ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Психоаналитическая концепция З. Фрейда Зигмунд Фрейд (1856-1939) - известный австрийский врач, психолог, философ, социолог. Он родился в маленьком моравском городке Фрейбурге в семье небогатого торговца шерстью. Затем семья переехала в Вену, там Фрейд и прожил до 1938 г. (почти 80 лет). С отличием закончив гимназию, он поступил на медицинский факультет Венского университета. В 26 лет получил степень доктора медицины. Работал Фрейд в физиологической лаборатории, проводя самостоятельные исследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии и неврологии. Позже занялся частной врачебной практикой. К 1885 г. он получил место приват-доцента в Венском университете, а с 1902 г. он - профессор неврологии. В 1923 г. Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица), перенёс 33 операции. В то же время он много работал. Всё более известным становилось его учение, сформировался кружок единомышленников, однако усиливалась и критика его работ. В 1933 г. нацисты, придя к власти, сожгли в Берлине груду книг Фрейда. Сам он так отреагировал на это известие: «Каков прогресс — в средние века они сожгли бы меня, теперь они довольствовались сожжением моих книг». Прошло всего несколько лет и в лагерях Освенцима и Майданека были сожжены в числе миллионов жертв нацизма и четыре сестры Фрейда. Самому Фрейду в 1938 г. удалось покинуть Вену и выехать в Англию. Но уже в сентябре 1939 г. в Лондоне 3. Фрейд скончался. • 3. Фрейд создатель психоанализа, т. е. теории и метода исследования психических процессов и лечения неврозов. Постепенно психоанализ из метода лечения неврозов превратился в общепсихическое учение о личности и её развитии. • Одна из отличительных особенностей учения Фрейда - утверждение, что главенствующую роль в организации человеческого поведения играют инстинкты, в частности - сексуальные инстинкты. Два всеобщих космических инстинкта - Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, сохранения) и Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции, разрушения), по мнению Фрейда, играют особо важную роль в формировании личности человека и его жизни. Эти же силы существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств. Носителем полового инстинкта, по Фрейду, является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), т. е. энергия сексуального влечения или половой голод. Считая либидо мощным мотивационным началом поведения человека, Фрейд полагал, что эта энергия может сублимироваться (т. е. преобразовываться, переноситься) на различные объекты и находить выход в различных видах человеческой деятельности, например, в научной деятельности или художественном творчестве. • Согласно учению 3. Фрейда, в структуре личности находятся постоянно взаимодействующие и оказывающие влияние друг на друга три сферы: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» - главенствующая сфера личности, вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, глубинных влечений, мотивов и потребностей; она действует в соответствии с принципом удовольствия (наслаждения). «Я» - вторая сфера личности, выступает как реальное, разумное и рассудительное «Я», действующее в соответствии с принципом реальности. Это самосознание человека, восприятие им и оценка собственной личности и поведения. «Сверх-Я» («Идеал-Я») - третья сфера личности, выступает как продукт культуры, итог воздействия общества на личность, принятие им норм морали, ценностей, господствующих в обществе. Постоянное противоборство трёх сфер в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами», которые обеспечивают известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок. В их числе — сублимация, а также такие, например, как «проекция» (когда собственные ощущения, мысли, желания, влечения зачастую постыдные, приписываются другим людям), «вытеснение» («забывание», бессознательное устранение индивидуумом мотивов своих действий из сферы сознания), «замещение» (выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно-допустимым способом), и другие. Так, согласно теории Фрейда, творчество предстаёт как один из способов разрядки психических конфликтов и напряжений (источник творчества), как один из важнейших «защитных механизмов» - сублимации. Здесь «выплескиваются» бессознательные, сексуально окрашенные, подавленные, неудовлетворённые влечения и желания. Наличие определённой связи между сексуальностью и творчеством отмечалось многими исследователями. Фрейд несколько абсолютизировал эту связь, но вместе с тем это позволило ему показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии. • С точки зрения философско-социологической теории, основная проблема психоанализа - проблема конфликта личности и общества: цивилизация, социальные и моральные нормы, запреты, социальный контроль, репрессивные меры, искажая, подавляя, вытесняя исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворённости, деформации характера, развитию неврозов; вместе с тем существующие социальные нормы и институты рассматриваются им как необходимое условие выживание человечества. • Фрейд предложил собственное определение понятию «культура». «Человеческая культура, - пишет он, - под этим я разумею все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных, причем я пренебрегаю различием между культурой и цивилизацией, - эта человеческая культура, как известно, показывает наблюдателю две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения, дающие им возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения человеческих потребностей; с другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения отношений людей между собой, а особенно для распределения достижимых материальных благ» [18, с. 481-482]. Фрейд особенно выделял два фактора как два начала человеческой культуры: овладение силами природы и ограничение влечений (преимущественно эротического характера). Поскольку каждый человек, по Фрейду, стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество (или культура) подавляет эти устремления, именно это и вызывает враждебное отношение человека к культуре. Постоянный конфликт человека с культурой способствует возникновению неврозов, болезнь при этом - последнее убежище отчужденного и опустошенного индивида. В этом 3. Фрейд видел природу неврозов современного ему общества. В своей теории религии среди основных причин, обусловивших возникновение религии в первобытном обществе, Фрейд отметил бессилие людей перед природой. В связи с этим он подчеркнул ее роль как силы, иллюзорно защищающей человека от природы. Происхождение религии он связывал с Эдиповым комплексом, с отношением к отцу (символизированному и возвеличенному) в первобытной орде. С точки зрения психоаналитического анализа религиозные иллюзии, по мнению Фрейда, являются для людей сильнейшей защитой от невротической опасности. Социология 3. Фрейда содержит также психоаналитическую интерпретацию разнообразных феноменов межличностных отношений и психологии масс. В целом, хотя теория 3. Фрейда подвергалась критике (за биологиза-цию человека, недооценку сознания и социального окружения в процессе формирования человека и т. п.), его учение получило распространение и развивалось рядом его последователей. Социология Фрейда - новый этап в развитии психологического направления в западной социологии, толчок к развитию новых идей и формированию различных течений в рамках фрейдизма и неофрейдизма. 1. 8. Социология П. Сорокина Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупный учёный и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Американцы относят его к числу отцов-основателей американской социологии. П. А. Сорокин действительно многие годы жил и работал в США, где опубликовал ряд крупных работ. В 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции по решению СНК он был выслан из России за её пределы. Но свою карьеру учёного-социолога он начинал в России. Родился Питирим Сорокин в Вологодской губернии, практически с детских лет был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Годы учёбы П. А. Сорокина были связаны с увлечением революционными идеями. Позже, вспоминая об этом времени, он напишет: «Кроме учителей и студентов здесь я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели, юристы, предприниматели, лидеры местных кооперативов и представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. Новое окружение, новые знакомства, но главным образом моё интенсивное чтение неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор. Мои новые идеи были вдобавок сдобрены русско-японской войной и бурлящим штормом, вылившимся в революцию 1905 года» [16, с. б]. После окончания Петербургского университета П. Сорокин сочетал некоторое время занятия наукой с политической и общественной деятельностью, был одним из лидеров эсеровской партии, за что и подвергался арестам. Принимал активное участие в работе Государственной думы, Временного правительства. В 1918 г. был депутатом печально знаменитого Учредительного собрания. Октябрьскую революцию встретил в штыки, но позже заявил о своём разрыве с партий эсеров и, «покончив» с политикой, сосредоточился целиком на научной и преподавательской деятельности. В 1920 г. Сорокин - профессор Петроградского университета, руководитель кафедры социологии. В 1930 г. уже находясь в эмиграции П. Сорокин возглавил социологический факультет Гарвардского университета, где и проработал до 1959 года, то есть до ухода на пенсию в возрасте 70 лет. Актом высочайшего признания заслуг учёного явилось избрание в 1964 году 75-летнего Сорокина председателем Американской социологической ассоциации. Интересы П. Сорокина не были узко научными. Даже в преклонном возрасте ему хватало сил для жёстких атак на правительство за аморальную войну во Вьетнаме. Борясь с социальным злом, он тем не менее никогда не впадал в крайности, не допускал ни огульной критики коммунистического тоталитаризма, ни социального нарциссизма западного образа жизни. Умер П. А. Сорокин на 79-м году жизни, так ни разу и не посетив свою родину после своей высылки. В своём дневнике когда-то он написал: «Чтобы ни приключилось в будущем, я твёрдо знаю, что извлёк три урока... Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, чудесное и восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь же прекрасно, ибо жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы, - вот мой второй урок. А третий - насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле» [16, с. 12]. • В качестве простейшей модели социального явления Сорокин рассматривал взаимодействие. Его элементами он считал индивидов, акты (действия) и проводники общения (они же - символы интеракции). Миллион полностью изолированных людей не представляет собой социального явления или общества, поскольку они не влияют друг на друга. Любое взаимодействие, по Сорокину, имеющее значение или ценность, возвышается над чисто биологическим или физическим действием и приобретает характер социального. Так, например, «если взаимодействие состоит в половом акте, то по своим чисто физическим или биологическим свойствам оно не составляет социокультурного явления. В случаях проституции, изнасилования или инцидента в супружеских отношениях взаимодействие между людьми может быть идентичным биологически, однако в каждом из этих случаев оно приобретает ценность или значение... Акт погружения ножа в тело человека, взятый без привнесенной ценности или значения, не взятый без привнесенной ценности или значения, не является социокультурным явлением... Лишь когда он рассматривается как акт «убийства», как «хирургическая операция», как «акт войны» или как «религиозная жертва богам» он становится социокультурным явлением, хотя во всех этих совершенно разных социокультурных значениях биофизический аспект может оставаться по сути идентичным». [16, с. 192]. • П. Сорокин является одним из создателей теории социальной мобильности и стратификации. Согласно Сорокину, социальная мобильность есть естественное состояние общества. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне. Под вертикальной мобильностью он подразумевал перемещение индивида из одного пласта в другой, при этом она может быть восходящей (т. е. социальный подъём) и нисходящей (т. е. социальный спуск). Так называемые «лифты», посредством которых осуществляется движение - это армия, школа, вуз, церковь и т. д. Сорокин рассматривал мобильность в нормальные периоды эволюции общества и в период общественных потрясений и катастроф. • Центральная тема творчества П. Сорокина - проблема социокультурной динамики, а одно из центральных понятий - понятие «ценность». Социокультурные изменения человеческих сообществ, с точки зрения Сорокина, есть результат взаимоотношений людей, которые обусловлены целым рядом факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, сексуальные влечения), социально-сознательных (значения, нормы, ценности). В отличие от случайных и временных агрегаций (толпа), которые характеризуются отсутствием ясных и длительных связей, только общество способно продуцировать значения, нормы, ценности. Любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Это система является единовременным культурным качеством того или иного общества. • П. Сорокин выделял три основных типа интегрированных культур: идеационный, сенсативный и третий - смешанный, промежуточный - идеалистический. В качестве главных критериев он выбирал представления о природе реальности, а также о природе человеческих потребностей и способе их удовлетворения. Так, в идеационной культуре подлинной реальностью считается сверхъестественное, недоступное органам чувств бытие; господствующее мировоззрение - религиозное; наука подчинена религии; искусство, литература нацелены главным образом на религиозную тематику; из этических ценностей наиболее значимо понятие долга. Среди человеческих потребностей и желаний на первом плане находятся духовные. Способ их удовлетворения - не столько способ изменения внешней среды, сколько добровольная минимизация физических нужд, аскетизм. Типичным для такого типа культуры является религиозное государство. В сенсативной культуре подлинной реальностью обладает то, что представлено в наших органах чувств; в ней господствует скептическое отношение к вере в сверхъестественное. Эта культура практична и утилитарна. Искусство тяготеет к реализму и натурализму, оно должно быть интересным и развлекательным, поэтому допускается и сентиментальность, и страстность, и цинизм, и жестокость, и эротика. Доминирует этика пользы, удовольствия, наслаждения. Потребности и стремления людей носят главным образом материальный, физический характер. Способ их удовлетворения -приспособление и эксплуатация внешней среды. Государство носит светский характер. П. А. Сорокин подчеркивал, что в «чистом виде» эти типы культур не существуют. В каждом конкретном обществе в определенные периоды господствует тот или другой тип культуры. Идеалистическая культура - это культура смешанного типа, сбалансированное сочетание элементов двух типов культур, в истории выступает как переходная форма от одного из них к другому. В ней допускается, что реальность лишь частично является чувственной, материальной, и лишь частично - сверхчувственной, духовной. Считается, что нормальному человеку свойственно стремление удовлетворить как духовные, так и материальные потребности, но духовные ценности рассматриваются как высшие по сравнению с материальными. Способ удовлетворения потребностей заключается, с одной стороны, в целесообразной трансформации внешней среды, а с другой - в совершенствовании внутреннего духовного мира личности. В 1960 г. Питирим Сорокин опубликовал свое эссе «Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу», написанное в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений, когда каждая из сторон «не сомневалась» в абсолютной правильности своего развития и совершеннейшей порочности системы оппонента. «Я склонен считать, - писал он, - что если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа» [16, с. 16]. Фундаментом же конвергенции, по Сорокину, являются не только политические и экономические перемены, параллельно происходящие в различных обществах-системах (упадок капиталистической системы и неспособность коммунистической системы удовлетворить жизненные потребности людей), но и близость систем ценностей, права, образования, искусства, досуга, науки, а также взаимное движении мысли друг к другу. Коммунистическую идеологию и экономическую систему Сорокин рассматривал как одну из разновидностей тоталитарных режимов, был глубоко убежден в том, что если в будущем удастся избежать великих катаклизмов, то «коммунистические» и схожие с ними тоталитарные режимы неизбежно придут в упадок. • В целом гарвардский период творчества П. Сорокина (1930 - 1959 гг.) отличается глобализмом: он рассматривал социокультурные явления на уровне макросоциологии, в качестве атомарной единицы своего анализа рассматривал цивилизацию. Современное состояние западной культуры П. Сорокин рассматривал как кризисное, в то же время верил в новое возрождение общества, основанное на принципах альтруистической любви и этики солидарности. Таковы в общих чертах портреты некоторых классиков социологической мысли и некоторые ключевые идеи, из которых формировалась социология. При всем разнообразии социологических теорий их авторы стремились объяснить три основных вопроса: 1) как устроено общество (какова его структура); 2) как оно функционирует в целом или как функционируют (какие функции выполняют) его отдельные подсистемы; 3) как и в каком направлении общество развивается. При этом единицами социальной структуры у одних авторов выступают макрообъекты (классы, слои, общности, население, толпа, масса, элита, организация, институты, элементы культуры и т. д.), у других - микрообъекты (личность, группа, действие, взаимодействие), у третьих - различные сочетания этих объектов. Многие идеи и теории тех мыслителей, которые стояли у истоков создания новой науки об обществе, получили дальнейшее развитие в XX в., и по сей день они не утратили своего значения в развитии социологии как науки. 2. Тексты первоисточников по истории социологии • Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. П. С. 5-9. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, т. к. при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления. • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: 1990. С. 61 -208. При ознакомлении с официальной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает внимание ... несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий... Среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству ..., также значительно ниже, чем среди протестантов - католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий... Несомненно, налицо следующее причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности тем направлением воспитания, которое было обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности. ... Национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве «подчиненных» какой-либо другой «господствующей» группе, обычно -именно потому, что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, - концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства; этим путем наиболее одаренные их представители стремятся удовлетворить свое честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе... Между тем католики Германии не подтверждают эту закономерность... Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении. ... Капитализм, достигший господства в современной хозяйственной жизни, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов -предпринимателей и рабочих - посредством экономического отбора... Для того, чтобы определенный вид поведения и представлений одержал победу над другими, он должен был, разумеется, сначала возникнуть, притом не у отдельных, изолированных друг от друга личностей, а как некое мироощущение, носителями которого являлись группы людей. Именно это возникновение и требует объяснения... В данном случае... причинная связь обратна той, которую следовало бы постулировать с «материалистической» точки зрения. Юность подобных идей вообще значительно более терниста, чем полагают теоретики «надстройки»... Здесь совершенно необходимы не только развитое чувство ответственности, но и такой строй мышления,... при котором труд становится абсолютной самоцелью, «призванием». Такое отношение к труду не является свойством человеческой природы может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания. ... Мирская аскеза протестантизма со всей решительностью отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Вместе с тем она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу... занятие... Аскеза требовала от богатых людей не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям... Мишурному блеску рыцарского великолепия с его весьма шаткой экономической основой и предпочтением сомнительной элегантности трезвой и простой жизни они противопоставляли в качестве идеала уют буржуазного «home» с его безупречной чистотой и солидностью. ... Один из конституционных компонентов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры, - рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания - возник ( и настоящая работа посвящена доказательству этого) из духа христианской аскезы. • Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М, 1991. С. 166-173, 493, 494. Если попытаться мысленно установить идеальный тип общества, сплочённость которого проистекала бы исключительно из сходств, то надо представить его себе абсолютно однородную массу, части которой не отличаются друг от друга и, следовательно, не прилажены друг к другу, - словом, лишены всякой... определённой цели и организации. Это была бы настоящая социальная протоплазма, зародыш, откуда возникли все социальные типы. Мы предлагаем назвать охарактеризованный таким образом агрегат ордой. Правда, ещё не наблюдали доподлинно общества, которое бы во всём соответствовало этим признакам. Однако можно постулировать его существование, так как низшие общества, т. е. те, которые наиболее близки к этой первобытной стадии, образованы путём простого повторения агрегатов этого рода... Первобытные общества - излюбленное место механической солидарности... Действительно, коммунизм - необходимый продукт этой (первобытной) особой сплочённости, поглощающей индивида в группе, часть в целом. Собственность, в конце концов, это только распространение личности на вещи. Значит, там, где существует только коллективная личность, собственность также не может не быть коллективной. Она сможет стать индивидуальной только тогда, когда индивид, выделившись из массы, станет также личным, отдельным существом, не только в качестве организма, но и как фактор социальной жизни... Совсем иная структура свойственна обществам, где преобладает органическая солидарность. Они строятся не повторением однородных и подобных сегментов, но посредством системы различных органов, каждый из которых имеет специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей. Социальные элементы здесь не одной природы, и в то же время они расположены неодинаково. Они не расположены в линейный ряд, как кольца у кольчатых, не вложены один в другие, но скоординированы и субординированы вокруг одного центрального органа, оказывающего на остальную часть организма умеряющее воздействие Сам этот орган не имеет уже того характера, что в предыдущих случаях, ибо, если другие органы зависят от него, то и он в свою очередь, зависит от них. Несомненно, он также находится в особом и, если угодно, привилегированном положении; но оно порождено сущностью исполняемой им роли, а не какой-нибудь внешней по отношению к его функциям причиной, не какой-нибудь сообщенной ему извне силой. Поэтому он вполне человеческий и мирской; между ним и другими органами различия только в степени... Этот социальный тип по своим принципам настолько отличается от предыдущего, что может развиваться только в той мере, в какой этот последний исчез. Индивиды в самом деле группируются здесь уже не в соответствии со своим происхождением, но в соответствии с особой природой социальной деятельности, которой они себя посвящают. ... Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом. Именно из этой комбинации проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет ее... Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. • Сорокин П. А. Структурная социология // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 163-169. Теории причины самоубийств. ... Дабы чётче прояснить вопрос о функциях социологии, остановимся... на проблеме самоубийств и его причинах. Это явление рассматривается биологией и медициной, психиатрией, психологией, историей, экономикой, политологией, правом, этикой и другими биологическими, социальными и гуманитарными дисциплинами. Каждая из них пытается найти причины в своей собственной области. Биологи и врачи общего профиля ищут их в плохом здоровье и прочих биологических условиях; психиатры, специалисты в области психических патологий и расстройств, психологи — в том или ином болезненном опыте, подобно безответной любви, разочарованиям, страху скандала или наказания и т. д. Географы ищут причину в климатических и других подобных им условиях; экономисты - в экономических факторах, подобно бедности, депрессиям и банкротству. До определённой степени каждая из этих теорий верна. Но ни одна из них не является адекватной, поскольку не может объяснить целый ряд фундаментальных свойств самоубийств, таких как тип людей, их совершающих, частота их распределения в различных обществах, периоды возрастания и убывания и т. д. История... просто описывает уникальные или непохожие на другие случаи самоубийства в различные исторические периоды... Когда указывают на несчастную любовь или психическое заболевание, то... это не является причиной, поскольку миллионы людей в подобных обстоятельствах не совершали самоубийств. То же самое можно сказать о любом отдельном случае самоубийства, изучаемом в соответствии с какой-либо одной из специальных дисциплин... Самоубийство же следует исследовать как феномен, который повторяется в разных обществах и в различные периоды. В таком качестве оно становится не отдельным случаем, а родовым процессом или типичным феноменом, существующим всегда и повсюду. Если его рассматривать таким образом, то мы получим данные о его частотности в различных группах и периодах. Имея эти данные, мы можем проверить специальные теории врачей, биологов, психологов, психиатров, экономистов и географов. Проверка показывает, что их теории содержат в лучшем случае лишь небольшую часть правды, но далеко не всю правду. Возьмём, к примеру, экономическое объяснение причин самоубийств. ... Периоды депрессии сопровождаются увеличением числа самоубийств, а периоды процветания - их уменьшением... Такая трактовка является лишь частичной правдой... Если бы экономические причины были на самом деле главными факторами самоубийств, то должно было бы ожидать, что самоубийства будут иметь тенденцию к уменьшению в данной стране при улучшению её экономического благосостояния. Действительное положение дел совершенно иное. Почти во всех европейских странах реальная заработная плата и уровень жизни поднялись на 200-300 и более процентов в течение XIX века, особенно во второй его половине. Однако кривая самоубийств почти во всех странах не опускалась, а, напротив, поднялась именно в этот период. Такая зависимость сразу показывает, что долговременные тенденции самоубийств не объясняются экономическими факторами бедности и процветания. К тому же выводу мы приходим, когда рассматриваем распределение и частоту самоубийств по странам и регионам. Многие аграрные страны, такие как Балканские государства или Россия, в XIX веке были беднее, чем западные индустриальные страны. И однако число самоубийств в этих более бедных странах было ниже, чем в странах процветающих. В средние века Европа была экономически беднее, чем в XIX или XX столетиях, однако число самоубийств в средневековой Европе, похоже, было очень незначительным. Более того... преуспевающие, особенно очень богатые люди имеют тенденцию к большему числу самоубийств, чем бедные. ... Любая теория, пытающаяся объяснить явление лишь с помощью одного отдельного фактора, не уделяя должного внимания данному обществу и культуре в целом, - ошибочна... Ни климат, ни смена времени года, ни долгота и широта не являются действительными причинами этого социального феномена. Самоубийства... достигают своего максимума в мае или июне в европейских странах; но причина их увеличения в эти месяцы скрыта не в погоде или температуре, а в интенсивности социальной жизни и социальных конфликтов. Если кривая самоубийств падает до минимума во время июля, августа и сентября, причина опять-таки кроется не в климате или других физиографических факторах, а в ослаблении социальной жизни (отпуска и т. п.) и уменьшением социальных поводов к самоубийствам... Географические факторы могут вносить свои коррективы, но сами по себе не являются основными... Теории врачей, психиатров и психологов содержат одну и ту же ошибку... самоубийство... - это болезнь, которая проистекает из психологического состояния, расстройства или ненормальности. 1) Процент психически ненормальных лиц среди жертв самоубийств, видимо, в большинстве случаев был чрезвычайно преувеличен... 2) Природа многих психических заболеваний до сих пор ещё не ясна и не поддаётся чёткому диагнозу... Нередко сам факт того, что человек совершил самоубийство, подстрекает к автоматическому диагнозу о его ненормальности. 3) Какое психическое состояние является или не является ненормальным, зависит, с некоторыми исключениями, такими как идиотия, от социокультурных условий. В этом смысле оно чисто условно... Оно напрямую зависит от превалирующих социальных норм. Психические процессы, рассматриваемые врачами как патологические, могут быть в других обществах расценены как вполне нормальные, даже более того, как... святые,... или героические. По мнению многих психиатров, большинство святых и мистиков средневековья были ненормальными и больными людьми, которые в то время рассматривались как святые или одарённые и в таком качестве весьма почитались... 4) Психические болезни часто не наследуются, а приобретаются: они являются результатом определённых социальных условий. 5)... Исследования Э. Дюркгейма... и других показывают, что страны, регионы или классы, которые дают большее число психических болезней, не показывают большего числа самоубийств, и наоборот... Исходя из норм психиатрии, население в средние века было психически более ненормальным (такой вывод можно сделать по волнам возникновения психических «эпидемий», бичевания, мистицизма, массовой истерии и т. д.), чем население нашего столетия. Однако ... их число было гораздо ниже, чем, скажем, в XIX веке. Такие факты опровергают преувеличенные утверждения психиатрических теорий и показывают их неспособность объяснить существенные черты самоубийства, его распределение в обществе или флуктуации во времени. Предыдущие критические замечания по поводу психиатрической теории применимы также, с небольшими модификациями, к медицинским теориям самоубийств (плохое здоровье, плохие санитарные условия и т. п.). У нас нет оснований предполагать, что здоровье современного населения Запада хуже, чем в средние века. Однако число самоубийств XIX-XX веках было больше, чем в средневековье... Более того, вряд ли можно говорить о том, что здоровье англичан или немцев хуже, чем здоровье испанцев или итальянцев. Однако с конца XIX века первые две нации показали заметно более высокий процент самоубийств, чем две последние. ... Приведенные соображения свидетельствуют о том, что никакие... теории самоубийств, которые игнорируют социальную организацию и культурные образцы, не вскрывают сути феномена. Что же тогда объясняет его распределение в пространстве и флуктуацию во времени? Похоже, что Э. Дюркгейм вполне удовлетворительно разрешил эту проблему. Смысл его теории заключён в целостном рассмотрении соответствующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств. Когда вся сеть социальных отношений хорошо интегрирована, то тогда существует высокая степень социального сцепления; люди ощущают себя жизненными частями общества, к которому они принадлежат; они свободны от чувств психосоциальной изоляции, одиночества или забытости... Культура также является единой. Её ценности принимаются и разделяются всеми его членами, рассматриваются как надиндивидуальные, бесспорные и священные. Такая культура не поощряет самоубийства и становится мощным антисуицидальным фактором. Напротив, общество с низкой степенью сцепления, члены которого слабо связаны между собой и с референтной группой, общество с запутанной сетью социальных норм, с «атомизированными», «релятивизированными» культурными ценностями, не пользующимися всеобщим признанием и являющимися делом простого личного предпочтения, - такое общество является мощным генератором самоубийств, независимо от климатических или экономических условий и состояния психического или физического здоровья его членов. Такова суть Дюркгеймовской гипотезы. Факторы социокультурного сцепления и психосоциальной изоляции объясняют: 1) почему в данном обществе разведённые дают большее число самоубийств, чем просто одинокие; а одинокие - больше, чем женатые; бездетные семьи дают более высокий процент, чем семьи с детьми; и, наконец, чем больше число детей в семье, тем ниже в них число самоубийств... 2) почему аграрные классы демонстрируют более низкое число самоубийств, чем городские; почему среди различных занятий те, которые лучше интегрируют людей, дают более низкое число самоубийств, чем менее интегрированные и более индивидуальные профессиональные группы; почему обеспеченные люди дают большее число, чем бедные; и почему особенно высокое число самоубийств типично для бродяг и других лиц без каких-либо постоянных занятий или связей; 3) почему в странах, где общинный и «семейный» типы организации сохраняются... число самоубийств имеет тенденцию к уменьшению, в отличие от высокоурбанизированных, индустриализированных и «индивидуализированных» стран, несмотря на то, что последние могут быть экономически более преуспевающими, чем первые; 4)... почему атеисты и неверующие... дают большее число самоубийств, чем люди, инкорпорированные в ведущие религиозные организации, и почему среди последних католики и православные христиане, ортодоксальные иудаисты дают меньшее число самоубийств, чем более свободно мыслящие и менее догматичные протестанты; 5) ... почему в XIX-XX веках кривая самоубийств возрастает именно в большинстве европейских держав; 6)... почему с началом крупных социальных движений (будь то народная война, революция или реформа) кривая самоубийств неожиданно падает, поскольку чувство индивидуального уступает место чувству совместной принадлежности общему делу, и почему она снова возрастает к концу движения, когда чувство социальной целостности исчезает и вновь появляется психосоциальная изоляция; 7)... почему периоды внезапных разрывов социальных связей, происходящих, например, во время экономических кризисов, сопровождаются ростом самоубийств; 8) она демонстрирует также, почему среди мужчин число самоубийств больше, чем среди женщин; 9) она объясняет годовые и дневные кривые самоубийств; 10) ... почему даже в современном обществе физически и психологически больные показывают несколько более высокий процент самоубийств, чем нормальные люди; болезнь и ненормальность часто усиливают психосоциальную изоляцию таких людей. ... Повторим: не рассматривая всего характера данной социальной организации и культуры, мы не можем понять распределение частоты самоубийства и их динамику. Специализированный «атомистический» подход позволяет в лучшем случае понять отдельные стороны явления и никогда -его причины. Отсюда - когнитивная потребность целостного рассмотрения общества, а это - исходная точка зрения социологии. • Зигмунд Фрейд. Будущее одной иллюзии //3. Фрейд. Психоаналитические этюды. Мн., 1991. С. 489 - 524. Мы говорили о враждебности к культуре, вызванной давлением, которое последняя производит, а также отказом от первичных позывов, которого она требует. Если представить себе, что запреты эти сняты, то любую понравившуюся женщину можно выбрать сексуальным объектом; можно недолго думая убить своего соперника у женщины или любого, кто вообще стоит поперек дороги; можно также, не спрашивая разрешения, отнять у другого какое-нибудь его добро - как это прекрасно, какой цепью удовлетворений стала бы тогда жизнь! Правда, вскоре обнаруживаются следующие затруднения. У каждого человека точно такие же желания, как у меня, и он будет щадить меня не больше, чем я щажу его. Значит, в сущности, при таком упразднении культурных запрещений безгранично счастливым может быть только один-единственный человек, а именно - тиран, диктатор, присвоивший себе все средства власти; но и у него будут все основания желать, чтобы остальные соблюдали, по крайней мере, следующий культурный запрет: не убий. Но как неблагодарно, как вообще близоруко стремиться к упразднению культуры! Тогда останется только природное состояние, а выносить его гораздо труднее! Правда, природа не требовала бы от нас ограничений первичных позывов, она разрешала бы нам все. Но она применяет свой особо эффективный способ, чтобы ограничить нас, - она убивает нас - холодно, жестоко, как нам кажется, беспощадно, и убивает нас, пожалуй, как раз тогда, когда налицо поводы к удовлетворению. Именно из-за этих опасностей, которыми угрожает нам природа, мы ведь и объединились и создали культуру, которая наряду с другим должна сделать возможным и наше существование. Ведь главная задача культуры, настоящая причина ее существования в том и состоит, чтобы защищать нас от природы. ... Я пытался показать, что религиозные представления вышли из той же потребности, как и все другие достижения культуры, - из необходимости защитить себя от подавляющего превосходства природы... Мы можем сказать, что мать - первая защита от страха. В этой функции более сильный отец вскоре сменяет мать и сохраняет эту функцию на протяжении всего детства. Но отношение к отцу характеризуется своеобразной амбивалентностью. Он сам был опасностью, может быть, вследствие его прежнего отношения к матери. Его, таким образом, не меньше боятся, чем тоскуют о нем и им восхищаются. Признаки этой амбивалентности отношения к отцу глубоко запечатлены во всех религиях... Когда подрастающий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он всегда будет нуждаться в защите от чуждых сверхсил, он придает этим силам образ отца, он создает себе богов, которых он боится, которых он старается расположить к себе и которым ои все же поручает защиту самого себя. Таким образом, мотив тоски об отце идет имен с потребностью в защите от следствий человеческого бессилия; оборона против Детской беспомощности придает реакции на беспомощность, которую человек должен признать, а именно - созданию религии - свои характерные черты. ... Религиозные учения... на них построена наша культура, и сохранение нашею общества имеет ту предпосылку, что большинство людей верит в истинность этих учений. Если их будут учить, что нет всемогущего и всесправедливого бога, что нет божественного мирового порядка и будущей жизни, то они почувствуют себя освобожденными от всех обязательств в отношении культурных предписаний. Каждый беспрепятственно, безбоязненно будет следовать своим асоциальным эгоистическим первичным позывам, будет искать возможности пустить в ход свою силу, и снова начнется тот хаос, который мы побороли многими тысячелетиями культурной работы. Даже если бы было известно и доказуемо, что религия не обладает истиной, то об этом следовало бы умолчать и вести себя так, как этого требует философия «как если бы». В интересах сохранения всех! А помимо опасности такого предприятия это было бы и бесцельной жестокостью. Бесчисленное множество людей находит в учениях религии свое единственное утешение, лишь с ее помощью может выносить жизнь... Мы признали, что наука в наше время достигла еще немногого, но даже если бы она продвинулась гораздо дальше, ее достижения не удовлетворили бы человека: у человека есть еще другие императивные потребности, которые никогда не могут быть удовлетворены холодной наукой... ... Религия совершенно очевидно оказала культуре большие услуги: она очень содействовала укрощению асоциальных первичных позывов, но все же недостаточно. Она в течение многих тысячелетий господствовала над человеческим обществом; достаточно было времени, чтобы показать, чего она может достигнуть. Если бы ей удалось осчастливить большинство людей, утешить их, примирить с жизнью, сделать их носителями культуры, то никому не пришло бы в голову стремиться к изменению существующего положения. Но что мы вместо этого видим? Видим, что ужасающее количество людей недовольно культурой, несчастливо в ней и ощущает ее ярмом, которое нужно сбросить; что эти люди или употребляют все свои силы на то, чтобы изменить культуру, или в своей вражде к культуре заходят так далеко, что вообще ничего не хотят знать ни о ней, ни об ограничении первичных позывов. ... Во все времена безнравственность находила в религии не меньшую поддержку, чем нравственность. Но если достижения религии в отношении осчастливливания людей, их приспосабливания к культуре и их нравственного ограничения не дали лучших результатов, то тогда ведь встает вопрос, не переоцениваем ли мы ее необходимость для человечества... ... Религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости: как и у ребенка, она произошла из Эдипова комплекса, из отношения к отцу. Согласно такому пониманию вопроса, можно было бы предвидеть, что отпадение от религии должно произойти с роковой неумолимостью, характерной для каждого процесса роста, и что именно теперь мы находимся в центре этой фазы развития. ... Освобожденное от давления религиозных учений воспитание немного, может быть, изменит в психологическом существе человека... Инте- реса к миру и жизни мы из-за этого не потеряем, так как есть у нас одна надежная точка опоры... Мы верим в то, что научная работа имеет возможность узнать кое-что о реальности мира, благодаря чему мы в состоянии увеличить нашу мощь и в соответствии с чем устраивать нашу жизнь... 3. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Каковы социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения социологии? Чем была вызвана потребность в создании новой науки об обществе? 2. Назовите основные положения социологической теории О. Конта. 3. Что значит позитивное знание применительно к учению О. Конта? 4. В чём суть закона «трех стадий» О. Конта? 5. Как решаются в социологии О. Конта и К. Маркса проблемы развития, гармонии и стабильности общества? 6. В чём заключается сущность материалистического понимания истории и общества? 7. Раскройте суть учения К. Маркса об обществе как социальной системе. 8. Подтверждаются ли, по вашему мнению, основные положения марксистской социологии в современных условиях? 9. В чём заключается сущность органической теории Г. Спенсера? 10. Охарактеризуйте суть «понимающей социологии» М. Вебера, его учения об «идеальных типах» и типах социального действия. 11. Раскройте суть теории «социального реализма» Э. Дюркгейма, его учения о методе в социологии. 12. Что означают понятия «социальные факты», «аномия», «социальная солидарность» в учении Э. Дюркгейма? 13. В чём суть психоанализа 3. Фрейда с точки зрения философско-социологических теорий, понимания культуры? 14. Каковы основные идеи социологии П. Сорокина? 15. Какие критерии и типы культур предложил П. Сорокин? 16. В вопросах о взаимосвязи личности и общества в одной из классификаций социологических направлений выделяют следующие. Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Второй подход смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая необходимость изучать внутренний мир человека, его побудительные мотивы и смыслы. Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы срединную позицию между двумя первыми подходами. С именами каких социологом связаны эти подходы? 17. Выберите правильный, по вашему мнению, ответ. Социология как наука возникла: а) после второй мировой войны; б) в XIX веке; в) в XVIII веке. 18. Кому из авторов - Дюркгейм, Вебер, Маркс, Конт - принадлежат следующие определения социологии: а) позитивная наука об обществе б) наука о социальных фактах в) наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. 19. Укажите авторов следующих социологических концепций, теорий: 1) Общественно-экономических формаций; 2) Конвергенции; 3) Типов социальных действий; 4) Революции и классовой борьбы; 5) Мобильности; 6) Конфликта личности и общества; 7) Аномии; 8) Самоубийств; 9) Социальных институтов; 10) Закона разделения и кооперации труда; 11) Социальной солидарности. Литература 1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов, М.. 2000. 3. Дюркгейм '). О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. 4. Елсуков АЛ. Краткий курс теоретической социологии: Учебное пособие. Ми.. 1999. 5. История социологии: Учеб. пособие / А. Н. Елсуков, Г. Н. Соколова, Т. Г. Румянцева, А. А. Грицанов; под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. Мн., 1997. 6. Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. Спб., 1997. 7. Коломийцев В. Ф. Социология Герберта Спенсера // Социс, 2004, № 1. 8. Кравченко А. И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М., 2000. 9. Кравченко Л. И. Социология: Учебник. М., 2004 10. Краткий очерк истории социологии. М., 1990. 11. Кулик С. Н. Тихонович НУ. История философии: Учебное пособие. Витебск, ВГМУ, 2003. 12. Марке К. К критике политической экономии. Предисловие// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 13. 13. Новейший философский словарь. Мн., 1999. 14. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. М., 2003. 15. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. 16. Сорокин I/. A. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 17. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В. Н.. Лавриненко. М., 1998. 18. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн., 1991. 19. Фролов С. С. Социология: Учебник. М., 2000. При сканировании могли быть допущены и исправлены ошибки. Не обязательно одни и те же. Radioxoma.blog.tut.by [1] О самоубийстве подробнее см. также раздел 2: Сорокин П. А. Структурная социология// Сорокин I1. A. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992. |