МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ ПО ЛИНИИ





ПОСТОЯННОГО ТОКА

Цель работы - выяснить зависимость КПД ( ) и потери напряжения в линии ( ) от напряжения источника при постоянной передаваемой мощности, а также распределение напряжений вдоль линии при различном расположении приемников.

Программа работы

1. Измерить распределение напряжения вдоль линии передачи и токи нагрузки при питании двух одинаковых приемников Ом), расположенных относительно источника ( В) (задается преподавателем) (рис. 3.2 лаб.работы №3) следующим образом:

а) один приемник ( подключен в конце линии (точки 7-7), а другой ( - к началу линии (1-1);

б) первый приемник в конце линии, второй - в середине линии (точки 4 - 4);

в) оба приемника находятся в конце линии.

2. По данным п.1 построить графики распределения напряжения вдоль линии для всех схем. Вычислить и сравнить КПД линии и относительные потери напряжения для обоих приемников, сделать выводы.

3. Взяв за основу опыт из п. 1,а для приемника в конце линии (приемник отключить), использовать его данные для следующего опыта:

- повысить напряжение на генераторном конце вдвое ( ), а ток линии уменьшить в два раза, изменив сопротивление приемника (при этом мощность, передаваемая от источника, останется неизменной ( ; измерить напряжения, вычислить и .

Построить совмещенные графики показать на них и , сделать выводы.

4. Вывести аналитические формулы зависимостей относительной потери напряжения и КПД линии от кратности повышения напряжения и

при одинаковой передаваемой мощности.

 

 

Пояснения к работе

 

В чистом виде передача энергии постоянным током встречается на практике сравнительно редко и относится к низковольтным системам энергоснабжения (например, автомобили, электросварки), а осуществляется в основном трехфазным синусоидальным током, т.к. в таких системах легко получать энергию с различными уровнями напряжений и токов.

С помощью трансформаторов можно иметь низковольтную энергию при больших токах, либо высоковольтную при малых токах. Передавать энергию на большие расстояния выгодно при очень высоких напряжениях, а использовать - при малых по соображениям безопасности людей и оборудования.

Теоретическими исследованиями установлено, что при сверхвысоких напряжениях (0,75 1,5)МВ, передача энергии постоянным током имеет экономические преимущества.

Существующие линии электропередачи (ЛЭП) постоянного тока работают на сверхвысоких напряжениях и являются элементами гибридной системы, в которой на генераторном и приемном концах линии находятся устройства переменного тока. В таких системах помимо повышающих и понижающих трансформаторов используются другие преобразователи энергии - выпрямители (переход от переменного напряжения к постоянному) и инверторы (обратный переход).

В данной лабораторной работе используется модель в виде простейшей цепи постоянного тока, позволяющая, тем не менее, уяснить основную суть передачи энергии.

 

К п.1.

Собрать схему модели «генератор-линия-приемник», установить напряжение источника u1=20 В, подобрать два одинаковых приемника (реостата) r2=r3=30 Ом;

а) установить приемник r2 в конце линии (точки 7-7’), а приемник r3 в начале линии (точки 1-1’). Измерить токи i2 и i3, а такжераспределение напряжения вдоль линии передачи (от 1-1’ до 7-7’) и данные записать в табл.1.

Покажем на примере, приближенном к рассматриваемой моделе линии, все необходимые расчеты.

При сопротивлении линии rл=20 Ом значения токов и напряжений равны: i3=u1/r3=0.67 A; i2=u1/(rл+r2)= 0.4 A; u1-1’= 20 B; u2-2’=20-i2*rл*1/6=18,7 В;

u3-3’=20-i2*rл*2/6=17,3 В и т.д. u7-7’=i2*r2=12 B.

 

б) приемник r2 в конце линии (точки 7-7’), а приемник r3 в середине линии (точки 4-4’). Измерить токи i2 и i3, а такжераспределение напряжения вдоль линии передачи (от 1-1’ до 7-7’) и данные записать в табл.1.

Расчетные значения токов и напряжений:

i1=u1/rэ rэ=rл/2+(r2+rл/2)*r3)/(r2 +rл/2+r3)=27.1 Ом i1=0.738 A.

u2-2’=20-i1*rл*1 /6=17.5 В;…u4-4’=20-i1*rл*3/6=12.62B;i2=u4-4’/(rл/2+r2)=0.316A i3=u4-4' /r3=0.421 A; u5-5’=u4-4’-i2*rл*1 /6=11.55 B; … u7-7’=i2*r2=9.48 В.

в) приемники r2 и r3 в конце линии (точки 7-7’). Измерить токи i2 и i3, а такжераспределение напряжения вдоль линии передачи (от 1-1’ до 7-7’) и данные записать в табл.1.

Расчетные значения токов и напряжений:

i1=u1/rэ rэ=rл+(r2*r3)/(r2+r3)=35 Ом i1=0.571 A i2=i3=i1/2=0.286 A;

u2-2’=20-i1*rл*1 /6=18,1 В;…u4-4’=20-i1*rл*3/6=14,3 B; … u7-7’=i2*r2=8,6 В.

 

Таблица 1

Пункт i2 , A i3 , A Напряжение U, В
1-1’ 2-2’ 3-3’ 4-4’ 5-5’ 6-6’ 7-7’
а) 0.4 0.67 18,7 17,3 16,0 14,7 13,4 12,0
б) 0.316 0.42 17.5 15.0 12.6 11.55 10.5 9.48
в) 0,286 0,286 18,1 16,2 14,3 12,4 10,5 8,6

 

К п.2.

Согласно измеренным и расчетным данным постройте зависимости u(r) для пунктов а), б) и в) (рис. 3.1.), где r – это отрезки линии 1-2, 2-3, … 6-7.

 

Рис.3.1. Ряд1, Ряд2, Ряд3 – пункты а), б), в), соответственно.

Вычислите относительные потери напряжения и КПД линии для рассмотренных случаев и результаты сведите в табл.2.

=(u1-u2)/u1 =u2/u1, где u1=u1-1’ u2=u7-7’

Таблица 2

Пункт а) б) в)
, о.е. 0.4 0.502 0.57
КПД, о.е. 0.6 0.474 0.43

 

 

К п.3.

Установите на входе напряжение u1=20 В. Изменяя сопротивление нагрузки r2 добейтесь тока в цепи 0,5 А. Измерьте напряжение на выходе u7-7’. Рассчитайте КПД и относительные потери напряжения в линии.

Увеличьте напряжение на входе вдвое, т.е. u1=40 В, а ток уменьшите вдвое изменением сопротивления r2 i=0.25 A и измерьте напряжение u2. Вычислите КПД и относительные потери в линии. (Как видно, мощности на входе не изменяются: P1=u1* i1=u1’* i1’=20*0.5=40*0.25=10 Вт).

Для приведенных в п.1 значений rл =20 Оми в п.3 u=20 В и 40 В получим:

=0,5 В =0,5

=0,125 В =0,875.

Как видно из приведенного примера, повышение входного напряжения при постоянной передаваемой мощности ведет к уменьшению потерь напряжения и мощности в линии и повышению ее КПД.

К п.4. Вывести аналитические формулы зависимостей относительной потери напряжения и КПД линии от кратности повышения напряжения и

при одинаковой передаваемой мощности P1.

Студентам предлагается вывести аналитические выражения для и , а мы приведем готовые формулы:

=rл*P1/(u1*k)2; =1-rл*P1/(u1*k)2 ,

где P1 – передаваемая мощность, величина постоянная,

u1 – напряжение на входе линии.

Задаваясь значениями, например, P1=20 Bт, u1=20 B, rл=20 Ом и изменяя напряжение на входе в пределах от 20 В до 200 В (k от 1 до 10) построим графики ( рис. 3.2а и 3.2.б).

Рис.3.2.а

Рис. 3.2.б.

 

Ответить на вопросы:

- почему выгодно передавать энергию по линии электропередач (ЛЭП) при больших напряжениях и малых токах?

- как скажется переход от ЛЭП с низким напряжением к ЛЭП с высоким напряжением на расходе материалов (проводов линии и изоляции) при передаче одинаковой мощности?

- почему в реальных системах энергоснабжения напряжения генераторов и приемников во много раз меньше, чем в ЛЭП?

 


Учебное издание

 

Лабораторные работы

по курсу "Теоретические основы электротехники"

Линейные электрические

Цепи постоянного тока

 

Составители: Хлебников Станислав Дмитриевич,

КалининИпполит Иванович,

Саввин Демьян Демьянович.

Редактор А.А. Галикян

Темплан 2007 г. ЛР N020417. 12.02.07 г. Подписано в печать 26.04.07 г. Формат 60×84 1/16 . Бумага офсетная. Печать оперативная. Усл. п.л. 2,09. Уч.-изд. л. 2,0. Усл- кр.-отт. 2,09.

Тираж 50. Заказ 3142. С 34.

Южно-Российский государственный технический университет

Редакционно-издательский отдел ЮРГТУ

Типография ЮРГТУ

 

Адрес университета и типографии:

346428, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.