ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Межличностная перцепция (восприятие людьми друг друга) С чего начинается общение? Общение начинается «с первого взгляда», т.е. начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Таким образом, происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнёров. Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партнером по общению другого, в формировании образа другого человека. Термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введён американским психологом Дж. Брунером в 1947 г. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствие с психологическими механизмами восприятия: – идентификация; – эмпатия; – аттракция; – стереотипизация; – рефлексия; – каузальная атрибуция; Идентификация – это один из механизмов познания и понимания человека, заключающийся прежде всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Обычно это происходит, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнёра по общению. В случае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моём месте», т.е. предлагаем окружающим включить их механизм идеен тификации. При идентификации устанавливается определённая эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним. . Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определённой мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянут на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление себя с этим человеком (как это происходит при идентификации). При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнёра, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения строятся исходя из стратегии собственного поведения. Аттракция – при восприятии людьми друг друга формируются определённые отношения с включением эмоциональных регуляторов – от непрятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви. Стереотипизация – восприятие и оценка социальных объектов на основе определённых представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой – либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стереотип – это упрощённое, зачастую искажённое, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стериотипиза-ция является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. Эффекты ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, материальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. При этом человек оценивается не только по значимому для нас параметру, но и по остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о собеседники в целом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведения и черты переоцениваются. При этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, а отрицательные – не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть. Эффект ореола может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсниками, коллегами по работе, друзьями. Очень скоро вы обнаружите, что вас окружают великолепные, дружелюбные люди, замечательно ладящие между собой. Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – недостатки. Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение предается сведениям (информацией), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем. Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по силам разобраться в особенностях восприятиях и научиться корректировать свои ошибки. Рефлексия –сознание индивидом, того, как он воспринимается партнёром по общению, т. е. «как будет партнёр по общению понимать меня». При рефлексии происходит осмыслении того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению. Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. (Слово каузальный означает причинный, атрибуция – приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.). Эти короткие определения следует более подробно раскрыть и закрепить во время занятий психологического тренинга. Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин поведению субъекта). Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения: 1.люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку; 2. в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утверждая себя поисками конкретного виновника; 3. при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие ( ваза упала потому, что плохо стояла ) или в самом пострадавшем ( сам виноват, что попал под машину). При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событие. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником или наблюдателем). Общая закономерность состоит в том, по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной ( т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности). В психологии общения выделяют структуру конкретной ситуации общения в зависимости от объективных и субъективных параметров. Объективныеаспекты ситуации общения не зависят от партнеров по общению. К ним можно отнести погоду, время года, вид профессионального общения (операция у хирурга, урок у учителя, время и место встречи деловых партнеров) и т.д. Более подробного рассмотрения заслуживают субъективныепараметры ситуации общения, которые определяются личностными особенностями людей в ситуации. Этих параметров 7. 1. Оформление ситуации, т.е. – то, как мы ее называем. Мы попали в не кую ситуацию общения и говорим, исходя из нашего прошлого опыта: это кон фликт, или: это – переговоры, или: это – конкуренция и т.д. Что же мы можем изменить в общении, изменяя этот параметр? Все! Например, раньше Вы, попа дая в какую-то ситуацию говорили себе: это конфликтная ситуация, я буду вес ти себя в ней, как в конфликте (почти как на войне). Но вот у Вас появился но вый опыт (после лекций по психологии общения и занятий по психологическо му тренингу) и теперь Вы видите, что эту ситуацию оказывается можно "пере вернуть" и рассмотреть ее как ситуацию "сотрудничества". Для более полного усвоения этого важного понятия (оформление ситуации) следует предложить студентам Задание.Приведите примеры, как можно "перевернуть" конфликтную ситуацию и превратить ее из конфликта в сотрудничество. Были в Вашей жизни такие случаи, когда бы Вам это удалось ? 2. Определение целевой структуры ситуации. Какие цели могут быть реа лизованы в конкретной ситуации общения ? Это могут быть такие цели: – информационная (обмен информацией с собеседником); – координационная (взаимное ориентирование и согласование действий) ; – ампотивная (возбуждение в партнере нужных Вам чувств и переживаний); – установление отношений (осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных и других связей); – оказание влияния на партнера по общению ("хочу сделать так, чтобы после нашей встречи он запел от счастья"); – побудительная (стимулирование активности партнера по общению, направленной на выполнение тех или иных действий); Как меняется ситуация общения в зависимости от цели? Очень существенно. Представьте себе, что Вы определили целью деловой встречи обмен информацией с деловым партнером. Это потребует с Вашей стороны определенных усилий и затрат времени. Ну, а если Ваша цель – координация, и Вы хотите согласовать с ним совместные действия по решению некоторой проблемы? Это уже совершенно другая ситуация, и в ней Вы будете по-другому себя вести. Чтобы студенты лучше усвоили это новое понятие, им надо предложить Задание -подумайте и приведите примеры изменения ситуации общения в зависимости от изменения ее структуры. Насколько существенны были эти изменения? 3. Позиции участников. Каждый человек, вступая в общение, находится в одном из трех состояний "Я" (согласно принципам трансактного анализа .Берна). Первый тип состояния ведет свое происхождение от родительских образцов поведения. В этом состоянии человек "чувствует, думает, действует и говорит точно так же, как это делали его родители". Это состояние называется "Родитель" (Р) и графически изображается - Р↓. Второй тип состояния заключается в том, что "человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта". Это состояние называется "Взрослый" (В) и графически изображается - В→. Третий тип состояния заключается в том, что человек "чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как делал это в детстве". Это состояние называется "Дитя" (Д) и графически изображается - Д↑. Его нельзя считать ребяческий или незрелым, надо, чтобы человек понимал себя в этом состоянии, т.к. это одна из самых значимых сторон его личности. Ситуация общения существенно меняется в зависимости от того, какое Я – состояние активизировано в ней. Вы либо пытаетесь контролировать, поучать своего партнера Р , или Вы стремитесь объективно оценивать ситуацию В, либо защищаетесь, впадая в детство Д . Но учащиеся должны не только уметь определять свою позицию в общении. Важно научиться определять позицию собеседника, суметь согласовать свои позиции. В программе психологического тренинга Вам будут предложены некоторые упражнения, которые помогут развить у учащихся навыки рефлексии позиций участников общения. 4. Понимание ситуации, видение того, что она означает. Если стороны добились согласованного понимания ситуации общения, то это является хорошей базой продуктивного общения. Вообще говоря, только в этом случае общение можно назвать деловым. Если же понимание "договаривающихся сторон" различно - увы, ситуация выходит из-под контроля. Поэтому важно добиться согласованного понимания ситуации, чтобы можно было двигаться дальше. 5. Правила и нормы общения, другими словами: как можно и как нельзя вести себя в конкретной ситуации (например, с незнакомой женщиной). Хорошее общение – согласование норм и правил. Например, Вы ведете деловые переговоры с партнером и оба считаете, что это лучше делать в светлой, хорошо проветриваемой комнате, в строгой официальной одежде, утоляя жажду "Боржоми". Это одна ситуация. Но если ваш партнер предпочитает вести переговоры на пляже, утоляя жажду коньяком – видимо, это уже другая ситуация. Если Ваши правила и нормы общения различны, то это существенно затрудняет общение. 6. Пространственно-временная организация. В психологии общения рассматривают 4 зоны общения: 1). Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта – самая главная, именно ее человек охраняет как личную собственность, в эту зону проникают только те, кто находится в тесном эмоциональном контакте с этим человеком. Это дети, родители, супруги, близкие друзья и т.д. 2). Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Это расстояние обычно разделяет нас, когда мы встречаемся с друзьями на вечеринках, официальных приемах и т.д. С точки зрения ведения деловых переговоров и встреч, оптимальность выбора этой зоны проблематична. Ведь в ней Вы не только испытываете достаточно сильное психологическое давление партнера, но и сами также оказываете на него достаточно сильное давление. Поэтому выбор этой зоны для делового общения зависит от цели, которую Вы себе поставили, от Вашей уверенности в своих силах, от знания своего партнера и т.д. Надо быть очень внимательным, если Вы организуете свое деловое общение в этой зоне. 3). Социальная, деловая зона (от 1,2 м до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, в этой зоне происходит наиболее эффективное ролевое общение. Уже из нзвания понятно, что в нейтральной, обычной деловой беседе она будет эффективна. 4). Общественная зона (более 3,6 м). Когда мы адресуемся к большой группе людей, удобно находиться на таком расстоянии от аудитории. Здесь партнеры чувствуют определенную независимость друг от друга. Язык пространственного взаиморасположения – важный компонент невербального общения. Необходимо еще раз подчеркнуть для учащихся, какое большое значение имеет наше поведение на невербальном уровне. Изменяя так или иначе дистанцию общения со своим партнером Вы имеете реальную возможность менять и ситуацию общения. 7. Личные трудности. У каждого человека есть определенные личные достоинства, которые помогают ему в общении, и есть трудности, которые осложняют его. Например, если Вы – яркий холерик, то Ваша вспыльчивость и агрессивность, видимо, будет помехой в эффективном общении, но яркость, "заразительность" эмоций и хорошая переключаемость – Ваше достоинство, сила. Лучше узнать о своих сильных и слабых сторонах каждый учащийся сможет на практических занятиях психологического тренинга. Чтобы сделать изучаемую тему более актуальной для каждого студента предложите Задание -подумайте, какие личные трудности мешают Вам в общении, над чем бы Вы хотели поработать на практических занятиях. В процессе изучения этой темы студенты должны научиться целостно видеть ситуацию общения и уметь выделять в ней объективные и субъективные параметры. Для этого в конце темы следует предложить Заданиеопишите или придумайте какую – либо конкретную ситуацию общения, выделяя в ней все субъективные параметры. Публичное выступление. Известный немецкий специалист Вольфганг Цильке считает, что выступать нужна всегда, когда можно обратить на себя внимание. Все дело в том, чтобы результатом было определенное влияние на деловые отношения, деловую сферу. Все зависит, в основном, от уровня подготовки выступления и от ораторского искусства, которым владеет оратор (выступающий). Как же овладеть ораторским искусством, публичного выступления начинающему оратору? Для начала попробуем определить какие проблемывозникают, в основном, в публичном выступлении? Во-первых, как справиться с волнением, во-вторых, как установить контакт с аудиторией, в-третьих, куда девать руки? |