ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Социологическая концепция К. Маркса Содержание Введение... 4 1. Становление и развитие классических концепций теоретической социологии 1.1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии... 5 1.2. Позитивная социология О. Конта... 7 1.3. Социологическая концепция К. Маркса... 10 1.4. Органическая теория общества Г. Спенсера... 15 1.5. «Понимающая» социология М. Вебера... 17 1.6. Теория социального реализма Э. Дюркгейма... 21 1.7. Психоаналитическая концепция 3. Фрейда... 23 1.8. Социология П. Сорокина... 26 2. Тексты первоисточников по истории социологии... 31 3. Вопросы и задания для самоконтроля... 41 Литература 43 Введение Социология, как и любая другая наука, имеет свою историю. При ее изучении следует обратить внимание на следующее. 1. Главный объект исследования социологии - общество. Какие-то представления об обществе были всегда, столько же, сколько существует само общество. Но открытие, обнаружение социальной реальности - это не событие, подобное открытию закона всемирного тяготения или гробницы Тутанхамона, а процесс - длительный и многовековым. 2. Социология - это теория и метод, с помощью которого общество познает само себя. В этом плане важно учитывать социальные факторы социологического познания, т. е. какова социально-историческая обстановка и основные социальные группы, взаимодействующие между собой; какие нормы, ценности и социальные институты оказывали прямое или косвенное влияние на процесс социологического познания. 3. Большую роль в развитии науки играет личность учёного. Поэтому значительное место в истории социологии занимает изучение особенностей его биографии, психологических особенностей, ценностных ориентации и т. п. Разумеется, главное при этом - логика самого познавательного процесса, а не обстоятельства жизни или характер личности того или иного социолога. 4. Для этой науки история играет значительно более важную роль, чем для наук естественных. Здесь старые знания, теории, методы не вытесняются новыми, не упраздняются ими полностью и навсегда. Это роднит социологию, как и в целом гуманитарное знание, с искусством, художественным творчеством, где невозможно разложить произведения разных эпох на ступеньках некой лестницы достижений. Следует также иметь в виду, что существует различная степень универсальности, признанности тех или иных научных представлений: от более-менее общепринятых до исповедуемых в узком кругу приверженцев. Своеобразным каркасом историко-социологического знания могут служить парадигмальные представления. • Парадигма - это совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения научных исследований, методологических средств, которые признаются и принимаются к действию (т. е. в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений) всем научным сообществом. Примеры парадигмальных понятий в истории социологии: «процесс», «эволюция», «структура», «функция», «институт», «статус» и т. д.; примеры парадигмальных теорий, теоретических направлений и школ: эволюционизм, биографическая школа, функционализм, теория обмена и т. п.; примеры парадигмальных имён в истории социологии: Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Роберт Мертон и др. Становление социологии как науки, а вместе с ней и начало её истории, относится к XIX в. До этого был длительный период предыстории социологии, накопления знаний об обществе (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ибн Хальдун, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Сен-Симон, Р. Оуэн, Д. Вико, Ж. -А. Кондорсе, И. Г. Гердер и многие другие). Многие европейские мыслители задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII-XVII1 вв. начинают формироваться понятия, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: общество, культура, цивилизация, классы, структура, функция и некоторые другие. Грань между предысторией социологии и её историей в значительной мере условна, однако именно в первой половине XIX века и именно в Западной Европе в результате соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов возникла социология как наука. С этого времени и начинается ее история. С появлением социологии как новой отрасли научного знания многие учёные и реформаторы связывали в то время свои надежды на усовершенствование общества. Для создания новой науки потребовались огромные усилия. Эти усилия были предприняты пионерами социологической мысли. Данное учебное пособие посвящено рассмотрению вопросов становления и развития концепций теоретической социологии, которые относятся к классическим, и которые оказали огромное влияние на современную социологическую мысль. 1. Становление и развитие классических концепций теоретической социологии 1. 1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки Один из патриархов мировой социологической мысли Роберт Мертон, характеризуя становление социологии как науки, писал: «Социология - это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Человеческое общество, как ныне считают антропологи, зародилось никак не менее 40 тысяч лет назад, а науки о нём - социология, экономика, этнография, - появились, причём почти одновременно, только в XIX веке. В свое время из недр философии, как из первоматерии, выделились в самостоятельные науки и физика, и астрономия, и математика, и все другие естественнонаучные дисциплины. Три науки, составляющие ныне костяк так называемых социальных или поведенческих наук, - психология, экономика и социология в том числе - создавались также философами. Возникновение в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. социолог пи как первоначально опытной, эмпирической науки об обществе является не случайным, а имеет определённые социально-экономические и гносеологические предпосылки. Социально-экономические предпосылки В XIX в. европейское общество окончательно вступает на пуп, капиталистического развития. Благодаря индустриальной революции происходил бурный рост промышленных городов, идет строительство железных дорог. Это время появления газовых фонарей, синематографа, пароходов и других технических изобретений и открытий. Но вместе с тем - это время, когда происходили обезземеливание крестьян, концентрация в городах преступно ста и проституции, торговля детьми, пауперизация, обнищание широких масс. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, а чуть позже революция 1848 г. ко Франции - все это свидетельствовало о нарастании социальной нестабильности, кризиса общественных отношений. В то же время ускоренно формировался средний класс, буржуазная прослойка, выступающая за порядок и стабильность в обществе, росло число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы, укреплялся институт общественного мнения. Таким образом, с развитием капитализма в XIX в., с одной стороны, отчётливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и были способны предложить те или иные «рецепты лекарства». Социология рождалась как наука об обществе и его трансформации. Однако в решении этих вопросов обнаружились разногласия. По мнению К. Маркса, к примеру, только социалистическая революция способна была разрешить острейшие социальные противоречия. О. Конт и другие «отцы-основатели» социологии - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предлагали реформистский путь развития общества. Они думали над тем, как преодолеть кризис в Европе эволюционным путем, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Теоретические предпосылки В этот период на первый план развития науки выходят естественные науки - прежде всего физика, химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени являются, к примеру, открытие клетки немецкими учёными Шлейденом и Шванном (1838 - 1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества; создание Ч. Дарвином теории эволюции видов; закон сохранения и превращения энергии. Под воздействием крупных успехов в области естественных наук находились многие философы того времени, в их числе О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др. Эти открытия так или иначе повлияли на создаваемые ими учения об обще- Эти открытия так или иначе повлияли на создаваемые ими учения об обществе. Можно сказать, что естественные науки определяли стиль научного мышления той эпохи. Кстати, социология первоначально называлась социальной физикой. Так, О. Конт считал, что надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Для этого она должна взять из естествознания и такие его методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Что касается выработки собственных социологических методов познания, методологии и методики конкретно-социологических исследований, то их основы закладывались задолго до этого также усилиями, главным образом, физиков и математиков (анализ уровня смертности, динамика народонаселения и др.). Особенно активно эмпирические социальные исследования начинаются в XIX веке. Именно в Англии и Франции, где в то время особенно интенсивно происходило развитие капитализма, появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди них - «Статистическое описание Шотландии» Джона Сиклера, «Положение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Чарльза Бута, «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шёлковых мануфактурах» Луи Виллер-ме, «Очерки моральной статистики Франции» Андре Герри, «Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле, «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» Адольфа Кетле (некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно говорить о существовании социологии). После О. Конта и Г. Спенсера новое поколение социологов-эмпириков изучало более узкие проблемы: преступные группировки, малые группы, городские агломерации, расовые отношения и т. д. Европейская интеллигенция искренне интересовалась положением малоимущих слоев населения, поэтому активно проводились регулярные обследования фабрик и заводов, детских приютов и городских кварталов, переписи населения. Активно использовалась статистика, а для неё требовались тысячи анкетных опросов. Так постепенно развивались методика, техника и методология эмпирического исследования. Таким образом, наука об обществе переходит от умозрительного выведения законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур. 1. 2. Позитивная социология О. Конта Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, один из создателей социологии. Является ли он «отцом»» новой науки - вопрос спорный. Но «крёстным отцом» - бесспорно, поскольку дал ей имя, изобрёл само слово «социология». Сам он, понимая, что находится у истоков создания этой науки, говорил: «Колыбель не может быть троном». О. Конт родился в г. Монпелье в семье среднего чиновника. Родители его были убеждёнными монархистами и правоверными католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания лицея Конт поступил в Политехническую школу, где усердно изучал математику и другие точные науки, читал множество трудов по философии, экономике, социальным проблемам. Отличался серьёзностью, замкнутостью, самостоятельностью в своих взглядах, нередко участвовал в конфликтах с начальством, сторонился юношеских забав и развлечений. Ему не суждено было завершить своё образование. Самостоятельную жизнь он начал, давая частные уроки по математике. Затем был секретарём Сен-Симона. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии». Попытки Конта получить кафедру или занять должность штатного преподавателя оказались безуспешными. Скромная роль репетитора обеспечивала ему весьма скудные средства существования. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа. Умер О. Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников. • «Позитивизм», «позитивное» - основные термины для обозначения контовского учения, главная черта его мировоззрения. Сам основатель позитивизма указывает пять значений этого слова: 1) реальное в противовес химерическому; 2) полезное в противовес негодному; 3) достоверное в противовес сомнительному; 4) точное в противовес смутному; 5) организующее в противовес разрушительному. Позитивизм в социологии стал связываться с непредвзятой, свободной от всяких догм позицией исследователя, с необходимостью преобладания наблюдения над воображением. Конт призывал не «проклинать» и не «хвалить» социальные факты, а изучать их; тем самым он актуализировал применительно к социологии важнейший для научной этики тезис: «Не смеяться, не плакать, а понимать». • Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его законом «трёх стадий», который он считал своим главным открытием. Согласно этому закону в своём интеллектуальном развитии человек, общество и человечество неизбежно и последовательно проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой, теологической стадии (до 1300 г.) человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. Высший этап этой стадии - католическое феодальное общество. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается всё объяснить при помощи сущностей и философских абстракций. В этот период происходит разрушение старых устоев (Реформация, Просвещение, революции, войны и т. д.) и прежних представлений. На третьей стадии - позитивной, или научной (начинается с 1800 г.), человек перестаёт оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать конечные причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей между ними. В этот период осуществляется переход от военного общества к промышленному. В новом обществе есть свои как положительные, так и отрицательные моменты, поэтому задача науки в том, чтобы максимально содействовать очищению этого общества от отрицательных сторон. Таким образом, согласно закону трёх стадий, хотя в разных науках и обществах переход от одной стадии к другой совершается не одновременно, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на этой стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание законов, т е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями»; их познание с целью рационального предвидения - её предназначение. • Конт в своём творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеялся, что с помощью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы. Для этого, по его мнению, необходимо было создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание в познании природы. Вначале, пока своих методов нет, социология, считал Конт, должна взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ (например, для исследования биологических и социальных явлений, сравнения различных обществ или различных состояний одного и того же общества), при этом каждый из этих методов будет иметь свою специфику применения при исследовании социальных проблем. • Конт строит свою классификацию наук, которые расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Основания такой классификации: время и последовательность возникновения, сложность предмета исследования, характер связи с практикой. Социология, таким образом, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения; наиболее близкой к ней является биология (их объединяет сложность предмета исследования). • Конт сформулировал закон разделения и кооперации труда. Разделение труда, по его мнению, имеет огромное позитивное значение для общества, его сплочённости, солидарности, при этом развиваются человеческие способности, повышается материальное благосостояние людей. Но в то же время сами по себе экономические связи, по мнению Конта, не могут обуздать разрушающее влияние эгоизма и агрессивности. В то же время эти же факторы (разделение труда и кооперация) способны разрушить фундамент общества, поскольку нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, к другим отношение враждебное. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые способны разрушить основу общества - чувство солидарности. Чтобы предотвратить это разрушающее влияние, одного политического принуждения недостаточно. Этому, по мнению О. Конта, должна способствовать религия и новая церковь, предметом поклонения которых станет человечество, а священным писанием - «позитивная философия». Такая религия, считал он, объединит разум и чувства. В своей утопии Конт ставил задачу объединения всех людей, почти полного подчинения индивидуального общественному. В связи с этим Конт был убеждённым и активным сторонником межнационального и межклассового мира. • Социология для Конта была синтетическим мировоззрением, включающим в себя, помимо науки, и элементы утопического проектирования. Тем не менее, он внёс важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он наметил её программу и отчасти пытался её реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило. Он одним из первых разработал такие важнейшие понятия, как «социальный организм», «социальная система». Он был родоначальником одной из главных социологических традиций - традиции исследования социальной солидарности. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранялось на протяжении всей истории социологии. • Афоризмы и девизы О. Конта: «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать», «Жить для других», «Жить при ясном свете», «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель», «Мы разрушаем только то, что заменяем». Социологическая концепция К. Маркса Карл Маркс (1818 - 1883) - один из самых знаменитых и влиятельных социальных мыслителей XIX века. Его считают основателем учения о структуре и развитии общества, теории социального конфликта, концепции социальных классов. Сложность восприятия этой фигуры связана с тем, что его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Изучая его вклад в социальную науку, необходимо, по возможно- сти, отделять Маркса-учёного от Маркса-политика и идеолога, а также учитывать огромное количество марксистской и марксологической литературы с интерпретацией его взглядов. (Так, ещё при жизни Маркс по поводу своих французских последователей конца 70-х гг. говорил: «Я знаю только одно, что я не марксист»). Важно при этом понять именно социологию Маркса (а не что-то другое) и социологию Маркса (а не кого-то другого). Сам Маркс не использовал термин «социология», его называют социальным философом, но те идеи, понятия, проблемы, которые он разрабатывал в своих трудах, являются социологическими по сути. Родился Маркс в немецком городе Трире (Пруссия) в семье адвоката. После окончания гимназии учился вначале на юридическом факультете Боннского университета, затем Берлинского университетах; изучал право, историю и философию. После окончания университета он получил диплом доктора философских наук. Первоначально хотел заняться научной деятельностью, занимая должность доцента в Боннском университете, но быстро понял, что его намерение неосуществимо. Темперамент политического борца и романтика, стремящегося практически преобразовывать действительность, не мог ограничиться рамками сугубо академических занятий. Маркс становится журналистом, точнее, политическим публицистом, сочетая эту работу с научной и политико-практической деятельностью. Вся жизнь его была связана с невзгодами и лишениями, пришлось пережить смерть трёх малолетних детей, постоянно скитаться, меняя жилища и страны. Его второй родиной стала Англия, где он жил с 1849 г. до самой смерти - 14 марта 1883 г. Такие личные качества Маркса, как обаяние, нежность, теплота в отношении к жене, детям и некоторым близким друзьям (Ф. Энгельс) сочетались с авторитарностью и бескомпромиссностью во взаимоотношениях с коллегами по науке, соратниками или противниками в политической борьбе. Нетерпимость из личностной черты переросла в характерную черту его учения. Хотя Маркс относился к идеям О. Конта скорее отрицательно, есть нечто общее в их взглядах: 1) оба верили в прогресс, 2) оба верили в конечное совершенное состояние общества (по Конту -это позитивное состояние, по Марксу - коммунизм); 3) оба занимались предвидением относительно грядущего состояния общества; 4) оба не желали просто ожидать его, а чувствовали себя призванными способствовать его наступлению. Различия: Для Конта «нормальное» состояние развития общества предполагает преемственность, отсутствие резких скачков. Для Маркса - это постоянный разрыв с прошлым. Источником социального развития по Конту является согласие, у Маркса - конфликт, социальные противоречия. • Марксистская социология основывается на материалистическом понимании развития общества. Исторический процесс истолковывается как естественный, закономерный процесс. Исходя из тезиса о примате материального над идеальным, Маркс конкретизирует его применительно к обществу как первичность, в конечном счете, общественного бытия над общественным сознанием. В обосновании этого положения Маркс исходит из следующего: прежде чем заниматься наукой, философией, литературой, искусством и т. д. то есть, прежде чем мыслить и, собственно, для того, чтобы мыслить, человек должен есть, пить, иметь одежду, строить жилища, добывать топливо и прочее. Другими словами, для того, чтобы жить, существовать, развиваться и совершенствоваться, человек должен прежде всего производить необходимые ему материальные блага. Вот почему производство материальных благ выступает основой жизни и развития человеческого общества. Из этого следует, что материальная жизнь людей, т. е. то, что связано с производством материальных благ, является первичной, определяющей сферой общественной жизни. Это и есть общественное бытие. Духовная жизнь людей, которую составляют их идеи, взгляды, теории, а также чувства, настроения, побуждения, является вторичной, производной сферой общественной жизни. Это есть общественное сознание. Карл Маркс следующим образом сформулировал материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу: не сознание людей определяет их общественное бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание [12, с. 7]. Соответственно, проблема изменения жизни людей есть прежде всего проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место занимает способ производства материальных благ и, соответственно, экономические (производственные) отношения выступают как материальные, т. е. первичные, определяющие все остальные отношения между людьми. Материальный фактор (способ производства, экономические отношения, форма собственности) кладется Марксом в основу периодизации истории общества как смены 5 типов общественно-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая). Каждая общественно-экономическая формация состоит из базиса и надстройки. Базис - это экономическая реальность как совокупность производственных отношений, т. е. отношений собственности, обмена, распределения и потребления, отношений в процессе самого производства. К сфере надстройки относятся идеологические (политические, правовые, нравственные, религиозные и другие) отношения, связанные с ними взгляды, теории, социальные чувства и настроения, т. е. формы общественного сознания (философия мораль, религия, искусство, наука), а также соответствующие им организации и учреждения - государство, политические партии, общественные организации, суд, церковь и т. п. Общество, таким образом, предстает не как простая совокупность людей, а как совокупность всех общественных отношений, в которые вступают люди в процессе их совместной жизнедеятельности. Согласно материалистическому пониманию общества определенной ступени развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения, т. е определенный базис; определенным производственным отношениям соответствует определенная социально-классовая структура общества, т. е. определенный общественный строй, определенная организация сословий, классов, семейно-бытовых отношений; определенной социально-классовой структуре соответствует определенная политическая организация общества, т. е. определенная система государственной власти, институтов, учреждений, регулирующих политические взаимоотношения между классами, нациями и государствами. А всему этому, вместе взятому, соответствует определенное общественное сознание. Для Маркса общественные формации - не просто социальные системы различного масштаба и сложности, различные типы обществ, но и следующие друг за другом периоды всемирной истории, этапы общественного прогресса. • Одними из центральных понятий в учении Маркса являются понятия асоциальная революция» и «классовая борьба». Согласно Марксу, каждая ОЭФ (общественно-экономическая формация) имеет свою социальную структуру, т. е. деление общества на социальные группы, классы. Наряду с такими признаками, как отношение к средствам производства, экономическое положение, образ жизни, уровень образования, важнейшими признаками класса являются также классовое самосознание и оппозиция, противостояние одной социальной группы другой. Противоположность коренных (т. е. экономических) интересов находит выражение в классовой борьбе. Классовая борьба, по Марксу, выступает в качестве движущей силы общественного развития. Борьба между классами, по Марксу, - это, в конечном счете, выражение существующих противоречий между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Старая общественно-экономическая формация без боя не сдается и добровольно не уступает места новой формации. Это происходит только на основе и в результате революции, острой классовой борьбы. В результате социальной революции и происходит смена общественных формаций. Маркс называл революции локомотивами, т. е. двигателями истории. Марксистское учение считается теоретическим выражением интересов пролетариата, всех трудящихся, совпадающих, с его точки зрения, с потребностями общественного развития. Целью преобразования общества Маркс считал уничтожение эксплуатации и насилия, порожденных товарным производством и частной собственностью. Достижение этой цели возможно, по его мнению, с помощью пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата на период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Историческая миссия пролетариата состоит в том, чтобы освободить себя и всё общество от буржуазной эксплуатации. Пролетариат и буржуазия, по Марксу, - последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация - это бесклассовое общество. Коммунизм, по Марксу, -это общественный строй, основанный на общественной собственности на средства производства, где мерилом свободы человека будет его свободное время и где будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Идеалом такого общества должен был стать всесторонне развитый человек, и где «свободной развитие каждого, есть условие свободного развития всех». В целом творчество Маркса носит чрезвычайно многозначный, противоречивый и незавершенный характер, что породило множество разнообразных и взаимоисключающих его интерпретаций. В его творчестве научные и политико-практические аспекты переплелись теснейшим образом. Наука в его глазах была, прежде всего, не целью, а средством революционного преобразования общества. Поэтому при рассмотрении его социологии необходимо постоянно различать научные и вненаучные стороны его творчества, взаимовлияние которых очень велико. В области социологического знания Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений между индивидами, складывающихся в процессе их трудовой деятельности. В его научных работах теоретический анализ опирается на большой эмпирический материал, находят применение разнообразные социологические методы: историко-генетический, историко-сравнительный, структурно-функциональный и др. С момента создания марксистского учения прошло уже более полутора веков. Человечество достигло значительного прогресса, в том числе и благодаря борьбе трудящихся за свои права, которых часто вдохновляло учение Маркса. Но вместе с тем тоталитарные элементы этого учения, а в дальнейшем упрощение, крайняя политизация и идеологизация некоторых положений марксизма, превращение его в идеологическое средство административно-командной системы привели к многочисленным ошибкам, которые очень дорого обошлись людям. Не становясь на позиции бездумной апологетики или очернительства, следует все же задуматься над словами одного из самых активных критиков марксизма К. Поппера: «Все современные исследователи проблем социальной философии обязаны К. Марксу, даже если они этого не осознают». А во многих зарубежных учебниках по социологии подчеркивается громадное влияние Маркса на последующее развитие социологической мысли и утверждается, что без Маркса не было бы ни Вебера, ни Дюркгейма, ни их последователей. [17, с. 61] |