ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Проверка гипотезы нормальности распределения Некоторое представление о близости эмпирического распределения к нормальному дает анализ показателей асимметрии и эксцесса. Показатель асимметрии определяют по формуле: (2.8) где - (2.9) третий центральный момент; - (2.10) среднее квадратическое отклонение. Показатель эксцесса определяют по формуле: (2.11) где - (2.12) четвертый центральный момент. Для симметричных распределений m3 = 0, m4/se4 = 3, следовательно, А = 0 и Э = 0. Несмещенные оценки для показателей асимметрии и эксцесса находят по формулам: (2.13) (2.14) Для проверки гипотезы нормальности распределения следует также вычислить среднеквадратические отклонения для показателей асимметрии и эксцесса: (2.15) (2.16) Если выполняются условия и , то гипотезу нормальности исследуемого распределения принимают. Пример выполнения проверки гипотезы Нормальности распределения Используя данные табл.2.2 определить количественные характеристики распределения и проверить гипотезу о нормальности распределения. По формулам (2.2), (2.4), (2.8), (2.11), (2.13), (2.14), (2.15) и (2.16) находим следующие значения:         , следовательно, данное распределение можно отнести к нормальному. С целью упрощения необходимые для расчета данные сводим в таблицу (табл.2.3). Вариант задания Для определения варианта задания из табл. 2.1 выписывают все столбики и строки, за исключением тех столбиков и строк, порядковые номера которых совпадают, соответственно с последней и предпоследней цифрами номера зачетной книжки. Таблица 2.3 Вычисление количественных характеристик № п/п | Интервалы варьирования | Середины интервала | Частота fi | fixi |  |  |  |  |  |  |  | | 0,1-0,3 | 0,2 | | 0,4 | -0,82 | 0,67 | -0,55 | 0,45 | 1,34 | -1,1 | 0,9 | | 0,3-0,5 | 0,4 | | 3,2 | -0,62 | 0,384 | -0,238 | 0,148 | 3,073 | -1,904 | 1,184 | | 0,5-0,7 | 0,6 | | 7,8 | -0,42 | 0,176 | -0,074 | 0,031 | 2,288 | -0,962 | 0,403 | | 0,7-0,9 | 0,8 | | 12,0 | -0,22 | 0,048 | -0,011 | 0,002 | 0,72 | -0,165 | 0,03 | | 0,9-1,1 | 1,0 | | 20,0 | -0,02 | 0,0004 | | | 0,008 | | | | 1,1-1,3 | 1,2 | | 20,4 | 0,18 | 0,032 | 0,006 | 0,001 | 0,544 | 0,102 | 0,017 | | 1,3-1,5 | 1,4 | | 18,2 | 0,38 | 0,144 | 0,055 | 0,021 | 1,872 | 0,710 | 0,273 | | 1,5-1,7 | 1,6 | | 14,4 | 0,58 | 0,336 | 0,195 | 0,113 | 3,024 | 1,755 | 1,017 | | 1,7-1,9 | 1,8 | | 5,4 | 0,78 | 0,608 | 0,475 | 0,370 | 1,824 | 1,425 | 1,11 | S | | | | | 14,692 | -0,134 | 4,934 | | | | | ЗАДАНИЕ 3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ И ПРОВЕРКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОЦЕНОК Выбор правильного решения из двух противоположных предположений о генеральной совокупности называется статистической проверкой. Предположительная количественная оценка параметра генеральной совокупности называется статистическим оцениванием. Проверка средних значений 3.1.1. Ситуация, когда среднее арифметическое по совокупности m и дисперсия генеральной совокупности s2 известны В практической деятельности ситуация, когда m и s2 генеральной совокупности уже известны, встречаются редко. Однако, такую ситуацию можно приближенно заменить ситуацией, при которой из многочисленных данных статистически управляемого технологического процесса можно определить среднее арифметическое и дисперсию. Ниже рассмотрим ситуацию, когда проверяют, действительно ли n-ное количество данных, которые считаются взятыми из генеральной совокупности, имеющей нормальное распределение, взяты из этой генеральной совокупности. Порядок проверки гипотез: 1. Строят нулевую гипотезу (ее обозначают H0). H0 : m1 = m2 (n-е количество данных взято из идентичной генеральной совокупности, имеющей нормальное распределение). 2. Выдвигают альтернативную гипотезу: Н1: m1 ¹ m2 (n-е количество данных было взято не из идентичной генеральной совокупности). 3. Выбирают тип распределения, исходя из гипотезы 1 принимают нормальное распределение N(m, s2). 4. Вычисляют статистическую оценку (3.1) 5. Принимают решение о проведении двухсторонней либо односторонней проверки гипотез. Разграничение области 5%, 1%-ного уровня значимости и т.д. называют областями отклонения гипотезы. На рис. 2.1 они заштрихованы. Эти области отклонения иногда берут по обе стороны распределения, а иногда по одну сторону. Например, в отличие от нулевой гипотезы m1 =m2, если предположить, что альтернативная гипотеза будет m1 ¹ m2, то область отклонения берут с двух сторон, если же предположить, что она m1 > m2 или m1 < m2, то берут только с одной стороны. Такие проверки гипотез соответственно называют двухсторонней или односторонней проверкой. 6. Принимают решение отклонить или принять нулевую гипотезу. После того, как в табл.1 Приложения будут найдены числовые значения величин, соответствующие 5% или 1%-ному уровню значимости, их сравнивают со статистическими оценками, полученными в результате вычислений, и выносится решение. Если расхождения нулевая значение ® не являются ® гипотеза U0 < Ua значимыми принимается Если расхождения альтернативная значение ® являются ® гипотеза U0,01 > U0 > U0.05 значимыми принимается Если расхождения альтернативная значение ® имеют высокую ® гипотеза U0 > U0.01 степень значи- принимается мости Пример 3.1. Выход годной продукции в технологическом процессе составлял: среднее арифметическое m =85,5%, среднее квадратическое отклонение s =4,5%. После внесения в технологический процесс усовершенствований, собранные в течение четырех дней данные составили `х = 93,3%. Уровень значимости | 5% | 1% | Тип распределения | Вид распределения | Двухсторонняя проверка | Односторонняя проверка | Двухсторонняя проверка | Односторонняя проверка | Нормальное распределение |  | a=0,05 | a=0,10 | a=0,01 | a=0,02 | t-распределение |  | a=0,05 | a=0,10 | a=0,01 | a=0,02 | F-распределение |  | a=0,025 | a=0,05 | a=0,005 | a=0,01 | Рис.3.1 Распределение и уровень значимости Можно ли утверждать, что между первым и вторым случаем имеется расхождение? Решение: 1. Н0 : m1 = m2 2. Н1 : m1 ¹ m2 (двухсторонняя оценка). 3. Среднее при n = 4 подчиняется нормальному распределению. 4. По формуле (3.1) . 5. При сравнении с 1%-ным уровнем значимости получится U0 =3,42 > U0.01 = 2,58. Следовательно, расхождение имеет высокую степень значимости. Значения Ua , берут из табл.1 Приложения. 3.1.2. Ситуация, когда известно только среднее арифметическое генеральной совокупности m Поскольку дисперсия генеральной совокупности s2 неизвестна, необходимо пользоваться ее предположительной оценкой, исходя из выборочных данных. А именно, осуществляют проверку над m, используя и основываясь на t-распределении (Стьюдента): 1. Строят нулевую гипотезу: Н0:m1 = m2. 2. Строят альтернативную гипотезу: Н1:m1 ¹ m2 (двухсторонняя проверка), m1 > m2 или m1 < m2 (односторонняя проверка). 3. Выбирают распределение для проверки статистических оценок. Поскольку s неизвестно, проводят проверку, используя sе и основываясь на t-распределении. 3. Вычисляют статистические оценки . (3.2) 5. Сравнивая значение из таблицы t-распределения (для соответствующей степени свободы Ф = n -1 и уровня значимости a) и значение t0, принимают решение. Если t0 > t(Ф; 0.05) , то различие имеет место, поскольку уровень значимости 5%-ный. Если t0 > t(Ф; 0.01) , то имеет место существенное различие, поскольку уровень значимости 1%-ный. Пример 3.2. До сих пор выход годной продукции в технологическом процессе в среднем составлял 85,5%. После того, как технологический процесс был усовершенствован, данные, собранные за 10-дневный срок, позволили получить следующие цифровые значения: № | | | | | | | | | | | S | хi,% | 90,0 | 93,0 | 92,5 | 94,1 | 89,5 | 90,3 | 91,2 | 92,4 | 94,0 | 92,6 | 919,6 | xi2 | | | 8556.2 | 8854.8 | 8010.2 | 8154.0 | 8317.4 | 8537.7 | | 8574.7 | 84590.3 | Можно ли утверждать, что выход годной продукции увеличился? Решение: 1. Н0:m1 = m2 2. Н1:m1 < m2 (односторонняя проверка). 3. Определяют среднее арифметическое выборки .  Определяют сумму квадратов S по зависимости (2.3):  Определяют среднее квадратическое отклонение sе (2.10):  4. Определяют t0 по формуле (3.2):  5. Сравнивают со значениями из таблицы t-распределения. Эта проверка является односторонней, поскольку проверяется: "Можно ли утверждать, что объем выхода годного увеличился?". По табл.2 Приложения определяют tФ,a = tg9;0.02 = 2,821.Так как t0 = 10,52 > tФ,a = 2,821, то можно утверждать, что выход годного существенно увеличился. |