МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

История создания концертов. Роль фигуры исполнителя





«В музыке решительно все - игра, но игра, которая подразумевает самовыражение исполнителя, вживающегося в композиторский замысел» [251, б]. Эта, казалось бы, очевидная мысль приобретает в контексте работы о жанре концерта множество самостоятельных подтекстов и смыслов. Подарить долгую исполнительскую жизнь любому произведению может только музыкант-исполнитель, который является не только хранителем шедевров на многие века, но также и соучастником творческого процесса создания произведений. Рождение концертов Д. Шостаковича предопределял исполнительский заказ. Он создал семь концертных циклических композиций. С большим трепетом композитор относился к исполнительской судьбе своих сочинений, находясь в творческом диалоге с музыкантами, которые реализовали его концепции в реальном концертном звучании. Сам Шостакович интенсивно занимался исполнительской деятельностью, чему способствовало прекрасное пианистическое мастерство, и был первым исполнителем своих фортепианных творений. С. Хентова свидетельствует: «Несмотря на внешнюю угловатость и кажущуюся скованность, Шостакович умел привлечь внимание публики: его артистичность питалась не внешними атрибутами, а более глубокими, существенными элементами — напряжением, которое чувствовалось в его облике и в его игре, серьезностью замысла, точностью и тонкостью исполнительского слуха. Он знал, слышал музыку во всей ее логической полноте, понимал творческую "лабораторию" автора, ход его мышления» [264,18].

Первый фортепианный концерт был написан в 1933 году, и в нем нашла продолжение та «линия очеловечения музыки», на которую обратил внимание Борис Асафьев в опере «Леди Макбет Мценского уезда». «...Я не могу рассказать о содержании своего концерта иными средствами, кроме тех, которыми написан сам концерт ... . Я советский композитор. Нашу эпоху я воспринимаю как эпоху героическую, бодрую, исключительно жизнерадостную. Это я и хотел передать в своем концерте» [320]. Поводом для создания произведения послужил разговор Шостаковича с художественным руководителем симфонического оркестра Ленинградской филармонии Ф. Штидри. Дирижер высказал пожелание, чтобы следующий сезон был ознаменован новым фортепианным концертом. Композитор написал его в течение лета 1933года и 15 октября исполнил его с Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Ф. Штидри. По воспоминаниям Л. Данилевича, «автор играл это сочинение с огромной убежденностью, захватывающе динамично. Он "заставлял слушать" даже тех, кому эта музыка мало нравилась» [цит. по: 6, 94\. Партия трубы была написана в расчете на исполнение трубача А. Шмидта. Друг композитора - Л. Оборин, к этому времени уже познакомился с Концертом. Восхищенный новой работой \

Шостаковича, пианист быстро освоил сольную партию концерта и исполнил его через два месяца после премьеры. Партия фортепиано не была написана в расчете на конкретного исполнителя, тем не менее, композитор неоднократно обсуждал структуру, технику письма с Л. Обориным, о чем свидетельствует следующий диалог: «- Как же так? Концерт без каденции? - спросил недовольный пианист, посмотрев партитуру. - Послушай, - сказал Дмитрий. — Это не такой концерт как у Чайковского или Рахманинова, с пассажами по всей клавиатуре, чтобы показать, что ты умеешь играть гаммы. Этот сделан из совсем другого теста. Но разочарование друга было столь велико, что, наконец, Дмитрий сказал: - Ну так и быть, напишу каденцию» [173,178].



После успешной премьеры автор стал представлять концерт во многих городах Советского Союза и за рубежом. Со временем сочинение прочно вошло в репертуар пианистов, и до сих пор остается одним из наиболее часто исполняемых. Характерно, что Первый концерт для фортепиано с оркестром запечатлел в себе пианистические ресурсы самого автора, частично, Льва Оборина. Поэтому концерт содержит черты автопортретности, что отражено в концепции и тематизме сочинения, запечатлевшей юношеские поиски Шостаковича-композитора, типовые формулы произведений рубежа 1920 - 1930-х гг. Первый фортепианный исполняли не только Л. Оборин, но и С. Рихтер, Н. Штаркман, Р. Керер, В. Постникова и др.

Иная судьба у Второго концерта. Шостакович написал свой Второй фортепианный концерт в 1957 году, спустя 24 года после Первого. Концерт представляет собой своеобразное интермеццо между автобиографической Десятой и программной Одиннадцатой симфониями. По идейному замыслу Второй фортепианный концерт связан с иными задачами. В литературе установилось мнение, что это не столь значительное сочинение, на наш взгляд, совершенно несправедливое. Повод к негативному мнению дал сам автор, который в письме своему другу, Эдисону Денисову, сокрушался: «Сочиняю плохо. Закончил фортепианный концерт, не имеющий никакой художественно-идейной ценности» [цит. по: 173,335]. Однако автор явно был не прав. Концерт посвящен сыну композитора - Максиму, приступавшему к обучению в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Он был исполнен Максимом при поступлении в школу, о чем писала Зинаида Гаямова, секретарь Шостаковича: «Начались вступительные экзамены Максима в консерваторию. Трудно передать, как был нервно настроен Д. Д. Он очень волновался, и Максим тоже... Начал программу Максим с фуги Д. Д., потом играл Сонату Бетховена. Я наблюдала за Д. Д. и видела, что он весь на нервах. Потом концерт № 2 Д. Д. Сам Д. Д. ему аккомпанировал. В зале собралось много народу и экзаменующихся. Концерт Максим играл очень хорошо. Да и всю свою программу играл отлично. Конечно, он волновался, но, тем не менее, все шло очень хорошо. Надо было видеть эту картину. Экзаменующегося Максима и аккомпанирующего его отца. Я представляла состояние Д. Д., была мертвая тишина, и экзаменующиеся, и присутствующие музыканты, видимо, были глубоко взволнованы и музыкой и исполнением, и этой трогательной картиной отца и сына, сидящих за роялями. Когда концерт кончился, и я вышла в коридор, то там еще у дверей стояла толпа музыкантов, которые слушали, и у всех было приподнятое настроение. Подходили к Максиму и Д. Д. и члены комиссии пожимали руки и поздравляли. Д. Д. был доволен. Максим получил пять» [320]. Не случайно, в концерте цитируются ритмы пионерских фанфар, интонации маршей и песен, что сближает его с аналогичными сочинениями Д. Кабалевского, Н. Ракова, Г. Галынина, Т. Салютринской, предназначенными для юных музыкантов. Второму фортепианному концерту не удалось занять одно из центральных мест в творческом наследии композитора, но сочинение запечатлело совершенно концепцию радостного гармонического мироощущения, присущего молодежному мировосприятию.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.