ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» часть 1 По направлению подготовки Психология Квалификация (степень) «бакалавр» Калуга 2014 Вантеева Е. В. Контрольные задания для студентов-заочников по учебной дисциплине «Общая психология» часть1. – Калуга : КФ МГЭИ, 2014. – 26 с. Одобрено кафедрой психологии и педагогики. Протокол заседания кафедры от 11 декабря 2013 г. № 10. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института направления подготовки030300.62Психология. © Московский гуманитарно-экономический институт, 2014 СОДЕРЖАНИЕ Методические рекомендации | | Варианты контрольных заданий | | Примерный перечень вопросов к зачету | | Рекомендуемая литература | | КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Важной составной частью процесса обучения является самостоятельная работа студентов. Без их активности невозможно формирование полноценных знаний, умений, навыков, развитие способностей, в связи с этим в современном вузе увеличивается доля этого вида деятельности. Самостоятельная работа по психологии предназначена для осуществления следующих целей: · закрепление психологических знаний и умений, полученных в рамках аудиторной работы; · расширение и углубление знаний по дисциплине; · формирование навыков работы с учебной и научной литературой, умения · анализировать текст, выделять в нем главное, конспектировать; · формирование умений использовать теоретические знания для характеристики, анализа, объяснения и, возможно, психолого-педагогической коррекции жизненных явлений и фактов; · освоение умений психологического исследования; · формирование интереса к психическим проявлениям человека, психологической науке, будущей педагогической деятельности: · развитие таких личностных качеств, как организованность, самостоятельность, творчество; · освоение умений самопознания и саморазвития При изучении дисциплины «Общая психология» у студентов направления подготовки «Психология» должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции согласно ФГОС ВПО: способность и готовность к овладению культурой научного мышления, обобщению, анализу и синтезу фактов и теоретических положений (ОК-3); способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); способность и готовность к анализу своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7); способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8); способность и готовность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9); способность и готовность к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15); способность и готовность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); способность и готовность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); способность и готовность к описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); способность и готовность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); способность и готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); способность и готовность к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7); способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); способность и готовность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); способность и готовность к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); способность и готовность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13); способность и готовность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); способность и готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20); способность и готовность к анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21). Контрольное задание состоит из трех вопросов. Каждая часть задания начинается с новой страницы. Реферативная часть задания должна быть надлежащим образом оформлена. Цитирование использованных в ходе подготовки задания источников должно сопровождаться соответствующими ссылками с указанием Ф.И.О. автора, названия работы, места и года издания, названия издательства и указания страниц, с которых заимствовано то или иное положение. Плагиат и компиляция не допускается. Все контрольные задания распределены по 10-ти вариантам. Каждый студент определяет необходимый для исполнения вариант по номеру, соответствующему его фамилии в журнале группы. Таким образом, студент, чья фамилия стоит первой по списку, выполняет 1-й вариант задания, второй - 2-й вариант, и т.д. Студент, фамилия которого находится в списке группы под номером 11 выполняет 1-й вариант и т.д. Варианты контрольных работ Вариант 1 Задание №1 Внимательно изучите предложенную Вам литературу по основным направлениям зарубежной и отечественной психологии. Отметьте основные моменты становления этих направлений и заполните таблицу. Век, страна | Автор и название труда | Основные идеи работы | Цитаты | VI в. до Р. Х. Др. Греция | Пифагор | | | IV–III вв. до Р. Х. Др. Греция | Теофраст «Характеры» | | | XI в. Ср. Азия | Авиценна (Ибн Сина) «Канон» | | | XV–XVI вв. Италия | Леонардо да Винчи «Трактат о живописи» | | | XVI в. Испания | Хуан Уарте «Исследование способностей к наукам» | | | XIX–XX вв. Англия | Френсис Гальтон «Наследственный гений», 1869 | | | Задание 2 ■ Соотнесите эмоциональные состояния и их психологические особенности. 1) настроение а) кратковременное, бурное, с потерей контроля; 2) аффект б) длительное, слабо выраженное; 3) стресс в) напряжение, приводящее к ошибкам действий; 4) депрессия г) переживание неудачи на пути к цели; 5) фрустрация д) снижение настроения и побуждений к жизни. ■ Установите соответствие между уровнем потребностей по А.Маслоу и его содержанием: 1 уровень а) ученик старается хорошо учиться, чтобы стать лучшим в классе. 2 уровень б) на перемене студенты идут в столовую. 3 уровень в) члены хорового кружка с удовольствием ходят на репетиции и выступают с концертами. 4 уровень г) жители Германии моют тротуары возле своих домов и высаживают розы и лилии. 5 уровень д) школьник не пошел на контрольную работу, чтобы избежать неприятностей. 6 уровень е) девочка любит читать и посещает библиотеку. 7 уровень ж) «Мама, ты меня любишь?» - часто спрашивают дети. ■ Перечисленные слова распределите на две группы и назовите их: а) запоминание, б) моциональная, в) образная, г) сохранение, д) двигательная, е) воспроизведение, ж) припоминание, з) словесно-логическая, и) долговременная, к) заучивание, л) оперативная, м) узнавание, н) кратковременная, о) произвольная, п) непроизвольная. ■ Соотнесите вид восприятия и его описание. 1) Слепые люди ощупываю лица при знакомстве, а) обонятельное читают пальцами с помощью специальных книг б) зрительное и азбуки Брайля в) слуховое 2) Молодые люди слушали и танцевали на концерте г) вкусовое любимого певца д) осязательные 3) Ребенок с увлечением читал сказки и рассматривал иллюстрации к ним 4) Гости хвалили блюда, которые приготовила для них хозяйка 5) Войдя в квартиру, человек почувствовал запах кофе Задание 3 Составление кроссворда.Для его выполнения студент отбирает ряд понятий врамках курса «Общая психология», зашифровывает их начальные буквы в кроссворд, чайнворд, ребус и т.д., предлагает точное определение каждого понятия, с обязательным последующим разгадыванием. Вариант №2 Задание №1 Подготовьте сравнительный анализ психологических теорий эмоций, заполнив таблицу Теория | Основные идеи работы | Цитаты | Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина | | | «Ассоциативная» теория В. Вундта | | | «Периферическая» теория У. Джемса – Г. Ланге | | | Теория У. Кеннона – П. Барда | | | Биологическая теория эмоций П.К. Анохина | | | Информационная теория эмоций П.В. Симонова | | | Концепция аффективной организации сознания и поведения О.С. Никольской | | | Задание 2 ■ Условием волевого действия является: а) Потребностный конфликт; б) Волевой конфликт; в) Мотивационный конфликт; г) Сознательный конфликт. ■ Соотнесите этапы развития психологии как науки и соответствующие им объекты исследования. 1 этап а) сознание 2 этап б) душа 3 этап в) поведение 4 этап г) психика ■ Перечисленные слова распределите на две группы и назовите их: а) анализ, б) синтез, в) абстрактное, г) абстрагирование, д) сравнение, е) обобщение, ж) наглядно-образное, з) наглядно-действенное, и) конкретизация, к) дискурсивное, л) интуитивное, м) продуктивное. ■ Определите, какой способ создания образов воображения использован в каждом примере: а) агглютинация, б) гипербола, в) литола, г) акцентирование, д) типизация. 1) Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него - как пасть льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть (Библия). 2) «Что сделаю я для людей»? - сильнее грома крикнул Данко. (М.Горький). 3) Художники при создании дружеских шаржей подчеркивают наиболее характерные признаки внешности человека или его функции. 4) Я видел такого маленького человечка, что, когда ему нужно было взобраться на песчинку, он приставлял к ней лестницу. (Американский анекдот). 5) Горький говорил: «Они (литературные образы) строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать - пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Задание 3 Составление кроссворда.Для его выполнения студент отбирает ряд понятий врамках курса «Общая психология», зашифровывает их начальные буквы в кроссворд, чайнворд, ребус и т.д., предлагает точное определение каждого понятия, с обязательным последующим разгадыванием Вариант №3 Задание 1. Подготовьте сравнительный анализ понятия воля с точки зрения разных ученых (Г. Гегель, Л. Фейербах, Х. Хекхаузен, К. Левин, В.А. Иванников, Ю. Куль, Н. Ах, В.И. Селиванов) заполнив таблицу Пример заполнения таблицы |