чем у мужчин. Более внушаемы лица с инертной и слабой нервной системой. Необходимым условием для внутригруппового межличностного влияния членов группы друг на друга является наличие у них сильного чувства принадлежности к одной и той же группе. Чем привлекательнее группа для ее членов, тем сильнее формирующее влияние, которое она может оказать на них. Чем выше престиж данного члена группы в глазах других членов, тем сильнее его влияние на них. Усилия по изменению индивидов или частей группы, которые предполагают очевидное отклонение от сложившихся норм группы, вызывают большое сопротивление членов группы. Общий успех обеспечивает более интенсивный рост уровня сплоченности группы. В определенных случаях неудача может вести к большей сплоченности, чем групповой успех. Совместная неудача может ухудшить межгрупповые отношения, если перед этим члены группы или микрогруппы находились в конкурентных отношениях. Укрепление доверия членов группы друг к другу, и, прежде всего к ее лидеру, повышает индивидуальный вклад в общую деятельность. Общегрупповые мероприятия, в которых распределены роли членов группы по их организации и проведению, повышает чувство принадлежности к группе, способствую росту сплоченности. Групповая символика и знаки принадлежности к группе способствуют росту чувства сплоченности. Существует некритичное прогнозирование победы своей группы, а также тенденция объяснять успех своей группы внутригрупповыми факторами, а неудачу – внешними. В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия происходит изменение в восприятии и оценки лидера со стороны «ведомых» членов группы: предпочтение отдается более жестким, авторитарным лидерам. В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия обнаружена тенденция переоценки достижений тех членов группы, которые обладают более высоким психологическим статусом. В условиях межгруппового соревнования выражающий наиболее экстремальный, крайние оценочные суждения о своей и чужой группе (соответственно положительные и отрицательные) приобретает более высокий внутригрупповой статус). Конкурентное взаимодействие повышает уровень рискованности принимаемых коллективных решений. Литература Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. Волков С.Н., Дорошина И.Г. Психология менеджмента – Пенза, 2003. Ефимова Д.В., Дорошина И.Г., Белолипецкий В.В. Психология управления: Учебное пособие. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. – Минск, 2005. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. – М. - Минск, 2006. |