ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Органическая теория общества Г. Спенсера Герберт Спенсер (1820-1903) — выдающийся английский философ и социолог. Отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Работал инженером и техником на железной дороге. Учёный - энциклопедист, достаточно глубоко был знаком с современными ему научными достижениями в математике и естествознании. Творчество Спенсера оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу своей эпохи. Спенсер был сторонником либерализма, горячо защищал принципы индивидуальной свободы и конкуренции. Выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Был воинствующим противником социализма. Критиковал колониальную экспансию. Теоретические взгляды Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук. Его считают одним из самых ярких представителей натуралистического направления в социологии. • Натурализм - социально-политические концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания, рассматривающиеся общество как продолжение природы и полностью подчиняющиеся ее законам. Спенсер утверждал, что невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии. Г. Спенсер развивал два важнейших методологических принципа своей системы: эволюционизм и органицизм. Эволюция для английского социолога - это универсальный процесс, охватывающий как природу, так и общество. Эволюция любого объекта, по его мнению, характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности. На громадном этнографическом материале Г. Спенсер рассматривал эволюцию семейных отношений: первобытные половые отношения, формы семьи, положение женщин и детей, эволюцию обрядовых учреждений и обычаев, политических учреждений, государства, представительных учреждений, суда и т. д. Социальную эволюцию Г. Спенсер трактовал как многолинейный процесс. Органицизм - такой принцип анализа общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. Г. Спенсер рассматривал целый ряд аналогий (сходств) между биологичеким и социальным организмом: 1) общество также, как и биологический организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растёт, увеличивается в объёме (увеличение численности населения, материальных ресурсов, превращение маленьких государств в империи); 2) по мере роста общества его структура усложняется также, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции; 3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, что, в свою очередь, сопровождается усилением взаимодействия и взаимозависимости частей; 4) в обоих случаях целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур; 5) в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут определённое время продолжать существовать. Проводя аналогию между обществом и биологическим организмом, Г. Спенсер далёк был от крайних биологических трактовок общественных явлений, от полного их отождествления, напротив, указывал на определённые различия между биологическим организмом и процессами общественной жизни. Главное в этом, по его мнению, то, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе - наоборот - целое существует для блага своих членов. Спенсер подчёркивал не столько материальное сходство, сколько сходство принципов системной организации. • Попытка системного исследования общества представлена Спенсером в его концепции социальных институтов. Анализируя социальную структуру общества, он выделил шесть типов социальных институтов: семья и брак, обрядовые институты, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Социальные институты, считал Спенсер, это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Благодаря им происходит превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. Спенсер был убежден, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической и классовой структуры общества. Война и труд -те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах решающую роль играли насилие и военные конфликты, а в последующем объединяющей силой становится общественное производство, разделение труда. Прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению • Спенсер выделяет два типа обществ: военные и промышленные (индустриальные). Военный тип общества характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь в нём, прежде всего, подчинена дисциплине. Церковь похожа на военную организацию. Индивид в таком обществе подчинён социальному целому. В индустриальном обществе преобладающими являются промышленность и торговля, в нём появляется политическая свобода, единство идеологии сменяется плюрализмом, социальная организация становится более гибкой. Власть рассматривается в этом обществе как выражение воли индивидов, а их соединение становится добровольным. Общества будущего станут открытыми для международного сотрудничества, восприимчивыми к инновациям. Картина будущего индустриального общества, представляемая ученым, впечатляет глубиной научного предвидения. • Социология, по мысли Спенсера, возможна уже потому, что общество - часть природы и подчиняется закону «естественной причинности». История не является продуктом сознательного творчества социальных групп или отдельных личностей, напротив, сама деятельность, её цели и намерения должны получить собственное обоснование в законах социальной эволюции. Ссылки на неповторимость и уникальность исторических событий опровергаются очевидной статистической регулярностью повседневных поступков людей, абсолютной же повторимости в мире нет вообще. Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. 1. 5. «Понимающая» социология М. Вебера Макс Вебер (1864-1920) - немецкий мыслитель, экономист, историк и социолог. Он принадлежал к числу универсально образованных умов, одинаково хорошо ориентировался во многих отраслях общественных наук. Макс Вебер родился в г. Эрфурте в состоятельной семье. Учился в Гейдельбергском университете, изучал юриспруденцию, а также политэкономию и экономическую историю. С 1894 г. Вебер - профессор в университете во Фрайбурге, затем - в Гейдельберге. С 1904 г. Вебер становится редактором немецкого социологического журнала, в котором выходят наиболее важные его произведения, в том числе ставшее всемирно известным исследование «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). Круг интересов Вебера был необычайно широк. Начинал он как исследователь экономической истории. Изучая экономические явления прошлого, размышлял над природой современного капитализма, его историей и его дальнейшей судьбой. Изучал и другие сферы человеческой деятельности -политику, право, религию и т. д. Осуществил исследование восточных религий - конфуцианства, даосизма, индуизма, буддизма, ислама и др. Объектом социологического анализа в трудах Макса Вебера выступают политические и правовые отношения прошлого и современности. М Вебера можно смело назвать «Леонардо да Винчи социологии». Он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии: учения о социальном действии и мотивации, о профессии как призвании, социологию религии, экономическую социологию и социологию города, теорию бюрократии, концепцию социальной стратификации; основы политологии и институтов власти, наконец, учение об эволюции капитализма. • В области методологии одним из главных его достижений является введение идеальных типов, выступающих главным инструментом познания. «Идеальные типы», по М. Веберу, - это мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем (т. е. продукт нашей фантазии), в которых выделяются отдельные черты реальности, считающиеся исследователем наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал, Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее типичных социальных фактов». В познании они используются в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с реальными социальными явлениями. Он оперировал такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «церковь», «религия», «христианство», «экономический обмен», «экономический человек», «ремесло», «средневековое городское хозяйство» и т. д. Если для историка Александр Македонский, Наполеон представляют интерес как уникальные личности, действующие на фоне каких-то уникальных событий, то для социолога, следуя логике М. Вебера, все они выступают образцами таких понятий (идеальных типов), как «политический лидер», «авторитарное правление», «цезаризм». Главная цель социологии - сделать максимально понятным, осмысленным то, что было пережито людьми в реальной жизни, - считал М. Вебер, - это и позволяют делать идеальные типы. • Одно из центральных мест в социологии М. Вебера занимает его теория социального действия- Социальное действие, согласно Веберу, выступает своеобразной элементарной частицей социологии, «клеточкой», «простейшим образованием, которое само уже не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению. Это одновременно причина и следствие системы сложных взаимоотношений между людьми. О важности этой категории для Вебера можно судить по тому, что социологию он определяет как науку, изучающую социальное действие. Как определяет Вебер само социальное действие? «Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным действием» мы называем такое действие, которое по своему предполагаемому смыслу действующим лицом или действующими лицами соотносится с действием других людей и ориентируется на него» [1, с. 602-603]. Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: 1) мотивацию, т. е. осмысленность действия и 2) ориентацию на других (другого), предполагает ожидание ответной реакции. Если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на кого-то, то социолог, по Веберу, должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но и в субъективных мотивах этой деятельности, понять те духовные ценности, которыми руководствуется субъект. В данной роли социология выступает как понимающая. Социальное действие может быть ориентировано на конкретное лицо и на социальную общность, слой людей и т. п. (поведение на улице, в автобусе, коллективе, студенческой группе, нации), на всё общество, на прошлое (месть, зависть) и современное или ожидаемое (упреждающее действие, предотвращение опасности, например). Если же действие индивида ориентировано на ожидание определённого «поведения» не со стороны других индивидов, а со стороны вещественных предметов (машин, явлений природы и т. д.), то оно не может быть названо социальным действием в принятом Вебе-ром смысле слова. «Если на улице, - пишет он, - множество людей одновременно раскрывают зонты, когда начинается дождь, то при этом действие одного не ориентировано на действие другого, а действие всех в равной мере вызвано потребностью предохраниться от дождя» [1, с. 626]. Вебер не считает социальным и чисто подражательное действие, совершаемое индивидом, например, в толпе. С точки зрения осмысленности социальные действия М. Вебер подразделял на аффективные, традиционные, ценностно-рациональные и целерациональные. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта (т. е. душевного волнения). Оно не столько осознанно, сколько характеризуется стремлением к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т. п. Часто целью этого действия является оно само, а не результат. В традиционном социальном действии самостоятельная деятельность сознания человека предельно минимизирована. Он поступает как все, как принято, как привычно. Поэтому эти два вида действия - аффективное и традиционное - не являются социальными действиями в собственном смысле слова, поскольку отсутствует осознанный смысл. Только ценностно-рациональное и целерациональное действия есть социальные действия в веберовском значении этого слова. «Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого-либо... «дела». Ценностно-рациональное действие... всегда есть действие в соответствии с «заповедями» или «требованиями», которые действующий считает предъявленными к себе» [1, с. 629]. «Целерационально, - пишет Вебер, - действует тот, кто ориентирует своё действие в соответствии с целью, средством и побочными последствиями и при этом рационально взвешивает как средство по отношению к цели, как цели по отношению к побочным следствиям, так, наконец, и различные возможные цели по отношению друг к другу» [1, с. 629]. Иначе говоря, целенаправленное действие характеризуется ясным пониманием того, чего хочет добиться человек, какие пути, средства наиболее пригодны, эффективны. Человек просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий. Но всё это идеальные типы. В реальной жизни существуют все виды социальных действий. В жизни, в действиях отдельной личности в той или иной степени может присутствовать и аффект, и строгий расчёт, и традиционно привычное, и ориентация на свой долг перед традициями, родителями, Родиной. В этом - прелесть, многообразие и чувственная наполненность социальной жизни. В обществе, правда, может подавляться один тип поведения и стимулироваться другой. Там, где существенна сфера, например, иррационального, наступает простор для мракобесия, мифов, тоталитаризма, устанавливается атмосфера безудержного доверия и восхищения вождями, лидерами. В разных типах обществ те или иные виды действия могут быть преобладающими: в традиционных обществах преобладают традиционный и аффективный типы ориентации действия, в индустриальном - целе- и ценностнорациональный с тенденцией вытеснения второго первым. Расположение четырёх описанных типов социального действия в порядке возрастания рациональности - не просто методологический приём. Вебер убеждён, что рационализация социального действия - это тенденция самого исторического процесса. Что же означает возрастание роли целерационализации действия с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры - во всех сферах социальной жизни рационализируется образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом. Наука проникает в производство, управление, быт - в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества. Основные методологические средства анализа, т. е. выбор целерацио-нального действия в качестве эталона для сравнения, а также понимание смысла совершаемых действий, мотивов действующих индивидов - в значительной мере используются М. Вебером и в других разделах его социологии, в частности, в социологии религии, религиозной этике. |