МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Эффект замены и эффект дохода





В данном параграфе мы используем результаты предыдущего параграфа для исследования причин, влияющих на характер зависимости объема спроса от цены товара.

При снижении цены товара возникают два эффекта. Во-первых, потребитель заменяет подешевевшим товаром некоторые другие то­вары, и спрос на данный товар увеличивается. Во-вторых, реальный доход покупателя увеличивается, поэтому он увеличивает спрос на некоторые товары, к которым обычно принадлежит и подешевевший товар.

Реальный доход есть максимальная полезность, которую может по­лучить потребитель, обладающий данным денежным доходом. Таким образом, характер зависимости объема спроса от цены товара опреде­ляется эффектом замены и эффектом дохода.

Эффект замены - это изменение объема спроса, вызванное измене­нием относительной цены товара при неизменном реальном доходе потребителя.

Эффект дохода - это изменение объема спроса, вызванное измене­нием реального дохода при неизменной относительной цене товара.

Общий эффект изменения цены - это изменение объема спроса, рав­ное сумме эффекта замены и эффекта дохода.

Разложим общий эффект в сумму эффекта замены и эффекта дохо­да за три шага.

1. При снижении цены товара X бюджетная линия повернется про­тив часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью координат (точка В на рис. 4.5). При этом равновесный набор переместится из точки Е1 в точку Е2 , а объем потребления продукта X увеличит­ся с х1, до х2. Общий эффект равен х2 – х1.

2. Проведем воображаемую бюджетную линию А0В0, касательную к старой кривой безразличия а1 и параллельную новой бюджет­ной линии А1В. Равновесный набор Е0, соответствующий вообра­жаемой бюджетной линии, отвечает случаю, когда потребитель получает старую полезность (набор лежит на старой кривой без­различия) при новом соотношении цен (наклон бюджетной ли­нии определяется этим соотношением). Таким образом, для наборов Е1 и Е0 выполнено условие из определения эффекта замены,
поэтому эффект замены равен х0 – х1, гдех0 - объем потребления продукта X в наборе Ео.

3. Наборы Е2 и Ео соответствуют случаю, когда реальные доходы различаются (наборы лежат на разных кривых безразличия), а от­носительные цены одинаковы (параллельность бюджетных ли­ний), поэтому эффект дохода равен х2 - х0.

Иллюстрацией этому может послужить рис. 4.5.

Рис. 4.5 Эффект замены и эффект дохода (товары - блага)

 

Рассмотрим вопрос о направленности эффекта замены и эффекта дохода для случая, когда оба товара являются благами.

Эффект замены всегда положителен. При уменьшении цены то­вара X воображаемая бюджетная линия всегда более полога по срав­нению с исходной бюджетной линией, поэтому в точке Е0 предель­ная норма замещения меньше, чем в точке Е1 (рис. 4.5). Учитывая, что с увеличением объема потребления продукта предельная норма замещения убывает (ее свойство), можно утверждать, что «вообра­жаемый» объем потребления больше исходного объема потребле­ния.

Эффект дохода положителен для нормальных товаров и отрицате­лен для «некачественных» товаров.

Общий эффект положителен, если эффект замены и эффект дохода положительны, либо когда положительное воздействие эффекта за­мены перевешивает отрицательное воздействие эффекта дохода. Если же доминирует отрицательный эффект дохода, то общий эффект от­рицателен, закон спроса не выполняется, а товар является товаром Гиффена.

Если оба продукта являются антиблагами, то эффект замены может быть отрицательным (х0 < х1 на рис. 4.6). Эту ситуацию позволяет объяснить эффект Веблена, когда при понижении относительной цены нормального товара спрос на него сокращается в силу того, что он ста­новится менее «престижным» (рис. 4.6).

Рис. 4.6 Эффект замены и эффект дохода (товары - антиблага)

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.