Профессиональная адаптация выпускников-кадет 2007 и 2008 года выпуска Перед современной военной педагогикой России сегодня возникли исключительно сложные и важные проблемы: это не только научное обоснование процесса подготовки офицерских кадров, способных успешно решать задачи национальной безопасности государства, но и формирование такой системы военного образования, которая отвечала бы новой структуре и приоритетным задачам Вооружённых Сил РФ. И такими учреждениями подготовки молодых людей к военной службе являются кадетские корпуса. Однако, стоит сказать о том, что в последнее время в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ были сокращены многие военные учебные заведения и войсковые части. Поэтому перед выпускниками Томского кадетского корпуса стоит сложная задача переосмысления своих жизненных ценностей и приоритетов. К сожалению, большинство выпускников последних 2 лет не могут пройти медкомиссию для поступления в военное учебное заведение, да и конкурс на одно место велик, поэтому ребята, нацеленные на военную службу, идут в армию или же поступают в гражданские вузы для того, чтобы не прерывать учебный процесс. Исходя из этого, им необходима помощь в выборе своей профессии, в поступлении в вузы России. Профессиональная постинтернатная адаптация - процесс приспособления детей интернатного учреждения к условиям социально-трудовой среды. Результатом этого процесса является формирование позитивных форм социального приспособления: способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей, потребность в труде как средство самореализации, позитивное отношение к людям, активное и ответственное отношение к себе и своей судьбе. Настоящий момент характеризуется созданием и апробацией инновационных моделей профессиональной постинтернатной адаптации: · при разработке механизмов поддержки выпускников интернатных учреждений необходимо учитывать меняющиеся социально-экономические и политические условия, в частности, изменение законодательной базы; · развитие программ социальной адаптации нуждается в разработке курсов повышения квалификации для работников учреждений начального и среднего профессионального образования; · модели постинтернатной адаптации требуют дальнейшего изучения для выделения факторов, способствующих и препятствующих успешной адаптации и интеграции выпускников образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; · необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы для включения успешных инновационных моделей социальной адаптации в государственную структуру. Таким образом, видно, что к вопросу самоопределения подростков государство подходит более детально. На данный момент во многих регионах России созданы пункты приема граждан по вопросам профессионального самоопределения, где работают психологи, социальные педагоги. В Томске этот центр носит название «Центр планирования карьеры». Ежегодно все обучающиеся 10-х классов из Томского кадетского корпуса проходят там полуторачасовое тестирование на предмет профессиональных склонностей индивида. Отчасти это помогает в самоопределении подростков. Однако, исходя из исследования выпускников 2007 и 2008 года выпуска видно, что многие ребята, поступившие в гражданские вузы, не смогли учиться там, в виду разных причин: 1. нет контроля со стороны за посещаемостью и выполнением домашнего задания; 2. нет интереса к изучению данной сферы деятельности, т.к. поступил туда, куда «прошел» на бюджетное место, в связи с тем, что не способен он и его родители оплачивать обучение; 3. осталась потребность в профессии военного. Из проведенного опроса видно, что из 17 человек 2007 года выпуска 2 человека закончили военную Академию и через распределение поступили в воинские части. Один из них занимает уже руководящую должность. 4 человека сейчас служат по контракту, заключенному на 5 лет, со званием лейтенант. 2 человека на данный момент служат в армии по призыву, остальные же закончили гражданские специальности и самостоятельно нашли работу в городе Томске и Томской области. Если говорить о втором выпуске, то там изначально поступление в военные заведения было масштабным, на данный момент более 17 человек находятся на обучении в военных заведениях высшего профессионального образования. Что характерно для этих заведений, так это получение сразу двух высших образований по гражданской и военной специализации. То есть выпускники, даже если не смогут работать в военных частях, всегда смогут найти рабочее место на гражданском поприще. 4 человека на данный момент служат в армии, 5 выпускников либо окончили средне-специальные учебные заведения и работают по специальности, либо бросили обучение и пошли трудоустраиваться (это связано с материальной стороной вопроса). Остальные же продолжают обучение в вузах г. Томска. Стоит отметить, что кадеты имеют такое важное для профессионального самоопределения качество как мобильность. За 5 лет обучения в корпусе они привыкают жить самостоятельно, что, переезд в другой город, не является проблемой, что позволяет географию профессий расширить до уровня всей России. Исходя из результатов исследования, можно сказать, что Томский кадетский корпус своим выпускникам дает важные для профессионального самоопределения качества, однако, специализация данного учреждения, военизированность обучения и проживания, необходимость соблюдения субординации мешает в выборе профессий гражданской направленности. Заключение Выпускник сиротского учреждения выходит во взрослую жизнь совершенно неподготовленным, и, прежде всего, он не социализирован. Даже если у него были хорошие образовательные результаты (знания, умения, навыки учебной деятельности) во время школьного периода, это совершенно не означает, что он обладает необходимыми социальными, коммуникативными компетенциями, достаточно социально и профессионально адаптирован. К сожалению, такие дети, даже если и поступают в учреждения профессионального образования, то не могут продолжать обучение именно из-за осложнений в установлении межличностных и социальных контактов. Тем более, к этому времени они уже начинают жить в новом «взрослом мире», за стенами сиротского учреждения. На внутриличностный кризис взросления накладываются проблемы, связанные с адаптацией к новым условиям жизни. Этот этап достаточно сложен для подростков из семей с устойчивой психикой, не говоря уже о детях-сиротах. У них нет ни жизненного опыта, ни психологической, ни финансовой поддержки. Чаще всего такие подростки переживают депрессивное состояние, они не уверены в себе, с одной стороны, не доверяют чужим, с другой - подвержены влиянию посторонних, лишь бы не быть аутсайдером. Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что создание социально-психологической службы на базе Томского кадетского корпуса для постинтернатного сопровождения выпускников необходимо. Ведь социально-педагогическое сопровождение выпускника школы-интерната представляет собой совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего) и воспитанника (сопровождаемого), на основе прогнозирования перспектив поведения последнего и его самопроявления, направленное на стимулирование осмысления возникшей (возникающей) проблемы, ее существа и способов разрешения, а также обеспечение наиболее целесообразной помощи (поддержки его) в самореализации в ситуации развития[37]. Сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки и направленно на формирование социальной адаптивности, стимулирование целесообразного и успешного поведения и самопроявления воспитанника, накопление им социально-значимого опыта в различных жизненных ситуациях. Условиями, обеспечивающими эффективное социально-педагогическое сопровождение формирования социальной адаптивности выпускников школы-интерната являются: наличие потенциальных возможностей образовательно-воспитательного пространства школы-интерната для формирования социальной адаптивности; учет индивидуального своеобразия каждого воспитанника, в процессе определения стратегии сопровождения формирования у него социальной адаптивности; мотивирование проявления социальной адаптивности воспитанников в различных ситуациях развития; самоактивность воспитанников в процессе жизнедеятельности, в различных ситуациях развития; подготовленность социального педагога к реализации задач социально-педагогического сопровождения воспитанников школы-интерната; взаимодействие воспитателей и сотрудников с социальным педагогом в процессе организации целесообразного сопровождения воспитанников; вовлечение и участие родителей (родственников) воспитанников в их социально-педагогическом сопровождении в процессе формирования социальной адаптивности; систематический мониторинг роста социальной адаптивности воспитанников. Таким образом, основная идея проведенного исследования заключается в том, что социальный педагог, психолог, воспитатели, работающие в кадетском корпусе, могут помочь воспитанникам успешно подготовиться к самостоятельной жизни, если будет реализована модель социально-педагогической деятельности, в рамках которой на основе диагностики круга проблем воспитанников корпуса, готовящихся к выпуску, будут выявлены средства и создана программа социально-педагогической деятельности, направленная на повышение уровня социальной адаптации воспитанников на этапе подготовки к самостоятельной жизни. Список используемой литературы Список источников: 1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. 2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.). СЗ РФ, 1998 г., N 31, ст. 3802. 3. Федеральный закон от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 2. Постановление правительства РФ от 21 марта 2007 г. №172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы» 3. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Список литературы: 1. Абрамова И. В. Подростки "группы риска" в социальной гостинице: Приюты - новая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей // И. В. Абрамова. - М.: «Вестник», 2009. - 114 с. 2. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 218с. 3. Бодалев A.A. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях// A.A. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова. — Современная педагогика, 2008. - № 5. - С. 11-20. 4. Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате// Л.И. Божович. -М.: Литер-К, 2004. - 286с. 5. Брутман В.И., Северный A.A. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства//А.А. Северный, В.И. Брутман. - М.: «Феникс», 2008. - 170 с. 6. Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах// Е.В. Виноградова. - Автореферат дис. канд. психол. наук. - М., 2002.- 18 с. 7. Женаев A.JI. Социально-профессиональная адаптация личности в системе «Школа-учреждение СПО - предприятие»//А.Л. Женаев: Дисс. канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 153 с. [Электронное расписание]. – Режим работы: http://www.dissercat.com/content , свободный. 8. Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот// В.И. Каверина, Л.Д. Сумин. -М.: ПрофИзд-во, 2007. - 419 с. 9. Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования// Н.Э. Касаткина: Дисс. докт. пед. наук. — М., 2002. — 428 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content, свободный 10. Кливер В.И. Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа// В.И. Кливер. - Дисс. канд. пед. наук. - Кемерово, 1999. - 196 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content, свободный 11. Климов Е.А. Психология профессионала// Е.А. Климов, В.Д. Дрягин — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. — 400 с. 12. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи// И.С. Кон. - М.: Знание, 2006. - 163 с. 13. Левин С.А., Логинова Ю.В. Проблемы адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни// С.А. Левин, Ю.В. Логинова. - Материалы Межрегиональной конференции «Сироты России: проблемы, надежды, будущее». - М.: Знание, 2004. - С. 123-136. 14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность// А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1998. - 304 с. 15. Макарченко Т.А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социально-профессиональной адаптации//Т.А. Макарченко. - Брянск: «Ком-интер», 2011. — 219с. 16. Мягков И.Ф. Организация социально-психолого-педагогической помощи детям, лишенным родительского попечительства // И.Ф. Мягков, О.П. Полянская. - Воронеж: Известия, пед. ун-та. Воронежа, 2007. -С. 40-41. 17. Насветнокова О.М. Психолого-педагогические условия безопасной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа// О.М. Насветнокова. - Спб.: «Феникс», 2003. — 119 с. 18. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528с. 19. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение// Н.С. Пряжников, О.Г. Самоленко. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 256 с. 20. Родичев Н.Ф. Профессии, которые мы выбираем // Н.Ф. Родичев. - Абитуриент, 2002. - № 7. - с. 23-29. 21. Руднева Е.Л. Социально-профессиональная адаптация старшеклассников в системе лицейского образования // Е.Л. Руднева. - Кемерово: Изд. «Логис», 2010. — 164с. 22. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/grant-po-postinternatnomu-soprovozhdeniyu, свободный. 23. Социальное сиротство в современной России: истоки и предотвращения, судьбы родителей детей-сирот \ Под ред. Т.З. Козловой. – М.: РОИОР: ИНФРА – М, 2010. – 193с. 24. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Томской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tmsk.gks.ru/webpages/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85.aspx, свободный 25. Философский словарь \ под ред. И.Т.Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 531с. [1]Макарченко Т.А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социально-профессиональной адаптации//Т.А. Макарченко. - Брянск: «Ком-интер», 2011. — С. 36. [2] Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Томской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tmsk.gks.ru/webpages/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85.aspx, свободный [3]Бодалев A.A. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях// A.A. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова — Современная педагогика, 2003. - № 5. - С. 11-20. [4] Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи// И.С. Кон. - М.: Знание, 2006. - 63 с. [5]Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность// А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1998. - 304 с. [6] Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате// Л.И. Божович. -М.: Литер-К, 2004. - 286с. [7] Климов Е.А. Психология профессионала// Е.А. Климов, В.Д. Дрягин — М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. — 400 с. [8] Кливер В.И. Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа// В.И. Кливер. - Дисс. канд. пед. наук. - Кемерово, 1999. - 196 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content, свободный [9] Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах// Е.В. Виноградова. - Автореферат дис. . канд. психол. наук. -М., 2002.- 18 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content, свободный [10] Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение// Н.С. Пряжников, О.Г. Самоленко. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 256 с. [11] Родичев Н.Ф. Профессии, которые мы выбираем// Н.Ф. Родичев. - Абитуриент, 2002. - № 7. - с. 23-29. [12] Женаев A.JI. Социально-профессиональная адаптация личности в системе «Школа-учреждение СПО - предприятие»//А.Л. Женаев: Дисс. канд. пед. наук. -СПб., 2011.- 153 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content, свободный [13]Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования// Н.Э. Касаткина: Дисс. докт. пед. наук. — М., 2002. — 428 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content, свободный [14] Руднева Е.Л. Социально-профессиональная адаптация старшеклассников в системе лицейского образования// Е.Л. Руднева. - Кемерово: Изд. «Логис», 2010. — 164с. [15]Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот// В.И. Каверина, Л.Д. Сумин. -М.: ПрофИзд-во, 2007. - 419 с. [16] Левин С.А., Логинова Ю.В. Проблемы адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни// С.А. Левин, Ю.В. Логинова. - Материалы Межрегиональной конференции «Сироты России: проблемы, надежды, будущее». - М.: Знание, 2004. - С.123-136. [17] Макарченко Т.А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социально-профессиональной адаптации//Т.А. Макарченко. - Брянск: «Ком-интер», 2011. — 219с. [18] Мягков И.Ф. Организация социально-психолого-педагогической помощи детям, лишенным родительского попечительства // И.Ф. Мягков, О.П. Полянская. - Воронеж: Известия, пед. ун-та. Воронежа, 2007. -С. 40- [19] Насветнокова О.М. Психолого-педагогические условия безопасной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа// О.М. Насветнокова. - Спб.: «Феникс», 2003. — 119 с. [20] Абрамова И. В. Подростки "группы риска" в социальной гостинице: Приюты - новая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей // И. В. Абрамова. - М.: «Вестник», 2009. - 114 с. [21] Брутман В.И., Северный A.A. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // А.А. Северный, В.И. Брутман. - М.: «Феникс», 2008. - 170 с. [22] Социальное сиротство в современной России: истоки и предотвращения, судьбы родителей детей-сирот \ Под ред. Т.З. Козловой. – М.: РОИОР: ИНФРА – М, 2010. - С.18. [23] Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - С.4. [24] Философский словарь \ под ред. И.Т.Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. С.8. [25] Социальное сиротство в современной России: истоки и предотвращения, судьбы родителей детей-сирот \ Под ред. Т.З. Козловой. – М.: РОИОР: ИНФРА – М, 2010. - С.11. [26] Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - С.5. [27] Кливер В.И. Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа// В.И. Кливер. - Дисс. канд. пед. наук. - Кемерово, 1999. - С. 49. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content, свободный [28] Левин С.А., Логинова Ю.В. Проблемы адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни// С.А. Левин, Ю.В. Логинова. - Материалы Межрегиональной конференции «Сироты России: проблемы, надежды, будущее». - М.: Знание, 2004. - С.124. [29] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 [30]Постановление правительства РФ от 21 марта 2007 г. №172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы» [31]Федеральный закон от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [32] Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/grant-po-postinternatnomu-soprovozhdeniyu, свободный. [33] Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 214. [34] Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 214. [35] Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот// В.И. Каверина, Л.Д. Сумин. -М.: ПрофИзд-во, 2007. – С. 211. [36] Там же [37] Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - С.5. |