МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Социально-профессиональная адаптация выпускников





Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

(ТУСУР)

 

Гуманитарный факультет

Кафедра истории и социальной работы

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ И ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА)

(курсовая работа)

 

 

Выполнил:

студент группы 618-2

Демина Наталья Валерьевна

_________/______________

Научный руководитель:

ст. преподаватель О.Е. Радченко

_________/______________

«___»_____________ 2012г.

 

 

Томск 2012

Оглавление

 

Введение. 3

1. Социально-профессиональная адаптация выпускников школы-интерната. 8

1.1. Понятие, содержание, условия и формы социальной и трудовой адаптации выпускников школ-интернатов. 8

1.2. Государственная поддержка выпускников школ-интернатов и детских домов в РФ.. 14

2. Социальная и трудовая адаптация выпускников Томского кадетского корпуса 2007 и 2008 года выпуска 20

2.1. Особенности социальной адаптации выпускников-кадет. 20

2.2. Профессиональная адаптация выпускников-кадет 2007 и 2008 года выпуска. 27

Заключение. 31

Список используемой литературы.. 34

 

Введение

 

Современные условия социально-экономической и политической нестабильности в стране привели к резкому падению уровня жизни большинства населения и особенно болезненно отразились на судьбе социально незащищенных его слоев, прежде всего детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Согласно российским статистическим данным, в стране более 2000 детских домов, в которых воспитываются свыше двухсот тысяч детей[1]. Количество сирот с каждым годом растет. Лишь в Томской области функционируют 22 учреждения интернатного типа, где проживают и обучаются около двух тысяч детей (по данным Росстата по Томской области на октябрь 2012 года).[2]

Одной из главных проблем социальной защиты детей-сирот и выпускников школ-интернатов является подготовка их к самостоятельной трудовой и социальной жизни.

Последние годы отмечены значительным спадом производства, ростом безработицы, что усугубляется отсутствием гарантий для жизнеустройства подростка. В этой связи актуализировалась задача школы-интерната - обеспечить трудовую, социальную реабилитацию и адаптацию своих выпускников.

Результаты теоретических и научно-практических исследований российских ученых и осуществленного автором анализа состояния практики, свидетельствуют о том, что большинство выпускников детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути. Привыкнув к ситуации защищенности и государственной поддержки во время пребывания в доме-интернате, воспитанники после его окончания, встав на самостоятельный путь, часто теряются в жестких жизненных условиях. Они, как правило, поступают в профессионально-технические училища, где чаще всего выбирают профессию без учета своих склонностей и способностей. В дальнейшем это приводит к тому, что они либо бросают учебу, либо, получив нежелательную специальность, имеют низкую квалификацию, в результате чего не могут (а зачастую не хотят) устроиться на работу.



В достижении педагогической эффективности подготовки молодых людей к обдуманному, взвешенному, реалистическому выбору профессии, будущего, места работы, учебы, социального статуса важную роль играет социально-профессиональная адаптация. Создание условий работы для развития потенциальных возможностей выпускников, формирование интересов и потребностей становится важным направлением в работе сиротских учреждений. Под сиротскими учреждениями подразумеваются детские дома и школы-интернаты всех типов и видов, в которых проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Оптимизация работы таких учреждений, усиление социально-профессиональной адаптации их выпускников в нелегких условиях жизни, особенно при переходе их в другую социальную среду - профессиональное учебное заведение, приобретают исключительно важное значение для теории и практики социализации выпускников школ-интернатов.

Социально-профессиональная адаптация - длительный процесс, являющийся результатом жизненного и профессионального самоопределения. Пониманию сущности социально-профессиональной адаптации содействовало проведенное отечественными психологами изучение зависимости выявления, формирования и развития индивидуальных особенностей школьников (A.A. Бодалев[3],. И.С. Кон[4], А.Н. Леонтьев[5]); влияния возрастных особенностей подростков на их социальное и профессиональное самоопределение (Л.И. Божович[6], Е.А. Климов[7], В.И. Кливер[8]). Общий подход к проблеме формирования жизненных и. профессиональных планов молодежи освещен в работах М.Д. Виноградовой[9], Н.С. Пряжникова[10], Н.Ф. Родичева[11].

В качестве самостоятельного предмета исследования социально-профессиональная адаптация представлена в работах А.Л. Женаева[12], Н.Э. Касаткиной[13], Е.Л. Рудневой[14], рассматривающих вводимые эксперименты по данной проблематике, возможности самой личности, особенности среды, различных видов деятельности в образовательном учреждении и их влияния на процесс социально-профессиональной адаптации. Определяя значение адаптации выпускника образовательного учреждения в профессиональном учебном заведении или на рабочем месте, подчеркивается важность специальной работы, направленной на закрепление и реализацию-жизненных и профессиональных планов подростков.

Проблемами адаптации детей-сирот занимались ученые-практики В.И. Каверина[15], С.А. Левин[16], Т.А. Макарченко[17], И.Ф. Мягков[18], О.М. Насветнокова.[19]

Проблемами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимались такие ученые и практики как И.В. Абрамова[20], В.И. Брутман[21].

Вместе с тем, результаты анализа научно-педагогических работ по вопросам подготовки к жизни детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей показали, что проблема их социального и профессионального самоопределения исследована в недостаточной степени. Не в полной мере раскрыт механизм данного процесса, не разработаны условия, формы и методы социального и профессионального самоопределения детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома или школы-интерната, не выделены специфические особенности системы профориентации детского дома как важного средства социального и профессионального самоопределения его воспитанников.

Научных работ по социально-профессиональной адаптации воспитанников школ-интернатов кадетского типа вообще не обнаружилось. Есть лишь частные разработки социальных педагогов и заместителей директоров по воспитательной работе по постинтернатному сопровождению детей кадетских корпусов, размещенные на сайтах этих учреждений.

Отсюда вытекает существенное противоречие между необходимостью организации работы по формированию социального и профессионального самоопределения воспитанников школ-интернатов кадетского типа с целью обеспечения их трудовой и социальной адаптации и не разработанностью психолого-педагогических условий ее реализации.

Также выявлены существенные противоречия, актуализирующие проблему исследования: между замкнутостью социально-бытовых условий таких учреждений и необходимостью включения воспитанников в реальные жизненные отношения после выпуска из школы-интерната; потребностью личности в развитии, ее социальном и профессиональном самоопределении и отсутствием целенаправленной педагогической системы руководства самоопределением детей, лишенных попечения родителей; необходимостью выбора конкретной профессии в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся и унификацией, стандартизацией реальных профессиональных намерений воспитанников кадетских учреждений. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему исследования.

Цель исследования состоит в изучении условий, путей и средств, обеспечивающих эффективность трудовой и социальной адаптации выпускников школы-интерната на примере Томского кадетского корпуса.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1. Исследовать условия, формы и этапы социальной и трудовой адаптации выпускников школ-интернатов

2. Проанализировать существующие методики, государственные программы по адаптации выпускников школ-интернатов в РФ

3. Выявить уровень социальной адаптивности выпускников Томского кадетского корпуса 2007 и 2008 года выпуска как одного из видов школы-интерната

4. Охарактеризовать профессиональную ориентацию и адаптацию выпускников Томского кадетского корпуса

Объект исследования: процесс трудовой и социальной адаптации обучающихся школы-интерната на примере Томского кадетского корпуса.

Предмет исследования: формы, программы и методы подготовки воспитанников интернатных учреждений к социальному и профессионального самоопределению, как важному этапу их трудовой и социальной адаптации.

Социально-профессиональная адаптация выпускников

Школы-интерната

 

Успешное решение сложных социальных проблем; стоящих перед нашим обществом на современном этапе, неразрывно связано с воспитанием молодого поколения. Особо следует подчеркнуть значимость подготовки выпускников школ-интернатов к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение их свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых жизненного самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Выше сказанное позволяет определить, что одной из центральных задач в области защиты прав и интересов воспитанников школ-интернатов, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является формирование их социального и профессионального самоопределения, как важнейшего компонента процесса трудовой и социальной адаптации.

1.1. Понятие, содержание, условия и формы социальной и трудовой адаптации выпускников школ-интернатов

 

Ежегодно более 15 тысяч воспитанников интернатов и детских домов начинают самостоятельную жизнь[22]. При этом установлено, что эта группа молодежи является социально дезадаптированной: по исследованиям НИИ детства Российского детского фонда[23] через год после выхода из детского дома каждый третий воспитанник, становится бомжем, каждый пятый - преступником, каждый десятый - совершает самоубийство. Именно это делает проблему социально-профессиональной адаптации выпускников сиротских учреждений особенно актуальной.

С философской точки зрения адаптация рассматривается как «…обратная связь, обеспечивающая целесообразное реагирование сложной иерархической самоуправляющейся системы на изменяющиеся условия среды…»[24]. Базовым условием этого процесса должно быть активное воздействие среды на выпускника. По сути социальная адаптация несёт в себе большой заряд социологического и психологического смысла: социальная адаптация - это «…включение личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре, её деятельность в соответствии с потребностями общества и своими личностными качествами и тенденциями, характеризующей возможность осуществления ею в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей её возможностям и запросам»[25].

«Социальная постинтернатная адаптация - процесс приспособления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к условиям социальной среды вне интернатного учреждения. Социальная адаптация предполагает гармонизацию взаимных ожиданий бывших воспитанников и социальной среды, когда выпускник без длительных внутренних и внешних конфликтов входит в самостоятельную жизнь и осуществляет социально ценную деятельность, удовлетворяет свои социальные потребности, переживает процессы самоутверждения и творческого самовыражения»[26].

Ключевыми пунктами, отражающими суть процесса социальной адаптации выпускников социальных учреждений, являются: во-первых, в данном контексте подразумевается активное воздействие среды (в виде целенаправленной и системной работы структур социальных служб и учреждений); во-вторых, это есть ответная реакция на указанное воздействие (в виде приобретения социально-бытовых, социально-психологических и иных навыков, необходимых для поддержания достойного уровня жизни выпускника); в-третьих, это процесс максимально органичного вхождение во взрослую социальную среду; в-четвёртых, на указанном этапе это есть базовое условие для организации боле сложного процесса социализации личности; в-пятых, добиться максимально высокого уровня адаптации выпускников - главная задача социального учреждения.

Социальная адаптивность выпускников школы-интерната представляет собой интегративное качество личности, определяющее предрасположенность и социальный опыт приспособления к различным средам и целесообразному самопроявлению, самореализации в процессе достижения целей в самостоятельной жизни. Она характеризуется уровнем владения выпускником нормами социального поведения, профессиональной ориентированностью в среде жизнедеятельности и социально-нравственным опытом проявления адаптивности и самореализации в различных жизненных и учебно-воспитательных ситуациях. Такое качество личности позволяет успешно адаптироваться выпускнику в профессиональном выборе, овладении профессией, проявить себя в условиях самостоятельной жизни.

Основные компоненты, определяющие социальную адаптивность выпускника:

· когнитивный — знание основных норм социального поведения, себя как социально-значимой личности; перспектив личностного роста и целесообразного самопроявления;

· деятельностный - опыт социально-значимого поведения, умения ставить перед собой социально-значимые цели и обеспечивать их достижение;

· аксиологический - ценностная значимость знаний и опыта социального поведения выпускника.

Критерии и показатели социальной адаптивности выпускника школы-интерната:

1) когнитивно-личностный (статус сформированности идентичности, самоосознание себя как члена общества, развитость интеллектуально-познавательной сферы личности);

2) социально-деятельностный (сформированная мотивация к учебно-трудовой деятельности, развитие навыков, самоорганизации в деятельности, развитость самоконтроля, рациональное отношение к трудностям в жизненных ситуациях),

3) социально-коммуникативный (автономность, коммуникативность, эмпатичность, альтруизм),

4) социально-поведенческий (рациональная целеустремленность, социальная активность, умение прогнозировать свое поведение),

5) профессиональное самоопределение (профессиональная ориентированность, профессиональные склонности, собственные возможности в реализации профессионального выбора).

Уровнями проявления социальной адаптивности выпускника школы-интерната являются социально перспективный, социально прагматический, социально базовый, ситуативный (недостаточный).

Необходимость постинтернатной адаптации воспитанников связана с рядом причин, наиболее важными из них являются:

-значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с материальными и жилищными трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, понижением стабильности брака;

-отсутствие современных научно-обоснованных методик воспитания, профориентации и социальной подготовки выпускников к трудностям реальной жизни;

-изменение социального состава сиротства;

-ухудшение физического состояния детей, появление детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, тяга к курению, наркомании и токсикомании) у значительной части воспитанников имеется задержка психического развития, интеллектуальные отклонения.

За первые восемь лет нового века ситуация в стране изменилась к лучшему – повсеместно стали появляться новые модели работы с выпускниками интернатных учреждений. Проблема социальной адаптации стала широко обсуждаться в прессе и на научно-практических конференциях федерального и регионального уровня. Некоторые регионы закрепили инновационные модели на законодательной основе (Московская, Владимирская и Мурманская области)[27].

Однако основной проблемой для выпускников по-прежнему остается жилищная. Только в Москве данная проблема полностью решается, тогда как в других регионах ждать квартиры сиротам приходится на протяжении многих лет. Поэтому, для решения этой насущной задачи и стали создаваться различные формы временного проживания: социальные гостиницы и постинтернатные блоки при детских домах.

Еще одна, не менее важная проблема – профессиональное образование и трудоустройство выпускников. При всем том, что выпускники интернатных учреждений пользуются многочисленными льготами при поступлении в вузы, колледжи, и во время обучения в госучреждениях государство их полностью обеспечивает, далеко не все получают образование и устраиваются на работу.

К сожалению, право на высшее образование реализуют лишь 4% воспитанников интернатных учреждений. Большинство выпускников – 68,8% – после девятого класса поступают в учебные заведения начального профессионального образования; значительно меньше их количество – 20,2% – поступает в учреждения среднего профессионального образования. Кроме того, часть воспитанников-выпускников устраивается на работу без получения образования – 7%[28].

Известно, что больше половины детей-сирот покидают стены детского дома в возрасте до 18 лет, то есть до момента, когда в самом благоприятном случае они могли бы получить собственную жилплощадь.

Практика показывает, что решить задачу профессионального образования в отрыве от решения жилищного вопроса невозможно. Поэтому создаются программы социальной адаптации в ПУ и колледжах, а для поддержки выпускников в период получения профессии и сопровождения их на первом рабочем месте организуются клубы выпускников интернатных учреждений. Конечно, это попытка как-то помочь еще далеко не взрослым выпускникам детских домов и школ-интернатов адаптироваться в самостоятельной жизни, но все это примеры общественного воспитания со спектром недостатков, присущих тому же интернатному воспитанию. Среди них: преобладание группового подхода над индивидуальным, недостаток возможностей для развития социально-бытовых навыков, сегрегированные группы и т.д. Главным же недостатком моделей социальной адаптации на основе общественного воспитания является слабая возможность включения в социальную сеть подростка-сироты значимого взрослого (взрослых), который мог бы стать ядром этой сети. Ведь только семья дает реальный шанс для полноценного, живого общения с родителем, как со значимым взрослым. В последние несколько лет больше внимания стало уделяться ресурсу патронатного воспитания в целях постинтернатной адаптации выпускников. В результате в ряде субъектов РФ уже приняты законы о постинтернатном патронате.

Таким образом, настоящий момент становления системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.