ДЕЙСТВИЕ – ОСНОВА СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. Настройка к действию Для коллективной творческой работы необходимо знать о внутренней собранности, организованности, чувство локтя партнера, готовность активно включиться в процесс сценического действия. (Групповые упражнения: встать бесшумно, сесть, перейти с места на место, переставить мебель, сесть в полукруг, поменяться стульями и т.д. 1. «Печатная машинка»;2. «Цифры»; 3. Петь песню хором в разном темпе, препод. дирижирует вверх-вниз; 4. «Жмурки», «Третий лишний», «Спортивные комнатные игры» и т.д. Перечислить наибольшее количество предметов, городов, актеров, режиссеров. Эти упражнения помогают добиться организованности в работе, дисциплинирует волю, подготовить вас психически и физически к активным целесообразным действиям.). ДЕЙСТВИЕ – ОСНОВА СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА. Искусство актера – это искусство сценического действия. Действие является главным средством сценической выразительности. Через активное, целенаправленное, органического действие воплощается внутренняя жизнь образа и раскрывается идейный замысел произведения. Первая ступень – в овладении процессом органического действия – преодоление публичности творчества.. («что-либо рассмотреть», «узнать», «отыскать», «прочесть», «перейти», «обращаться с вопросом» – это простые действия научить вас отвлекаться от зрителей, увлекаясь на сцене конкретным действием). Вторая ступень – действия, осуществляемые на публике в условиях вымысла. (Здесь важно в простых упражнениях действовать органично и целесообразно в плане сценической импровизации. Это значит действовать сегодня, здесь, сейчас). Третья ступень - овладения органическим действием связана с его повторностью, где происходит перерастание импровизационного упражнения в отработанный этюд в котором фиксируются логика и последовательность действия. Вы должны научиться повторять не повторяясь Упражнения. 1. Налить стакан воды и подать мне; 2. Открыть или закрыть форточку и т.п. (повторять вторично эти упражнения). 3. Взять часы или кольцо, попросить хозяина выйти, спрятать, пригласить и предложить найти. Первый раз вы выполняете как жизненное действие, а при повторении перейдет в плоскость сценического действия. Это значит нарушается живой органический процесс и возникает элемент механичности, наигрыша. Роль вымысла в творчестве актера станет особенно ощутимой, если проделать одно и то же действие в разных предлагаемых обстоятельства. Например: пройти по залу и подняться на сцену. Оправдание – идете через двор, поднимаетесь на крыльцо дома. В процессе вопросы: Куда? Зачем я иду?, т.е. определяется ближайшая цель и обстоятельства, необходимые для совершения действия. Эти обстоятельства могут быть дополнены другими вымыслами: идет дождь, град, холод, на дороге злая собака, в доме лежит тяжело больной, ожидающий помощи. Здесь и вообще необходимо знать определенную цель и внутреннее оправдание, без чего нельзя ничего не делать. Активное сценическое действие всегда предполагает преодоление препятствий на пути к достижению цели, а, следовательно, и борьбу. Борьба – обязательное условия развития действия. Без противоречий, конфликта, столкновений, борьбы не может быть и сценического творчества. Пример на столкновение. Один переходит улицу в неположенном месте, а другой – милиционер. Задача прохожего – не опоздать на свидание, а милиционера - оштрафовать нарушителя. Исход этой борьбы будет зависеть от того, насколько каждый будет активен в достижении цели. Итак, для действия характерны два признака: 1. Волевое происхождение; 2. Наличие цели; Цель действия заключается в стремлении изменить явление, предмет, на который оно направлено. Эти два признака коренным образом отличают действия от чувств. Между тем и действия и чувства одинаково обозначаются при помощи слов, имеющих глагольную форму. Глаголы, обозначающие акты человеческого поведения, в которых присутствует, во-первых, волевое начало, во-вторых, определенная цель, являются глаголами, обозначающими действия.. Например,просить, упрекать, утешать, прогонять, отказывать и т.д. Глаголы же, обозначающие акты, в которых отсутствуют признаки (воля, цель) являются глаголами, обозначающими чувства (жалеть, гневаться, любить, презирать, отчаиваться и т.п.). Это правило вытекает из законов человеческой природы. В соответствии с этими законами можно утверждать: чтобы начать действовать, достаточно этого захотеть (я хочу убеждать и убеждаю; я хочу утешать и утешаю и т.д.). Итак, не играть чувства, а действовать, не накачивать себя чувствами, а копить их, не стараться выявить их, а удерживать себя от их преждевременного выявления – таковы требования метода, основанного на подлинных законах человеческой природы. Итак: хотение – задача – действие. Для реализации своего хотения должен быть объект и стремление к действию – только при этих условиях можно выполнить свою «хочу». Содержание этого стремления и является задачей. Задача – это хотение в действии. Для выражения своего хотения надо намечать задачи простые, посильные и выполнимые. Задача становится интересной, когда она идет от внутреннего чувства. Когда чувство молчит и не находит задачи, ум подсказывает, увлекая за собой чувство. Наша воля заставляет хотение через задачу переходить в действие, таким образом, поставленная задача реализуется действием. Схема данного процесса: во-первых, выразить четко мысль (зрение с помощью воображения рисует нам видения, т.е. представления, а представление вызывает у нас суждения); во-вторых, мысль вызывает и увлекает чувство, не насилуя его, в – третьих, чувство возбуждает хотение:; в – четвертых, хотение превращается в стремление, т.е. задачу, и в – пятых, стремление переходит в действие. Упражнения. 1. «Идете на свидание» /хотение – хочу ему понравиться/; (задача, реализуемая действием – выбираю платье, туфли, делаю прическу и т.д.). 2. Заблудились в лесу. 3. Варенье заперто в шкафу (хочу попробовать). 4. Фашисты ведут обыск в каждом доме, ищут подпольную типографию. У вас тоже есть подпольная литература. (Хочу приготовиться к обыску). 5. Группа комсомольцев в плену. Лежат в сарае связанные. (Хочу бежать). 6. Ремонт в квартире. Забыли и испачкали краской новый костюм. (Хочу ликвидировать пятно), 7. Ждете к себе в гости друзей. (Хочу создать уют и приготовить стол). 8. Пришла к подруге домой, ее нет, надо ждать более часа. (Хочу занять себя). 9. Только что увезли ребенка в больницу, у него грипп, буду делать дезинфекцию. (Хочу приготовить комнату для дезинфекции). Задачи, как и хотения, бывают физические, элементарно и сложно психологические. Разделить их нельзя. Всякой физической задаче можно дать психологическое обоснование. 1. а) «Убрать комнату» (физическая задача). б) «Убрать так, как любит ваша мать». (элементарно-психологическая задача). в) «Убрать комнату после дня похорон близкого вам человека» (сложно-психологическая задача). 2. Приготовить обед. а) повар готовит в столовой обед; б) мать готовит, чтобы порадовать детей их любимым блюдом. в) готовит отец, чтобы накормить тяжело больную дочь. 3. Ухаживать за больным. а) санитарка ухаживает за больным. б) ухаживает за знакомым человеком. в) ухаживает за привезенным с фронта в лазарет своим сыном. 4. Сжигать бумагу. а) сжигать в печке ненужную бумагу. б) сжигать книги, тетради, чтобы нагреть комнату. в) сжигать подпольную литературу перед обыском. Упражнения на физические действия. Здесь действия остаются, а цель меняется. 1. Спрятаться а) чтобы спастись от погони. б) чтобы шутя напугать подругу. 2. Готовить посылку. а) для того, чтобы послать подарок брату ко дню рождения. б) чтобы отослать вещи мужа, с которым разошлась. 3. Зажечь спичку. а) чтобы найти вещь, которую уронил. б) чтобы зажечь фитиль для взрыва немецкого склада. 4. Шагать по комнате. а) чтобы определить ее размер. б) чтобы разносить тесную обувь. 5. Напевать. а) чтобы вспомнить мотив. б) чтобы подготовиться к выступлению, не мешая соседу. 6. Развернуть газету. а) чтобы прочесть фельетон о знакомом. б) чтобы сделать из нее колпак от солнца.. 7. Сесть за стол. а) чтобы написать серьезное письмо. б) написать шутливое письмо для розыгрыша подруги. 8. Налить воды. а) чтобы принять лекарство. б) чтобы отнести человеку, которому плохо. 9. Закурить а) чтобы отогнать комаров. б) чтобы попробовать, стоит ли мне начать курить. 10. Набрать номер телефона. а) чтобы пригласить девушку на бал. б) чтобы узнать результаты приемных экзаменов и т.д. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание – это калитка к творчеству, ко всякому творчеству /К.С.Станиславский/ Внимание – психический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений одно воспринимается особенно ярко. Внимание у человека в жизни непроизвольно и непрерывно. У каждого человека внимание бывает различное. Оно зависит о общих и чисто субъективных свойство человека и в какой-то мере от профессий и системы воспитания. В каждой сфере творческой деятельности человека, нужно внимание, сосредоточенность мысли, чувства и целиком всего организма. Все это во многом зависит от волевых качеств человека. Сценическое внимание должно быть произвольно, т.е. находится в зависимости от нашей воли, и так же как в обычной жизни, непрерывное. Внимание нужно актеру во все время нахождения на сцене. Надо быть внимательным во время пауз и во время своих реплик. Внимание - это элемент внутреннего сценического самочувствия. Умение сосредоточить свое внимание на подмостках сцены, связано с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), способностью мыслить и действовать. I этап изучения внимания. Развитие сценического внимания в реальной плоскости. Каждый человек, предмет, на которых мы останавливаем наше внимание, называется объектом внимания В упражнениях необходимо смотреть по-настоящему, осмысленно, а не механически, формально, и важно, чтобы вы были по-настоящему внимательны, а не изображали внимание. Упражнения на близкий объект – точка. 1. Даю любой предмет ( коробка спичек, часы, портсигар, ручка и т.п.). посмотрите цвет, форму, его особенности и детали. Расскажите, что привлекло ваше внимание. 2. Внимательно рассмотреть сидящего рядом. Как она одета, какие цвета, какая поза, волосы и т.д. 3. Дать открытки с изображением людей на1-2 минуты. Расскажите на память увиденное. Упражнения на средний объект – точка. 1. Рассмотрите предмет, находящийся на среднем расстоянии и рассказать о нем. 2. Рассмотреть предмет, находящийся на дальнем расстоянии и рассказать о нем. Это будет дальний объект точка. Необходимо научиться на публике по-настоящему смотреть и видеть, слушать и слышать. Это все начинается с практической проверки внимания на все органы чувств. Упражнения на зрительное внимание. 1. Рассмотреть художественные открытки и выполнить изображенные на них позы людей (одиночные, парные, групповые, иметь с собой открытки). 2. Составить из спичек какую-нибудь фигуру и дать посмотреть на некоторое время, а затем повторить, что увидели. 3. «Зеркало» на 2-х отражение. 4. «Тень». Одна идет делая разные движения, другая тоже одновременно повторяет эти же движения за ним. Упражнения на слуховое внимание. 1. Послушать и запомнить звуки: в комнате, в коридоре, на улице и рассказать, что слышали. 2. ½ группы посадить на стулья лицом к стене, а позади поставить другую половину и предложить вести разговор между собой, шаркать ногами, хлопать в ладоши, ронять ручки, тетради, монету и т.д. Группа, которая сидит рассказывает подробно, что они слышали (звуки, фразы, слова и т.д.) Упражнения на осязательное внимание. Эти упражнения делаются не глядя на объект. 1. Найти поверхностные повреждения не глядя на столе. 2. Определить знак и достоинство денежной монеты. 3. Определить буквы, наколотые булавкой на бумаге. 4. Отделить пальцами одной руки один волосок из пряди волос. 5. Нащупать под газетой иголку. 6. Нащупать и определить какие предметы лежат на столе под скатертью и т.д. Упражнения на обоняние. Здесь необходимо понюхать без излишнего напряжения. 1. Понюхать сверток (яблоки, груши). 2. Понюхать , не пахнет ли горящей резиной. 3. Понюхать и ощутить запах пудры, лежащей в сумке. 4. Понюхать цветы и определить запах. 5. Понюхать портфель, сумку. 6. Понюхать соседку, какими духами надушена сегодня. Упражнения на вкусовое внимание. Лимон, яблоко, жареное мясо, шашлык, селедка, колбаса, творог, парное молоко, свежее мясо и т д. КРУГИ ВНИМАНИЯ. Круг внимания представляет собой пространство, площадь, заключающую в себе множество отдельных, самостоятельных объектов, ограниченную линиями самих предметов. Круги внимания бывают: малый, средний, большой. Упражнения. Положить несколько предметов на стол. 1) Каждый из вас рассмотрите один из них, и отвернувшись к стене, рассказать о предмете. Этот предмет является объект – точка. 2) Теперь рассмотрите все предметы, которые находятся на столе и расскажите. Это малый круг внимания. 3) Рассмотреть часть комнаты с находящимся в ней столом и рассказать, что в ней увидели. Это средний круг внимания. 4) Рассмотреть всю комнату и рассказать о том, что в ней увидели. Это большой круг внимания. Если внимание рассеивается на сцене, необходимо ограничить площадь внимания до предела среднего круга. Если и это не помогает сузить до малого, то следует обратиться к помощи объекта – точки и удержав, сосредоточив свое внимание на ней, возвратиться в малый, средний, большой круг внимания. Внимание к объекту в искусстве должно быть чрезвычайно стойким. Искусство не нуждается в скоропроходящем, скользящем, поверхностном, обрывчатом внимании. Чтобы удержать внимание на объекте, надо оправдать это внимание к объекту, окружить этот объект привлекательным вымыслом воображения и начать действовать. Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Упражнение. 1) Рассмотреть один из предметов, разложенных на столе (перчатки, ключи, очки, кольцо и т.д.) и наделить интересным вымыслом воображения. Вопрос: Какой у вас объект? Ответ: Я рассматриваю кольцо… Вопрос: Оправдайте, почему вы так внимательно рассматриваете этот предмет? - Действуйте. 2) Раздаю репродукции картин художников. Рассмотрите позы натур. Наделите их вымыслом воображения и начинайте действовать. II этап изучения внимания. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости. На сцене, в пьесе, в роли и в самой действительности существуют две главные плоскости жизни нашего внимания. Реальная и воображаемая. Идя по линии роли, исполнитель попадает то в одну, то в другую из этих плоскостей. Поэтому необходимо пользоваться на сцене не только внешним, но и внутреннем зрением. Для этого необходимо развивать внутреннее внимание, фиксируемое на объектах воображения, внутренней жизни. Говорим ли мы, думаем ли, вспоминаем ли, фантазируем ли о каком-либо явлении, предмете, действии, о событиях и моментах, пережитых в реальной или воображаемой жизни, мы видим все это на экране нашего внутреннего зрения и останавливаем на этих представляющихся нам образах и объектах наше внимание. Процесс просмотра ленты внутренних видений должен происходить на сцене все время, пока мы живем там жизнью роли и передавать эти видения партнеру. Упражнения. 1) Рассказать о своей квартире подробно. (как расположена, двери, окна, мебель, кухня), а остальным рисовать по рассказу. 2) Описать хорошо знакомое здание в городе. (остальным слушать и угадать). 3) Описать внешность актеров, писателей, певцов, певиц, скульпторов. (остальным отгадывать). Круги внимания на воображаемой плоскости. 1. Объект – точка - плюшевый мишка. 2. Малый круг - витрина магазина. 3. Средний круг - весь магазин игрушек. 4. Большой круг - ярмарка, в которой находится магазин игрушек. III этап. |