История отечественного бального танца I.ХАРАКТЕРИСТИКА БЫТОВЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ БАЛЬНОГО ТАНЦА. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА БАЛЬНОГО ТАНЦА. ОБРАЗ В БАЛЬНОМ ТАНЦЕ. II. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА. 1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОГРАММЫ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ. ДИСЦИПЛИНЫ. ВЕДУЩИЕ ПАРЫ РОССИИ. I.ХАРАКТЕРИСТИКА БЫТОВЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ. ВВЕДЕНИЕ. Хореография - самобытный вид творческой деятельности народа, подчиненный закономерностям развития культуры общества как одна из ее форм. В результате развития и дифференциации хореографии определился ряд разновидностей танцевального искусства, каждая из которых несет определенную функцию в обществе. Таким образом, можно говорить о сценической и бытовой хореографии. Бальный танец - одна из бытовых форм хореографии. Термин «бальный танец» появился вследствие интереса к танцам в быту в эпоху Возрождения. Многие связывают его с названием танцевальных залов, для которых приспосабливались помещения больших бильярдных (и со словом «бали» - шар). Но, видимо, будет более верным выводить происхождение термина «бальный» от слова «балет» (франц. ballet, итал. ballo - «танец», «пляска») Таким образом, даже само название подчеркивает связь бального танца с хореографией в самом широком значении этого понятия. ИСТОРИЯ БАЛЬНОГО ТАНЦА. Бальный танец как историческое явление уходит своими конями в бытовые формы народного танца. На определенном этапе расслоения общества на классы появились салонные, или бальные, танцы. В основу их легли бытовые народные танцы, которые видоизменялись под влиянием норм этикета и уклада жизни привилегированных слоев общества (например, крестьянский брайль - и салонные бассдансы; народный контрданс - и салонные лансье; народный и светский менуэты и т.д.) Первые танцевальные каноны и светские танцы возникли в XII в., в эпоху средневековья Ренессанса - расцвета замковой рыцарской культуры. Первые элементы танцев-променадов, танцев-шествий включаются в полуцерковные - полу светские процессии, уличные балеты, популярные на юге Франции, огромные по масштабу и по постановке. В XIII - XIV в.в. во время многочисленных театрализованных праздников выделялись выразительные средства будущих балетов и будущих бальных танцев. Их сценок с сюжетами в народном характере, разыгрываемых бродячими актерами, позднее возникнут развернутые пантомимы. Рядом с ними продолжают развиваться светские танцы-шествия, танцы-променады. До наших дней сохранились названия этих танцев. Первые описания их были сделаны в XVI в. Большую роль в развитии бальной хореографии сыграл танец «Браклю». Огромной популярностью пользовалась «Павана». Ее исполняли с канделябрами и факелами в руках. Паваной открывались балы, она становилась центром свадебных церемоний. До XVI в. бальные танцы исполнялись под музыкальное сопровождение небольшого оркестра. Они не отличались богатым арсеналом движений, сочетали в себе пантомимные сценки и разнообразные танцевальные рисунки. С возвышением городов, возникновением университетов открывается новая страница искусства средневековья. В этот период отшлифовываются танцевальные выразительные средства. В танцах появляются легкие прыжки и повороты, их характеризует более быстрый темп и изящество поз. Постепенное усложнение танцевальной лексики и композиций, полонизация фигур и поз привели к необходимости длительного обучения умению танцевать. Многочисленные педагоги и танцмейстеры XVII в. выпускают самоучители по танцам, обрабатываются для балов наиболее популярные в это время в народе массовые танцы, живые и изобретательные по рисунку. В танцевальные залы попадают польский народный танец, резвый и грациозно-игривый экосез, танец шотландского происхождения, гавот и многие другие. В середине XVII в. парные танцы уступают место массовым. Особенно подвижными были танцы, появившиеся после французской буржуазной революции. Сложные этикетные танцы сменили танцевальные формы, доступные широким слоям общества. В XIX в. сохраняются многие танцы прошлых веков, ставшие более доступными по сравнению с «утонченными» танцами XIX в. - время массовых бальных танцев. Начинают входить в моду балы, маскарады. В них принимают участие не только знать, но и городское население. Ведущее место в XIX в. принадлежит Вальсу. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учителя-профессионалы обучали бальному танцу, создавали новые его композиции. Особенно ценились преподаватели - французы: ведь именно их родина считалась законодательницей бальных танцев, диктовала всему миру манеру их исполнения. Постепенно первенство Франции стали оспаривать Австрия, а затем Россия. В XX в. к танцам европейского происхождения присоединились танцы из Северной и Латинской Америки. Для танцев этого времени характерно импровизация. К танцам XX в. относят Танго, Фокстрот, Самба, Ча-ча-ча, Вальс, Полька и др. История отечественного бального танца Осваивая все лучшие достижения европейской хореографической культуры бального танца, в России формировалось собственное направление в развитии стилей исполнительского мастерства. В России первыми общественными танцами явились хороводы. Гражданство европейские бальные танцы получили в России только в начале XVII в. Их быстрое усвоение и своеобразное исполнение способствовали формированию русской хореографической школы. Глубоки корни русского бального танца. Ведь именно успехи в русском бальном танце, глубокий интерес к нему привели к созданию первых балетов в России. Редко вспоминают о том, что педагоги создали русскую школу бального танца и что основные принципы их работы живы по сей день. Основная причина успеха русских в бальном танце заключалась в том, что к этому «легкомысленному» занятию в России относились очень серьезно. Указ Петра I об Ассамблеях (1718 г.) положил начало публичным балам в России. Этот указ обязал придворных устраивать поочередно у себя в домах открытые собрания. Здесь можно было поиграть в шашки и шахматы, побеседовать со знакомыми, а главное - потанцевать. Обучение танцам шло успешно и скоро русские своей грацией и светским обхождением стали удивлять иностранцев. Требования, общепринятые за границей, своеобразно преломлялись на русской почве. Русские стремились внести игру и импровизацию в любой танец. Таким образом, танец в России был не просто ритуалом, а возможностью отдохнуть, повеселиться. К началу XIX в. танцевальный репертуар в России значительно расширился: танцуют Котильон, Французскую Кадриль из 8 фигур, Полонез, Мазурку, Вальс, Экосез. А также характерные танцы: Русскую Пляску, Па - Де - Казак, Краковяк, Венгерку. Но танцоров этот репертуар не совсем устраивал и потому почти каждый бал заканчивался танцем - импровизацией. Преподавание бальных танцев в России велось артистами балета, что позволило русским педагогам не только научить своих учеников модному танцу, но и привить им высокую исполнительскую культуру. Таким образом, в XIX в. бальный танец в России занимает прочное место в программе воспитания: преподавание ведется во всех крупных учебных заведениях, окончательно формируется русская школа бального танца. Утверждаются педагогические принципы русских учителей: связь с национальными хореографическими традициями - обучение бальному танцу на общей хореографической основе, строгость, простота и внутренняя чистота исполнительской манеры, методическая обоснованность в изучении материала. |