ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Воспитание и педагогическая мысль эпохи Просвещения Эпоха Просвещения (конец XVII —XVIII в.) охватила многие страны Западной Европы и Северной Америки. Развивая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели Просвещения стремились обосновать необходимость изменения общества путем просвещения народа. В эту эпоху допросы социального воспитания вновь выступили на первый план. Идеология Просвещения с ее Огромным интересом к человеку не была «однородной», каждая страна привносила в это духовное течение свой вклад. В Северной Америке знание и просвещение рассматривались как важный фактор преобразования общества, как средство укрепления республиканских институтов и надежная основа благополучия (Т.Джефферсон, Дж.Вашингтон, Б.Франклин и др.). Видные мыслители Англии, развивая идеи Просвещения, предгсагали сословные школы заменить прогрессивной демократической системой образования и воспитания. Ими разрабатывались проекты изменения общества путем трудового воспитания всего обучения и воспитания (Дж.ТЛильтон, Дж. Беллерс, Т. Пейн, У. Петти, Дж. Пристли и др.). Идеи единой светской школы, общественно полезного обучения граждан, которые могли бы способствовать демократическому обновлению своего государства, выдвигали передовые немецкие педагоги (И.Г.Фихте, Ф.А.Вольф, И.Г.Базедов, Х.Г.Зальцман, И. Г. Кампе и др.). Под влиянием английского просвещения активизировалась общественно-педагогическая мысль во Франции. Так, Ш. Монтескье ратовал за замену сословной школы системой демократического национального образования. Д.Дидро призывал в процессе воспитания учитывать не только анатомо-физиологические особенности ребенка, но и социальные условия, в которых происходит формирование его личности. Он выдвинул новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность, бессословность и светскость обучения. К. Гельвеций не признавал врожденных способностей человека, он считал, что различия в умственных способностях и воззрениях объясняются исключительно влиянием внешней среды. По его мнению, совпадение интересов правителей и народа — важнейшее условие успешного воспитания, которое носит общественный характер. Особо необходимо выделить значение идей представителя раннего французского просвещения Ш. Монтескье. В книге «О духе законов» он утверждал, что государственные законы, определяющие задачи и принципы общественного воспитания, должны отражать социально-политическое устройство страны. Задача воспитания — научить искусству жить с другими людьми, воспитать гражданина «чуткого к общественным бедствиям». Важно подчеркнуть и другую мысль Монтескье: при монархической форме правления социализация детей происходит не столько в семье, сколько в «свете», в процессе общественной жизни, военной или придворной службы. По его мнению, именно социальная группа (семья, школа, «свет» и т.д.) оказывает определяющее воздействие на формирование человеческой личности. Философские положения, сформулированные Монтескье, получили дальнейшее развитие в трудах Д.Дидро и К.Гельвеция. В плеяде французских просветителей широтой своих позиций в подходе к воспитанию особо выделяется Ж.Ж.Руссо. Он решительно и последовательно настаивал на демократической педагогической программе просвещения. Наряду с трактатами «Проект воспитания де Сент-Мари», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и другими важное значение имели работы «Юлия, или Новая Элоиза» и «Общественный договор», которые явились прологом к главному педагогическому труду Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или о Воспитании». В этом романе можно найти ответы на вопросы, поставленные автором в предыдущих сочинениях. Подвергнув критике существующую практику воспитания, он предложил проект идеального воспитания нового человека. Руссо выступал против авторитарного воспитания и выдвинул идею свободного воспитания. По мнению жТж7Руссо,1просв^щШиё и правильное воспитание могут изменить общественный уклад. А поскольку воспитание является опорой любой формы правления, оно носит общественный характер. В процессе воспитания под воздействием природы, окружающего мира, людей складываются разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчивость к соблазнам цивилизации и дурным влияниям. Воспитание должно учитывать «природу человека», сообразуясь с возрастными особенностями ребенка, а также отвечать его интересам и потребностям. Цель воспитания, считал Руссо, — научить ребенка жизни, вырастить человека самостоятельного, здравомыслящего, доброжелательного к людям, уверенного в себе. Для каждого возраста Руссо предусматривал особые задачи и средства воспитания. До двух лет нужно больше заботиться о здоровье ребенка и тренировке органов чувств. До 12 лет следует постепенно посвящать его во взаимоотношения человека с окружающим миром. Именно здесь важно научить ребенка добывать знания, самостоятельно открывать их под руководством наставника. В период с 12 до 15 лет особое значение, по мнению Руссо, следует придавать трудовому воспитанию ребенка, направляя его действия и не лишая самостоятельности. В 15 — 22 года, по Руссо, наступает очередь воспитания здравых чувств: долга, гражданской добродетели, патриотизма, сострадания к людям. На этом этапе важно готовить человека к соприкосновению со средой, в которой ему придется жить. Кроме того, используя исторический опыт, необходимо воспитывать в нем человеколюбие, альтруизм, гражданскую доблесть. В этом возрасте воспитанник будет открывать для себя идею Бога и «естественной религии», которая индивидуальна и создается самостоятельно. К 22 —24 годам естественное воспитание завершается, и человек начинает самостоятельную жизнь. Основная идея «Эмиля» заключается в том, что нового человека нельзя воспитать в старом обществе, и потому ребенка нужно изолировать от общества. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания. Через 10 лет после этого романа Руссо вновь вернулся к проблемам воспитания в «Рассуждении об образе правления в Польше». В этом произведении представлена модель идеального государства, в котором уже стало возможно национальное общественное воспитание. Четвертая глава «Рассуждений» специально посвящена этим вопросам. В свободном и разумном государстве всем детям обеспечивают одинаковое общественное воспитание в школах. Помимо школы дети собираются на общественных детских площадках, где с ними проводят совместные игры и спортивные занятия. Характеризуя практический опыт воспитания того времени, следует особо выделить «школу для военных сирот», созданную бывшим офицером Ф. Поле в 1773 г. В ней учились в основном дети солдат и бедных дворян в возрасте от 10 до 16 лет. Школа была построена по принципу самоуправления. Дети сами обслуживали себя, готовя пищу, охраняя школу, избирая своих командиров. Занятия в этой школе чередовались с отдыхом, спортивными играми и физическим трудом. Большинство выпускников школы становились не только военными, но и квалифицированными ремесленниками, преподавателями, адвокатами и т.д., а главное — оказывались подготовленными к самостоятельной жизни. Известно, что в конце 80-х гг. XVIII в. общественная борьба во Франции завершилась революцией (1789). Педагогические идеи Просвещения были восприняты ею, поскольку они рассматривались как средство обновления общества. Уже на первых этапах революции одним из важнейших стал вопрос создания новой государственной системы народного образования. Для переустройства этой системы был создан Комитет народного образования, которым руководил видный французский математик и философ Ж Кондорсе, представивший и свой проект организации системы образования. Основными целями образования он считал обеспечение возможности каждому человеку стать полноправным членом общества и всестороннее развитие индивидуальных дарований. Образование Ж. Кондорсе рассматривал как важнейшее средство совершенствования общества. В систему общественного воспитания он включал участие детей в гражданских праздниках, их присутствие на собраниях, на выборах и пр. Ярким выражением педагогической мысли якобинцев стал проект «общего воспитания» известного общественного деятеля периода Великой французской революции Л.М.Лепелетъе. Он критиковал предложения Кондорсе за отсутствие должного внимания к воспитанию. Определяя понятие «общего образования», Пепел етье считал, что, прежде всего, у детей следует формировать физические и моральные качества, передавать им необходимые знания и навыки. Объединить нацию может единое воспитание, которое должно быть государственным, общим для всех детей, независимо от их социального происхождения. Для того чтобы порвать со старыми традициями, оказывающими вредное влияние на народ, следует отдалять детей от семьи. В этой связи Лепелетье предусматривал совместное воспитание всех мальчиков с 5 до 12 лет (девочек до 11 лет) в специальных воспитательных учреждениях — «общих домах», где особая роль отводилась физическому труду, закаливанию и спорту. Итак, XVIII столетие в Европе было временем господства идей Просвещения. Значительный вклад в этот процесс внесли французские мыслители Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д.Дидро, Ж.Ж. Руссо и др. Почти все они обосновывали необходимость социального воспитания в различных областях. Однако философско-педагогические дискуссии происходили в основном на теоретическом уровне. В целом к концу XVIII в. идея общественного, а не индивидуального воспитания, которое готовило бы человека к жизни в реальном социуме, получала все большее развитие. Кроме того, она приобрела и чисто прагматический аспект. В частности, утверждалось, что хорошее профессиональное обучение как условие успешной социальной жизни можно получить только государственных и общественных учебных заведениях. В чем смысл общественного образования и воспитания в педагогической концепции Я.А. Коменского? Охарактеризуйте основные идеи французских просветителей о социальном воспитании. В чем новизна педагогических взглядов представителей русского просвещения XVIII в. на общественное воспитание? Рекомендуемая литература Андреева И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. - М., 2000. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И А Солов-ков. — М., 1985. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения в России. — М, 1993. Васшькова Ю.В., Василъкова Т. А. Социальная педагогика. — М., 1999. Гессен С.И. Педагогические сочинения / Сост. Е.Г.Осовский, М.В. Богуславский, О.Е.Осовский. — Саранск, 2001. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. — М., 1998. Джуримский А. Н. История педагогики. — М., 1999. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. — М., 1987. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X — начало XX века). — М., 1998. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: В 2 ч. — Ч. 2 (XVIII— XX вв.). / К. И. Салимова, В. Г. Безрогов, Б. И. Бим-Бад и др. — М., 1989. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII — первая половина XIX в. / Отв. ред. М. Ф. Шабаева. — М., 1973. Хофман Ф. Мудрость воспитания / Пер. с нем. — М., 1987. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост А И Пискунов. — М., 1981. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. — М., 1991. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте круг проблем, которые оказались в центре внимания гуманистов эпохи Возрождения. 2. Перечислите основные идеи, которые проповедовал в своих трудах Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле, М. Монтень и др. 3. Кто такие социалисты-утописты, каковы их основные идеи о совершенствовании общественного устройства? 4. Назовите основополагающие социально-педагогические идеи Я.А. Коменского. 5. Охарактеризуйте развитие социально-педагогических функций школы в системе Я.А. Коменского. 6. Раскройте структуру и идею каждой части «Вселенского совета об исправлении дел человеческих». 7. Почему чешского педагога можно назвать создателем научно-методических основ социальной педагогики? Литература 1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.95-98, 144-146. 2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.121-145, 170-178. 3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С.85-101. 4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С.110-128, 181-194. 5. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.80-108, 110-118. 6. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.52-74. 7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982. – С.24-39. [1] ЛоккДж. Сочинения: В 3 т. — М., 1998. — С. 439 — 460. |