МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Коммуникации в организации и их каналы





Лекция 7. Социальные коммуникации и взаимодействие в организации

 

7.1. Коммуникации в организации и их каналы

7.2. Проблемы, связанные с функционированием коммуникаций в организациях

7.3. Проблемы коммуникации с точки зрения межличностного общения

7.4. Слушание в деловой коммуникации

 

Коммуникации в организации и их каналы

Социальными исследованиями установлено, что люди, занимающиеся управленческой деятельностью, от 50-90% своего времени затрачивают на коммуникации, являющиеся основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности. Коммуникация (от лат. – сообщение, передача) – это процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, общностями и организациями. Эффективно работающие руководители хорошо представляют себе суть коммуникационного процесса, обладают навыками устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Каждая организация имеет структурные звенья управления: руководство управления (первый уровень); руководители отделов (второй уровень управления); руководство направлений и отделений (3-й уровень управления); сотрудники (4-й уровень управления).

Организация представляет собой многоуровневую структуру, где существуют уровни руководства и подчинения. Такая структура может эффективно функционировать только в случае существования хорошо налаженной связи между всеми уровнями. Так, если на верхнем уровне руководства появляется необходимость воздействовать на поведение подчиненных через приказ, распоряжение, указание, эта информация не только должна дойти до низшего уровня, но и распространиться по всем структурным единицам данного уровня. В соответствии с этими требованиями мы должны проводить анализ как вертикальных, так и горизонтальных организационных коммуникаций.

Вертикальные каналы коммуникации призваны связывать все уровни управления организации в единое целое. Для этого информация может протекать, прежде всего, по направлению сверху вниз (по нисходящей). Именно таким образом руководство доводит до подчиненных сведения о текущих задачах, рекомендуемых методах действий, применяемых санкциях и вознаграждениях, об изменении организационных норм и нормативов, а также об изменениях в организационной структуре и технологии. Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает: ориентацию целей подразделений относительно главных организационных целей; коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий; поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.

Коммуникации по восходящей – передача информации с низших уровней на высшие. Восходящие потоки информации типа «подчиненные — руководитель» представляют собой каналы обратной связи процесса управления. Получение руководителями высших уровней информации о проблемах и текущих делах в каждом подразделении организации позволяют им постоянно корректировать и изменять меру воздействия на поведение подчиненных всех нижестоящих уровней. С другой стороны, подчиненные также могут использовать восходящие потоки для доведения до сведения высшего руководства информации о частных проблемах подразделений и отдельных работников, а также о событиях, выходящих за рамки контроля со стороны формальной структуры организации.



К числу приоритетных направлений организационной деятельности относится развитие восходящих потоков информации, попытки сделать их столь же значимыми для управления, как нисходящие потоки. Это означает перевод отношений между руководителей более высоких уровней и подчиненными на уровень диалога, при котором:

• осуществляется постоянное участие подчиненных в решении ключевых проблем организации;

• происходит постоянное информирование подчиненных обо всех успехах и проблемах организации;

• появляется возможность реализации инициативы исполнителей, учета и практического использования новых идей, изобретений, коллективного опыта работников организации.

Субординационные отношения – взаимоотношения между высшими и низшими звеньями управления, между управляющими и управляемыми, т.е. отношения по вертикали. Эти отношения возникают после подачи руководителем команд управления (приказов, устных или письменных указаний) и действий исполнителей, направленных на выполнение этих команд. Отношения субординации строятся между сотрудниками на основе принципа соподчиненности. Реализация субординации отношений зависит и определяется руководителем. От его авторитета, компетентности, стиля работы, понимания управленческой ситуации зависит качество отношений с подчиненными, степень согласованности усилий для решения задач. По видам субординационные отношения могут быть – линейные и функциональные.

Линейные отношения – у руководителя много подчиненных, а у подчиненных только один руководитель. При этой разновидности субординационных отношений связи приобретают преимущественно властный характер, полное подчинение сотрудника руководителям. Функциональные отношения – на основе специализации по осуществлению определенных функций. В организациях выделяются подразделения, сотрудники которых специализируются на выполнении конкретных функций управления, например: подразделения, которые выполняют учетные и контрольные функции над деятельностью коллектива; инспекторские подразделения – контрольно-наблюдательные функции над деятельностью коллектива; кадровые подразделения – функции по приему, перемещению, увольнению кадрового состава и др.

В тоже время руководитель функционального подразделения более ограничен в своих правах, нежели линейный руководитель. Они не могут воздействовать на деятельность коллектива напрямую, минуя линейного руководителя.

Наряду с отношениями субординации важное место в системе управленческих отношений занимают отношения координации. Координационные отношения предполагают согласованность действий сотрудников (руководителей органов, подразделений), неподчиненных друг другу, принадлежащих к одному уровню управления и осуществляющих совместную деятельность по достижению общей цели. В отличие от субординационных отношений (по вертикали), координационные отношения – это отношения по горизонтали. Эти взаимосвязи не являются административными. Связующим звеном между органами, подразделениями, отдельными лицами в данном случае является общая цель их деятельности. При отсутствии общей цели основания для возникновения координационных отношений нет.

Горизонтальные каналы коммуникации в организации представляют собой пути и средства передачи информации на каждом иерархическом уровне. Горизонтальные коммуникации включают в себя обмен информацией, совещания между собой высших руководителей, руководителей среднего уровня, низшего звена управления, собрания исполнителей, а также неформальные коалиции, кружки коллег, единичные обмены информацией между коллегами в ходе трудовой деятельности и т.д.

Уже одно перечисление горизонтальных каналов показывает их необыкновенное разнообразие и определяет большие возможности для управления деятельностью организации. Важным моментом при учете действия горизонтальных каналов коммуникации является существование неформальной структуры организации. В целом через горизонтальные каналы коммуникации решаются следующие задачи:

• осуществляется передача информации не директивного, но совещательного характера;

• происходит уточнение целей и задач подразделений, исходя из конкретных ситуаций в каждом из них;

• происходит взаимодействие специалистов различного профиля из разных подразделений организации, что способствует комплексному решению поставленных высшим руководством задач;

• складывается неформальная структура организации, решающая задачи, которые невозможно решать в официальных, формальных рамках.

Коммуникации организации с внешней средой в современных российских условиях направлены на рыночный и институциональный уровни внешнего окружения. Основной целью такого рода коммуникаций является создание баланса между входом и выходом организации как системы и информационное обеспечение этого баланса.

Коммуникации должны быть направлены на различные адресные аудитории (рядовых потребителей, поставщиков, конкурентов, общественные организации или группы давления, государственные органы исполнительной и законодательной власти и т.д.). Таким образом, помимо решения текущих вопросов обеспечения баланса между организацией и внешней средой, коммуникации такого рода решают проблемы:

1) создания «имиджа» организации на местном, государственном и международном уровнях;

2) обеспечения связи с имеющимися и потенциальными потребителями (например, с помощью рекламы);

3) воздействия на создаваемые законы, постановления, касающиеся деятельности данной организации (например, используя группы давления).

Еще одним основанием для типологии коммуникаций в организации может служить степень их формализации.

Формальные коммуникативные связи представляют собой стандартизацию взаимоотношений между коммуникатором и реципиентом в организации, строго регламентируемую организационными нормами, правилами и ценностями. Эти связи обладают высокой устойчивостью, надежностью и в целом направлены на достижение организационных целей.

Неформальные связи возникают в том случае и там, где формальные связи не могут удовлетворять потребности членов социальных групп в организации. Данные связи обладают меньшей устойчивостью и направлены в основном на достижение целей малых социальных групп и отдельных личностей. Так, неформальные связи используются для информационного обеспечения взаимодействия между подразделениями (деловые горизонтальные связи), для удовлетворения потребностей членов организации в общении, взаимодействия с лидерами, обеспечения конформности по отношению к групповым нормам. Неформальные связи не носят иерархического характера, но они могут быть как горизонтальными (в подавляющем большинстве), так и вертикальными (например, дружеские общения между лидером и рядовым членом группы).

Кроме того, коммуникации в организации могут быть письменными и устными.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.