Манки внешние и внутренние Чтобы вызвать повторные чувствования через возбуждение эмоциональной памяти, существуют манки (возбудители). Внутренние манки.Мы находит не в реальной жизни, а в сфере нашего воображения, мысли. К внутренним манкам относятся все элементы внутренней техники: сверхзадача, сквозное действие, магическое «если бы», предлагаемые обстоятельства, действия, задачи, повторные ощущения и т.д. Еще более сильные манки скрыты в тексте пьесы, в словах и мыслях автора, в чувствах, заложенных под словами. Упражнения на предлагаемые обстоятельства и «если бы» как внутренний манок. 1. Гулять в лесу – вдруг шорох; а) ежик; б) подозрительный прохожий; 2. Приехать к себе домой, а) в город на работу; б) в село на отдых; 3. Написать письмо, а) любимому человеку; б) деловое письмо; Упражнения на действие как внутренний манок. 1) Укладывать вещи в большой чемодан; 2) Красить стены или мебель; 3) Сжигать документы; Упражнения на задачи как внутренний манок. 1) Уговорить родителей спрятать в доме раненного партизана; 2) Убедить кассира отсрочить железнодорожный билет на поезд дальнего следования. Упражнения на повторные ощущения, как внутренний манок. 1) Вечер, река, копна, сено, звезды, вдали играет баян, рядом близкий друг. 2) Темная ночь, лес, ветер, мороз, вой волков. Внешние манки. Окружающая нас обстановка – свет, звуки, влияют на нашу эмоциональную память, на чувства. Внешние манки надо искать прежде всего в самой действительности, в природе обыденной жизни, - всюду живут настроения, а в них манки для нашего чувства. И на сцене все постановочные эффекты – свет, шумы, обстановка, - когда они внутренне связаны с душевной жизнью действующих лиц пьесы, влияют на переживания и психику исполнителей. Мизансцена тоже является внешним манком. Упражнения. Обстановка как внешний манок. 1) разбросать мебель, вещи, книги, бумаги. 2) Связать узлы, книги, стулья, поставить чемодан и т.д. 3) Меняйте сами обстановку. Какие повторные чувства вызывает в вас данная обстановка. Свет как внешний манок. Какие эмоциональные воспоминания и повторные чувства вызывает свет? Занять 3-4 человека, положения по желанию, потом менять. Свет яркий, полусвет, темнота. Упражнения: звуки, как внешний манок. Уютная комната, сидит 5-6 человек. (позы по желанию). Затем создать звуки при помощи проигрывателя (гудок поезда, пение птиц, шум в коридоре и т д.). Вопрос: Какие эмоциональные воспоминания возбуждали у вас данные манки – звуки. Задание на дом. Придумайте упражнения, вводы в них комплекс внешних манок (сразу все обстановка, свет, звуки, мизансцену). Мизансцена как внешний манок. 1) Трое сидят в углу, наклонив головы друг к другу. 2) Несколько человек наклонились ухом к двери: одна разглядывает что-то в замочную скважину 3) Человек лежит на дороге, приложив ухо к земле; 4) На тротуаре лежит человек, вокруг толпа и т.д. ОБЩЕНИЕ. «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» Н.Г.Чернышевский. Сценическое общение – это психологическое состояние актера, во время которого он вступает в связь с партнером, предметами, внешним миром и внутренними образами. Это своеобразное воздействие друг на друга при неразрывной внутренней взаимосвязи. Оно складывается из отдачи и восприятия, внимания, мысли, чувства. Без моментов отдачи и восприятия нет общения.. Что такое восприятие? Восприятие – это непосредственное отражение предметов реального мира, действующих на наши органы чувств. Все это (люди, предметы), на что устремлено или на чем сосредоточено наше внимание, называется объектом. Проявление же своего отношения к объекту – это общение. Общение – это действие двустороннее. Тут надо следить за каждым внешним и внутренним действием партнера, от которого зависит действие другого или всех остальных исполнителей. Органический процесс общения человека с человеком складывается из пяти моментов или стадий: 1. Ориентирование в окружающих условиях, выбор объекта. 2. Привлечения на себя внимания выбранного объекта (с помощью действий). 3. Подготовление объекта для восприятия мыслей, эмоций, видений, субъекта. 4. Передача своих мыслей, эмоций, видений объектов с помощью лучеиспускания, слов, голоса, интонаций, приспособлений и попытка заставить объект не только понять, услышать, но и увидеть передаваемое внутренним зрением так, как видит его сам общающийся субъект. 5. Момент отклика объекта. По выражению Станиславского, сценическое общение, сцепка, хватка, как внутреннего, так и внешнего. Он говорил, что у нас на сцене должна быть хватка – в глазах, в ушах, во всех пяти органах чувств. В упражнениях на органический процесс общения необходимо соблюдать органический процесс общения, чтобы не было пропущена ни одна стадия. Упражнения. (упражнения выполняются молча). 1. Вызвать мне нужного человека. 2. Передать незаметно записку. 3. Послать с поручением. 4. Уговорить остаться сегодня подежурить и т.д. 1. На 2-х. Одна из вас создайте мысленно предлагаемые обстоятельства и начинайте действовать с воображаемыми предметами. Другие следите за ней, старайтесь понять, что она делает, а потом включайся в ее действия. При этом все время наблюдает за ней, согласуя с ним свои действия. 2. На 2-х. По хлопку занимайте любое непроизвольное положение. Каждая оправдывает получившуюся групповую комбинацию и создает к ней свои предлагаемые обстоятельства и начинать действовать, наблюдая друг за другом, и пытайтесь понять и оправдать действия друг друга, согласовать свои действия с партнером и направьте их к одной цели. Для общения необходимы следующие условия: 1. Материал для общения, т.е. чем общаться, что побуждает общаться – внутренние чувства, мысли. 2. Раз есть чем общаться, надо иметь объект – с кем или с чем общаться. А иногда бывает так: что чувство и мысль вызывают объект, а объект возбуждает отношение к себе, эмоции, мысль. Например, вы увидели «Ту-134», он вызвал у вас чувство восхищения и вы решили познакомиться с самолетом. 3. Приемы общения – общаться можно словом, жестом, мимикой, глазами. 4. Найти форму, средство общения с данным объектом при данных предлагаемых обстоятельствах. приспособления. Актерское мастерство опирается на внутренний материал, т.е. нажитый человеком в жизни. Накапливает этот материал эмоциональная память, которая необходима для общения. Прежде чем начать общение, необходимо создать предполагаемые обстоятельства, конкретно офантазировать при помощи эмоциональной памяти, когда фантазия и память возбудят повторные чувства и мысли, наметьте себе цель, задачу, действия. Упражнения. 1. Посмотрите и послушайте через окно, что делается на улице. 2. Вспомните все события вчерашнего дня. 3. Вспомните музей им. Шишкина. 4. Вспомните картину художника Репина «Бурлаки», Соврасова «Грачи прилетели». Упражнения на отношение к объекту – когда сам объект возбуждает отношение, эмоцию. (в этих упражнениях можно использовать одну-две фразы если необходимы для действия). 1. Перевязать раненую руку. а) близкому человеку; б) человеку, причинившего вам горе и страдание;(Здесь действия «Что делаете?» одно и то же – перевязываете, а «Как делаете?» – разное). 2. Вернуться домой после нескольких дней отсутствия. а) к матери; б) в семью брата, где вам не рады; 3. Встретить и принять прибывших к вам домой а) из длительной командировки друга; б) не желанного скучного гостя; 4. Поздороваться с человеком. а) которому должен и еще не скоро можешь отдать долг; б) с директором училища;. 5. Преподнести подарок. а) новобрачным; б) подруге, с которой примерилась недавно. 6. Навещать больного. а) мать или отца; б) умирающую подругу; 7. Ответить на приветствие а) человека, с которым в ссоре; б) которого не уважаешь. 7. Уступить место. а) женщине с ребенком; б) пожилому незнакомому человеку. Способы, приемы общения. Если имеются внутренний материал и объект, с которым надо общаться, необходимо найти средства, приемы, пути общения. Прежде всего можно общаться словами, голосом. Слова передают мысль, а голос – интонация окрашивает слова, мысль чувством – это «есть» общение словесное. Можно общаться жестом, движением (назвать, указать, оттолкнуть и т.п.). Это по словам Станиславского, является «физичность общения» значит физическое общение. Но самое тонкое общение – это «лучеиспускание и лучевосприятие». Разговор глаз - самый ценный способ общения, так как он передает подсознательное, сверхсознательное. Упражнение на словесное действие. Много слов не употребляйте. Надо произнести те слова, которые необходимы для действия и достижения поставленной цели. 1. Посещение доктором больной. Больная вся забинтованная, двигаться ей нельзя. 2. Тюрьма. Ночь. В камере двое. Они связаны и лежат в разных углах. Каждому нужно выяснить, кто его соседка и откуда она. 3. Разговор двух людей, находящихся в разных комнатах. 4. Телефонный разговор на 2 человека, можно третий, когда в разговор случайно вмешивается третий человек. 5. В комнате сидят двое и беседуют. Погас свет, но разговор продолжается. 6. Деловой разговор – один находится у окна на пятом этаже, а другой внизу на улице. 7. Разговор между девочкой и мальчиком о школьных уроках через запертую дверь. 8. Шоссе. На дороге стоит машина со срочным грузом, шофер под машиной что-то исправляет, а сопровождающий торопит его и предлагает свою помощь. Упражнения на физическое общение , т.е. на органическое молчание. Все жесты и движения должны быть конкретны, выразительны и оправданы. 1. Развесить красные флаги в канун 2 ноября в оккупационной зоне, где хозяйничают фашисты. 2. Уничтожить вражеский склад с оружием. Три партизана. 3. Передать задание подпольной организации. Место действия- городской сад, скамейка, кругом народ. 4. В засаде. В этот дом должны прийти враги, изменники Родины. 5. Читальный зал где идет собрание. Две подружки сидят в разных рядах. Им надо уходить на занятия. 6. Раненный говорить не может, действует только правая рука. Надо попросить у сестры палаты ручку и бумагу, чтобы написать письмо домой. 7. Вызвать парня на свидание, ведя разговор через закрытое окно дома. Упражнения на лучеиспускание и лучевосприятие. При исполнении этих упражнений мышечно не напрягаться, не нервничать, не торопиться, не прибегать к мимическим ужимкам, а стараться передать свое отношение, эмоцию партнеру через глаз. Надо попробовать передать свое внутреннее побуждение партнеру, а партнер должен понять, что ему передает. ( Дать предлагаемое обстоятельство тихо от партнера). 1. Вспомнить день первого объяснения в любви. 2. Выразить свое презрение к партнеру. 3. Вспомнить приятную и неприятную встречу. 4. Пожалеть партнера. 5. Обласкать актера. 6. Ваш партнер соперник. 7. Вспомнить о смерти близкого человека. Приспособления. Это как внутренние, так и внешние ухищрения, приемы, способы, при помощи которых люди подходят при общении друг к другу и воздействуют на партнера. Приспособления необходимо, чтобы заразить других своим состоянием и заставить их лучше чувствовать то, что не досказывается словами. Приспособления бывают сознательные и подсознательные. Любые человеческие состояния, настроения, учил Станиславский, окажутся пригодными для новых красок и оттенков приспособления, если будут оправданы изнутри. 1. Под полом сидит партизан. В избу вошли посторонние, надо предупредить спрятавшегося, чтобы он не выходил. 2. Испания. Встреча советского туриста – рабочего с безработным испанцем. 3. Встреча молодежи в дни фестиваля в Москве. Разные специальности, разные языки, идет общение. 4. На другом берегу сидит девушка. Нужно позвать ее. 5. По двору тюрьмы ведут группу комсомольцев на расстрел. Надо сообщить товарищам, глядящим из окон тюрьмы, что среди них есть провокатор. Всякое человеческое настроение, состояние, может служить приспособлением. Вот какие бывают человеческие настроения: спокойствие, возбуждение, добродушие, ирония, упрек, каприз, обман, притворство, отчаяние, угроза, ложь, хитрость. Это состояние только тогда пригодны для приспособления, когда они оправданы изнутри. Упражнения. 1. Выпроводить из комнаты (притворство). 2. Уговаривать подругу идти в театр. (хитрость). 3. Отпроситься у директора домой. (обман). 4. Уговорить родителей отпустить на комсомольскую стройку (упрямство). 5. Выпытать тайну у своей подруги (угроза). 6. Выпросить любимую вещь у сестры (подлизывание). Упражнения на 2-х. Дать по фразе каждому. «Кляп скорей», а второму «Замри». Больше этих слов произносить нельзя. Предлагаемые обстоятельства и действия. ХАРАКТЕРНОСТЬ. «… Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» Ф.Энгельс. Через действие передается внутренняя жизнь, внутренний мир человека – роли. По действия и поступкам, говорил К.С.Станиславский, мы судим о людях, изображаемых на сцене и понимаем, кто они, какая внутренняя характерность образа. И чтобы создать внутреннюю характерность, надо найти «себе время» («Я есмь» в предлагаемых обстоятельствах) и роль в себе, а это значит, что надо найти в себе, воспитать и вырастить внутренние элементы, качества, необходимые для изображаемого образа. Для этого актеру необходимо точно определить характер действующего лица, найти его «зерно» (мировоззрение, мироощущение), эмоциональную сущность образа, так как поступки, действия складываются в зависимости от характера действующего лица. Но чтобы лучше донести до зрителя внутреннюю характерность, нужна еще внешняя характерность. Внешняя характерность создаваемого образа часто рождается сама собой в результате правильно созданного внутреннего образа. Тогда и появляются типичные для образа действия, движения, походка, положение тела, речь и т.д. Алексей Попов говорил, что образ – это комплекс определенных поступков и что, овладевая, осваивая образ действий данного лица (внутренняя характерность), актер воспитывает в себе и определенную физику (внешняя характерность). Характерность можно добывать из реальной и воображаемой жизни, из своего личного жизненного опыта, из наблюдений за людьми, даже от простого случая, произошедшего на ваших глазах, из виденных вами кинофильмов, художественных картин и т.д. Но при всех этих внешних исканиях, нельзя терять внутренне самого себя. Актер в своем творчестве в любой роли прежде всего должен находить самого себя. Душа человека , - говорил Станиславский, необъятна, и в ней умещаются и «Отелло» и «Гамлет» и т.д. И в тот момент, как только вы ушли от себя, вы убили роль, образ. Внешней характерности помогают костюм, грим, прическа, парики и т.д. Найденная актером внешняя характерность в свою очередь помогает ему схватить и углубить ускользающую внутреннюю характерность. Внутренняя характерность складывается из задач, действий, поступков. Надо поставить себя на место действующего лица и помогать действовать так же, как изображаемое лицо. Став другим, но все же оставаясь самим собой – это и есть перевоплощение в образ. Чтобы создать характерность того или иного образа, необходимо добиваться логики действий (старика, купца, китайца и т.д.). Понять эту новую для них логику (стариковскую, купеческую), а не копировать. Надо действовать в этой логике, но никогда не терять самого себя. Нельзя создавать на сцене характерные образы «вообще» (вообще купца, старика). Все действия «вообще» взять из жизни, они встречаются в действительности. Но не в них суть, не они типичны – нужно создание логичности, индивидуальности. Сначала надо изучить самую природу данной внешней характерности, надо не копировать внешне, а изучать. Копия – не творчество. Упражнения I. Природно-физиологическая характерность: 1. Старик; 2) Толстый; 3) Хромой (хромота бывает разной); 4) Человек, у которого нет ног, он передвигается на протезах; 5) Человек без руки; 6) Слепой; 7) Горбун; 8) Глухой и т.д. II. Профессиональная внешняя характерность. 1) Кузнец; 2) Печатник; 3) Шахтер; 4) Боксер; 5) Продавец; 6) Балерина; 7) Враг; 8) Военный (пехотинец, танкист, матрос и т.д.) III. Национальная внешняя характерность. 1) Туркмен; 2) Француз; 3) Якут; 4) Эфиоп; 5) Татарин; 6) Грузин; 7) Армян; 8) Литовец; 9) Фин; 10) Швед; 11) Негр и т.д. IV. Внешняя характерность прошлого: 1) Купец; 2) Лавочник; 3) Аристократ; 4) Священник; 5) Кучер; 6) Коробейник; 7) Помещик; 8) Нищий и т.д. |