МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Теория социального реализма Э. Дюркгейма





Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился на северо-востоке Франции в г. Эпинале в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Не стал он и католиком, несмотря на некоторое увлечение католицизмом, как впрочем не стал и атеистом. Предметом своей веры он сделал науку вообще и социальную науку - в частности.

Дюркгейм закончил Высшую Нормальную школу в Париже, после которой в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях, затем преподавал социальную науку в Бордосском университете, где в 1896 г. возглавил кафедру - по существу, первую кафедру социологии во Франции. С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру. Он был блестящим оратором и его лекции пользовались большим успехом.

По своим социально-политическим взглядам Э. Дюркгейм хоть и относился с симпатией к реформистскому социализму и даже поддерживал дружеские отношения с некоторыми деятелями социалистического движения, все же был противником революционного социализма. Он считал, что подлинные и социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Общему оптимистическому настрою социологии Дюркгейма был нанесён удар первой мировой войной (как и всей французской социологической школе, т. к. некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах войны). Погиб сын Дюркгейма, в котором отец видел продолжателя своего дела. Всё это ускорило кончину учёного. В возрасте 59 лет Эмиль Дюркгейм скончался.

» Методологии Э. Дюркгейма присущи две особенности: 1) натурализм -понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реальности, её превосходства над индивидуумами (в противоположность этой позиции, например, индивидуалистические концепции утверждали, что источником и единственным субъектом социального выступает индивид и его действия). Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами. Он считал также, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

Подобно натуралистическим установкам позитивистов Дюркгейм стремился строить социологию по примеру естественных наук. Оригинальна в этом плане его концепция социального факта.

• Под социальными фактами Дюркгейм понимал коллективные представления или факты коллективного сознания, т. е. обычаи, правила поведения, ценности, традиции, обряды, например. Главными признаками социальных фактов, по его мнению, являются их независимое, объективное существование и их принудительный характер, т. е. способность оказывать на индивида внешнее давление. В знаменитой формуле «социальные факты нужно рассматривать как вещи» выражен, по сути, основной принцип методологии Э. Дюркгейма, который означает: 1) необходимость признания их независимого существования, 2) требование от исследователя освобождения от идеологических и личных пристрастий, предрассудков и предубеждений в отношении исследуемых социальных явлений.



Социологизм Э. Дюркгейма также предполагает объяснение одних социальных фактов с помощью других социальных фактов. «Физик объясняет одни физические факты на основе других физических фактов, - пишет Дюркгейм. - Он не имеет права объяснять электромагнитные колебания на основе биологических или психологических причин. Психолог, объясняющий эмоции, восприятия, мотивы или потребности при помощи философских, биологических или физических аргументов, в этот момент перестаёт быть психологом. Не так ли должен поступать социолог? Социальные факты должны объясняться при помощи других социальных фактов. Социальная мобильность, статус, роль, социальная структура и т. п. являются социальными фактами. Социальную структуру можно объяснить только через статусы и роли, но не через ссылку на психологические эмоции, философскую субстанцию или генетику человека» [8, с. 229].

• Э. Дюркгейм продемонстрировал эффективность своего метода на примере самоубийства. Одни социальные факты (самоубийства) он объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция). Почему уровень самоубийств ниже у католиков, а не у протестантов, у женатых, а не у холостых? Объяснение этому Дюркгейм видит в степени причастности или включённости индивида в деятельность группы. Католическая община, так же как и семья, развивает чувство коллективизма, единения людей, а протестантизм культивирует в людях индивидуализм. В одиночестве человек чаще думает о самоубийстве.

Дюркгейм выделял три основных типа самоубийства, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего её смысл вне

вне её самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, т. е. в обществе наблюдается нормативный вакуум - аномия.

Современные исследования подтвердили гипотезу об охранительной функции социальных связей, таких как брак, родительство, занятость, принадлежность к общине, организации. Исследование Дюркгейма «Самоубийство» основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. И несмотря на то, что впоследствии эта работа учёного подвергалась критике с различных точек зрения, она единодушно признаётся одним из выдающихся достижений не только в изучении проблем самоубийств, но и в социологии в целом[1].

• Одной из центральных в научном творчестве Дюркгейма является проблема социальной солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) фаза механической солидарности (до-индустриальное, или традиционное, общество); 2) фаза органической солидарности (индустриальное общество). Обеспечивает социальную солидарность, по мнению автора, разделение общественного труда, понимаемое им не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление.

Таким образом, Эмиля Дюркгейма называют пионером практической социологии. Он разработал методологию функционального анализа, которая применяется по сей день; провёл глубокий анализ проблемы самоубийства; заложил основы теории аномии. Эти и другие исследования вошли в золотой фонд мировой социологии.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.