МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общение как взаимодействие





Все приёмы и способы вербальной и невербальной коммуникации обеспе­чивают обмен информацией, необходимой людям для организации совместной деятельности.

При рассмотрении общения как взаимодействия людей всегда необходимо принимать во внимание цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности. Результат общения – изменение пове­дения и деятельности других людей. Общение здесь выступает как межлично­стное взаимодействие. Совместная деятельность протекает в условиях социаль­ного контроля, на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения. Ими регламентируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной деятельности.

Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется в обмене ин­формацией и в усилиях людей по организации совместной деятельности.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно, поэтому учёные пыта­ются упорядочить многообразные типы взаимодействий. Исследованиями ус­тановлены такие виды взаимодействия:

- одружество;

- конкуренция;

- конфликт.

Содружествохарактеризуется тем, что партнеры по общению совместно намечают цели и стремятся достигнуть их совместными усилиями.

Конкуренция- это такая организация и осуществление деятельности при которой партнеры идут к цели своими путями, независимо друг от друга.

Конфликтвозникает, когда цели партнеров взаимоисключающие, и, кроме того, один из партнеров препятствует осуществлению целей другого.

Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнёров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре большое значение имеет статус партнёра, статус «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», в момент общения. Важно и то, кто в данном общении ведущий, а кто ведомый.

Позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработано в 50-е годы 20 века амери­канским психологом и психиатром Эриком Берном (1902-1970). Наибольшую популярность и практическое применение получила разработанная им схема, в которой Э. Берн выделяет три способа поведения: Родитель, Ребёнок, Взрос­лый. В любой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрослого, либо Родителя, либо Ребёнка, и в зависимости от этого состояния ведётся раз­говор, определяются позиции и статус собеседника. Позиция «Ребёнка» может быть определена как позиция «хочу!», позиция «Родителя» - как позиция «на­до!», а позиция «Взрослого» - как объединённая позиция «хочу и надо».

Таким образом, за единицу общения принимается так называемая трансак­ция, состоящая из трансакционного стимула и трансакционной реакции. При нормальных человеческих отношениях стимул влечёт за собой уместную, ожи­даемую, естественную реакцию. Такие трансакции называются дополнитель­ными, они не создают конфликтных ситуаций, процесс коммуникации может продолжаться долго (см. рис.1)

гент Респондент Агент Респондент

а б

Рис. 1.

Дополнительные трансакции: а - первого типа; б - второго типа (Рд- «Родитель», В- «Взрослый», Рб- «Ребенок»

Пока трансакция сохраняет дополнительный характер, процесс коммуни­кации не нарушается независимо от того, заняты ли её участники, например, какими-то сплетнями («Родитель» - «Родитель»), решают ли реальную пробле­му («Взрослый» - «Взрослый») или просто играют вместе («Ребёнок» - «Ребё­нок» или «Родитель» - «Ребёнок»). Процесс коммуникации прерывается, если образуется пересекающиеся трансакции (см. рис. 2.)






 


а б

Рис..2. Пересекающая трансакция: а – первого типа; б – второго типа

Пример. Стимул рассчитан на взаимоотношения «Взрослый» – «Взрос­лый». «Давай попробуем понять, почему в последнее время ты стал много пить» (стимул). Реакция: «Ты, как мой отец, все время меня критикуешь». На­лицо пересекающаяся трансакция первого типа (на рисунке обозначена позици­ей «а»). пересекающаяся трансакция второго типа может быть приведена, на­пример, такой позицией, когда на вопрос: «Не знаешь ли, где мои запонки?» следует ответ: «Почему ты никогда не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажет­ся, не ребенок?»

При трансакционном подходе к решению проблем социального взаимо­действия выбор действий участников по общению происходит на основе регу­лирования их позиций в трансакциях, на основе характера занимаемых каждым из них позиций.

Таким образом, трансакционный анализ представляет собой метод групповой психотерапии, основанный на своеобразном представлении о структуре че­ловеческой психики как состоящей из трёх элементов: чувства и желания детей («Ребёнок»); нормы поведения, традиции родителей («Родитель»); самостоя­тельное восприятие мира субъектом («Взрослый»). Э.Берн фактически опирает­ся на традиционный психоанализ, и отнесение его концепции структурирован­ному подходу в решении проблем социального взаимодействия является услов­ным. Ценность трансактивного анализа заключается в том, что он позволяет на­ходить скрытый механизм межличностных взаимодействий, распознавать мо­тивы собственных действий, поступков своих близких и партнёров по обще­нию.

Для закрепления материала целесообразно в ходе занятия предложить сту­дентам Задание

Приведите примеры конкретных ситуаций, когда партнеры взаимодейст­вуют в форме содружества, конкуренции, конфликта. Может ли одна форма сменяться другой в процессе общения (начинают с конфликта и приходят к со­трудничеству и наоборот)?





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.