МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление





• Исторические предпосылки научного представления о педагогиче­ском процессе как целостном явлении • Понятие о педагогической системе • Общая характеристика системы образования • Сущность педагогического процесса • Педагогический процесс как целостное явление

§ 1. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении

Обращение к истокам возникновения педагогической профес­сии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках диффе­ренциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали ветре-



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление 157


 


чаться обоснованные аргументы в пользу объективного единст­ва обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зре­ния была выражена в педагогических воззрениях И.Ф. Гербар-

П.Ф.Каптерев(1849 - 1922) - ис­торик и теоретик русской педагогики. Защищал демократи­ческие свободы как условие все­стороннего развития личности. Автор фундаментального труда "Педагогический процесс".

та, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нрав­ственное образование (или об­разование характера) без обу­чения есть цель, лишенная средства.

Н.Ф.Бунаков(1837 - 1904) - рус­ский педагог, разрабатывал осно­вы начального обучения. Мето­дист русского языка. Автор учеб­ников.

Более глубоко идея целост­ности педагогического процесса была выражена К.Д.Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и вос­питательного элементов школь­ной деятельности. От комбина­ции основных элементов вся-

кой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в обще­ственном воспитании1. Прогрессивные идеи К.Д.Ушинского на­шли свое отражение в трудах его последователей — Н.Ф.Бунако-ва, П.Ф.Лесгафта, В.П.Вахтерова и других.

П.ФЛесгафт (1837 - 1909) - рус­ский педагог, анатом и врач. Ос­новоположник научной системы физического образования.

Особое место в ряду исследователей педагогического про­цесса занимает П.Ф.Кап-терев. Общеобразовательный

курс школы, по его замыслу, был призван обеспечить пра­вильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражда­нина.

Большой вклад в развитие представлений о целостности пе­дагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н.К.Крупская, А.П.Пинкевич, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн, А.С.Макаренко. Однако начиная с 30-х гг. основные усилия педагогов были на-


правлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.

В.П.Вахтеров(1853 - 1924) -русский педагог, деятель народно­го образования. Автор трудов по теории педагогики, методике пре­подавания в начальной школе, учебников.

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобно­вился в середине 70-х гг. Наме­тились и различные подходы к пониманию целостного педаго­гического процесса (Ю.К.Ба-банский, МАДанилов, В.С.Иль­ин, В.М.Коротов, В.В.Краев-ский, Б.Т.Лихачев, Ю.П.Со­кольников и др.). Это объясняется сложностью педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода.



§ 2. Понятие о педагогической системе

выделенное на ос-

Н.К.Крупская(1869 — 1939) — теоретик и организатор советской педагогики. Развивала идею шко­лы как государственно-общест­венного учреждения.

Виды педагогических систем."Система нове определенных признаков упорядоченное множество вза­имосвязанных элементов, объ­единенных общей целью функ­ционирования и единства управления и выступающих во

взаимодействии со средой как целостное явление"1.

А.П.Пинкевич(1883 - 1939) — отечественный педагог. Один из первых авторов советских учебни­ков по естествознанию для выс­шей и средней школы. Автор тру­дов по теории и истории педагогики.

Как искусственная, специально в силу объективных законов развития общества организо­ванная, педагогическая система находится под постоянным "контролем" общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Измене­ния педагогической системы, ее перестройка и адаптация нахо­дятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в


 


1 См.: Ушинский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. Т. 1. — М., 1988. - С. 171.


' Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. — М., 1972. - С. 16.


158 Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление 159


 


данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п. Причины мно­гих неудачных попыток совершенствования педагогических сис­тем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразова­нию ее элементов.

С.Т.Шацкий(1878 - 1934) - оте­чественный педагог. Организатор Первой опытной станции по на­родному образованию. Автор тру­дов по взаимосвязи школы с жиз­нью, формированию детского кол­лектива и др.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответст­вующую ему систему образования как наиболее общую педаго­гическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институ­ты, выполняющие образова­тельно-воспитательные функ­ции и объединяющиеся в сис­тему образования. Ведущей подсистемой (системообразую­щей) в системе образования является общеобразовательная шко­ла. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общест­во создает систему подготовки воспитателей, средние специаль­ные и высшие педагогические учебные заведения как педагоги­ческие системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалифи­кации.

Виды педагогических систем различаются назначением и, как

П.П.Блонский (1884 - 1941) -отечественный педагог, психолог, историк философии. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудо­вой народной школы, разработал генетическую теорию памяти.

следствие, особенностями орга­низации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной является

педагогическая система дет­ский сад". Ее варианты — пе­дагогическая система круглосу­точных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы спродленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педаго-


гической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогичные варианты педагогических систем могут быть про­слежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спор­тивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т.п.).

Понятие авторской педагогической системы.Любое образова­тельное учреждение, в основе деятельности которого лежат не­традиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педа­гогическим системам, назвать авторской школой. К ним по пра­ву можно причислить педагогические системы ЯА.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлин-ского, В.А.Караковского и многие другие системы педагогов-классиков и современных педагогов-новаторов — руководителей образовательных учреждений.

Л.В.Занков(1901 — 1977) — отече­ственный психолог и педагог. Ав­тор трудов по психологии обуче­ния, общей психологии, дидактике.

Иначе нужно подходить к творчеству отдельных педагогов-новаторов, реализующих свои авторские подходы к обучению и воспитанию. Одно дело, когда педагог творчески воплощает одну или несколько часто не связанных друг с другом идей ("опережающее обучение", ком­ментирование — С.НЛысенкова; "опорные сигналы" — В.Ф.Ша­талов и др.), и совсем другое — когда педагогический процесс строится на основе оригинальной концепции. В этом случае есть все основания говорить об авторской дидактической или воспи­тательной системе. Таковыми являются дидактические системы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, М.М.Махмутова, П.Я.Эрдниева и воспитательные системы И.П.Иванова, В.А.Ка­раковского и других.

§ 3. Общая характеристика системы образования

Любое общество вне зависимости от его государственного уст­ройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию об­разования своих членов. С этой целью оно создает образователь­ную систему, т.е. комплекс институтов образования.


160 Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление 161


 


Основным типом института образования являются образова­тельные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образователь­ных программ. По своим организационно-правовым формам об­разовательные учреждения могут быть государственными, муни­ципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независи­мо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); про­фессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнитель­ного образования; учреждения для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществ­ляющие образовательный процесс.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, дет­ские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психичес­кого здоровья, развития индивидуальных способностей и необ­ходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обуче­ние, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждени­ях, являются подготовительным этапом начального образования. Общеобразовательные учреждения представлены преимущест­венно государственными общеобразовательными школами, а так­же элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — на­чальная школа (3 — 4 года); II ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2 — 3 года). Ступени школы соот­ветствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, от­рочество, юность.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе уча­щиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной дея­тельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элемен-


тами теоретического мышления, культурной речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрирован­ных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эсте­тическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

Основная школа закладывает прочный фундамент общеобра­зовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолже­ния образования, его полноценного включения в жизнь общест­ва. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонно­стей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Введение на этом этапе обучения дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75 — 80 % учебного времени), факультативных курсов, системы вне­классных занятий направлено на более полное развитие склон­ностей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.

Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных за­ведениях различного типа и профиля с разными сроками обуче­ния, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифферен­циации обучения, создает условия для наиболее полного учета интереса учащихся, активного их включения в жизнь общества. С этой целью учебный план этой ступени включает наряду с обя­зательными предметы по выбору самого учащегося. Для стиму­лирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации совет школы может при­нять решение о введении в школе одного или нескольких про­филей обучения (гуманитарный, физико-математический, хими­ко-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономи­ческий и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранно­го учащимися профиля обучения.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются спе-

6 П. А. Смет. «Пеляготм»



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление 163


 


циальные образовательные учреждения (классы, группы) коррек-ционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В такие образовательные учреждения дети и подростки направля­ются органами управления образованием только с согласия ро­дителей (лиц; их заменяющих) по заключению психолого-меди­ко-педагогической консультации.

Для подростков с общественно опасным, девиантным, пове­дением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специ­ального педагогического подхода, создаются специальные учре­ждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление уча­щихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и ис­правительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учре­ждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начально­го профессионального образования, профессиональной подготов­ки, а также самообразования.

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах. В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, в школах открывают­ся подготовительные классы. При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня, комплектуемые на добро­вольных началах.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи откры-ваются7 преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ на­чального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготов­ку работников квалифицированного труда по всем основным на­правлениям общественно полезной деятельности на базе основ-


ного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Началь­ное профессиональное образование может быть получено в про­фессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей лич­ности в углублении и расширении образования на базе основно­го общего, среднего (полного) общего или начального профессио­нального образования. Оно может быть получено в образователь­ных учреждениях среднего профессионального образования (сред­них специальных учебных заведениях — техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготов­ку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расшире­нии образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образо­вательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях — университетах, академиях, инсти­тутах, колледжах). Лица, имеющие начальное и среднее профес­сиональное образование соответствующего профиля, могут полу­чать высшее профессиональное образование по сокращенной, ус­коренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессиональ­ного образования. Для его получения созданы институты аспи­рантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образова­тельных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реали­зуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально соз­даваемых учреждениях дополнительного образования — учрежде­ниях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональ­ной ориентации, музыкальных и художественных школах, шко­лах искусств, домах детского творчества, станциях юных техни­ков, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-


6*


164 Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление 165


 


лей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи со­хранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, под­готовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3 — 7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школь­ного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

Во всей системе воспитательных влияний на личность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образова­тельных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Шко­ла, призванная организовывать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неог­раниченные возможности для овладения воспитанниками богат­ствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опы­та социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества. Располагая квалифицированными кадрами, школа координирует, педагогически направляет систематическую работу с семьей и общественностью по воспитанию детей.

§ 4. Сущность педагогического процесса

Педагогический процесскак динамическая педагогическая система

Педагогический процесс — это специально организованное, це­ленаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, на­правленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются глав­ными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опы­та, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в спе­циально организованных условиях при наличии хорошей матери­альной базы, включающей разнообразные педагогические сред­ства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержатель­ной основе с использованием разнообразных средств есть сущ­ностная характеристика педагогического процесса, протекающе­го в любой педагогической системе.


Системообразующим фактором педагогического процесса высту­пает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагоги­ческая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса.Развивающаяся во времени основная единица педаго­гического процесса, по которой только и можно судить о его те­чении, должна удовлетворять следующим условиям: обладать все­ми существенными признаками педагогического процесса; яв­ляться общей при реализации любых педагогических целей; на­блюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реаль­ном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимо­действия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей прида­ет взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуа­ция, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осу­ществления, и есть педагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педа­гогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а вос­питанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения едини­цей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и вос­питанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его "моменты" должны прослеживать­ся при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня слож­ности, но все они имеют общее свойство, а именно: являются задачами социального управления. Однако "клеточкой" педаго­гического процесса, стремясь к его наименьшей единице, мож­но считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и страте­гических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблю­дением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:


166 Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление 167


 


анализа ситуации и постановки педагогической задачи;

проектирования вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

осуществления плана решения задачи на практике, включаю­щего организацию взаимодействия, регулирование и корригиро­вание течения педагогического процесса;

анализа результатов решения.

Движущие силы педагогического процесса.Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в ре­зультате научно обоснованного разрешения объективных и свое­временного осознания и устранения субъективных педагогичес­ких противоречий, являющихся следствием ошибочных педаго­гических решений.

Наиболее общим внутренним противоречием объективного ха­рактера, определяющим движение педагогического процесса, явля­ется несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем тре­бованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей. Однако если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьника, а следовательно, и всей педагогической системы к на­меченной цели. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и да­леких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их кон­кретизации и обеспечения принятия самими детьми.

В последние годы в связи с демократизацией образования вы­явилось главное внутреннее противоречие педагогического про­цесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответст­вие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и лич­ностью; между сложными явлениями общественной жизни и не­достатком детского опыта для их понимания; между стремитель­но нарастающим потоком информации и возможностями учеб­но-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие: между целостностью личности и функциональным подходом к ее фор­мированию, односторонностью педагогического процесса; меж-


ду отставанием процесса генерализации знаний и умений и на­растающей необходимостью применять преимущественно обоб­щенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным ха­рактером организации педагогического процесса; между опреде­ляющим значением деятельности в развитии личности и установ­ками преимущественно на словесное воспитание; между возрас­тающей ролью гуманитарных предметов в гражданском станов­лении человека и тенденцией к технократизации педагогическо­го процесса и др. Педагогическое взаимодействие и его виды

Педагогическое взаимодействие является универсальной харак­теристикой педагогического процесса. Оно значительно шире ка­тегории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.

Даже поверхностный анализ реальной педагогической практи­ки обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "уче­ник — ученик", "ученик — коллектив", "ученик — учитель", "учащиеся — объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность — деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отно­шение "воспитанник — объект усвоения".

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руко­водимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д.Б.Эль-конин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат — в изменении самого дей­ствующего субъекта, заключающемся в овладении им определен­ными способами действия. Таким образом, педагогический про­цесс как частный случай социального отношения выражает вза­имодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

Принято различать разные виды педагогических взаимодейст­вий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрос­лыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения вос­питанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодей­ствия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия вое-


168 Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление 169


 


питателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружаю­щими людьми и предметами.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть пря­мые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, ха­рактеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: ак­тивное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

§ 5. Педагогический процесс как целостное явление





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.