ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Общение как взаимодействие Все приёмы и способы вербальной и невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимой людям для организации совместной деятельности. При рассмотрении общения как взаимодействия людей всегда необходимо принимать во внимание цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности. Результат общения – изменение поведения и деятельности других людей. Общение здесь выступает как межличностное взаимодействие. Совместная деятельность протекает в условиях социального контроля, на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения. Ими регламентируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной деятельности. Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется в обмене информацией и в усилиях людей по организации совместной деятельности. Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому учёные пытаются упорядочить многообразные типы взаимодействий. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия: - одружество; - конкуренция; - конфликт. Содружествохарактеризуется тем, что партнеры по общению совместно намечают цели и стремятся достигнуть их совместными усилиями. Конкуренция- это такая организация и осуществление деятельности при которой партнеры идут к цели своими путями, независимо друг от друга. Конфликтвозникает, когда цели партнеров взаимоисключающие, и, кроме того, один из партнеров препятствует осуществлению целей другого. Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнёров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре большое значение имеет статус партнёра, статус «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», в момент общения. Важно и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый. Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы 20 века американским психологом и психиатром Эриком Берном (1902-1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребёнок, Взрослый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребёнка, и в зависимости от этого состояния ведётся разговор, определяются позиции и статус собеседника. Позиция «Ребёнка» может быть определена как позиция «хочу!», позиция «Родителя» - как позиция «надо!», а позиция «Взрослого» - как объединённая позиция «хочу и надо». Таким образом, за единицу общения принимается так называемая трансакция, состоящая из трансакционного стимула и трансакционной реакции. При нормальных человеческих отношениях стимул влечёт за собой уместную, ожидаемую, естественную реакцию. Такие трансакции называются дополнительными, они не создают конфликтных ситуаций, процесс коммуникации может продолжаться долго (см. рис.1)  гент Респондент Агент Респондент а б Рис. 1. Дополнительные трансакции: а - первого типа; б - второго типа (Рд- «Родитель», В- «Взрослый», Рб- «Ребенок» Пока трансакция сохраняет дополнительный характер, процесс коммуникации не нарушается независимо от того, заняты ли её участники, например, какими-то сплетнями («Родитель» - «Родитель»), решают ли реальную проблему («Взрослый» - «Взрослый») или просто играют вместе («Ребёнок» - «Ребёнок» или «Родитель» - «Ребёнок»). Процесс коммуникации прерывается, если образуется пересекающиеся трансакции (см. рис. 2.) а б Рис..2. Пересекающая трансакция: а – первого типа; б – второго типа Пример. Стимул рассчитан на взаимоотношения «Взрослый» – «Взрослый». «Давай попробуем понять, почему в последнее время ты стал много пить» (стимул). Реакция: «Ты, как мой отец, все время меня критикуешь». Налицо пересекающаяся трансакция первого типа (на рисунке обозначена позицией «а»). пересекающаяся трансакция второго типа может быть приведена, например, такой позицией, когда на вопрос: «Не знаешь ли, где мои запонки?» следует ответ: «Почему ты никогда не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажется, не ребенок?» При трансакционном подходе к решению проблем социального взаимодействия выбор действий участников по общению происходит на основе регулирования их позиций в трансакциях, на основе характера занимаемых каждым из них позиций. Таким образом, трансакционный анализ представляет собой метод групповой психотерапии, основанный на своеобразном представлении о структуре человеческой психики как состоящей из трёх элементов: чувства и желания детей («Ребёнок»); нормы поведения, традиции родителей («Родитель»); самостоятельное восприятие мира субъектом («Взрослый»). Э.Берн фактически опирается на традиционный психоанализ, и отнесение его концепции структурированному подходу в решении проблем социального взаимодействия является условным. Ценность трансактивного анализа заключается в том, что он позволяет находить скрытый механизм межличностных взаимодействий, распознавать мотивы собственных действий, поступков своих близких и партнёров по общению. Для закрепления материала целесообразно в ходе занятия предложить студентам Задание Приведите примеры конкретных ситуаций, когда партнеры взаимодействуют в форме содружества, конкуренции, конфликта. Может ли одна форма сменяться другой в процессе общения (начинают с конфликта и приходят к сотрудничеству и наоборот)? |