МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Межличностная перцепция (восприятие людьми друг друга)





С чего начинается общение? Общение начинается «с первого взгляда», т.е. начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Таким образом, происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнёров.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партне­ром по общению другого, в формировании образа другого человека. Термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введён амери­канским психологом Дж. Брунером в 1947 г.

Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствие с

психологическими механизмами восприятия:

– идентификация;

– эмпатия;

– аттракция;

– стереотипизация;

– рефлексия;

– каузальная атрибуция;

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания челове­ка, заключающийся прежде всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Обычно это происходит, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнёра по общению. В слу­чае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моём месте», т.е. предлагаем окружающим включить их механизм идеен тификации. При идентификации устанавливается определённая эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним. .

Эмпатия постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определённой мере схож с меха­низмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на ме­сто другого, взглянут на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление себя с этим человеком (как это происходит при иден­тификации). При эмпатии принимается во внимание линия поведения партнёра, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения строят­ся исходя из стратегии собственного поведения.

Аттракция при восприятии людьми друг друга формируются опреде­лённые отношения с включением эмоциональных регуляторов – от непрятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Стереотипизация восприятие и оценка социальных объектов на основе определённых представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой – либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Стерео­тип – это упрощённое, зачастую искажённое, характерное для сферы обыденно­го сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном че­ловеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стериотипиза-ция является одной из важнейших характеристик межгруппового и межлично­стного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны.

Эффекты ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладыва­ется на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, ма­териальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. При этом человек оценивается не только по значимому для нас параметру, но и по остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о собеседники в це­лом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведения и черты пере­оцениваются. При этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, а отрицательные – не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

Эффект ореола может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсни­ками, коллегами по работе, друзьями. Очень скоро вы обнаружите, что вас ок­ружают великолепные, дружелюбные люди, замечательно ладящие между со­бой.

Эффект проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект упреждения, или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение предается сведениям (ин­формацией), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знако­мым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по си­лам разобраться в особенностях восприятиях и научиться корректировать свои ошибки.

Рефлексия сознание индивидом, того, как он воспринимается партнёром по общению, т. е. «как будет партнёр по общению понимать меня». При реф­лексии происходит осмыслении того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению.

Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. (Слово каузальный оз­начает причинный, атрибуция – приписывание социальным объектам характе­ристик, не представленных в поле восприятия.). Эти короткие определения сле­дует более подробно раскрыть и закрепить во время занятий психологического тренинга.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств дру­гого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин пове­дению субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюблен­ные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1.люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить ви­новника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному че­ловеку;

2. в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утверждая себя поисками конкретного виновника;

3. при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие ( ваза упала потому, что плохо стояла ) или в самом пострадавшем ( сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные зако­номерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событие. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником или наблюдателем). Общая закономер­ность состоит в том, по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к лично­стной ( т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

В психологии общения выделяют структуру конкретной ситуации об­щения в зависимости от объективных и субъективных параметров.

Объективныеаспекты ситуации общения не зависят от партнеров по об­щению. К ним можно отнести погоду, время года, вид профессионального об­щения (операция у хирурга, урок у учителя, время и место встречи деловых партнеров) и т.д.

Более подробного рассмотрения заслуживают субъективныепараметры ситуации общения, которые определяются личностными особенностями людей в ситуации. Этих параметров 7.

1. Оформление ситуации, т.е. – то, как мы ее называем. Мы попали в не­
кую ситуацию общения и говорим, исходя из нашего прошлого опыта: это кон­
фликт, или: это – переговоры, или: это – конкуренция и т.д. Что же мы можем
изменить в общении, изменяя этот параметр? Все! Например, раньше Вы, попа­
дая в какую-то ситуацию говорили себе: это конфликтная ситуация, я буду вес­
ти себя в ней, как в конфликте (почти как на войне). Но вот у Вас появился но­
вый опыт (после лекций по психологии общения и занятий по психологическо­
му тренингу) и теперь Вы видите, что эту ситуацию оказывается можно "пере­
вернуть" и рассмотреть ее как ситуацию "сотрудничества".

Для более полного усвоения этого важного понятия (оформление ситуа­ции) следует предложить студентам

Задание.Приведите примеры, как можно "перевернуть" конфликтную си­туацию и превратить ее из конфликта в сотрудничество. Были в Вашей жизни такие случаи, когда бы Вам это удалось ?

2. Определение целевой структуры ситуации. Какие цели могут быть реа­
лизованы в конкретной ситуации общения ? Это могут быть такие цели:

– информационная (обмен информацией с собеседником);

– координационная (взаимное ориентирование и согласование действий) ;

– ампотивная (возбуждение в партнере нужных Вам чувств и пережива­ний);

– установление отношений (осознание и фиксирование своего места в сис­теме ролевых, деловых, межличностных и других связей);

– оказание влияния на партнера по общению ("хочу сделать так, чтобы по­сле нашей встречи он запел от счастья");

– побудительная (стимулирование активности партнера по общению, на­правленной на выполнение тех или иных действий);

Как меняется ситуация общения в зависимости от цели? Очень существен­но. Представьте себе, что Вы определили целью деловой встречи обмен инфор­мацией с деловым партнером. Это потребует с Вашей стороны определенных усилий и затрат времени. Ну, а если Ваша цель – координация, и Вы хотите со­гласовать с ним совместные действия по решению некоторой проблемы? Это уже совершенно другая ситуация, и в ней Вы будете по-другому себя вести.

Чтобы студенты лучше усвоили это новое понятие, им надо предложить Задание -подумайте и приведите примеры изменения ситуации общения в зависимости от изменения ее структуры. Насколько существенны были эти изменения?

3. Позиции участников. Каждый человек, вступая в общение, находится в
одном из трех состояний "Я" (согласно принципам трансактного анализа

.Берна).

Первый тип состояния ведет свое происхождение от родительских образ­цов поведения. В этом состоянии человек "чувствует, думает, действует и гово­рит точно так же, как это делали его родители". Это состояние называется "Ро­дитель" (Р) и графически изображается - Р↓.

Второй тип состояния заключается в том, что "человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта". Это состояние называется "Взрослый" (В) и графиче­ски изображается - В→.

Третий тип состояния заключается в том, что человек "чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как делал это в детстве". Это со­стояние называется "Дитя" (Д) и графически изображается - Д↑.

Его нельзя считать ребяческий или незрелым, надо, чтобы человек пони­мал себя в этом состоянии, т.к. это одна из самых значимых сторон его лично­сти.

Ситуация общения существенно меняется в зависимости от того, какое Я – состояние активизировано в ней. Вы либо пытаетесь контролировать, поучать своего партнера Р , или Вы стремитесь объективно оценивать ситуацию В, либо защищаетесь, впадая в детство Д . Но учащиеся должны не только уметь опре­делять свою позицию в общении. Важно научиться определять позицию собе­седника, суметь согласовать свои позиции. В программе психологического тре­нинга Вам будут предложены некоторые упражнения, которые помогут развить у учащихся навыки рефлексии позиций участников общения.

4. Понимание ситуации, видение того, что она означает. Если стороны добились согласованного понимания ситуации общения, то это является хоро­шей базой продуктивного общения. Вообще говоря, только в этом случае об­щение можно назвать деловым. Если же понимание "договаривающихся сто­рон" различно - увы, ситуация выходит из-под контроля. Поэтому важно до­биться согласованного понимания ситуации, чтобы можно было двигаться дальше.

5. Правила и нормы общения, другими словами: как можно и как нельзя вести себя в конкретной ситуации (например, с незнакомой женщиной). Хорошее общение – согласование норм и правил. Например, Вы ведете деловые переговоры с партнером и оба считаете, что это лучше делать в светлой, хоро­шо проветриваемой комнате, в строгой официальной одежде, утоляя жажду "Боржоми". Это одна ситуация. Но если ваш партнер предпочитает вести пере­говоры на пляже, утоляя жажду коньяком – видимо, это уже другая ситуация. Если Ваши правила и нормы общения различны, то это существенно затрудняет общение.

6. Пространственно-временная организация.

В психологии общения рассматривают 4 зоны общения:

1). Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта – самая главная, именно ее человек охраняет как личную собственность, в эту зону проникают только те, кто находится в тесном эмоциональном контакте с этим человеком. Это де­ти, родители, супруги, близкие друзья и т.д.

2). Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Это расстояние обычно разделяет нас, когда мы встречаемся с друзьями на вечеринках, официальных приемах и т.д. С точки зрения ведения деловых переговоров и встреч, оптимальность выбора этой зоны проблематична. Ведь в ней Вы не только испытываете достаточно сильное психологическое давление партнера, но и сами также оказываете на не­го достаточно сильное давление. Поэтому выбор этой зоны для делового обще­ния зависит от цели, которую Вы себе поставили, от Вашей уверенности в сво­их силах, от знания своего партнера и т.д. Надо быть очень внимательным, если Вы организуете свое деловое общение в этой зоне.

3). Социальная, деловая зона (от 1,2 м до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, в этой зоне происходит наиболее эффектив­ное ролевое общение. Уже из нзвания понятно, что в нейтральной, обычной де­ловой беседе она будет эффективна.

4). Общественная зона (более 3,6 м). Когда мы адресуемся к большой группе людей, удобно находиться на таком расстоянии от аудитории. Здесь партнеры чувствуют определенную независимость друг от друга.

Язык пространственного взаиморасположения – важный компонент невер­бального общения. Необходимо еще раз подчеркнуть для учащихся, какое большое значение имеет наше поведение на невербальном уровне. Изменяя так или иначе дистанцию общения со своим партнером Вы имеете реальную воз­можность менять и ситуацию общения.

7. Личные трудности. У каждого человека есть определенные личные дос­тоинства, которые помогают ему в общении, и есть трудности, которые ослож­няют его. Например, если Вы – яркий холерик, то Ваша вспыльчивость и агрес­сивность, видимо, будет помехой в эффективном общении, но яркость, "зарази­тельность" эмоций и хорошая переключаемость – Ваше достоинство, сила. Лучше узнать о своих сильных и слабых сторонах каждый учащийся сможет на практических занятиях психологического тренинга.

Чтобы сделать изучаемую тему более актуальной для каждого студента предложите

Задание -подумайте, какие личные трудности мешают Вам в общении, над чем бы Вы хотели поработать на практических занятиях.

В процессе изучения этой темы студенты должны научиться целостно ви­деть ситуацию общения и уметь выделять в ней объективные и субъективные параметры. Для этого в конце темы следует предложить

Заданиеопишите или придумайте какую – либо конкретную ситуацию общения, выделяя в ней все субъективные параметры.


Публичное выступление.

Известный немецкий специалист Вольфганг Цильке считает, что высту­пать нужна всегда, когда можно обратить на себя внимание. Все дело в том, чтобы результатом было определенное влияние на деловые отношения, дело­вую сферу. Все зависит, в основном, от уровня подготовки выступления и от ораторского искусства, которым владеет оратор (выступающий).

Как же овладеть ораторским искусством, публичного выступления начи­нающему оратору?

Для начала попробуем определить какие проблемывозникают, в основ­ном, в публичном выступлении? Во-первых, как справиться с волнением, во-вторых, как установить контакт с аудиторией, в-третьих, куда девать руки?





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.