ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Как справиться с волнением 1.Первое, что поможет Вам справиться с волнением и прибавит уверенности в себе – тщательная предварительная подготовка темы. Как лучше подготовить свою речь? Тщательно выберите тему выступления. Если выбор зависит от Вас, остановитесь на том, что Вы хорошо знаете, что Вас интересует. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Сузьте тему своего выступления, чтобы она поддавалась управлению и представляла наибольший интерес. Решите: описываете ли Вы предмет, разъясняете что-либо в нем, оспариваете ли некую точку зрения, либо излагаете новую версию. Говорите только то, что досконально знаете. Имейте в виду аргументы за и против Вашей точки зрения. Соберитесь с мыслями. Если сможете, выделите пару дней и подумайте над своей будущей речью, как обычно Вы обдумываете повседневные дела. Сделайте общий черновой набросок речи, подготовьте тезисы. Изберите способ выступления. Говорите, заглядывая в конспект, но избегайте чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как ваша речь звучит естественно, слова приходят словно сами собой. Нецелесообразно прибегать к запоминанию написанного текста, это очень сковывает оратора, не дает возможности откликаться на реакцию аудитории. Потренируйтесь в произнесении своей речи. Произнесите ее перед семьей или друзьями, либо воспользуйтесь магнитофоном, чтобы проконтролировать качество выступления и его хронометраж. Чем больше практики, тем лучше получится выступление. 2. Прежде, чем реально выйти на сцену, сделайте "мысленный выход", проконтролируйте 7 параметров ситуации общения. Определите цель, которую Вы хотите достичь (например: хочу, чтобы аудитория после моего выступления заплакала, или пошла бить стекла, или хочу произвести хорошее впечатление, или убедить в своей точке зрения и т.д.). В зависимости от этого Вы выберите позицию в общении (Р, Д, В) и продемонстрируете ее аудитории невербально. Например, застегнутый пиджак – официальное сообщение и официальная позиция Р. В этой позиции достаточно сложно идти навстречу аудитории, труднее убедить ее, привлечь на свою сторону. Если же по отношению к аудитории Вы решили занять позицию В, то невербально Вы продемонстрируете комплекс "идем вместе": пиджак расстегнут, руки и ноги не скрещены. 3. "Мы строим "дом". И вот Вы уже на сцене, один на один с аудиторией, а волнение все же сковывает Вас. Обратитесь к аудитории, не обязательно словами, точнее, лучше не словами, а невербально. Вы вышли на сцену, покажите, что Вы здесь хозяин. Подержите паузу примерно 30 секунд (пауза в 10 секунд всегда "работает" на Вас), проверьте есть ли мел, готова ли доска, если Вы предполагаете ими воспользоваться, "поработайте" с микрофоном, если Вы будете им пользоваться. Вспомните, как выходят на сцену артисты. Редко, кто начинает свое выступление с ходу. Как правило, они начинают невербально "обживать" пространство сцены, где им предстоит работать, они как бы строят "дом", стены которого, как известно, помогают. Постройте и Вы такой дом, почувствуйте себя в нем уютно и уверенно 4. "Движение – это жизнь". Продолжаем Ваше выступление. Вы уже пять минут, как говорите, но волнение все еще мешает Вам, Ваша речь и движения скованы, и выступление дается Вам с трудом. Обратите внимание на пальцы рук. Расслабьте их. Если пальцы напряжены или сжаты в кулак – это ведет к смыканию голосовых связок, провоцирует мышечный зажим. Чтобы полились слова, человека надо "трясти, как мешок с картошкой", т.е. надо постоянно двигаться на сцене. Не обязательно ходить из угла в угол, движения могут быть мелкими, не очень заметными, но они должны быть! Есть контакт! Остановимся подробнее на проблеме контакта с аудиторией. 1. Эффективная жестикуляция. Вспомните: 60 % впечатления о Вас создается Вашим невербальным поведением, поэтому самый надежный способ установления контакта с аудиторией – грамотно организованное невербальное общение. Наладьте зрительный контакт с отдельными слушателями. С первых минут продемонстрируйте аудитории свою открытость, свой настрой на общение с ней. Избегайте жестов и поз закрытости, агрессивности, недоверия, неуверенности. Например, заведение рук за спину отдалит Вас от аудитории, затруднит контакт. Жестикулировать лучше двумя руками. Если Вы хотите привлечь внимание "занятой" аудитории, и в этом случае Вас выручит выразительная жестикуляция, которая акцентирует внимание слушателей на определенных фразах ("когда я говорил им об этом, у всех стало вот такое – соответствующий жест и мимика – изумленное лицо"). 2. Знайте свою аудиторию. Спросите себя: "Кто мои слушатели?" Если Вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, попытайтесь представить группу из двух-трех человек, к которым Вы будете обращаться. Принимайте во внимание следующие характеристики своей аудитории: -возраст; -уровень образования; -профессия; -цель прихода людей на Ваше выступление; -уровень заинтересованности в Вашей теме; -уровень осведомленности в Вашем вопросе. Если это возможно, не пожалейте времени и заранее поговорите с теми людьми, к которым Вы собираетесь обратиться, чтобы лучше узнать свою аудиторию. Это поможет Вам лучше понять, как лучше общаться с этой конкретной аудиторией. Вы проконтролируете фактор ситуации общения и сможете эффективно спланировать будущее выступление. Возможно, у этой аудитории есть какая-то история ее возникновения и развития, возможно Вы найдете некие общие события, которые связывают Вас с аудиторией. Поговорите какое-то время не о себе и предмете своего выступления, а об аудитории, о Ваших слушателях, выскажите свое мнение о ней – это станет хорошей основой для контакта с аудиторией. 3. "Как дела?" Хорошей основой для контакта с аудиторией сможет стать несоответствие, а точнее противоречие между вербальной и невербальной информацией Вашего сообщения (вспомните пример, который мы разбирали о языке тела – "как дела?"). Любое противоречие привлекает внимание, а противоречие вербального и невербального каналов информации воспринимается, кроме того, не только на уровне сознания, но и на бессознательном уровне, а потому привлекает внимание помимо воли слушателей. Попробуйте воспользоваться этим приемом в аудитории, которую Вы в какой-то момент своего выступления "потеряли". 4. Секретное" оружие. И вот, наконец, Вы перепробовали все возможные варианты установления контакта с аудиторией, а она, как была "не ваша" – так и осталась. Не отчаивайтесь. Помните, что в Вашем распоряжении осталось, безусловно не последнее, но самое мощное оружие в деле налаживания контакта – Ваше чувство юмора (если, конечно, оно у Вас есть). "Ведь чувство юмора всегда берет любые города и бесконечно красит человека". Смело пускайте в ход Ваше секретное оружие и, если Ваша шутка анекдот, смешная история, окажутся к месту в Вашем выступлении, смех слушателей и контактирование с ними будет Вам наградой. Поэтому, на всякий случай, держите свое "секретное" оружие всегда наготове и вам будет не страшна любая аудитория. Куда девать руки? А, действительно, что делать с руками во время публичного выступления? Лучше бы о них не вспоминать – скажите вы и будете правы. А если Ваши руки самопроизвольно сжаты в кулак, или заведены за спину? Теперь Вы знаете, что это снижает эффективность Вашего общения с аудиторией. А если они транслируют слушателям, что Вы не уверены в себе, в том, о чем говорите, и, вообще, говорите не то что думаете на самом деле (например, руки упорно не вынимаются из карманов)? Как можно быстрее вспомните о них и постарайтесь организовать эффективное невербальное общение, которое будет помогать Вам увлечь аудиторию. О многих параметрах эффективного невербального общения мы уже говорили (открытая, активная жестикуляция, нежелательность поз и жестов закрытости, недоверия, неуверенности). Попробуем посмотреть на эту проблему иначе. Вопрос "Куда девать руки?" можно рассматривать не только с точки зрения, что хорошо, а что плохо для эффективного общения с аудиторией. Какое впечатление производят Ваши жесты и позы, и то ли это впечатление, которое Вы намеревались произвести для достижения цели своего выступления? "Официальное сообщение" Вы стоите перед аудиторией, руки по швам, можно руки за спину, пиджак застегнут на все пуговицы. Это поза гордыни, язык тела транслирует слушателям: я дистантен, я вас поучаю, это своеобразный вызов аудитории. Если Вы хотите "бросить ей перчатку" – ничего нет лучше. Если Вы заинтересованы в сотрудничестве со слушателями, не стоит демонстрировать позу "официальное сообщение". "Поза смирения" Оратор стоит перед аудиторией, руки внизу одна на другой. Если Вы хотите на аудиторию произвести впечатление "смиренной овечки" – смело демонстрируйте позу смирения. Если это не входит в Вашу задачу, то уходите из этой позы в оптимальную зону жестикуляции. "Перед боем" Рассмотрим одну характерную позу, которая в специальной литературе называется "поза самца гориллы перед атакой". Так она названа из-за большого сходства с соответствующим поведением самца гориллы. Руки, сжатые в кулак, опираются на стол, кафедру, трибуну и т.д. Голова опущена вниз, взгляд из-под лобья, плечи и корпус тела наклонены вперед. Помните, что это агрессирует аудиторию. Если Ваша задача – конфронтация, то поза как нельзя лучше подходит для этого. Если нет – уходите из этой позы в оптимальную позу жестикуляции. "Руки вверх" Оратор поднимает руки перед очень агрессивной аудиторией, пытаясь успокоить ее. Если по ходу выступления Вы нуждаетесь в этом, то такая поза безусловно поможет Вам. "Знак равенства" Как же невербально продемонстрировать, аудитории, что Вы стремитесь общаться с ней на равных, не возвышаясь над ней и поучая, но и не заискивая? Представьте себе, что Вы тоже, как и Ваши слушатели, сидите и естественно жестикулируете, находясь с ними в позиции В (позиция равенства). Теперь Вы встали, но жестикулировать продолжаете "сидя": руки на весу, полусогнуты в локтях, т.е. невербально Вы транслируете "я с Вами на равных, и мы вместе заинтересованы в успехе выступления". В данной случае возможен и "купол", но не очень высокий и обязательно в зоне оптимальной жестикуляции. "Начать и закончить" . Помните, что начало и конец Вашего выступления – ключевые его моменты. Начало формирует фон Вашего выступления, конец – отношение к нему. Уделите больше внимания этим моментам доклада. Возможные варианты начала выступления: – возбудите любопытство аудитории новизной информации; – расскажите интересную историю; – начните с иллюстрации; – задайте вопрос, на который вряд ли возможен однозначный ответ; – начните с потрясающей цитаты; – обратите внимание аудитории на связь темы Вашего выступления с ее жизненно важными интересами. Возможные варианты конца выступления: выскажите комплимент Вашей аудитории, особенно если она этого заслуживает, или же вам предстоит еще несколько раз встретиться с ней; – закончите выступление шуткой, вызвав смех в зале. Это позволит вам расстаться с аудиторией на положительной ноте; – можете закончить подходящими поэтическими строками; – призовите аудиторию к действию; – сделайте краткое резюме своего выступления; Кроме того, следует заметить, есть и варианты конца выступления, которых следует избегать: –"к сожалению, я не успел сказать все, что хотел..." –"вот и все, что я хотел сказать..." Что же, сделаем и мы краткое резюме нашего занятия. Семь чаще всего .встречающихся недостатков у людей, выступающих публично: 1."Каша во рту", т.е. слова звучат невнятно и на одной ноте, монотонно. 2.Запинания: речь сбивчива, бессвязна, в ней много вводных слов, высказываний. 3.Выступление плохо спланировано, поэтому оно нелогично, не подводит, слушателей к драматической кульминации речи, не акцентирует внимание на главной мысли. 4.Безразличие к аудитории. Это просто невежливо. 5.Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения материала неубедительна, жестикуляция неэффективна или вовсе отсутствует. 6.Плохая предварительная подготовка: оратор не позаботился в том, чтобы тщательно отрепетировать свою речь. 7. Недостаточное знание предмета: выступающий не в ладу с фактами. Эти недостатки преодолеваются работой! Помните: каждое выступление прибавит Вам опыта, а не мук! |