ЧУВСТВО ПРАВДЫ, ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ «В искусстве все неверное действительности есть ложь и обличает не талант, а бездарность» В.Т.Белинский Что же такое сценическая правда? Сценической правдой мы называем то, во что верит артист во время своего творчества на сцене. Мы не должны и не можем верить в действительность окружающей нас декораций, мы должны верить в подлинность своего ощущения, переживания и физического действия при данных предлагаемых обстоятельствах. Каждый момент пребывания на сцене мы должны верить в правду переживаемого чувства и в правду проводимых действий. Этому помогает логика и последовательность. Они создают в творчестве порядок, стройность, ясность цели, помогают вызвать подлинное последовательное чувствование. Физические действия подчиняются нашему сознанию, воле. Они доступны, весьма устойчивы, более понятны своей правдой и легче фиксируются. А правда физических действий непременно потянет с собой и правду чувств. В создании правды простого физического действия помогают упражнения на беспредметное действие, т.е. упражнения с воображаемыми предметами, потому что при работе с реальными предметами часть действий обычно проскакивает инстинктивно из-за жизненной механичности. В реальной жизни мы не успеваем уловить эти упущенные моменты, нарушается логика, а с ней и правда. При беспредметном же действии приходится приковывать внимание к каждой самой маленькой составной части большого действия. Упражнения на физическое действие с воображаемыми предметами вы должны вы должны совершать действия за действием логически, последовательно, не пропуская ни одной хотя бы и маленькой ступеньки действия. Главное сосредоточить внимания к предмету, создать самоконтроль, не отвлекаться от действия. 1. Взять нитку в иголку и шить. 2. Писать письмо, заклеивать конверт. 3. Надевать, снимать пальто, пиджак, кофту, носки, чулки, ботинки. 4. Доставать из кошелька деньги и считать их. 5. Кроить платье по выкройке. 6. Причесываться перед зеркалом. 7. Стирать белье в тазу. 8. Месить тесто. 9. Чистить картофель. 10. Мыть посуду столовую. 11. Чистить ягоды (клубнику). 12. Жарить яичницу. 13. Пить чай с лимоном. 14. Стелить постель. 15. Чистить ботинки, сапоги. 16. Мыть пол в комнате. 17. Играть на музыкальных инструментах / фортепиано, балалайка, гитара, труба, саксофон, кларнет, арфа и т.д./ Когда вы познали физический процесс упражнений , надо проделать эти упражнения в разных предлагаемых обстоятельствах. При этом логика и последовательность остается та же, меняется лишь ритм, отношение к вещи, манера поведения, т.е. как вы будете делать. Например: Снимать пальто – вернувшись с работы. Снимать пальто, придя из больницы от близкого человека, который находится в тяжелом состоянии. Снимать пальто в гардеробе театра, куда пришла с парнем на спектакль и т.д. На дом взять по одному упражнению из вышеперечисленных и дать предлагаемые обстоятельства в 2-х вариантах к следующему уроку и действовать. Упражнения. 1) Починить электроприборы. 2) Оклеить комнату обоями. 3) Отремонтировать часы. 4) Растопить печку. 5) Заклеить окна на зиму. 6) Погладить юбку. 7) Оформить газету. 8) Заправить керосиновую лампу. 9) Чистить селедку. 10) Нанизывать бусы. 11) Кормить кур. 12) Открывать консервы. 13) Завести патефон. 14) Ловить рыбу. 15) Шинковать капусту. 16) Ставить самовар. 17) Бинтовать руку. 18) Сплести кнут. 19) Штукатурить стену. 20) Жать пшеницу. 21) Прясть, вязать 22) Переходить через ручей. 23) Лепить из глины. 24) Пить чай. 25) Достать воду из колодца. 26) Клеить коробку. Групповые упражнения. 1. Кружок «Кройки и шитья» (шить на машинке, кроить, примерять на манекене, шить руками, гладить детали платья, пришивать пуговицы). 2. Часовая мастерская. 3. Вечер в студенческом общежитии.(читают, пишут письма, гладят костюм, пьют чай, играют на гитаре, поливают цветы). Каждое действие следует рассматривать как звено в логической цепи роли, для чего нужно прежде всего знать прошлое (прелюдию) и иметь перспективу на будущее. Каждое действие должно иметь причину и следствие, т.е. исходить из предыдущего действия и рождать новое, которое из него логически вытекает. Необходимо запомнить, что каждое физическое действие распадается на ряд еще более мелких действий. Например: Вы готовитесь к приезду гостей (лучших друзей). Линия действий: 1) Привести порядок в комнате. 2) Приготовить сервировку стола. 3) Одеться самой к приходу гостей. 4) Еще раз осмотреть обстановку в комнате. 5) Ждать Эти все линии действий, но эти действия распадаются на мелкие действия. Например первое действие «Привести порядок в комнате». 1) Осматриваю комнату, соображаю, с чего начать уборку. 2) Убираю разбросанные по стульям вещи, полотенца, плащ и т.д. 3) Навожу порядок на книжной полке. 4) Подметаю пол и стираю пыль с мебели. Второе действие «Сервировка стола». 1) Вымыть руки после уборки. 2) Постелить чистую скатерть. 3) Расставить на столе посуду. 4) Разложить фрукты, конфеты, пирожки, бутылки и т.д. 5) Смотри чего не хватает, салфетки и т.д. Упражнения на дом. Наметить физические действия, образующие состояние. Чтобы передать на сцене то или иное чувство, нужно проникнуть в его природу, т.е. понять логически, что делает человек в данном состоянии. А чтобы это понять, необходимо обращаться к своему жизненному опыту, вспоминая когда-то пережитое, прочувствованное или к литературному искусству, окружающей действительности. Здесь необходимо уметь из ряда физических задач, действий, связанных логически и последовательно, создать любое состояние человека, но не играть само состояние. Сначала внешняя линия физических действий рождается в сознании, а уж потом переходит в действие. Ожидание, ровность, любовь, зависть, скупость, ненависть, жадность, радость, страх, гнев, ярость, насмешку, отвращение, презрение, виновность, гордость, притворство, упрямство, беспокойство, печаль, отчаяние. На сцене очень важно соблюдать последовательность и непрерывность в движениях. Это необходимо для выразительности и законченности жеста. Сценические движения бывают различными: есть движения малые (движение рук, ног, кистей, пальцев, головы), средние (движения при участии корпуса), большие (движения с переменой положения тела, с отрывом от пола). Сделать малые средние и большие движения и оправдать их. Правда на сцене то, во что мы искренне верим как внутри себе самых, так и в душах наших партнеров. Правда неотделима от веры, а вера от правды. Они не могут существовать друг без друга, а без них не может быть ни переживания, ни творчества. Все на сцене должно быть убедительно как для самого артиста, так и для партнеров и для смотрящих зрителей. Этюды. 1) «Сжигать деньги». Казначей, горбун, жена казначея, сестра горбуна. Казначей считает деньги, в это время вызывает мужа в другую комнату, в это время горбун берет деньги и бросает в печку, входит казначей, увидев горящие деньги бросается спасать деньги, но бесполезно. Ваши дальнейшие действия. 2) «Подкидыш». Вы возвращаетесь домой, и на пороге находите подкидного ребенка. Вскоре истощенный подкидыш умирает на ваших руках. Вы женщина добрая, жалостная, внимательная и т.д. Действуйте. Мысленные представления о действии помогают вызывать самое главное – внутреннюю активность, позывы к внешнему действию. Весь этот процесс происходит в той области, которая является нашей сферой для нормального естественного творчества. Таким образом, прием познавания логики и последовательности чувствования через логику и последовательность физического действия практически вполне оправдывается. Логика и последовательность оправданных физических и психологических действий приводят к правде и вере чувствований. Когда мы подлинно живем в воображаемой плоскости, такое состояние на сцене называется «Я есмь». Здесь секрет в том, что логика и последовательность физических действий и чувствований приводит нас к правде, правда вызывает веру и все вместе создает «Я есмь». Оно означает: Я существую, я живу, я чувствую и мыслю одинаково с ролью. Иначе говоря, «Я есмь» приводит к эмоции, к чувству, к переживанию. Там где правда, вера и «Я есмь», там неизбежно и подлинное, человеческое переживание. ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ Манеры человека – это зеркало, в котором отражается портрет его. В Гете. Природа творческого мастерства актера требует, чтобы его физический аппарат был подготовлен для действия. Необходимо тренировать не только внутренний аппарат, создающий процесс переживания, но и внешний, телесный аппарат, отображающий нашу внутреннюю жизнь. Чтобы выработать умение двигаться выразительно и правдиво, нужно заниматься пластикой, ритмикой, танцем и т.д. Мы обратимся только к одному из этих разделов – освобождению мышц от лишних зажимов, от ненужного напряжения. Мышцы состоят из клеток, способных сокращаться под влиянием нервной системы. Мышца всегда находится в легком сокращении, которое называется тонусом. Мышцы произвольных движений расположены поверх скелета и приводят в движение кости и кожу. Мышцы непроизвольных движений расположены в кровеносных сосудах и других внутренних органах и органах чувства. Предметом нашего изучения должны быть мышцы произвольных движений, которые подчиняются воле человека. Упражнения. 1) Напрячь все мускулы и разделить число 3450 на 15. 2) Тянуть стул из рук партнера, и в тоже время умножить числа 17 на 20 или прочитать стихотворение и т.д. 3) Отыскать оброненный предмет (карандаш, ручка, ключи), (сначала сделает логично и правдиво, потом попросить повторить эти же действия, а остальные проверяют правильно делает ученик или нет). Физическое напряжение, непроизвольная зажатость мышц парализуют активную деятельность человека, его психическую жизнь, мешают творческому процессу. Работа над телом требует большого тренажа. Пока существует маленькое физическое напряжение, не может быть и речи ни о каком творчестве, о правильном действии, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни действующего лица. Следовательно, прежде, чем начать творить, надо привести в порядок свои мышцы, научиться понимать их, управлять и владеть ими. Упражнения. 1. Сесть поудобнее, ослабить напряжение и начать проверку лишних напряжений (частичные напряжение в мышцах рук, ног, и т.д.). 2. Сесть на край стула, определить зажимы и снять их. 3. Походить по комнате. 4. Прислониться к стене, облокотиться на стол. 5. Лежа отдыхать на диване. 6. Измерить длину комнаты обыкновенными шагами. 7. Открыть и закрыть дверь. 8. Подготовить комнату для приема гостей. 9. Протереть стекло. 10. Разобрать содержимое сумочки. 11. Завязать галстук. 12. Повязать косынку. Ощущать работу мышц и подчинять их своей воле. 1. Сесть прямо и отвести плечи назад. Отвести сперва правое плечо, потом левое, не помогая руками. 2. Проверить работу мышц кисти рук. Подвигать каждым пальцем руки в отдельности. Согнуть пальцы рук поочередно. Потрясти кистями рук. Помахать кистями рук на лицо. 3. Встать у стены и на счет 4,6,16,32 постепенно сгибаться и разгибаться. Тоже самое сидя. 4. Прохаживаясь по комнате поочередно напрягать мышцы правой руки, затем левой, правой ноги, затем левой, левой руки правой ноги и наоборот. Центр тяжести человеческого тела находится в точке, лежащей на 2-2,5 сантиметра ниже крестцовой кости и на 4,5 сантиметра выше линии, соединяющей центры обоих тазобедренных суставов. При перемене положения тела центр тяжести смещается. Когда при наклоне туловища в любую сторону центр тяжести оказывается не над площадью опоры, человек падает. Этого он может избежать, переставив одну ногу и тем самым создав новую площадь опоры, над которой оказывается теперь смещенный центр тяжести. Упражнения. 1. Взять два стула и поставить на расстоянии метра один от другого. Встать на коленки на один стул и, дотянувшись, ухватиться рукой за другой стул, одновременно оторвав другую ногу от пола. 2. Встать коленками на стул, придерживаясь одной рукой за стул, другой, не дотрагиваясь до пола, попытаться поднять коробку спичек, бумагу и др. 3. Не вставая со стула, передать книгу далеко стоящему соседу. 4. Не сходя с места вытянуть как можно дальше одну руку, потом обе руки. 5. Представьте, что вы сидите на стуле и кто-то пытается столкнуть вас с него. (Определить точки опоры). Упражнения на мгновенную ориентировку. 1. Спокойно сесть на стулья. По хлопку каждый из вас должен принять какое-либо положение – позу, как бы застыв на месте. (Определить точки опоры). 2. Бег по комнате, внезапная остановка перед условной чертой – как у края пропасти или обрыва. (Позы не придумывать, а заранее и внезапно). 3. Одни стоит у стены, другой берет за руку стоящего и рывком вытаскивает на середину комнаты, и он замирает в позе «приземления». Надо научиться определять, какие мышцы несут нагрузку при данном физическом действии, и пользоваться ими ровно настолько, насколько бывает это необходимо в обыденной жизни при совершении данного действия. Упражнения. 1. Взять со стола спичечную коробку, ручку, карандаш. 2. Взять в руки вазу, книгу, очки т .д. 3. Стряхнуть с колена крошки, пыль, бросить смятый листок бумаги в корзину. 4. Достать из реки уплывающий платок. 5. Представить, что идешь ночью по узкому мостику, на котором не хватает одной доски. 6. Отыскать на стене гвоздик. Все эти упражнения должны выполняться без излишнего напряжения ежедневно, систематически, не только во время занятий, но и в самой реальной жизни, вне сцены, т.е. в то время, когда вы ложитесь, встаете, обедаете, гуляете, работаете, отдыхаете и т.д. Упражнения. 1. Перенести стул с места на место. 2. Сдвинуть стол с места. 3. Открыть крышку фортепиано. 4. Поднять ведро и т.д. Эти упражнения оправдать зачем делаете, для какой цели. Это надо знать, потому что актер всегда на сцене имеет дело с бутафорскими предметами. Упражнения. Вспомнить, каким физическим трудом вы занимались, и произвести эти действия по памяти. Например: рубить дрова, качать воду из колонки, достать ведро воды из колодца. Нести мешок с картошкой, выжимать мокрое белье, копать грядку и др. Парные упражнения: Пилить дрова, играть в теннис, играть в мяч и др. Групповые упражнения: Посадка молодых деревьев (копать землю, нести на носилках землю, неси кусты, нести ведра с водой, поливать из лейки). Доводить упражнения до правильного, точного мускульного напряжения. К.С.Станиславский говорил, что на сцене при каждой принимаемой позе или положении тела существуют три момента: 1. Излишнее напряжение, избежное при каждой новой позе и при выполнении от публичного выступления.. 2. Механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью контролера. 3. Обоснование или оправдание позы. Упражнения. 1. Сесть на стулья, по первому хлопку надо принять какую-либо позу; по второму не меняя позы, найти точку опоры, убрать лишнее напряжение; по третьему – всем оправдать свои позы вымыслом. (Чем вы оправдываете ваше положение? Каково ваше действие? Почему вы устремили взор на пол, на стену и т.д.?). 2. Две группы: режиссеры и актеры. Режиссеры ставят позу актерам или жест. Актеры оправдывают данное положение и начинают действовать, наметив себе цель действия и др. Вести дневник наблюдений, план в тетради, где упражнения и игры. ВООБРАЖЕНИЕ. Фантазия есть качество величайшей ценности… В.И.Ленин Творчество актера возникает и протекает не в реальной жизни, а в жизни, созданной художественным вымыслом, в которой важнейшую роль играет воображение, творческая фантазия. Фантазия – это мысленные представления, переносящие нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности. Воображение создает, воскрешает то, что есть, что бывает, что мы знаем, что было пережито или видено нами. Воображение имеет два свойства: 1) Воспроизводить образы, пережитые раньше в действительности. 2) Комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая эти образы в новом порядке, группируя их в новое целое. Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения. Ведь на сцене нет ничего подлинного: комната – не комната, а павильон; сценический отец – совсем не отец, а товарищ по училищу – в парике, гриме и т.д. Одним словом, все вокруг вымысел, ложь. Как же избежать фальши и правдиво жить чужой жизнью на сцене? Помочь может только творческое воображение. Упражнения на воображения должны воспитать способность верить, что заданное событие действительно может со мной произойти. Развитию воображения помогает живой интерес к действительности, к историческим материалам живописи, литературе и т.д. Воображать, фантазировать – это означает прежде всего видеть внутренним зрением то, о чем думаешь. Образы наших видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в памяти, и затем уже как бы мысленно переставляются во вне нас, для нашего просмотра. Мысленные представления о действии помогают вызывать самое главное – внутреннюю активность, позывы к внешнему действию. Станиславский говорил, что если актер перестает мыслить на сцене, он перестает и действовать, а стало быть и жить жизнью образа. Мыслить на сцене – это не только совершать психический акт, но и осуществлять одновременно особого рода физические действия. Такие действия и связаны с «видениями внутри зрения». Под термином видение Станиславский подразумевал не только зрительные, но и слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, мышечные ощущения, дополняющие и обогащающие образы зрительные. Упражнения. Вы – пастух, вы – водолаз, вы – индюк, вы – волк, вы – лиса, вы – космонавт. (В этих упражнениях надо жить в предлагаемых обстоятельствах. Ставьте себе вопрос: Где я нахожусь? Что я вижу вокруг? Что слышу? Когда это происходит? Почему я здесь? Для чего? и т.д.). Такие упражнения воспитывают образное мышление при котором даже отвлеченные мысли становятся чувственными и зримыми. Слушать, на нашем языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы. Упражнение. Пожар. (групповое упражнение). Главное в этом упражнении – непрерывность внутреннего видения и логика событий. Упражнения на развитие воображения надо проделывать и дома, и на улице, сидя в парке, на вокзале, наблюдая за людьми. Можно создать их автобиографии, подумать о том, что будет делать и куда идет тот, кого вы видели и т.д. Воображение легко откликается на введение условного «Если бы». Чтобы я сделал и как себя чувствовал, если бы этот сценический павильон был бы моей комнатой? Как бы я относилась к своей подруге по учебе, если бы она была моей матерью? и т.д. «Если бы» является рычагом, переводящим артиста из повседневной действительности в плоскость воображения. «Если бы» лишь предполагает, ставит вопрос на разрешение. Артистическое воображение начинается с оправдывания поз, т.е. с обоснования позы вымыслом воображения. Именно сюда вводится «если бы». Упражнения. Пройдите по залу и по хлопку принимайте любую позу, не меняя позы освобождайте мышцы, оправдайте это положение каким-либо действием. Оправдания по словам Вахтангова – это причина, по отношению к которой у вас нет никаких сомнений. Стоит только поверить вымыслу, и тотчас же ради жизненной задачи мертвая поза превратиться в живое, подлинное действие. В целях нахождения действенных оправданий не надо придумывать позу до хлопка, принимать танцевальные движения, оправдывать выражение чувств (испуг, радость и т.д.). Например. Если вскидываете руку, то можете оправдать это тем, что останавливаете машину. Упражнения. Разжигать костер (принимать позы); накрывать стол, выполнять полевую работу и т.д. Одно и тоже задание может быть оправдано по-разному. Например, в креслесидит девушка. Оправдание может быть следующее: 1. бал, отдыхает после танца. 2. Кулисы, ждет своего выхода на сцену. 3. Музей, устала, села отдохнуть и т.д. Следующий цикл упражнений на развитие воображения для создания предлагаемых обстоятельств. Предлагаемые обстоятельства это – фабула пьесы, события, эпоха, время, место действия, условия жизни и т.д. Предлагаемые обстоятельства, окружающее сценическое действие возникают когда мы ставим перед собой вопросы: Кто? Когда? Где? Почему? Как? – направляя наше воображение на такое создание окружающей жизни и обоснования своих действий, какие возможно в действительности, логично, последовательно и правдоподобно. Если вы скажете слово или проделаете что-либо на сцене механически, не зная, кто вы, откуда пришли, зачем, что вам нужно, куда пойдете отсюда и что там будете делать, значит вы действуете без воображения, и это ваше пребывание на сцене, мал он или велик, не будет для вам правдой – и действия будет как у заведенной машины, как у автомата. Упражнения. 1. Зеркало, 2) Часы; 3) Галстук; 4) Букет цветов; 5) Зонт; 6) Лотерейный билет; 7) Ключи; 8) Носовой платок;. Офантазировать 2-х или несколько предметов. Эти предметы должны связаны между собой. 1) Косынка – папиросы и деньги; 2) Часы-игла; 3) Шпилька – газета; 4) Телефон – портфель; 5) Стол-книга-перчатка; 6) Портфель – цветы –нож Офантазировать два действия. 1) Искать – уничтожить; 2) Подслушать – читать; 3) Искать-заметать следы; 4) Считать – стараться согреться; 5) Рассматривать – рвать; Офантазировать предмет и глагол. 1) Собираться – телефон; 2) Ждать – кукла; 3) уничтожать – цветы; 4) Одеваться – свеча. Офантазирование и логическое оправдание предмета, действия, слова. 1. Газета – прятаться – «вот беда-то». 2. Книга – выбрасывать – «так лучше». 3. Записка – лечь – «вот глупость-то». 4. Облигация – искать – «вот так-так». 5. Зеркало – подсматривает – «ну и потеха». 6. Замок – валяется – «интересно». 7. Письмо – фото – «ну и черт». В этих упражнениях надо думать о предлагаемых обстоятельствах. Упражнения для мечтания. 1) «В лесу»; 2) «Полет в космос»; 3) «Кругосветное путешествие»; 4) Спускаетесь на дно морское к морскому царю»; 5) В поисках царевича попадаете в царство царевны Сосульки или в царство Кощея»; 6) «Пожар в колхозе»; 7) «Приезд на целину»; 8) «Спасение тонущего ребенка»; Разное: 1) Поднять руку, нагнуться, подойти к окну. (Чтобы все слова были оправданы, действовать последовательно).2) Вбежать в комнату, переставить стул, порвать бумагу, нагнуться; 3) Достать что-то из кармана, встать на стул, зажечь спичку; 4) Повернуться, встать на колени, хлопнуть в ладоши, произвести какое-нибудь действие с платком; Упражнения на память физических действий, развивающие чувство правды и веры. Эти упражнения заключаются в том, чтобы не имея в руках никаких предметов, ощущая их лишь с помощью своего воображения, проделать физические действия так же, как если бы эти предметы были у вас в руках. Например: шить, не имея в руках иголки и материи; почистить ботинки, не имея в руках ни ботинок, ни ваксы и т.д. Станиславский считает физические действия с «пустышкой» такими же необходимыми для драматического актера ежедневными упражнениями, как вокализы для певца, гаммы для скрипача и т.д. В жизни мы не помним подробностей разных маленьких действий, потому что делаем их привычно, механически. Если начать беспредметно действовать по памяти, а затем произвести то же действие с настоящим предметом, то мы увидим, какое большое количество подробностей пропустили, как не почувствовали в руках предмета, его веса, его формы, деталей. Работать над этими упражнениями нужно дома ежедневно: сначала проделать упражнение с настоящими предметами, затем без предметов, затем снова повторив с предметами. Это нужно повторить несколько раз, проверяя ощущения для того, чтобы запомнить своими мускулами, что значит взять предмет, положить его, повесить, снять и т.д. Эти упражнения нужно тщательно отрабатывать. Возникновению чувства правды очень помогают случайности, которые часто бывают при подготовке упражнения. Например, во время шитья упала и размоталась катушка ниток. (поднимает ее и вновь наматывает нитку). Если эта случайность будет закреплена, она украсит упражнение. Упражнения можно проделывать в разных ритмах. Например, шью когда у меня много времени, шью, когда тороплюсь и т.д. На сцене актерам приходится пить из бокалов, в которых нет вина, читать ненаписанные тексты писем, нюхать бумажные цветы, носить тяжести – словом, иметь дело с бутафорскими предметами. Упражнения с «пустышкой» помогают найти правду в обращении с бутафорскими предметами. Упражнения. 1. Причесывание Вешание белья. 2. Оклеивание обоями комнаты. Самовар (налить воды, растопить). 3. Заклеивание окна на зиму. Бинтование руки. 4. Оформление стенгазеты. Застилка постели. 5. Накачивание велосипедного колеса Печатание на машинке. 6. Заправка керосиновой лампы. Мытье под душем. 7. Приготовление теста. Шитье на машинке. 8. Глажение. Подготовка посылки. 9. Стирка белья. Шнуровка ботинок. 10. Раздевание и купание в реке. Чистка селедки. 11. Перевод рисунка для вышивки. Настраивание скрипки. 12. Ремонт часов. Пересаживание цветов. 13. Растопка печи. Открывание консервов. 14. Подготовка к завтраку. Кормление кур. 15. Столярная работа. Нанизывание бус. 16. Радиотелеграфист. Мытье посуды. 17. Шитье. Уборка комнаты. 18. Вешание занавесок. Печатание фотографий. 19. Чистка двустволки. Сжимание колеса автомобиля. 20. Ловля рыбы. Разбор авторучки. 21. Шинковка капусты. Кройка платья. 1. Крашение материи. Стрижка волос. 2. Вырезание палки. Развязывание коробки к конфетами. 3. Плетение кнута. Варка варенья. 4. Приготовление супа. Питье чая. 5. Штукатурка стены. Доставание воды из колодца. 6. Жатва. Бритье. 7. Вязание. Переплетание книг. 8. Переход через ручей. Уборка пылесосом. 9. Надевание платья. Чистка картошки. 10. Мытье пола. Распаковка посылки. 11. Лепка из глины. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. «Память – это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом». Д.Локк Память можно воспитывать, причем в значительной мере это воспитание ума и воли, воспитание характера и личности человека. Память обычно каждого человека развивается в зависимости от его деятельности и влияния среды. Логическая память основана на смысловом запоминании. Наглядно-образная память свойственна людям искусства. Кроме словесно-логической и наглядно-образной, различают еще один вид памяти.-эмоциональную, которая особенно ярко и живо воспроизводит те или иные пережитые чувства и все то, что с ними по ассоциации связано. Эмоциональная память на сцене живет повторными чувствами, ранее пережитыми и знакомыми. Эмоциональная память и время очищают пережитое от всего лишнего, грубого, постороннего, оставляя лишь чувственность впечатления. Эмоциональная память поэтизирует пережитое. Материалом для эмоциональной памяти могут быть не только наши собственные переживания и восприятия, которые мы черпаем из окружающей нас жизни, из книг, из искусства, из архивов, документов, а главным образом из общения с людьми, из наблюдений. Кроме повторных переживаний, существуют так же и повторные ощущения. Они вызываются памятью пяти чувств (зрения, слух, вкус, обоняние, осязание). Они оказывают влияние на воспоминание эмоциональной памяти. Из всех пяти чувств зрение – самое отзывчивое при восприятии впечатлений. При сценическом творчестве ощущение пяти органов чувств нужны актеру при общении с бутафорскими предметами, чтобы при помощи их вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. В упражнениях важно, чтобы вы рассказали о возникших видениях, а не фантазировать в момент рассказа. 1. На зрительные повторные ощущения. Представьте себе: дачу, слона, бабочку, жука, пчелу, звездное небо, лужу, гусеницу, кошку, верблюда, праздничный салют, зиму, снег, иней, осенний лес, самолет, милосердие, правосудие и т.д. 2. На слуховые повторные ощущения. Послушать: прибой морской волны, гармонь, гитару, лай собаки, шум машины, шаги по снегу, шаги по ступенькам, гудок поезда, настройка оркестра и т.д. 3. На обоняние. Понюхайте, здесь пахнет морем, болотом, сиренью, розой, жареным гусем, спиртом нашатырным, валерианой, бензином, кофе, чесноком, йодом, елкой, сыростью, газом, гарью, дымом, яблоками и т.д. 4. На вкусовые. Представьте, что у вас во рту: шоколад, горчица, мороженое, перед, лук, лимон, дыня, апельсин, малина, зубной порошок, клубника, кровь, лед, сыр, железо, глина, щавель и т.д. 5. На осязание. Представьте себе, что вы опускаете руки в горячую, холодную воду, гладите кошку, щупаете шерстяную ткань, бархат, кожу, берете в руки лягушку, закутываетесь в мокрую простыню, купаетесь в холодной воде, пьете горячий чай, обжигаете язык, хватаетесь за железную ручку зимой и т.д. Упражнения на постепенное расширение зрительного представления. Сначала называю предметы, потом через паузы дополняю их определениями. 1. Кошка, - «черная», - затем «большая». 2. Скатерть, - «бархатная» - затем «с кистями». Упражнения на комплекс повторных ощущений. Мысленно выйдите из дома и пройдите в знакомый продовольственный магазин. Что видели по дороге? В самом магазине? Что слышали? (транспорт, разговоры, стук дверей и т.д.) Какие запахи уловили в разных отделах магазина? Что осязали, беря в руки те или иные продукты (холодная бутылка молока, влажная бумага со свежей рыбой и т.д.) Чем острее и точнее сила эмоциональной памяти, тем ярче и наши повторные чувства и переживания. Повторные чувства бывают разные по силе, которая зависит от того, насколько глубоко было потрясение в момент события, какова глубина впечатлений. Эта глубина обуславливается вниманием, степенью проявления интереса, интенсивностью чувства, длительностью события, непосредственностью впечатления и т.д. Все это влияет на силу и качество эмоциональной памяти. В упражнениях следует искать не самое чувство, а детально вспомнить предлагаемые обстоятельства действия, вызывающие данное чувство. Упражнения на вызов повторных воспоминаний, переживаний. Вспомнить случай, когда: 1)Собирались на приятное свидание; 2) На что-то злились; 3) Совершили поступок и вам было стыдно; 4) Завидовали кому-то; 5) Сплетничали о ком-то; 6) Скучали где-то; 7) Вам было страшно, жутко; 8) Рассорились с близким человеком; 9) Готовились сделать подарок любимому человеку; 10) Переживали горе, смерть близкого человека; 11) Над чем-то торжествовали; 12) Спасались от преследования; 13) Получили подарок; 14) Была неприятная беседа; 15) Состоялось приятное знакомство; 16) Выздоравливали после долгой болезни; 17) Было первое объяснение в любви; |