ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ ПО ЛИНИИ ПОСТОЯННОГО ТОКА Цель работы - выяснить зависимость КПД ( ) и потери напряжения в линии ( ) от напряжения источника при постоянной передаваемой мощности, а также распределение напряжений вдоль линии при различном расположении приемников. Программа работы 1. Измерить распределение напряжения вдоль линии передачи и токи нагрузки при питании двух одинаковых приемников Ом), расположенных относительно источника ( В) (задается преподавателем) (рис. 3.2 лаб.работы №3) следующим образом: а) один приемник ( подключен в конце линии (точки 7-7’), а другой ( - к началу линии (1-1’); б) первый приемник в конце линии, второй - в середине линии (точки 4 - 4’); в) оба приемника находятся в конце линии. 2. По данным п.1 построить графики распределения напряжения вдоль линии для всех схем. Вычислить и сравнить КПД линии и относительные потери напряжения для обоих приемников, сделать выводы. 3. Взяв за основу опыт из п. 1,а для приемника в конце линии (приемник отключить), использовать его данные для следующего опыта: - повысить напряжение на генераторном конце вдвое ( ), а ток линии уменьшить в два раза, изменив сопротивление приемника (при этом мощность, передаваемая от источника, останется неизменной ( ; измерить напряжения, вычислить и . Построить совмещенные графики показать на них и , сделать выводы. 4. Вывести аналитические формулы зависимостей относительной потери напряжения и КПД линии от кратности повышения напряжения и   при одинаковой передаваемой мощности. Пояснения к работе В чистом виде передача энергии постоянным током встречается на практике сравнительно редко и относится к низковольтным системам энергоснабжения (например, автомобили, электросварки), а осуществляется в основном трехфазным синусоидальным током, т.к. в таких системах легко получать энергию с различными уровнями напряжений и токов. С помощью трансформаторов можно иметь низковольтную энергию при больших токах, либо высоковольтную при малых токах. Передавать энергию на большие расстояния выгодно при очень высоких напряжениях, а использовать - при малых по соображениям безопасности людей и оборудования. Теоретическими исследованиями установлено, что при сверхвысоких напряжениях (0,75 1,5)МВ, передача энергии постоянным током имеет экономические преимущества. Существующие линии электропередачи (ЛЭП) постоянного тока работают на сверхвысоких напряжениях и являются элементами гибридной системы, в которой на генераторном и приемном концах линии находятся устройства переменного тока. В таких системах помимо повышающих и понижающих трансформаторов используются другие преобразователи энергии - выпрямители (переход от переменного напряжения к постоянному) и инверторы (обратный переход). В данной лабораторной работе используется модель в виде простейшей цепи постоянного тока, позволяющая, тем не менее, уяснить основную суть передачи энергии. К п.1. Собрать схему модели «генератор-линия-приемник», установить напряжение источника u1=20 В, подобрать два одинаковых приемника (реостата) r2=r3=30 Ом; а) установить приемник r2 в конце линии (точки 7-7’), а приемник r3 в начале линии (точки 1-1’). Измерить токи i2 и i3, а такжераспределение напряжения вдоль линии передачи (от 1-1’ до 7-7’) и данные записать в табл.1. Покажем на примере, приближенном к рассматриваемой моделе линии, все необходимые расчеты. При сопротивлении линии rл=20 Ом значения токов и напряжений равны: i3=u1/r3=0.67 A; i2=u1/(rл+r2)= 0.4 A; u1-1’= 20 B; u2-2’=20-i2*rл*1/6=18,7 В; u3-3’=20-i2*rл*2/6=17,3 В и т.д. u7-7’=i2*r2=12 B. б) приемник r2 в конце линии (точки 7-7’), а приемник r3 в середине линии (точки 4-4’). Измерить токи i2 и i3, а такжераспределение напряжения вдоль линии передачи (от 1-1’ до 7-7’) и данные записать в табл.1. Расчетные значения токов и напряжений: i1=u1/rэ rэ=rл/2+(r2+rл/2)*r3)/(r2 +rл/2+r3)=27.1 Ом i1=0.738 A. u2-2’=20-i1*rл*1 /6=17.5 В;…u4-4’=20-i1*rл*3/6=12.62B;i2=u4-4’/(rл/2+r2)=0.316A i3=u4-4' /r3=0.421 A; u5-5’=u4-4’-i2*rл*1 /6=11.55 B; … u7-7’=i2*r2=9.48 В. в) приемники r2 и r3 в конце линии (точки 7-7’). Измерить токи i2 и i3, а такжераспределение напряжения вдоль линии передачи (от 1-1’ до 7-7’) и данные записать в табл.1. Расчетные значения токов и напряжений: i1=u1/rэ rэ=rл+(r2*r3)/(r2+r3)=35 Ом i1=0.571 A i2=i3=i1/2=0.286 A; u2-2’=20-i1*rл*1 /6=18,1 В;…u4-4’=20-i1*rл*3/6=14,3 B; … u7-7’=i2*r2=8,6 В. Таблица 1 Пункт | i2 , A | i3 , A | Напряжение U, В | 1-1’ | 2-2’ | 3-3’ | 4-4’ | 5-5’ | 6-6’ | 7-7’ | а) | 0.4 | 0.67 | | 18,7 | 17,3 | 16,0 | 14,7 | 13,4 | 12,0 | б) | 0.316 | 0.42 | | 17.5 | 15.0 | 12.6 | 11.55 | 10.5 | 9.48 | в) | 0,286 | 0,286 | | 18,1 | 16,2 | 14,3 | 12,4 | 10,5 | 8,6 | К п.2. Согласно измеренным и расчетным данным постройте зависимости u(r) для пунктов а), б) и в) (рис. 3.1.), где r – это отрезки линии 1-2, 2-3, … 6-7.  Рис.3.1. Ряд1, Ряд2, Ряд3 – пункты а), б), в), соответственно. Вычислите относительные потери напряжения и КПД линии для рассмотренных случаев и результаты сведите в табл.2. =(u1-u2)/u1 =u2/u1, где u1=u1-1’ u2=u7-7’ Таблица 2 Пункт | а) | б) | в) | , о.е. | 0.4 | 0.502 | 0.57 | КПД, о.е. | 0.6 | 0.474 | 0.43 | К п.3. Установите на входе напряжение u1=20 В. Изменяя сопротивление нагрузки r2 добейтесь тока в цепи 0,5 А. Измерьте напряжение на выходе u7-7’. Рассчитайте КПД и относительные потери напряжения в линии. Увеличьте напряжение на входе вдвое, т.е. u1=40 В, а ток уменьшите вдвое изменением сопротивления r2 i=0.25 A и измерьте напряжение u2. Вычислите КПД и относительные потери в линии. (Как видно, мощности на входе не изменяются: P1=u1* i1=u1’* i1’=20*0.5=40*0.25=10 Вт). Для приведенных в п.1 значений rл =20 Оми в п.3 u=20 В и 40 В получим: =0,5 В =0,5 =0,125 В =0,875. Как видно из приведенного примера, повышение входного напряжения при постоянной передаваемой мощности ведет к уменьшению потерь напряжения и мощности в линии и повышению ее КПД. К п.4. Вывести аналитические формулы зависимостей относительной потери напряжения и КПД линии от кратности повышения напряжения и   при одинаковой передаваемой мощности P1. Студентам предлагается вывести аналитические выражения для и , а мы приведем готовые формулы: =rл*P1/(u1*k)2; =1-rл*P1/(u1*k)2 , где P1 – передаваемая мощность, величина постоянная, u1 – напряжение на входе линии. Задаваясь значениями, например, P1=20 Bт, u1=20 B, rл=20 Ом и изменяя напряжение на входе в пределах от 20 В до 200 В (k от 1 до 10) построим графики ( рис. 3.2а и 3.2.б). Рис.3.2.а Рис. 3.2.б. Ответить на вопросы: - почему выгодно передавать энергию по линии электропередач (ЛЭП) при больших напряжениях и малых токах? - как скажется переход от ЛЭП с низким напряжением к ЛЭП с высоким напряжением на расходе материалов (проводов линии и изоляции) при передаче одинаковой мощности? - почему в реальных системах энергоснабжения напряжения генераторов и приемников во много раз меньше, чем в ЛЭП? Учебное издание Лабораторные работы по курсу "Теоретические основы электротехники" Линейные электрические Цепи постоянного тока Составители: Хлебников Станислав Дмитриевич, КалининИпполит Иванович, Саввин Демьян Демьянович.  Редактор А.А. Галикян  Темплан 2007 г. ЛР N020417. 12.02.07 г. Подписано в печать 26.04.07 г. Формат 60×84 1/16 . Бумага офсетная. Печать оперативная. Усл. п.л. 2,09. Уч.-изд. л. 2,0. Усл- кр.-отт. 2,09. Тираж 50. Заказ 3142. С 34.  Южно-Российский государственный технический университет Редакционно-издательский отдел ЮРГТУ Типография ЮРГТУ Адрес университета и типографии: 346428, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132 |