ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Особенности социальной адаптации выпускников-кадет Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой[33]. Важным компонентом социальной адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентации личности со способностью их реализации в конкретной социальной среде. Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы. Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям[34]. Нарушения механизмов социальной адаптации выпускников полувоенизированного закрытого учебного заведения приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низком уровне социализации воспитанников школ-интернатов, а также в дезадаптации (зачастую девиантном поведении), отставании в уровне физического, психического и интеллектуального развития. Однако, на всех этапах развития кадетских корпусов учебно-воспитательный процесс характеризуется активным внедрением в сознание воспитанников таких значимых чувств для военного человека, как патриотизм, любовь к Отечеству, честь и достоинство, воинский долг и ответственность за защиту государства Российского, любовь к военной форме и воинской службе, дисциплинированность, чувство товарищества. Именно эти качества и невидимая нить кадетского братства помогают выпускникам кадетских корпусов преодолевать трудности социальной адаптации, особенно в военной среде. В 2012 году было проведено исследование, которое показало, что в 2007 году из Томского кадетского корпуса было выпущено 17 человек (первый выпуск). Из них трое относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3 выпускника из числа малообеспеченных семей; 11 человек из неполных семей; 5 человек из семей военнослужащих и участников боевых действий и 2 - из многодетных семей. Таким образом, социальный состав выпускников 2007 года не однороден. Не смотря на это, 14 человек поступило в учебные заведения разных направлений и уровней и 3 – пошли работать в учреждения по месту жительства: · 9 выпускников – высшие учебные заведения г. Томска (ТГАСУ, ТГУ, ТГПУ); · 3 человека – средние специальные учебные заведения (ТСХИ, ТГПК); · 2 человека – военное высшее учебное заведение (Смоленская Академия ПВО); · 3 выпускника стали работать по месту жительства. В 2008 году был произведен второй выпуск обучающихся, закончивших курс среднего полного образования, количество выпускников составило 37 человек. Из них 12 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 – из семей военнослужащих и ветеранов, участников боевых действий, 3 человека из многодетных семей, столько же из малообеспеченных семей, 9 выпускников из неполных семей.. По результатам анализа поступления выпускников 2008 год было выявлено, что: · 15 человек поступили в военные учебные заведения (Смоленская Академия ПВО, Новосибирское военное высшее командное училище, Тихоокеанский военно-морской институт, Тверская разведывательная Академия); · 2 человека поступило в Омскую Академию МВД; · 13 человек выбрали университеты г. Томска (СибГМУ, ТГУ, ТПУ, ТГПУ); · 5 выпускников пошли учиться в профессиональное учебное заведение (ТСХТ, ТГПК). Социальная адаптация воспитанников кадетского корпуса на этапе подготовки к самостоятельной жизни отражает[35]: - процесс и результат успешного приспособления выпускника к условиям постинтернатного периода, то есть к изменившимся социальным условиям (новое учебное заведение, новый статус – студента, новое место жительства, новое социальное окружение); - уровень социальной адаптации (высокий, достаточный, недостаточный) является результатом сформированности профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и самопринятия. В качестве критериев выявления уровня социальной адаптации воспитанников на этапе подготовки к самостоятельной жизни используются[36]: · сформированность профессиональных намерений, · сформированность социально-бытовых умений и навыков, · сформированность культуры межличностных и социальных отношений, · сформированность навыков здорового образа жизни и самопринятия. Следует сказать, что в Томском кадетском корпусе нет комплексного сопровождения выпускников интернатного учреждения, более того, деятельность отдельных служб и органов корпуса разрознены. Так реализуется Программа по профилактике школьной дезадаптации, правонарушений и преступлений, работает Совет по данному направлению (Программа реализуется посредством заместителей директоров и социального педагога, председатель Совета - директор корпуса). В тоже время реализуется программа по профориентации, которую осуществляют классные руководители и воспитатели классов. Данная программа носит субъективный характер и полностью зависит от инициативы данных ответственных лиц. Так же по Распоряжению начальника Департамента по образованию Томской области проводится сбор данных о том, куда поступили выпускники данного учреждения, этим анализом занимаются классные руководители и социальный педагог. Выпускники долго поддерживают отношения с «корпусом», навещают его. Однако, комплексного центра по постинтернатной адаптации нет. Работа ведется не целостно, разрознено, не хватает комплексности и масштабности. Исходя из вышеупомянутых критериев оценки эффективности адаптационного процесса выпускников интернатного учреждения, были протестированы и опрошены выпускники 2007 и 2008 года. Данная целевая аудитория выбрана не случайно, так как прошло 4-5 лет, многие из них уже закончили учебные заведения, завели семью, ребенка, свой собственный жилищный «уголок». В качестве первого критерия оценки эффективности адаптационного процесса выступала сформированность профессиональных намерений, о ней можно судить по поступаемости выпускников в учебные заведения. В первом выпуске только 3 человека пошли работать по месту жительства, остальные перешли в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования. В 2008 году все выпускники поступили в учебные заведения. Однако, данный критерий можно считать эффективным, если выбранное ими направление осталось и обучение было доведено до конца. Таким образом, в первом выпуске 3 человека после первого года обучения бросили учебные заведения, и пошли на работу, а один работающий поступил в университет на очное отделение через год. Из 2008 года выпуска 2 человека бросили обучение через 2 года, остальные успешно на данный момент заканчивают учебный процесс (находятся на 5 курсе). По проведенному исследованию видно, что профориентационная работа со вторым выпуском велась более тщательная. Более того, кадетские корпуса издревле служили стартовой площадкой для взращивания и обучения младшего командного состава. Большая честь для кадетского корпуса выпустить в мир боевого офицера. Поэтому поступление выпускников Томского кадетского корпуса в военные учебные заведения и успешное их окончание считаются успешной профессиональной ориентационной работой. Второй критерий - сформированность социально-бытовых умений и навыков,был измерен в навыках самообслуживания, жилищно-бытовых условиях, материальной обеспеченности. Данное исследование показало, что кадеты научены к самостоятельной жизни отдельно от родителей, приучены к независимости: только 4 человека из 54 выпускников двух лет до сих пор живут с родителями (это больше продиктовано материальной стороной вопроса). Шесть человек имеют собственное жилье (как правило, взято в ипотеку или является муниципальным жильем по месту работы), а остальные снимают квартиры. Те из выпускников, кто пошел в военные учебные заведения, получают высокую стипендию, так как военным за последние 2 года повысили уровень оплаты труда, однако они не могут вести трудовую деятельность. Те, кто поступил в гражданские учебные заведения, имеют хотя бы одно рабочее место. Таким образом, видно, что обучение в кадетском корпусе дает ребятам необходимую базу по самообслуживанию, учит их самостоятельности, и, в отличие от выпускников интернатов с детьми-сиротами, они приучены самостоятельно решать все вопросы, а не надеяться на государственную помощь и поддержку. По третьему критерию - сформированность культуры межличностных и социальных отношений, было выявлено, что никто из выпускников не находился под следствием, 3 человека совершили административные правонарушения (перешел дорогу в неположенном месте, распитие спиртных напитков в общественном месте), межличностных конфликтов обнаружено не было. Однако было выявлено в ходе психологического тестирования по методике Л.П. Гаусса на уровень тревожности и раздражительности, что выпускники кадетского корпуса проявляют не толерантное отношение к отдельным субкультурам. В особенности к парням, которые носят разноцветную яркую одежду и длинные прически и к девушкам, ведущим нездоровый образ жизни. Под этим же критерием было рассмотрено семейное положение юношей. Из 54 выпускников 18 из них уже завели семью, 33 человека находятся в сожительстве с противоположным полом (гражданском браке) и 3 человека холосты. У 5 ребят уже есть дети, все дети были рождены в браке. Исходя из этого показателя видно, что у выпускников кадет сформированы семейные ценности, представление о женщине, как о матери, жене, бережное отношение к противоположному полу, однако в результате замкнутого круга общения во время обучения в корпусе появилась нетерпимость к некоторым молодежным проявлениям, что может привести к межличностным конфликтам. И, наконец, по критерию сформированности навыков здорового образа жизни и самопринятияможно судить по тому, как проводят свое свободное время выпускники, соблюдается ли режим дня, есть ли физическая нагрузка и самое главное – оценка собственной удовлетворенности. В ходе исследования было выявлено, что ребята свое свободное время чаще всего проводят в больших компаниях на природе, чаще всего с использованием спортивных игр, выпускники следят за своей спортивной формой, каждый второй по утрам делает зарядку. Многие выпускники не могу соблюдать такой режим дня, который был в кадетском корпусе, однако, это продиктовано изменениями в социально-образовательной плоскости. И наконец 89 % всех выпускников удовлетворены своим местом учебы, работы, собственным материальным положением и семейными обстоятельствами. Но, несмотря на это, ребятам не хватает правовой информированности и защищенности. Многие утверждали, что первое время было сложно адаптироваться, так как привыкли, что вся необходимая информация поступала от руководства учреждения и воспитательского состава. Таким образом, данный анализ позволяет утверждать, что работа по подготовке к самостоятельной жизни воспитанников Томского кадетского корпуса ведется, однако постинтернатное сопровождение не оказывается, в особенности для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |