МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке





• Общее представление о педагогике как науке • Объект, предмет и функции педагогики • Образование как социальный феномен • Об­разование как педагогический процесс • Понятийный аппарат педа­гогики • Связь педагогики с другими науками и ее структура

§ 1. Общее представление о педагогике как науке

Свое название педагогика получила от греческого слова "пай-дагогос" ("пайд" — "дитя", "гогос" — "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение".

В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие де­тей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольно­наемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя полу­чили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном "Житии": "...книги писати и учити ученики грамотные хитрости".


Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приоб­ретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между раз­личными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые переда­вались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговор­ках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (напри­мер: "Повторение — мать учения", "Яблоко от яблоньки неда­леко падает", "Век живи — век учись" и т.п.), составивших со­держание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного челове­ка. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развити­ем трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, уста­навливает причинные связи между явлениями. Она не столько опи­сывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогичес­кую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изуст­ную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценно­сти, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры на­рода, его педагогической ментальное™ и сегодня составляет осно­ву научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушин-ский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утвер­ждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, кото-





Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке 75


 


рое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

Для определения педагогики как науки важно установить гра­ницы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает ос­мысление ее объекта и предмета.

§ 2. Объект, предмет и функции педагогики

Объект— предмет познания и де ятельности человека, субъекта.

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в на­стоящем времени существуют три концепции.

Представители первой из них считают, что педагогика

междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой

Психология— наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных.

подход фактически отрицает педагогику как самостоятель­ную теоретическую науку, т.е. как область отражения педаго­гических явлений. В педа-

гогике в этом случае оказываются представленными самые раз­ные сложные объекты действительности (космос, культура, по­литика и др.).

Социология— наука об обществе как целостной системе и об отдель­ных социальных институтах, про­цессах, общественных группах.

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисцип­лины, функция которой состо­ит в опосредованном использо­вании знаний, заимствованных из других наук (психологии, ес­тествознания, социологии и

др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере

образования или воспитания.

При таком подходе не может быть разработана целостная фун­даментальная основа для функ­ционирования и преобразова-

Фундаментальный— основной. Фрагментарный— отрывочный.

ния педагогической практики.

Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об от­дельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краев-ского, является только третья концепция, согласно которой пе-


гогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения.

Объект педагогики

А.С.Макаренко — ученый и практик, которого трудно обви­нить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформули­ровал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследова­ния ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Индивид— отдельный человек, личность.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педа­гогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объ­ектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в про­цессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления по­лучили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики

Философия— наука о всеобщих за­конах развития природы, общест­ва и мышления, общая методология научного познания.

Образование изучает не только педагогика. Его изучают фи­лософия, социология, психология, экономика и другие науки. Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей "трудовых ресурсов", продуци­руемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли систе­ма образования людей, способных адаптироваться к социальной сРеде, содействовать научно-техническому прогрессу и социаль­ным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя бо­лее широкий подход, задается вопросом о целях и общем предна­значении образования — каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире? Психолог изучает психологические ас-



Раздел П. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке



 


пекты образования как педагогического процесса. Политолог стре­мится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как со­циального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связан­ные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого разви­тия и с соответствующей ему институциональной структурой. И

Технология — совокупность знаний о способах и средствах осуществле­ния тех или иных процессов.

это вполне правомерно, по­скольку изучение данных ас­пектов определяет ту часть объекта (образования), кото­рую должна изучать специальная наука — педагогика.

Предмет педагогикиэто образование как реальный цело­стный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом слу­чае представляет собой науку, изучающую сущность, закономер­ности, тенденции и перспективы развития педагогического про­цесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разраба­тывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая дея­тельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и техноло­гическая функции, которые она реализует в органичном един­стве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уров­нях:

описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом — выявление состояния педагогических яв­лений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

прогностическом — экспериментальные исследования педаго­гической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.


Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глу­бинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснова­нием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются тео­рии обучения и воспитания, модели педагогических систем, опе­режающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

Модель — образец (эталон, стан­дарт).

проективный, связанный с разработкой соответствующих ме­тодических материалов (учеб­ных планов, программ, учебни­ков и учебных пособий, педа­гогических рекомендаций), во­площающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В.В.Краевский) план педаго­гической деятельности, ее содержание и характер;

преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обуче­ния и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

§ 3. Образование как социальный феномен

Любое общество существует лишь при условии, что его чле­ны следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обу­словленным конкретными природными и социально-историче­скими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции. Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и с семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпы­вается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и са­мореализацию личности. Причем такие задачи решаются как сти­хийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально соз­данными для этого институтами и самим человеком. Этот целе-


Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке



 


направленно организованный процесс управления социализаци­ей и называется образованием, которое представляет собой слож­нейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, зани­мается ряд наук.

Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается еди­ный процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некото­рые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социаль­ные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный хри­стианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъ­емлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения ин­дивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитани­ем. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности воз­никло вместе с появлением общества и развивалось вместе с раз­витием трудовой деятельности, мышления, языка.

Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколе­ния к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредст­венно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и соци­альных обязанностей.

Каждый взрослый член общества становился педагогом в процессе повседневной жизнедеятельности, а в некоторых развитых общи­нах, например у ягуа (Колумбия, Перу), младших детей воспиты­вали главным образом старшие дети. В любом случае образова­ние было неотделимо от жизни общества, входило в него как обязательный компонент. Дети вместе со взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при этом учились. Женщины давали девочкам уроки по ведению домаш­него хозяйства и уходу за детьми, мужчины учили мальчиков охо­титься, владеть оружием. Вместе со взрослыми дети, приручая


животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охо­те, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование поэтому осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни.

Расширение границ общения, развитие языка и общей куль­туры привели к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче молодым людям. Однако возможности его освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания общественных структур или социальных институтов, специализи­рующихся на накоплении и распространении знаний.

Например, чтобы сохранить в памяти все богатство фольклора, жрецы тохунга (маорийские племена Новой Зеландии) изо дня в день часами упражнялись в бесконечном повторении мифов, ро­дословий, преданий. В каждом племени создавались специальные школы — "варе вананга" (дома знаний), в которых наиболее зна­ющие люди передавали молодым знания и опыт племени, знакомили их с обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовства. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих ра­бот. Полный курс обучения в такой школе занимал несколько лет. Школы подобного типа существовали не только у маори, но и у других племен. Распространение таких школ существенно уско­ряло прогресс человечества, делало общество более мобильным и адаптированным к изменениям окружающей среды.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучаю­щих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу се­мейного благосостояния.

Однако уже мыслители древности осознавали, что материаль­ное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могуще­ства государства. Последнее может быть достигнуто не семейны­ми, а общественными формами образования. Так, древнегрече-


80 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке


8!


 


ский философ Платон, например, считал обязательным для де­тей правящего класса получение образования в специальных го­сударственных учреждениях. Его взгляды отражали систему об­разования, сложившуюся в древней Спарте. Контроль государст­ва за воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых устанав­ливался суровый уклад жизни. Главная цель образования состояла в воспитании сильных, выносливых, дисциплинированных и ис­кусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев. Аналогичная система образования существовала и в древних Афинах.

Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, кото­рые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Суще­ствование наряду с семейным государственных, храмовых и дру­гих форм образования было характерным для многих рабовла­дельческих обществ.

Движущей силой развития образования в этот период являлись его внутренние противоречия. Изобретение письменности, мате­матической символики не только произвело переворот в спосо­бах накопления, хранения и передачи информации, но и ради­кально изменило содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом произошло выде­ление из единого процесса воспроизводства общественной жиз­ни духовного воспроизводства — образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало и переход от неинституцио­нальной социализации к институциональной.

Крупные школы имелись уже в III в. до н.э., например, в Дву­речье и Египте. В них каждый учитель преподавал свой предмет: один — письменность, другой — математику, третий — религию и мифологию, четвертый — танцы и музыку, пятый — гимнас­тику и т.д.

Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуют­ся утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, пре­подавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в общест-


ве. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской деятельности.

Усложнение общественной жизни и государственного механиз­ма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII — XIII вв. в Европе появились университеты, дос­таточно автономные по отношению к феодалам, церкви и город­ским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

Возросшие социальные потребности в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах. Применение этих систем обеспечило организа­ционную четкость и упорядоченность образовательного процес­са, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в де­сятки раз, оно стало значительно доступнее для большинства населения.

Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обу­словлено потребностями торговли, мореплавания, промышленно­сти, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманисти­ческую, просветительскую ценность. Положение стало меняться по мере того, как крупная машинная индустрия потребовала сме­ны старого способа производства, стереотипов мышления и сис­тем ценностей. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необхо­димость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным, содержанием образования, в центре которого было изучение древ­них языков. Разрешение этого противоречия связано с возник­новением реальных училищ и технических школ, высших техни­ческих учебных заведений.

Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования уже в XIX в. привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязатель­ном начальном образовании.


82 Раздел П. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке 83


 


Перед второй мировой войной для успешного овладения ра­бочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнона­учных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем полное сред­нее образование становится основным условием воспроизводст­ва рабочей силы.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого образовательного взрыва. Такое ста­ло возможным потому, что автоматы, придя на смену механиче­ским машинам, изменили положение человека в производствен­ном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и ис­полнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование ста­ло необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Чело­век, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактиче­ски лишен возможности получить современную профессию.

Таким образом, выделение образования в специфическую от­расль духовного производства, следовательно, отвечало историче­ским условиям и имело прогрессивное значение.

Образование как социальное явление — это прежде всего объ­ективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуаль­ный, научно-технический, духовно-культурный и экономиче­ский потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи соци­ального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Итак, образование как социальное явлениеэто относитель­но самостоятельная система, функцией которой является обу­чение и воспитание членов общества, ориентированные на овла­дение определенными знаниями (прежде всего научными), идей-


но-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определя­ется социально-экономическим и политическим строем дан­ного общества и уровнем его материально-технического раз­вития.

§ 4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики

Становление любой области научного знания связано с разви­тием понятий, которые, с одной стороны, указывают на опреде­ленный класс сущностно единых явлений, а с другой — конст­руируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкрет­ной науки можно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отража*от дифференциацию исходного, стержневого понятия.

Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет "педагогический процесс". Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой — выражает сущность этих явлений. Анализ понятия "педагогиче­ский процесс" поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

В своем первом приближении к определению педагогический процесс— это движение от целей образования к его результа­там путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущно­стной характеристикой педагогического процесса поэтому явля­ется целостность как внутреннее единство его компонентов, от­носительная их автономность.

Педагогический процесс как целостность может быть рассмот­рен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему (Ю.К.Бабанский). В педагогической литературе и образовательной практике понятие "система" употребляется часто безотносительно к его реальному, истинному содержанию. Нередко это понятие персонифицируется (например, система Макаренко, система Сухомлинского и т.п.), иногда соотносится с тем или иным уровнем образования (сис­тема дошкольного, школьного, профессионально-технического,



Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке



 


высшего образования и т.п.) или даже с образовательной деятель­ностью конкретного учебного заведения. Однако понятие "педа­гогическая система" выходит за рамки узко понимаемой персо-нализации (Б.Г.Гершунский). Дело в том, что при всем своеоб­разии, неповторимости и многочисленности педагогических сис­тем они подчиняются общему закону организационного строения и функционирования системы как процесса.

В этой связи под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объеди­ненных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Струк­турные компоненты педагогической системы в своей основе аде­кватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу со­держания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач об­разования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазви­тии.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагоги­ческого взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимо­действие составляет сущностную характеристику педагогическо­го процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого яв­ляются взаимные изменения в их поведении, деятельности и от­ношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляю­щуюся в ответных непосредственных или опосредованных влия­ниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие "педагогическое взаимодействие" поэтому шире, чем "педагоги­ческое воздействие", "педагогическое влияние" и даже "педаго­гическое отношение", которое является следствием взаимодейст­вия педагогов и воспитуемых (Ю.К.Бабанский).


Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педа­гогической системы два важнейших компонента — педагогов и воспитанников, выступающих наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволя­ет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

Этот подход противоречит традиционному пониманию педа­гогического процесса как специально организованного, целена­правленного, последовательного, планомерного и всестороннего воздействия на школьника с целью формирования личности с за­данными качествами. Традиционный подход отождествляет педа­гогический процесс с деятельностью педагога, педагогической де­ятельностьюособым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных челове­чеством культуры и опыта, создание условий для их личностно­го развития и подготовку к выполнению определенных социаль­ных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объект­ные отношения в педагогическом процессе.

Представляется, что традиционный подход является следстви­
ем некритического, а потому и механистического переноса в пе­
дагогику основного постулата __________________________

теории управления: если есть Авторитарный - основанный на субъект управления, то должен слепом подчинении власти.

быть и объект. В результате в '----------------------------------------- '

педагогике субъект — это педагог, а объектом, естественно, счи­тается ребенок, школьник или даже обучающийся под чьим-то руководством взрослый. Представление о педагогическом процес­се как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие ут­верждения в системе образования авторитаризма как социально­го явления. Но если ученик — это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, на­правленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъ­ектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика ут­верждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

Педагогический процесс осуществляется в специально органи­зованных условиях, которые связаны прежде всего с содержани­ем и технологией педагогического взаимодействия. Таким обра-



Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке



 


зом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (матери­ально-технические и педагогические — формы, методы, приемы). Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и вос­питанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педа­гогической системы.

Детерминанта — предпосылка.

Детерминантой возникновения педагогических систем является цель образования как совокупность требований общества в сфе­ре духовного воспроизводства, как социальный заказ. В со­держании образования она пе-

дагогически интерпретируется в связи с учетом, например, воз­раста воспитанников, уровня их личностного развития, развития коллектива и т.д.

Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогиче­ской системы, т.е. внешней силы по отношению к ней. Педаго­гическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в пе­дагогическом процессе являются обучение и воспитание. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние измене­ния, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах — педагогах и воспитанниках.

Воспитание — это специально организованная деятельность пе­дагогов и воспитанников для реализации целей образования в усло­виях педагогического процесса. Обучениеспецифический способ образования, направленный на развитие личности посредством ор­ганизации усвоения обучающимися научных знаний и способов дея­тельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отли­чается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Например, в процессе обу­чения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных техни­ческих и наглядных средств обучения, электронных и словесно-зна­ковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).


Воспитание и обучение как способы осуществления педагоги­ческого процесса характеризуют, таким образом, технологии об­разования (или педагогические технологии), в которых фиксиру­ются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени до­стижения выдвинутых целей образования. Педагогическая тех­нология — это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной сово­купности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогиче­ских задач: структурирования и конкретизации целей педагоги­ческого процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педа­гогического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является единицей педагогиче­ского процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогиче­ская деятельность в рамках любой педагогической системы по­этому может быть представлена как взаимосвязанная последова­тельность решения бесчисленного множества задач разного уров­ня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодейст­вии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задачаэто материализованная ситуация воспитания и обучения (педагоги­ческая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педаго­гов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, "мо­менты" педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.

Воспитание и обучение обусловливают качественную характе­ристику образования — результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. В свою оче­редь, результаты образования как педагогического процесса свя­заны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура

Место педагогики в системе наук о человеке может быть вы­явлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно свя-


88 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке



 


зана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаи­мосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформле­ния педагогики как науки, другие — являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необ­ходимым условием развития педагогической теории и практики.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали соз­дание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педа­гогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Трактовки связей философии и педагогики носили достаточ­но жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педаго­гику считали "полигоном" для приложения и апробации фило­софских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философско­го знания, мировоззренческого по своей природе и соответствую­щего решаемым задачам осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматиче­ских, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и тех­нологических характеристик образовательного процесса.

Кроме того, методологическая функция философии по отно­шению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и спосо­бов научного познания. Процесс получения педагогического зна­ния подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания пе­дагогических концепций.

Связь педагогики с психологиейявляется наиболее традицион­ной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими зако-


нами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

Однако при анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психо­логию как науку, которая была и остается важнейшим источни­ком научного обоснования образовательного процесса (В.В.Кра-евский). Психологизм проявляется в том, что психология объяв­ляется единственным научным основанием, направляющим пе­дагогическую практику. Однако, как отмечает В.ВДавыдов, пси­хология хотя и должна учитываться, но она "не диктатор", по­скольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педаго­гическими условиями, определяющими и психологические зако­номерности развития личности. Эти закономерности носят кон­кретно-исторический характер, и потому при изменении социаль­но-педагогических условий меняются и закономерности развития личности.

Связи педагогики с другими науками не исчерпываются фи­лософией и психологией, общим моментом которых является изу­чение человека как личности. Педагогика тесно связана и с на­уками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как био­логия (анатомия и физиология человека), антропология и меди­цина.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии,изучающей индивидуальное развитие человека.

Антропология — наука, всесторон­не изучающая биологическую при­роду человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накап­ливался в антропологии,как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррек-ционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имею­щих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с по­мощью которых достигается терапевтический эффект и облегча-



Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке 91


 


ются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся де­фекты.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отно­шений. Потому не случайно стали устанавливаться достаточно ус­тойчивые взаимодействия между педагогикой, социологией, эко­номикой, политологией и другими социальными науками.

Отношения между педагогикой и экономическими наукамисложны и неоднозначны. Экономическая политика во все време­на была необходимым условием развития образованности обще­ства. Немаловажным фактором развития педагогики остается эко­номическое стимулирование научных исследований в этой облас­ти знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрас­ли знания, как экономика образования, предметом которой яв­ляется специфика действия экономических законов в сфере об­разования.

Связи педагогики с социологиейотносятся также к числу тра­диционных, так как и первая и вторая озабочены планировани­ем образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социали­зации и воспитания личности в различных социальных институ­тах.

Связь педагогики с политологиейобусловлена тем, что обра­зовательная политика всегда являлась отражением идеологии гос­подствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

Анализ связей педагогики с другими науками позволяет выде­лить следующие их формы (Р.Г.Гурова):

использование педагогикой основных идей, теоретических по­ложений, обобщающих выводов других наук;

творческое заимствование методов исследований, применяе­мых в этих науках;

применение в педагогике конкретных результатов исследова­ний, полученных в психологии, физиологии высшей нервной дея­тельности, социологии и других науках;

участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики — пограничных научных


дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную сис­тему педагогических наук. В ее структуру входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности об­разования;

возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и вос­питание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обу­чение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

частные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к пре­подаванию отдельных учебных предметов;

история педагогики и образования, изучающая развитие педа­гогических идей и практики образования в различные историче­ские эпохи;

отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжа­ется. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского?

2. Обоснуйте опыт и предмет педагогики.

3. Каковы функции педагогики?

4. Дайте характеристику образования как социального феномена.

5. Раскройте сущность образования как педагогического процесса.

6. Дайте определения понятий: педагогический процесс, педагогиче­ская система, педагогическое взаимодействие, воспитание, обучение, педагогическая технология, педагогическая деятельность, педагогиче­ская задача.

7. Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.

8. Какова структура современной педагогической науки?


92 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ананьев Б.Т. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.,

1995.

Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.

Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.

Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. — М., 1992.

Саймон Б. Общество и образование. — М., 1989.

Стоуне Р. Психопедагогика. — М., 1985.

Щедровицкий Т.П. и др. Педагогика и логика. — М., 1993.


Глава 6. Методология и методы педагогических исследований 93

Глава 6. Методология и методы педагогических исследований

• Понятие о методологии педагогики и ее уровнях • Философские основания педагогики • Общенаучный уровень методологии педагогики

• Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

• Организация педагогического исследования • Система методов и методика педагогического исследования

§ 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависи­мость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Дескриптивный— описательный. Прескриптивный— нормативный. Ретроспективный— обращенный к прошлому.

В современном науковедении под методологией понимают прежде всего учение о принципах построения, формах и спосо­бах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач иссле­дования, совокупности иссле­довательских средств, необхо­димых для их решения, а так­же формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследователь­ских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о пе­дагогическом познании и преобразовании действительности.

Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной, либо в прескриптивной форме, т.е. в форме пред­писаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин).

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная — направлена на ре­гуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой



Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 6. Методология и методы педагогических исследований 95


 


положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспек­тивным описанием уже осуществленных процессов научного по­знания.

Эмпирический— основанный на опы­те.

В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функ­ции выполняет вся система философского знания. Второй уро­вень — общенаучная методоло­гия — представляет собой тео­ретические концепции, приме­няемые ко всем или к боль­шинству научных дисциплин. Третий уровень — конкретно-на­учная методология, т.е. совокупность методов, принципов иссле­дования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые-на более высоких уровнях методологии, такие, как, например, проблемы системно­го подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень — технологическая методология — составля­ют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обес­печивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя миро­воззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

§ 2. Философские основания педагогики

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и


педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический мате­риализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Экзистенциализм,или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители — Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов (Рос-

Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздейст­вующий на него с целью подчине­ния своим интересам.

сия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тил-лих (США) и другие. Основное понятие экзистенциализма — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое "Я". Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благода­ря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее "Я" каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в совре­менном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников "творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя".

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную сво­боду в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и яв­лений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, меч­та, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм— учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир Для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущ­ности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, ут-


96 Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 6. Методология и методы педагогических исследований 97


 


верждают неотомисты, высшая истина постигается только "сверх­разумом", посредством приближения к Богу и постижения дан­ного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канин-гхэм, М.Адлер, М.Казотти идр.) содержится резкая критика па­дения нравственных устоев в современном мире. Они указыва­ют на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духов­ный. Последний более богатый, более благородный иимеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для веч­ной жизни.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и

Мифология— совокупность ми­фов, возникавших у всех народов земного шара на стадии, когда че­ловек, не обладая развитыми спо­собами производства и научными познаниями, чувствовал свое бес­силие в борьбе с силами природы и создавал в своем воображении сверхъестественный мир.

забвении "досознательного", в котором якобы находятся ис­точники любви, счастья, свобо­ды и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспи­тания, по их мнению, должна быть направлена на развитие "досознательного" стремления приблизиться к Богу. Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX — XX вв., обусловили появление в философии ново­го направления — позитивизма.Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски ос­мыслить научные достижения, характерна абсолютизация естест­венных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с по­мощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучны­ми проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием об­щества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание от­носят к области мифологии.

Неопозитивизм,оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял вид­ное место в современной философии. Слабость педагогики нео­позитивисты усматривают в том, что в ней доминируют беспо­лезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий предста-


витель неопозитивизма — Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги "Американская сред­няя школа сегодня", "Подготовка американских учителей" и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые — физики, химики, математики, разделяю­щие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на пе­рестройку содержания естественно-математического образования в 60 — 70-е гг. нашего столетия. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное "не знания, а методы их приобретения".

Дж.Дьюи(1859 - 1952) - амери­канский философ-идеалист, педагог, один из ведущих предста­вителей прагматизма. Отрицает объективность истины, отождест­вляя ее с полезностью. Создатель педоцентрической теории и мето­дики обучения.

Прагматизмкак философское течение возник на рубеже XIX — XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленно­сти подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заяви­ли о создании новой филосо­фии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные поня­тия в прагматизме — "опыт", "дело" (греч. "прагма"). По­знание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельнос­ти человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Он считается основателем прагматической пе­дагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное вли­яние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дж.Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма — "опыт", Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процес­са. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу "само­выявления" данных ребенку от рождения инстинктов и склонно­стей. С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи иего после­дователи (Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что чело-

4 II. Л. Сластепни «I кяагогнка»



Раздел И. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 6. Методология и методы педагогических исследований



 


век не должен руководствоваться в своем поведении какими-ни­будь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализмкак философское учение о наи­более общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители — К.Маркс и Ф.Энгельс распростра­нили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводят­ся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно

возникает в результате развития Монизм - философское учение, I материи (мозга человека) и

которое принимает за основу все- является его продуктом (прин-
го сущего одно начало. цип материалистического мо-

---------------------------------------- низма); явления объективного

мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвя­заны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предме­ты и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных измене­ний в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и при­родной организацией человека. Ведущую роль в развитии лич­ности играет воспитание, кото­рое представляет собой слож­ный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и дея­тельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сегодня пред-


ставляет одну из актуальных ее проблем, попытки решения ко­торой будут показаны в следующей главе.

§ 3. Общенаучный уровень методологии педагогики

Общенаучная методология может быть представлена систем­ным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообуслов­ленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подхо­дить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относи­тельно самостоятельные компоненты рассматриваются не изоли­рованно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позво­ляет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспек­ты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет все­сторонних связей и развития.

Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогиче­ская практика является действенным критерием истинности на­учных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Тео­рия, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в об­разовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.

§ 4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

Системный подход ориентирует на выделение в педагогиче­ской системе и развивающейся личности прежде всего интегра-тивных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устой­чивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-


4*



Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики


Глава 6. Методология и методы педагогических исследований



 


процессов в развитие личности как системного целого. В этом от­ношении он очень тесно связан с личностным подходом, который оз­начает ориентацию при конструировании и осуществлении педаго­гического процесса на личность как цель, субъект, результат и глав­ный критерий его эффективности. Он настоятельно требует призна­ния уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потен­циала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельност





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.