МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Излишек потребителя и равновесие потребителя





В данном параграфе исследуется равновесие потребителя, потребляющего один продукт. Роль бюджетного ограничения в этом случае выполняет рыночная цена продукта, которая считается заданной. Полезность здесь зависит от одной переменной - объема потребления продукта. Принципиальное отличие полезности в аспекте данного па­раграфа состоит в том, что она измеряется в денежных единицах (ока­зывается, это возможно).

Рассмотрим сначала случай дискретного потребления продукта, когда его объем измеряется в целых единицах.

Цена спроса на i-ю единицу товара есть максимальная цена, которую готов заплатить конкретный потребитель за эту единицу. Цена спроса характеризует степень желательности для потребителя данной едини­цы товара или степень дополнительного удовлетворения, которое она ему доставит. Иными словами цена спроса на i-ю единицу продукта рав­на ее предельной полезности, выраженной в денежных единицах. По­этому, в силу закона убывания предельной полезности, цена спроса на каждую последующую потребленную единицу продукта меньше, чем на предыдущую.

Поведение потребителя основано на сравнении предельной полез­ности последней потребляемой единицы продукта и рыночной цены продукта.

Излишек (избыток, рента, прибыль) потребителя для i-й единицы товара (di) есть разность между предельной полезностью этой едини­цы (выраженной в деньгах) и рыночной ценой товара:

di = MUi – p.

Излишек потребителя справедливо называют его прибылью, по­скольку он представляет собой разность между полезным результатом потребления (величиной дополнительного удовлетворения) и затра­тами на потребление (рыночной ценой товара). В целом результат по­требления n единиц продукта выражается суммарным излишком по­требителя (Dn), который равен сумме излишков потребителя для всех потребленных единиц продукта:

Dn = d1 + d2 + ... + dn

Если суммарный излишек потребителя положителен, то в целом потребление является удачным, или «прибыльным». Если суммарный излишек потребителя отрицателен, то потребление «убыточно».

Дадим геометрическую иллюстрацию излишка потребителя. На рис. 4.7 цена спроса (предельная полезность) каждой из трех единиц продукта изображена прямоугольником, а рыночная цена спроса - го­ризонтальной прямой. Предельная полезность первой единицы про­дукта больше рыночной цены, поэтому первый излишек потребителя положителен, он изображен самым высоким заштрихованным прямо­угольником. Аналогично излишек потребителя для второй единицы продукта положителен и изображен меньшим заштрихованным прямо­угольником. Предельная полезность третьей единицы продукта меньше рыночной цены. Поэтому излишек потребителя отрицателен, а потре­бителю невыгодно покупать третью единицу продукта (рис. 4.7).

 

Рис. 4.7 Излишек потребителя

Равновесный (оптимальный) объем потребления есть объем, кото­рый обеспечивает максимальный суммарный излишек потребителя.

Из рис. 4.7 можно сделать вывод об условии равновесия потребите­ля: он будет приобретать товар до тех пор, пока его излишек очередной единицы остается положительным. Если потребитель купит третью единицу продукта, то его суммарный излишек для первых трех единиц будет меньше, чем для первых двух.

Если продукт делим (его количество может выражаться любым положительным числом), условие равновесия состоит в равенстве предельной полезности продукта и его рыночной цены:

МU(х) = р.

Из рис. 4.7 следует важный вывод: кривая предельной полезности совпадает с индивидуальной кривой спроса. Действительно, при цене, равной MU1, покупатель купит максимум одну единицу продукта (с нулевым излишком), при цене, равной MU2, - максимум две и т. д. Тем самым показана тесная взаимосвязь теории полезности и теории спроса.

Сумма излишков потребителей (рыночный излишек) есть сумма излишков потребителей всех покупателей на рынке. Она равна площади фигуры, ограниченной кривой рыночного спроса, осью ординат и горизонтальной прямой, проходящей через точку р0 на оси цен (р0 - ры­ночная цена товара).

На рис. 4.8 изображен случай, когда на рынке имеются всего два покупателя и объем рыночного спроса равен сумме объемов индивидуального спроса. Кривая индивидуального спроса первого покупателя обозначена через D1. Площадь левой заштрихованной фигуры есть излишек первого потребителя (S1), площадь правой заштрихованной фигуры есть излишек второго потребителя (S2), а площадь составной фигуры - рыночный излишек (рис. 4.8).

Рис. 4.8 Сумма излишков потребителей

 

Экономическая сущность суммы излишков потребителей обычно трактуется как суммарная «чистая» полезность, полученная всеми покупателями. При этом нарушается постулат кардиналистской теории полезности о несравнимости индивидуальных полезностей, пусть даже выраженных в денежных единицах. Действительно, для богатого человека один рубль имеет меньшую полезность, чем для бедного. По­этому сумма излишков потребителей может служить содержательным экономическим показателем при невысокой дифференциации доходов потребителей.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.