МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности





• Развитие личности как педагогическая проблема • Сущность со­циализации и ее стадии • Воспитание и формирование личности

• Роль обучения в развитии личности • Факторы социализации и формирования личности • Самовоспитание в структуре процесса фор­мирования личности

§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео­рии и практики является проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях. Она имеет различные аспек­ты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной фи­зиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эф­фективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви­тия имели место три основных направления: биологическое, со­циологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясня­ют действием присущих ему от рождения потребностей, влече­ний и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчинять­ся требованиям общества и при этом постоянно подавлять есте­ственные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с са­мим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естествен­ных потребностей замещает занятиями каким-либо видом дея­тельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процес­се своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия­нию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявля­ются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обла­дания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что пси-


124 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности 125


 


хические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, спо­собности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. резуль­таты социальной жизни, которые, определяя весь облик лично­сти, придают ей силы для преодоления своих физических недос­татков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвы­чайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе вни­мание (естественная потребность в признании). Другого челове­ка смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и сте­пень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание — быть показа­телем пассивного исполнения требований, безразличия, а непо­седливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте пе­реключения внимания и др.



Личность, по определению Л.С.Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основ­ные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, прояв­ляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важ­нейшая характеристика личности — социальный облик челове­ка, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружаю­щих его людей.


Существуют различия и в понимании сущности развития лич­ности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количе­ственного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектическо­го материализма при изучении этого вопроса рассматривают раз­витие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышле­ния, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой еди­ный биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса раз­вития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и вос­питания, выступают движущими силами развития личности.

К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися форма­ми взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития лич­ности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в кото­ром проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результа­те ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удов­летворенная потребность рождает новую потребность, более вы­сокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — разви­тие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это про­тиворечия между требованиями к воспитанникам и их подготов­ленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А.С.Макаренко). В педагогическом процессе проявляются так­же противоречия, связанные с условиями развития общества, и


126 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности



 


противоречия, возникающие как следствие недостатков воспита­тельной работы.

§ 2. Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека с обществом обозначается поняти­ем "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции лич­ности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном на­правлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через поня­тие "адаптация".

Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к услови­ям среды. Это понятие было экстраполировано в обществозна-ние и стало обозначать процесс приспособления человека к ус­ловиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптиро-ванность личности к различным социальным ситуациям, микро-и макрогруппам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривает­ся как процесс вхождения человека в социальную среду и ее при­способления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистиче­ской психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и другие. В ней социализация представле­на как процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализа­ции личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как про­дукт самовоспитания.

Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, со­хранения своих социальных структур стремится сформировать


социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, эт­нические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тен­денцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следст­вием действия этой тенденции является развитие и преобразова­ние не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пе­ресечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, само­развитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспе­чивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жиз­ни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в те­чение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без прора­ботки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при оп­ределении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зави­симости от отношения к трудовой деятельности выделяются сле­дующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до на­чала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разде­ляется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до по­ступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Одна­ко демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в свя­зи с прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпа­дают с периодами психического развития человека. А.В.Пет­ровский объясняет это тем, что процесс развития личности не мо­жет быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмо-


128 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности



 


циональных и волевых компонентов, характеризующих индиви­дуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивиду­ализация, выражающаяся в потребности индивида в максималь­ной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группово­го и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По ди­намике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены лично­стью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельст­вует способность человека входить в различные социальные груп­пы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

§ 3. Воспитание и формирование личности

Процессы и результаты социализации имеют внутренне про­тиворечивый характер, так как в идеале социализированный че­ловек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии обще­ства, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его ин­дивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социа­лизированные, фактически растворенные в социуме, что оказы­ваются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в ус­ловиях стихийного взаимодействия человека с окружающей сре­дой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознатель­но контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь­ное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд разли­чий в разные периоды развития личности. Одно из самых суще­ственных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, что воспитание выступает своеоб­разным механизмом управления процессами социализации.


В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ус­корения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодо­леть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогиче­ской стратегии и тактики.

Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением соци­альных групп и слоев) и социально-политическими ориентация-ми. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитар­ном и демократическом обществах. В каждом из них воспроиз­водится свой тип личности, своя система зависимостей и взаи­модействий, степень свободы и ответственности личности.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как актив­ное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возни­кает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправ­ленная социализация, организатором которой является педагог.

А.В.Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на ка­ждом возрастном этапе определенного уровня физического и сек­суального развития, которое характеризуется некоторыми норма­тивными различиями в тех или иных регионально-культурных ус­ловиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужест­венности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

Социально-культурные задачи — это познавательные, мораль­но-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специ­фичны для каждого возрастного этапа в конкретном историче­ском социуме. Они определяются обществом в целом, региональ­ным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе име­ют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано не­обходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач

Э В. А. Сластенин «Педагогика»



Раздел П. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности



 


или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

§ 4. Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения обучения и развития является не толь­ко методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи" готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осу­ществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управ­ления внешней и внутренней активностью ученика, в результа­те которой происходит освоение человеческого опыта. Под раз­витием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:

собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;

психическое (в частности, умственное) развитие как опреде­ленная динамика его уровней, как своего рода умственное созре­вание.

В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обу­чение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созрева­нием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в про­цессе развития. В.Штерн писал, что обучение следует за разви­тием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возмож­ности для обучения.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).


Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не толь­ко вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.

Эту существенно новую идею выдвинул Л.С.Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С.Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый — уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характе­ризуется тем, какие задания он может выполнить вполне само­стоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не мо­жет выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с неболь­шой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрос­лого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он будет делать самостоя­тельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обу­чение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опи­рается на него, но не надстраивается чисто механически.

§ 5. Факторы социализации и формирования личности

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различ­ных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия мно­жества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоя­тельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоя­тельства, при которых создаются условия для протекания процес­сов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их соче­тания, так много и факторов (условий) социализации. А.В.Муд-рик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государ­ство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо — "средний, промежуточный") — условия

5*



Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности



 


социализации больших групп людей, выделяемых по националь­ному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают не­посредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществля­ется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, об­щественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализа­ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социально­го слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощ­рения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отноше­ний в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше воз­можностей оказать социализирующее влияние на личность. Од­нако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогене­тического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наи­большее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое ме­сто по значимости выходят сословие, трудовой или профессио­нальный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социали­зации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жиз­ни человека. Это нация, ментальность, этнос.


В последние годы все большее значение ученые придают мак­рофакторам социализации, в том числе и природно-географиче-ским условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

Факторы социализации — это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже по­строена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социа­лизации факторы формирования личности дополняются еще био­логическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль, считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, прояв­ления природно обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравни­тельного изучения развития близнецов.

Действительно, влияние биологического фактора на формиро­вание личности игнорировать нельзя уже потому, что человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим за­конам биологии, так и специальным законам анатомии и физио­логии. Но по наследству передаются не качества личности, а оп­ределенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов, общече­ловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, ре­цепторы) и индивидуальные различия природных данных (осо­бенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Ра­зовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зави­сит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обуслов­ливаются пути и способы формирования психических свойств.


134 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности 135


 


Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в ка­кой-либо области. При этом их воздействие на личность не пря­мое, а косвенное.

В то же время нельзя переоценивать и роль социальных фак­торов формирования личности. Еще Аристотель писал, что душа

есть "неисписанная книга при-

Д.Локк (1632- 1704) - англий­ский философ, политик и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание.

роды, опыт наносит на ее стра­ницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, по­крытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula raza), что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Переоценка роли (Гельвеций, Дидро, Оуэн) привела к заклю­чению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но сре­да — это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя сре­ду, он тем самым изменяет самого себя.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее фор­мирования ставит вопрос о целенаправленной активности, само­развитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над соб­ственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возмож­ность последовательного усложнения задач и содержания обра­зования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимули­рования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием. Характер развития каждой личности, широта, глубина этого раз­вития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и ра­ботоспособности, которые она проявляет в различных видах деятель­ности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные за­датки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и ис­пытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.


Отечественная педагогика исходит из признания того, что сво­бодное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако индивидуальность может быть развита и может найти свое прояв­ление только в коллективе. Организация различных форм коллек­тивной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художест­венно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формирова­нии идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности совместной деятельности осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его обще­ственным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, также соци­ально значимых умений и навыков общественного поведения.

§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

С развитием теории управления в педагогическую теорию во­шли ее основные понятия: субъект и объект управления. В авто­ритарных педагогических системах свойством субъектное™ одно­значно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (по­зиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты — педагоги и воспитанники.

Субъект — это личность, для деятельности которой характер­ны четыре качественные характеристики: самостоятельная, пред­метная, совместная и творческая. А.Н.Леонтьев отмечал, что фор­мирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической дея­тельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она стано­вится не только объектом, но и субъектом воспитания.



Раздел II. Теоретике-методологические основы педагогики


Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности 137


 


Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побу­ждает воспитанников к определенной деятельности или предот­вращает нежелательные действия. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это влияние (внешний стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, жела­ние, осознание необходимости, интерес и др.). В процессе вос­питания большое место занимает внутренняя переработка лично­стью внешних воздействий. Опосредование внешних воздействий через внутренние условия (С.Л.Рубинштейн) происходит в про­цессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.

Человек с момента рождения становится социальным сущест­вом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отноше­нием окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического раз­вития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возраст­ных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механиз­мы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становит­ся достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовос­питания.

При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности.

В младшем школьном возрасте происходят значительные сдви­ги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе поста­новки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.

Работа над собой — самовоспитание — начинается с осозна­ния и принятия объективной цели как субъективного, желатель­ного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребен­ком определенной цели поведения или своей деятельности по­рождает сознательное напряжение воли, определение плана дея-


тельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неиз­бежно сопровождается возникающими препятствиями как объек­тивного, так и субъективного характера.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосозна­ния человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начи­нает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С воз­никновением этого нового, весьма своеобразного в формирова­нии личности фактора человек сам становится воспитателем.

Итак, самовоспитаниесистематическая и сознательная дея­тельность человека, направленная на саморазвитие и формирова­ние базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреп­лять и развивать способность к добровольному выполнению обя­зательств, как личных, так и основанных на требованиях коллек­тива, формировать моральные чувства, необходимые привычки по­ведения, волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнуше­ние, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мыс­ленный перенос в положение другого человека и др. А искусст­во воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем сущность развития личности?

2. Каковы движущие силы развития личности?

3. Назовите процессы социализации и раскройте их суть.

4. Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального развития личности?

5. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?

6. Какова роль обучения в развитии личности?

7. Дайте характеристику факторов социализации и формирования личности.


138 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 9. Содержание образования



 


8. Почему деятельность является ведущим фактором формирования личности?

9. Какое место в структуре процесса формирования личности зани­мает самовоспитание?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Закон Российской Федерации "Об образовании". — М., 1992. Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1988.

Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991.

Mud M. Культура и мир детства. — М., 1988. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. — М., 1991. Новикова Л.И. Школа и среда. — М., 1985.

Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / Коллектив авторов под рук. Е.Н.Шиянова. — Ставрополь, 1993. Российское образование в переходный период: Программа стабилизации и раз­вития / Отв. ред. Э.Д.Днепров. — М., 1991.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психо­логия человека. — М., 1995.

Сухомлинскш В.А. Рождение гражданина. — М., 1971.

Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.


Глава 9. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

• Сущность содержания образования и его исторический характер

• Теории формирования содержания образования • Факторы, детер­минирующие формирование содержания образования • Принципы и критерии отбора содержания общего образования • Содержание об­щего среднего образования (государственный образовательный стан­дарт) • Нормативные документы, регламентирующие содержание об­щего среднего образования

§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер

Одним из основных средств развития личности и формирова­ния ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию пре­имущественно образовательных функций школы, содержание об­разования определяется как "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также оп­ределенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы" (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности со­держания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в про­цессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное со­держание образования имеет безусловное значение. Оно способ­ствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жиз­необеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламента­ции научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.



Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 9. Содержание образования



 


В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образова­ния все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.СЛед-нева, Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского.

Так, И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин под содержанием образова­ния понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмо­ционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обес­печить формирование всесторонне развитой личности, подготов­ленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материаль­ной и духовной культуры общества.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определе­нию сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образо­вания с целью удовлетворения образовательных, духовных, куль­турных и жизненных потребностей личности, гуманное отноше­ние к развивающейся личности, становление ее индивидуально­сти и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Традиционная педагогика признавала фактически лишь соци­альную сущность человека, из которой следовало, что целью об­разования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.

Личностно-ориентированное содержание образования направ­лено на развитие целостного человека: его природных особенно­стей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, труже­ником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, ду­ховности, творчества). При этом развитие и природных, и соци­альных, и культурных начал осуществляется в контексте содер­жания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования имеет исторический характер, по­скольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изме­няется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

В главе 5 отмечалось, что образование как социальное явле-


ние возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельно­сти. Однако накопление и углубление знаний, рост образованно­сти общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержа­ния образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факто­ры, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на обще­культурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху Возрождения и в XVIII — XIX вв. в связи с утвержде­нием идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Это под­тверждают "Школа радости" В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умствен­ного развития; теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, пред­лагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявле­ниями его совершенной природы; идея И.Г.Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как "новые школы" во Франции, Швейцарии, элитар­ные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образова­ние и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, ес­тественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрос­лыми. Идея развития целостной человеческой личности, возвра­щения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования.

§ 2. Теории формирования содержания образования

Основные теории формирования содержания образования сло­жились в конце XVIII — начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования.



Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 9. Содержание образования 143


 


Первую еще называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я.А.Коменский, много лет своей жиз­ни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел раз­местить все знания, необходимые для учащихся.

Сторонниками материальной теории формирования содержа­ния образования были многие известные педагоги XIX столетия. Своих приверженцев эта концепция имеет и сегодня, о чем сви­детельствует анализ содержания некоторых программ и учебни­ков, перегруженных информацией настолько, что учащиеся про­сто не в силах ее усвоить.

Формальная теория формирования содержания образования, или дидактический формализм, рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием поэтому при отборе учебных пред­метов должна служить развивающая ценность учебного предме­та, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Теоретическую основу дидактического формализма со­ставляло положение о переносе знаний и умений, приобретаемых в одной области деятельности, в другую.

Сторонники дидактического формализма были уже в древно­сти. К ним относился Гераклит, по мнению которого "многозна-ние уму не научает". Аналогичную позицию занимал Цицерон. В Новое время теорию дидактического формализма, принципи­альной основой которой была философия И.Канта, а также нео­гуманизм, выдвигал Песталоцци. По его мнению, главной целью обучения должно стать усиление "правильности мышления уче­ников, или формальное образование". В Германии близкие взгля­ды изложил АДистервег в своем "Руководстве для немецких учи­телей" (1850).

Заслуга представителей формальной теории отбора содержания образования состоит в том, что они обратили внимание на необ­ходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления и т.д. Слабость этой теории была обусловлена тем, что в программах обучения прежде всего отражались инструментальные предметы (языки, математика). Подобно тому как познание фактов (пред­метов, явлений, событий и процессов) влияет на формирование


мышления, так и развитие мышления обусловливает возможность овладения учеником знаниями фактологического характера. Эта двусторонняя диалектическая зависимость не была достаточно четко осознана ни представителями энциклопедизма, определяв­шими обучение через его содержание, ни сторонниками форма­лизма, которые переоценивали в обучении значение субъектив­но-процессуальной стороны.

Обе теории были подвергнуты глубокой научной критике К.Д.Ушинским. Он писал, что "формальное развитие рассудка... есть несущественный признак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях"1.

Школа, по его мнению, должна обогащать человека знания­ми и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. С К.Д.Ушинского в российской педагогике утверждается идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору содержания образования.

§ 3. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования

Одной из ведущих детерминант содержания образования яв­ляется его цель, в которой находят концентрированное выраже­ние как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования — развитие тех свойств лич­ности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отно­шение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечи­вающим достижение полноценного, гармоничного развития эмо­циональной, умственной, ценностной, волевой и физической сто­рон личности. Знания, умения и навыки необходимы для при­менения в жизни усваиваемой культуры. Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, позна­ния и развития прекрасного.

Человек — система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть

1 Ушинский К.Д. Собр. соч.: В И т. Т. 8. - М., 1951. - С. 661.


144 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 9. Содержание образования



 


только в том случае, если личность будет представлена в ее ди­намике.

Динамика личности как процесс ее становления представля­ет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека. Осуществляется оно в процессе деятельности. Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого субъекта. Речь идет об учении как ведущем виде деятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с другими видами деятельности (тру­довой, игровой, общественной). Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образова­ния. Более того, его можно определить, по В.С.Ледневу, как со­держание особым образом организованной деятельности учащих­ся, основу которого составляет опыт личности.

§ 4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования

В педагогической теории нашли признание принципы форми­рования содержания общего образования, разработанные В.В.Кра-евским.

Прежде всего это принцип соответствия содержания образо­вания во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как тради­ционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, кото­рые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию. Он пред­полагает учет педагогической реальности, связанный с осущест­влением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при про­ектировании содержания общего образования необходимо учиты­вать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность


таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, лич­ность учащегося.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориенти-рованного к личностно-ориентированному образованию намети­лись тенденции становления таких принципов отбора содержа­ния общего образования, как гуманитаризация и фундаментали-зация.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творче­ского и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формиро­ванием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности: культуры жизненного самоопределения; экономиче­ской культуры и культуры труда; политической и правовой куль­туры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художе­ственной и физической культуры; культуры общения и семейных отношений.

Принципом, позволяющим преодолеть дегуманизацию обще­го образования, является фундаментализация его содержания. Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только как способ получе­ния знания и формирования умений и навыков, но и как сред­ство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Фундаментализация содержания общего образования обуслов­ливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию про­цесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозмож­ны, творческая деятельность осуществляется на основе определен­ных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отно­шение, которая вызывает те или другие эмоции, предусматрива­ет поведенческие навыки и умения.


146 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 9. Содержание образования



 


Научное мировоззрение личности, являющееся следствием освоения содержания образования, характеризует высокий уро­вень ее развития. Однако усвоение мировоззренческих знаний само по себе еще не обеспечивает прочности мировоззрения лич­ности. Необходима и глубокая внутренняя убежденность в истин­ности того или иного знания. Суть убеждений заключается не только в знании, но и во внутренней потребности поступать, действовать именно так, а не иначе.

Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, следствием освоения которого является мировоззре­ние личности, позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе: "целостное отражение в содержании общего образования задач гар­моничного развития личности и формирования ее базовой куль­туры;

научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста; соответствие объема содержания учебного предмета имеющему­ся времени на его изучение;

учет международного опыта построения содержания общего сред­него образования;

соответствие содержания общего образования имеющейся учеб­но-методической и материальной базе современной школы (Ю. К. Бабанский).

§ 5. Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт)

Одной из современных тенденций развития содержания обра­зования является его стандартизация, которая вызвана двумя об­стоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания едино­го в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получа­емого молодыми людьми в разных типах образовательных учре­ждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что тре­бует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart,


означающего "норма, образец, мерило". Под стандартом обра­зования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражаю­щей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).

Наряду с "Законом об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкова­ние определенной части Закона. В Законе Российской Федера­ции об образовании (1992) предусмотрено, что государственны­ми органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образова­ния сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюде­ние которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой куль­туры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искус­ства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо­нента содержания образования, отражающего специфику и на­правленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой — гражданина перед государством в области образования. Государ­ство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандар­та образования включают:

описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необхо­димой общеобразовательной подготовки;

требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;


\


148 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 9. Содержание образования



 


максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным пред­метам. На их основе могут быть разработаны самые разнообраз­ные рабочие учебные планы.

§ 6. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

Принято выделять три основных уровня формирования содер­жания образования, представляющих собой определенную иерар­хию в его проектировании: уровень общего теоретического пред­ставления, уровень учебного предмета, уровень учебного материа­ла.

Учебный план.На уровне общего теоретического представле­ния государственный стандарт содержания общего среднего об­разования находит отражение в учебном плане школы. В прак­тике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это ос­новной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области об­разования. Он служит основой для разработки типовых и рабо­чих учебных планов и исходным документом для финансирова­ния школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы — Министерством общего и профессио­нального образования Российской Федерации.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учеб­ного плана и утверждаются Министерством общего и профессио­нального образования Российской Федерации.

Учебный план общеобразовательной средней школы составля­ется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Су­ществуют два типа учебных планов школы:

собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный пери-


од и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учеб­ных планов);

рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих ус­ловий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Структура учебного плана средней общеобразовательной шко­лы детерминируется теми же факторами, что и содержание об­щего образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школь­ный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного об­разования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как "Математика" и "Информатика", и частично такие области, как "Окружающий мир", "Искусство", в которых выделяются учебные курсы общекультурного и обще­национального значения.

Национально-региональный компонент обеспечивает потребно­сти и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как "Родной язык и литература", "Второй язык", и частично остальные области, в большинстве ко­торых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие на­циональное своеобразие культуры.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов нахо­дят отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана школы в значительной мере обу­словлена необходимостью отражения в нем инвариантной и ва­риативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение к общекультурным и национально зна­чимым ценностям, формирование с целью их базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, ин­тересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Эти взаимодополняющие и относительно автономные части учебного плана не являются полностью независимыми. В резуль­тате их пересечения в учебном плане любого общеобразователь­ного заведения выделяются три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего сред-



Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 9. Содержание образования



 


него образования; обязательные занятия по выбору учащих­ся; факультативные занятия (необязательные занятия по вы­бору).

Базисный учебный план средней общеобразовательной шко­лы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязатель­ные занятия по выбору;

суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внекласс­ную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.

Традиционно средняя общеобразовательная школа в нашей стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная.

Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, свя­занные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение прежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра и занятий по выбору учащихся.

Основой базисного учебного плана средней общеобразователь­ной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последующих ступенях свое развитие и обогащение.

Учебный предмет и учебная программа.Содержание образова­ния, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных пред­метах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет — это система научных знаний, практиче­ских умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными по­знавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программанормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, ло-


гику изучения основных мировоззренческих идей с указанием по­следовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целост­ную направленность преподавания предмета, оценок теорий, со­бытий, фактов. В программе обусловлена структура расположе­ния учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, уме­ний и навыков учащимися является одним из критериев успеш­ности и эффективности процесса обучения.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и ав­торскими. Типовые учебные программы разрабатываются на ос­нове требова





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.