МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие и детерминанты межличностной аттракции.





Из всех людей, составляющих круг общения любого индивида, всегда есть какая-то часть, которая нравится больше, те, которые нравятся меньше, и те, которые вообще не вызывают к себе ка­ких-либо положительных эмоций. В этом факте проявляется оце­ночное отношение людей друг к другу. Стремление нравиться дру­гим людям и их взаимные встречные чувства составляют важную сторону жизни каждого индивида и играют также значительную роль в межкультурных контактах людей.

Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притя­жения между людьми, взаимной симпатии получил название меж­личностной аттракции. По своей сути межличностная аттрак­ция представляет собой оценочную реакцию одного человека дру­гим, которая побуждает его действовать определенным образом при общении с этим другим человеком. Тем самым аттракция предстает разновидностью восприятия, определяющей содержание, характер и стиль межличностной коммуникации.

В практической жизни привлекательность одного человека для другого проявляется в широком диапазоне эмоциональных состоя­ний, которые формируются под влиянием внешних и внутренних факторов межличностной аттракции.

К внешним факторам аттракции, т.е. не связанным непосредст­венно с процессом взаимодействия, можно отнести следующие:

• степень выраженности у человека потребности в аффилиа- ции;

• эмоциональное состояние партнеров по общению;

• пространственная близость партнеров.

Потребность в аффилиации — это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности дан­ной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного общения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его за­метили. Общая направленность на людей, непереносимость оди­ночества оказывается для человека с ярко выраженной потребно­стью в аффилиации, фактором, усиливающим для него привлека­тельность другого человека как потенциального партнера по об­щению.

Эмоциональное состояние. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрес­сивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют, либо на них пе­реносится плохое настроение. Таким образом, от того, как индивид относится к другим людям, и то, как они относятся к нему, форми­руется общее эмоциональное состояние, влияющее на тип и харак­тер процесса коммуникации.

Пространственная близость. Действие этого фактора состо­ит в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространст­венно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная при­влекательность. Влияние пространственной близости имеет решаю­щее значение для установления межличностных контактов. В дет­ские годы круг друзей формируется прежде всего из сверстников, живущих близко друг от друга, а также из одноклассников. Брачны­ми партнерами чаще всего становятся люди, либо живущие недале­ко друг от друга, либо те, кто учатся или работают вместе.



Пространственная близость влияет и на продолжительность от­ношений. Огромное количество дружеских отношений, влюбленно­стей, ухаживаний прекращается под воздействием пространствен­ной раэделенности. Поговорка «с глаз долой, из сердца — вон» во многом верна именно потому, что указывает на сложность поддер­жания общения на расстоянии. Сохранение отношений вопреки расстояниям можно объяснить только тем, что получаемые в результате этих отношений положительные результаты перевеши­вают затраченные усилия.

Пространственная близость выступает фактором межличност­ной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку друг от друга, находятся в сходной среде, пользуются одинаковой социальной структурой, потребляют одни и те же культурные цен­ности. В результате они имеют общие вопросы и проблемы, что способствует их общению и взаимодействию. Следствием этого ста­новятся близкие контакты и взаимоотношения между ними, т.е. ус­тойчивая коммуникация.

Рассмотренные факторы можно считать внешними детерминан­тами аттракции именно потому,.что они выступают в качестве си­туативных условий, способствующих или препятствующих общению между людьми. Вместе с тем, как только люди начинают процесс общения между собой, так начинает действовать новая группа фак­торов, вызванных самим процессом межличностного общения. Дан­ная группа факторов межличностной аттракции получила название внутренних.

К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции относятся:

• физическая привлекательность партнера по общению;

• демонстрируемый стиль общения;

• фактор сходства между партнерами по общению;

• выражение личного отношения к партнеру в процессе обще­ния.

Физическая привлекательность. Человеческая психика вос­принимает красоту как важный элемент установления и развития межличностных отношений. Этот фактор проявляет свое действие начиная с четырех лет, когда красота человека обеспечивает ему более высокую популярность по сравнению со сверстниками. Уже в этом возрасте, осознавая привилегированное положение красивых сверстников, дети утверждают, что лучше быть красивым, потому что тогда их все будут любить и не будут обижать.

Исследования взаимосвязи красоты и коммуникабельности по­зволяют сделать вывод, что красивые люди обладают более разви­тыми коммуникативными навыками, что объясняется различными условиями социализации красивых и некрасивых людей. Было так­же замечено, что у более красивых мужчин и женщин в общении с другими людьми преобладает ориентация непосредственно на парт­нера. Здесь действует ореол «красивый значит хороший», так как люди ассоциируют красоту с положительными личными качествами, а некрасивость с отрицательными.

В то же время было установлено, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях: влияние внешней привлекательно­сти обычно более высоко вначале общения и снижается по мере того, как раскрываются другие черты партнера по общению.

Стиль общения. Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения. Вероятно каждому человеку знакомо чувство, что общение с одними людьми приносит больше наслажде­ния, чем с другими. Те, кто проявляет при общении щедрость, реши­тельность, великодушие, нежность, коммуникабельность, как пра­вило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, хо­лодных, апатичных и робких.

В коммуникативистике выделяют поддерживающий и неподдер- живающий стили общения. Поддерживающий стиль можно опре­делить как тип поведения, в результате которого партнер по обще­нию начинает больше себя ценить. К данному стилю общения отно­сятся:

• обращение к партнеру по имени, что демонстрирует внимание к данной личности. Восприятие такого обращения, как прави­ло, окрашено положительной эмоцией;

• комплименты, т.е. похвала, содержащая небольшое преуве­личение положительных качеств того человека, которому де­лается комплимент;

• прямое признание, т.е. прямое согласие с собеседником, ко­торое сообщается непосредственно партнеру;

• выражение положительных чувств, при котором один из парт­неров вербально или невербально сообщает другому о поло­жительных эмоциях, вызванных их общением;

• благодарности.

Неподдерживающий стиль — тип поведения, в результате ко­торого партнер по общению начинает оценивать себя ниже и мень­ше. К этому стилю общения относятся:

• уход от обсуждения, когда партнер по коммуникации перево­дит разговор на другую тему;

• безличные предложения — подчеркнуто правильная речь, оз­начающая отказ от личного общения;

• прерывание говорящего;

• противоречие между вербальным и невербальным содержани­ем общения.

Сходство. В основе этого фактора лежит принцип когнитивно­го соответствия, согласно которому приятный человек — это чело­век, который согласен со мной. Принцип когнитивного соответст­вия предполагает, что люди имеют психологическую потребность в согласованности, последовательности своих действий. Социокуль­турные установки, чувства, ценности человека взаимосвязаны меж­ду собой и это обеспечивает относительное равновесие и стабиль­ность его жизнедеятельности. Поэтому он стремится поддерживать эту согласованность или создавать ее, если она утрачена. Сохране­ние устойчивости и равновесия достигается за счет коммуникации, которая дает необходимые знания и навыки для полноценного су­ществования человека.

Исследование фактора межличностной аттракции нашло свое выражение в теории коммуникативных актов. Согласно этой тео­рии межличностная коммуникация — это один из способов, с помощью которого человек пытается поддерживать состояние ког­нитивного баланса, или симметрии. Самый простой акт коммуни­кации может быть представлен как ситуация, в которой один чело­век сообщает информацию другому человеку относительно како- го-либо предмета. Если партнеры по общению имеют сходные взгляды и чувства относительно обсуждаемого предмета, то их от­ношения симметричны. Если же их взгляды и чувства относитель­но данного предмета расходятся, то их отношения асимметричны. Иными словами, люди» имеющие сходные ценностные ориентации, испытывают взаимную привлекательность. При этом, чем более сходны установки партнеров, тем сильнее ощущение реальности и значимости их взглядов, что является источником поддержания коммуникативной компетенции. Напряжение, вызванное расхож­дением взглядов, создает дискомфорт, от которого человек стара­ется избавиться путем согласования своего поведения с поведени­ем другого человека.

В общем и целом сходные цели сближают людей в их общении друг с другом, но иногда сходство может быть фактором, снижаю­щим межличностную аттракцию. В ситуациях соперничества два че­ловека, имеющие одинаковые цели, часто начинают негативно вос­принимать друг друга. Вряд ли двое мужчин, добивающихся одной женщины, станут хорошими друзьями. Или две женщины, претен­дующие на одно рабочее место, едва ли понравятся друг другу. Вот почему факт, что двое людей имеют в чем-то схожие взгляды, еще недостаточное условие для их взаимной привлекательности и ус­пешной коммуникации.

Личное отношение к партнеру. Важнейшей внутренней де- терминантой межличностной аттракции является выражение лично­го отношения к партнеру в ходе общения. Эффективная и успешная аттракция возникает в ответ на положительные действия, а непри­язнь — на отрицательные. Индивид положительно относится к тем людям, которые его хвалят, любят, сотрудничают с ним, и, напро­тив, отрицательно к тем, которые его критикуют, ненавидят или яв­ляются конкурентами. Психологами давно замечено, что эмоцио­нальная реакция на положительные действия со стороны другого человека определяется не столько самими действиями, сколько тем, как они интерпретируются, какие мотивы приписываются субъекту, какой смысл имеет для человека соответствующая оценка. Здесь важным является то обстоятельство, воспринимает ли человек эти действия как адресованные ему лично или как безличные, просто привычное для субъекта поведение в данной ситуации. В то же вре­мя чрезмерные комплименты и похвалы порождают вопрос об ис­кренности и мотивации такого поведения и общения.

Таким образом, межличностная аттракция определяется дейст­вием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего; от степени выраженности у человека потреб­ности в аффилиации, от того, находится ли данный человек рядом или далеко. Людям, скорее, нравятся те, кто имеет взгляды, обра­зование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье по­ведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и досто­инство.

5.5. Атрибуция в межкультурной коммуникации

5.5.1. Понятие и сущность атрибуции. В процессе межкуль­турного взаимодействия человек воспринимает своего партнера вместе с его действиями и через действия. От адекватности пони­мания действий и их причин во многом зависит построение взаи­модействия с другим человеком, а в конечном счете — успеш­ность общения с ним. При этом чаще всего причины и процессы, определяющие поведение другого человека, остаются скрытыми и недоступными. Поскольку имеющейся информации чаще всего оказывается недостаточно, а потребность сделать причинные вы­воды остается, то индивиды начинают не столько искать истинные причины поведения своих партнеров, сколько приписывать их. Поэтому попытки сформировать представление о других людях и объяснить их действия без достаточной для того информации за­канчиваются «додумыванием» причин их поведения, которые ка­жутся свойственными тому или иному индивиду- В основе припи­сывания лежит сходство поведения воспринимаемого лица с ка­ким-то другим примером или образцом, имевшим место в анало­гичной ситуации.

Естественно, что механизм такого понимания стал предметом научного интереса психологов. Это постепенно привело к появле­нию самостоятельного направления в социальной психологии, кото­рое стало исследовать процессы и результаты приписывания при­чин поведения. В социальной психологии объяснение способов, ис­пользуемых для определения причин социального поведения, осу­ществляется в рамках теории казуальной атрибуции.

В современной науке атрибуция рассматривается как процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблю­даемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Интерпретация причин поведения человека предпринима­ется в первую очередь тогда, когда оно не укладывается в те пред­ставления и логические объяснения, которыми пользуется в своей жизни объясняющий. Именно в ситуациях межкулыурных контак­тов существование атрибуций особенно отчетливо, так как постоян­но приходится объяснять «необычное» поведение.

Возникновение интереса к свойству атрибуции обычно связыва­ют с работами выдающегося американского психолога Фрица Хай- дера[57]. Размышляя о том, как происходит «наивный анализ поведе­ния» у любого обычного человека, Хайгер указал на решающую роль приписывания другому намерения совершить какой-либо по­ступок. Согласно его предположениям, в поведении каждого чело­века можно выделить две основные компоненты: старание, которое он рассматривает как сумму намерений совершить действие и уси­лий, прилагаемых для осуществления этих намерений, и умение, определяемое как разница между способностями совершить дейст­вие и объективными трудностями, препятствующими совершению этих действий. Поскольку намерения, усилия и способности при­надлежат человеку, а трудности определяются внешними обстоя­тельствами, то «наивный наблюдатель», приписав основную роль какому-либо из этих факторов, сможет сделать вывод о том, почему человек совершил действие. Его заключения сводятся к тому, что «он сам такой» (приписывается ответственность действующему) или же что «так сложились обстоятельства» (причина действия связана с внешней средой).

Таким образом, в соответствии с представлениями Хайдера, наблюдатель, владея только информацией о содержании действия, может объяснить поступок либо личностными особенностями, либо влиянием внешнего окружения. По его мнению, построение атри­буций связано с желанием упростить окружающую среду и попы­таться предсказать поведение других людей. В этом контексте атрибуции выполняют важнейшую психическую функцию — дела­ют события и явления предсказуемыми, контролируемыми и по­нятными.

Иное объяснение атрибуции, позволяющее найти ее причину и в личности, и в окружении, предложил Гарольд Келли[58]. По его мнению, информация о каком-либо поступке оценивается в трех аспектах: согласованности, стабильности и различению. Согласо­ванность означает степень уникальности действия с точки зрения принятых в обществе норм поведения. При этом низкая согласо­ванность отражает уникальность данного поведения, а высокая го­ворит о том, что данное действие является обычным для большин­ства людей в данной ситуации. Стабильность поведения подразу­мевает степень изменчивости реакций данного человека в привыч­ных ситуациях. О высокой стабильности говорят тогда, когда чело­век ведет себя неизменно, а низкая свидетельствует о том, что дан­ное действие уникально для подобных обстоятельств (оно соверша­ется только сегодня). Различие определяет степень уникальности данного действия по отношению к данному объекту. Низкое разли­чие предполагает, что человек ведет себя так же и в других подоб­ных ситуациях. Высокое различие предполагает уникальность соче­тания реакции и ситуации.

По мнению Келли, различные сочетания высоких или низких значений факторов определяют отнесение причины поступка либо к личностным особенностям (личностная атрибуция), либо к особен­ностям объекта (стимульная атрибуция), либо к особенностям си­туации (обстоятельственная атрибуция). При личностной атрибу­ции поведение человека рассматривается с точки зрения его уни­кальности или традиционности, т.е. насколько поведение данного человека свойственно другим людям. При стимульной атрибуции внимание к поведению человека акцентируется на вопросах: ведет ли человек себя одинаково по отношению к разным людям или предметам? Зависит ли характер поведения от объекта действий и его особенностей? Обстоятельственная атрибуция устанавлива­ет зависимость поведения человека от особенностей ситуации, в ко­торой происходит действие.

Таким образом, каждый из участников коммуникации, оценивая другого, стремится построить собственную систему понимания при­чин поведения партнера. В обыденной жизни люди, как правило, не знают действительных причин поведения другого человека или зна­ют их недостаточно. Исследования показывают, что у каждого чело­века есть свои привычные объяснения чужого поведения. Так, для одних характерна личностная атрибуция. Эти люди в любой си­туации склонны находить виновника случившегося события, припи­сывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе. Другие придерживаются обстоятельственной атрибу­ции, в соответствии с которой они винят обстоятельства, не стре­мясь выявить конкретного виновника. Наконец, третьи руководству­ются стимульной атрибуцией: человек видит причину случивше­гося в предмете» на который было направлено действие или в са­мом пострадавшем.

Например, успех школьницы на экзамене можно приписать либо ее умственным способностям, старательности и упорной рабо­те, либо легким вопросам в билете, либо тому, что она (умела вос­пользоваться шпаргалкой. Ссору между влюбленными молодыми людьми можно объяснить либо дурным характером одного из них, либо происками и сплетнями недоброжелателей и завистников, строящих им козни.

5.5.2. Ошибки атрибуции и их влияние на процесс межкуль­турной коммуникации. Результаты многих исследований процес­са атрибуции свидетельствуют о том, что в экспериментальных ус­ловиях люди часто оценивают поведение других таким образом, как если бы они производили определение причин их поведения по той или иной схеме атрибуции. Однако в реальной жизни так слу­чается крайне редко. Рассмотренные модели атрибуции предпола­гают сложный анализ разнообразной информации о действиях че­ловека. Между тем далеко не всегда есть вся необходимая инфор­мация и время для ее анализа. В повседневной жизни человек обычно недостаточно информирован о действительных причинах поведения другого человека или даже не знает о них вовсе. В этом случае в условиях дефицита информации он начинает приписывать другим людям причины поведения, чтобы дать «разумное» объяс­нение их действиям. Создается целая система такого приписыва­ния, результатом которой являются необъективные, ошибочные атрибуции.

Существует несколько причин, почему люди создают необъек­тивные атрибуции. Исследователи атрибуции говорят о двух клас­сах причин, которые приводят к ошибочным атрибуциям: 1) разли­чия в имеющейся информации и позиции наблюдения; 2) мотиваци- онные различия.

Первый класс причин — информационные различия и разли­чия в восприятии очевиднее всего проявляются при анализе раз­личий в приписывании причин поведения, которое производится «автором» действия и «сторонним наблюдателем». Действитель­но, атрибуция зависит от точки зрения наблюдателя на ситуацию. Очевидно, что любая ситуация «изнутри» выглядит иначе, чем «сна­ружи», и поэтому можно говорить о разных ситуациях для того, кто действует, и для того, кто наблюдает. Соответственно, и при­писывание причин у «действующего» и «наблюдающего» происхо­дит по-разному.

Американские исследователи М. Хьюстон и Дж. Джасперс опи­сали атрибуцию воспринимающего как диспозиционную, а атрибу­цию деятеля как ситуационную[59]. Иными словами, они предположи­ли, что люди, объясняя свое собственное поведение, склонны при­писывать его причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения приписывают причины в основном внутренним условиям — диспозициям. Так, если действует другой человек, то причина его поведения заключа­ется в том, что «он сам такой», а если действую я, то «таковы обстоятельства». При этом положительное поведение членов «чу­жой» группы чаще всего не замечается. Оно может рассматривать­ся как «редкий случай», как удачное стечение обстоятельств или как результат приложения сверхусилий.

Информационные различия между наблюдателем и деятелем заключаются в степени владения информацией о действии: дея­тель информирован о причинах действия больше, чем наблюдатель. Ему также известны желания, мотивы, ожидания от этого дей­ствия, а у наблюдателя этой информации, как правило, нет. Та­ким образом, различия в восприятии заключаются в том, что действие по-разному видится с точки зрения деятеля и наблюда­теля. В результате наблюдатель склонен постоянно переоцени­вать возможности личности, роль диспозиций в поведении дей­ствующего. Данная переоценка получила название *фундамен­тальной ошибки атрибуцииСуть ее заключается в том, что всем людям присуще свойство преувеличивать значение лич­ностных факторов и недооценивать ситуативные факторы при интерпретации причин действий и поведения других людей. Вслед­ствие этого причиной собственных негативных действий призна­ется сложившаяся ситуация, в то время как аналогичное поведе­ние другого человека объясняется присущими ему личными каче­ствами.

Наряду с «фундаментальной ошибкой атрибуции» выявлены другие «ошибки иллюзорных корреляций» и «ошибки ложного со­гласия», вызванные прежде всего характером используемой инфор­мации.


«Ошибка иллюзорных корреляций» возникает из-за использо­вания априорной информации о причинных связях. В соответствии со своими представлениями человек склонен в любой практической ситуации выделять одни моменты и не замечать других и вместо по­иска действительных причин использовать стандартные и известные объяснения. Примером такого рода может служить объяснение мо­лодыми родителями плача своего младенца. Одни склонны «пере­водить» плач как просьбу о еде и начинают кормить ребенка, дру­гие считают, что «ему холодно», и утепляют его, третьи уверены, что «у него что-то болит», и вызывают врача и т.д. Поскольку дос­товерно установить причину плача в каждом случае очень трудно, то, очевидно, что при атрибуции используются какие-то предвари­тельные представления о том, почему дети плачут.

Если рассматривать механизм «ошибки иллюзорных корреля­ций» как влияние ожиданий о причинах тех или иных действий, то очень важен вопрос о происхождении этих ожиданий. Очевидно, что «иллюзорные корреляции» появляются у человека в силу раз­ных обстоятельств: прошлого опыта, профессиональных и иных стереотипов, полученного воспитания, возраста и личностных осо­бенностей и многого другого. В каждом случае иллюзии будут свои, следовательно, и атрибуции различны.

«Ошибка ложного согласия» в атрибуции состоит в том, что приписывание причин всегда происходит с эгоцентрической пози­ции: человеку кажется, что его поведение является обычным и единственно правильным. Если другие люди действуют по-иному, то их поведение считается ненормальным, а причина кроется в их лич­ностных особенностях. В этом случае человек в качестве критерия использует свое поведение, переоценивая при этом его обычность и распространенность.

Второй класс причин, вызывающий различия в атрибуции, — мотивационная предубежденность — находит свое проявление в эгозащитной субъективности. Суть ее в том, что люди склонны вос­принимать успехи как собственные достижения, а неудачи — как следствие тех или иных обстоятельств. Мотивационная ошибка атрибуции направлена на поддержание самооценки человека, т.е. результаты действий человека не должны противоречить его пред­ставлениям о самом себе.

Таким образом, выделяют множество ошибок атрибуции, вы­званных различными причинами, в силу которых атрибуции приво­дят к разным результатам. Но дело в том, что все ошибки атрибу­ции являются «ошибками» только по отношению к идеальным мо­делям приписывания причин. При реальной атрибуции эти «непра­вильности» просто отражают те особенности видения ситуаций взаимодействия и общения, которые и служат предметом атрибу­ции. Ведь приписывание человеком причин обусловлено не абст­рактной потребностью в понимании мира; оно ориентировано на улучшение совместного общения, нахождение общего с партнером взгляда на мир. Поэтому естественно, что цели совместной дея­тельности, условия взаимодействия, точки зрения партнеров нахо­дят свое отражение в атрибуциях и могут подчинять их себе. Даже в тех случаях, когда разница в приписывании причин очень велика, но при этом цели деятельности общие и одинаково принимаются партнерами, т.е. тем самым задано общее для них восприятие кон­текста взаимодействия, тогда приписывание причин поведению бу­дет более близким к реальной ситуации, к пониманию партнера и таким образом окажется правильным.

Ошибки атрибуции имеют особенно важное значение при меж­кулыурной коммуникации, поскольку мотивы и причины поведения представителей других культур понимаются и оцениваются челове­ком, как правило, неточно и неполно. В этом виде коммуникации поведение участников может определяться этническими, культур­ными, расовыми, статусными и многими другими причинами, кото­рые для партнера остаются скрытыми и неизвестными.

Специалисты в области межкультурного общения разрабатыва­ют рекомендации, позволяющие представителям различных культур лучше понимать друг друга и более успешно взаимодействовать. Исходной установкой к такого рода рекомендациям могут служить слова, принадлежащие американскому исследователю межкультур­ной коммуникации Гарри Трианднсу: «Мудрость межкультурного взаимодействия заключается в том, чтобы не спешить с умозаклю­чениями, когда люди делают, на ваш взгляд, что-то странное. По­дыгрывайте им, пока не поймете эту культуру»[60]. По его мнению, практическим руководством для эффективной межкультурной ком­муникации могут служить следующие правила:

1. Ни один человек не может избежать общения. Все поведение . человека в процессе общения заключает в себе открытую и закрытую информацию, которую следует уметь воспринимать.

2. Общение не всегда означает понимание. Даже если два чело­века согласны с тем, что они общаются и разговаривают, это не всегда означает, что они понимают друг друга. Понимание

возникает тогда, когда два человека одинаково интерпретиру­ют символы, используемые в процессе общения.

3. Процесс общения необратим, т.е. никогда невозможно вер­нуть переданную информацию. Можно объяснить, прояснить или иначе сформулировать свое сообщение, но как только информация передана, она стала частью прошлого опыта и может оказывать влияние на восприятие настоящего и буду­щего.

4. Общение происходит в контексте (оно ситуативно). В процес­се коммуникации нельзя игнорировать условия общения, ко­торое происходит в определенном месте и времени, с исполь­зованием определенных средств коммуникации. Контекст об­щения всегда несет смысловую нагрузку.

5.6. Стереотипы восприятия в межкультурной коммуникации

5.6.1. Понятие и сущность стереотипа. Человек, воспринимая мир в соответствии с представлениями, отношениями и ценностя­ми, господствующими в его родной культуре, ведет себя в соответ­ствии с ними. Поэтому представления людей о мире всегда относи­тельны и разнообразны и зависят от того, в какой культуре человек родился и воспитывался. Чтобы понять, почему представитель дру­гой кулыуры ведет себя именно так в определенном социокультур­ном контексте, следует прежде всего разобраться, как он восприни­мает этот мир, увидеть ситуацию его глазами, представить себе, как работает его восприятие.

В процессе интерпретации поведения представителей одной культуры представителями другой содержание казуальной атрибу­ции во многом определяется стереотипными представления каж­дой из сторон о другой — это представления об образе жизни, обы­чаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Основу таких представлений составляют упрощенные ментальные репрезентации различных категорий лю­дей, преувеличивающие сходные качества между ними и игнори­рующие различия.

Сравнение с другими народами помогает каждому из них почув­ствовать свою собственную индивидуальность. Так, например, в гла­зах французов бельгийцы выглядят лишенными юмора простака­ми-тугодумами, швейцарцы — ограниченными, скуповатыми и рас­четливыми педантами, итальянцы — любителями приврать. В пе­
речне французских этнических стереотипов грек представляется оборотистым человеком, турок — физически сильным, поляк — не дураком выпить. Англичане нередко упрекаются в корыстолюбии и эгоизме, немцы вызывают опасение своей дисциплиной, организо­ванностью, трудолюбием и агрессивностью. В русских французы ценят размах, широту, сердечность, выдержку и стойкость в беде, т.е. те качества, которых им самим не достает.

15*

Стереотипные представления человек обычно привлекает тогда, когда он не имеет возможности интерпретировать каждый новый факт или ситуацию более глубоко или сознательно отклоняется от такого подхода. В процессе коммуникации между представителями различных культур стереотипные представления занимают значи­тельное место.

Встречаясь с представителями других народов и культур, чело­век обычно проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, «мерить их на свой аршин». При этом без умения быстро и правильно оценить собеседника сложно ориентироваться в ином социальном и культурном окруже­нии. Чаще всего непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения ведет к искаженному истол­кованию смысла их действий, что порождает такие негативные чув­ства, как настороженность, презрение, враждебность. Реальным выходом из негативных ситуаций являются стереотипы, которые становятся своего рода подсказками, помогающими сформировать суждения, предположения и оценки других людей.

Своим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств они подраз­деляются на группы (категории). Так постепенно складываются эт­нокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо на­рода или его культуры.

В отечественной науке есть несколько определений стереоти­пов, в которых отражается разное понимание их основных состав­ляющих факторов и разный подход к определению сути стереотипа. Для этих определений характерно рассмотрение стереотипа как продукта сознания, характерного для данного социума[61]. Кроме того,


«под стереотипом понимаются устойчивые, регулярно повторяю­щиеся формы поведения. Это своего рода шаблоны, штампы, об­разцы поведения, принятые в той или иной культуре»[62]. Согласно другой точке зрения, стереотип представляет собой психолингви­стическую, динамичную, функциональную систему, призванную ста­билизировать социально значимую деятельность субъекта[63]. В иной интерпретации стереотип рассматривается как проявление груп­пового сознания, которое выражается в виде стандарта поведения, образа группы или человека, предрассудка, идеологического кли­ше и т.д.

Изучение стереотипов в западной науке началось в 20-х годах прошлого столетия, когда американский социолог У. Липпман впервые попытался дать определение стереотипа. По его мнению: «Стереотипы — это предвзятые мнения, которые решительно управляют всеми процессами восприятия. Они маркируют опреде­ленные объекты, как знакомые, так и незнакомые, что едва знако­мые кажутся хорошо известными, а незнакомые — глубоко чуж­дыми»[64].

Такого рода общая негативная оценка стереотипов, впервые предложенная Липпманом, господствовала в западной науке вплоть до конца 50-х годов, когда была выдвинута гипотеза, что содержа­ние стереотипа может быть в той или иной степени истинным. В соответствии с этой гипотезой американский социальный психолог Т. Шибутани дал следующее определение стереотипа: «Стерео­тип — популярное понятие, обозначающее приблизительную груп­пировку людей с точки зрения какого-либо легко различимого при­знака, поддерживаемое широко распространенными представления­ми относительно свойств этих людей»[65].

С начала 70-х годов отношение к стереотипу в американской науке существенно меняется. Там усилилось изучение конкрет­ных форм и видов стереотипов: социальных, этнических, воз­растных и т.д.[66] Современные исследования стереотипов в запад­ной науке направлены на изучение таких аспектов, как этниче­ский компонент, символизация восприятия, информативное их содержание и т.д.

Однако несмотря на разнообразие подходов и точек зрения на природу и сущность стереотипов, в западных исследованиях доми­нирует мнение, что стереотип является обобщением явлений, которые существуют в реальности, но которые в стереотипах не получают адекватного отражения. Большинство западных авто­ров продолжают видеть в стереотипе лишь носителя ошибочной информации.

По нашему мнению, стереотипы являются формой коллектив­ного сознания, поэтому их корни следует искать в объективных ус­ловиях жизни людей, для которых характерно многократное повто­рение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закреп­ляется в сознании человека в виде стандартных схем и моделей мышления. Стереотипы формируются благодаря способности чело­веческого сознания закреплять информацию об однородных явлени­ях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований. Вы­деляя определенные внешние признаки предметов на основе кон­кретных раздражителей, сознание вызывает к жизни готовый стереотип, быстро «домысливая» в своем восприятии качественные характеристики объекта. В результате этого однородные объекты фиксируются в сознании в соответствующих представлениях, об­разах, оценках, посредством которых люди получают возможность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одинаковые ценностные установки.

В соответствии с таким пониманием природы стереотипов мы согласны с точкой зрения тех авторов, которые определяют стерео­тип как «схематический, стандартизированный образ или представ­ление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта»[67].

Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместной деятельности людей путем акцентирова­ния сознания человека на тех или иных свойствах, качествах яв­лений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны большому числу людей. По своему содержанию стереоти­пы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущ­ность.

В целом можно сказать, что стереотипы являются опреде­ленными убеждениями и «привычными знаниями» людей от­носительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от ха­рактера объекта и его места в социальной структуре выделяют раз­личные виды стереотипов, например групповые, профессиональ­ные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереоти- пизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы этих групп. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может так­же служить и какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. В повсе­дневной жизни наибольшее распространение получили этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних на­циональных групп с точки зрения других. Такого рода стереоти- пы-клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы рас­пространены.

Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».

Значительную роль в возникновении и функционировании сте­реотипов играют эмоции. В этом не трудно убедиться, если внима­тельно присмотреться к их эмоциональной стороне. Эмоциональ­ный отклик возникает при появлении предмета соответствующего той или иной потребности. По эмоции можно судить о степени важ­ности для индивида воспринимаемого объекта. По этой причине стереотипы чаще всего эмоционально окрашены симпатиями и ан­типатиями, в зависимости от которых одно и то же явление или по­ведение человека получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого на­рода считаются проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство.

Например, европейцев, впервые вступивших в общение с япон­цами, шокировало и поныне шокирует то, что японцы с веселой улыбкой говорят о таких печальных вещах, как болезнь или смерть близких родственников. Это стало основой для формирования сте­реотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако в по­добных случаях улыбку надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской культуре поведения, а в японской. Там она на самом деле символизирует стремление японца не беспокоить ок­ружающих своими личными горестями.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым эле­ментом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. При всем своем схе­матизме и обобщенности стереотипные представления о других на­родах и культурах подготавливают индивида к столкновению с чу­жой культурой, ослабляют культурный шок от него. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, вый­ти за рамки своего узкого социокультурного окружения.

5.6.2. Откуда берутся стереотипы? Нет ничего удивительного и плохого в том, что люди используют в своей жизни стереотипы. Получая необходимую для жизнедеятельности информацию об ок­ружающем мире и преломляя ее через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение в этом процессе той информации, которая отвечает их внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует их ценностям и приоритетам. Стереотип возникает при обращении к прошлому жизненному опыту — инди­видуальному и групповому и зависит от предшествующего воспри­ятия. Сам же процесс появления и формирования стереотипа про­исходит при непосредственном взаимодействии различных психиче­ских элементов: образов, суждений, интонаций, смысловых устано­вок, повторяющихся оценок, эмоций и т.д.

Процесс формирования стереотипов основывается на действии второй сигнальной системы и включает в себя три фазы. Начальная фаза формирования стереотипа предполагает последовательное воздействие отдельных словесных или зрительных раздражителей на органы чувств второй сигнальной системы и взаимодействие комплексных раздражителей от слов и зрительных образов в выс­ших отделах головного мозга, что завершается возникновением в сознании целостного представления, актуализацией имеющихся ас­социаций и уже готовых символов и форм сознания. Затем наступа­ет фаза поисковой реакции, когда слышимое или видимое отожде­ствляется с представлениями и опознается как искомое, заданное. При этом общее схематическое представление обогащается деталя­ми и приобретает конкретный характер. Заключительной фазой всего процесса является узнавание. Исходная информация для сте­реотипа хранится в мозге в виде ассоциаций. Здесь функциональ­ные элементы восприятия и памяти, обладающие разной специали­зацией, возбуждаются и вызывают различные чувства, символы и образы, которые в своей совокупности и образуют соответствую­щий стереотип.

Вместе с тем психологический механизм возникновения стерео­типов основывается также на принципе «экономии мышления», свойственном повседневному человеческому сознанию. Данный прин­цип означает, что люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под известные им категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологи­чески вынуждает его классифицировать эту информацию в наибо­лее удобные и привычные модели, которые получили название сте­реотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представ­лений. В то же время окружающий человека мир обладает извест­ными элементами единообразия и повторяемости, на которые у че­ловека вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов по­требовал бы от человека постоянного напряжения внимания и пре­вратил бы всю его жизнь в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упростить окружаю­щий мир, «навести в нем порядок», избавляют человека от необ­ходимости каждый раз «открывать Америку» и «изобретать вело­сипед» .

Причины возникновения стереотипов разнообразны. Однако са­мой главной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин­формации. Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма. Без этой защиты сознание человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений. Наличие стереотипов значительно упрощает и ослабляет этот процесс.

Усвоение человеком стереотипов происходит различными путя­ми. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и ин­культурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть куль­туры, то «привычку» думать о других группах определенным обра­зом мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы пере­даются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою окончательную форму они приобретают между 12-м и 30-м годами жизни, после чего устойчи­во закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это каса­ется не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.

Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться — родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком просто­душны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя — обманут», то они воспринимают эти стереотипы.

В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азер­байджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лжи­вы. В этом случае стереотип приобретается исходя из ограниченной информации.

В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занима­ют средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фикси­рованными чертами внешности и особенностями характера.

Объясняя механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим причины их влияния на обществен­ность:

• Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценива­ется критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования соб­ственного мнения или установки.

• Большое значение имеет статус источника информации. Со­вершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или обществен­ным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой инфор­мации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепит­ся в их сознании.

• Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окон­чательный выбор осуществляется с помощью одобрения ав­торитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исче­зает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за со­бой его поведение. Все представляется правильным и спра­ведливым, так как, по его мнению, он действует с санкции ав­торитета. В этом случае влияние средств массовой коммуни­кации сравнимо с массовым гипнозом.

5.6.3. Функции стереотипов. По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирую­щие социальный и психологический опыт общения и взаимодейст­вий индивидов. Имея такую природу^ стереотипы обладают рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, кон­серватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функ­ции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуника­ции особое значение имеют следующие:

• объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социо­культурных особенностях;

• предвидение различных форм поведения от партнеров по ком­муникации;

• формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;

• защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, аполо­гия собственной сокультурной группы;

• обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;

• стабилизация и интеграция отношений между социокультур­ными группами в обществе.

Функция передачи относительно достоверной информа­ции основана на процессах «глобального» обобщения, происходя­щих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, не­обычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую кулыуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чу­жой культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего мно­гообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и формулируется характеристика ее представителей по определенным признакам.

Например, в основе стереотипов практичности и пунктуально­сти немцев или гостеприимства и склонности выпить у русских ле­жат наблюдения за их действительным поведением.

Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружаю­щего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расстав­ляются» определенные социальные группы. Такой прием позволя­ет довольно быстро дифференцировать людей по группам на осно­ве стереотипных признаков и ожидать от них определенного пове­дения.

Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими» мож­но предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внеш­нему облику от членов вашей культурной группы, то такого предпо­ложения не возникает.

Следовательно, стереотипы помогают «распределить» социаль­ное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым упро­стить сложность незнакомого культурного окружения.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифи­цировать поведение окружающих и дать объяснение его причин пу­тем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. Поэтому стереотипы выступают своего рода «защитным ме­ханизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.

Такое разграничение связано также с понятием «ингруппового фаворитизма», подразумевающего формирование более позитивно­го образа собственной культуры по сравнению с другими. Стерео­типы, создавая определенную реальность, консолидируют собствен­ную культурную группу и обозначают ее границы. Примером этого могут служить «стереотипы-поговорки» или анекдоты, существую­щие в каждой культуре. «Незваный гость — хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». В таких поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой группы.

Как уже отмечалось, носителями и создателями стереотипов яв­ляются те или иные социальные группы, которые, взаимодействуя между собой, вырабатывают по отношению друг к другу определен­ные социальные стереотипы. Стереотипы проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с предста­вителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректи­ровке стереотипа даже в том случае, если очевидно отклонение от уже имеющегося представления. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип про­должает рассматриваться как норма.

Поскольку стереотип является порождением группового созна­ния, то адекватно он может использоваться только при межгруппо­вых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определе­ния этнической или культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят практи­чески мгновенно — по различным признакам групповой принад­лежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для сраба­тывания этого механизма совершенно не важно, что в действитель­ности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; глав­ное — не ошибиться в ориентировке.

5.6.4. Значение стереотипов для межкулыурной коммуника­ции. При всем своем схематизме и обобщенности стеретипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер вос­принимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стерео­типы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов че­ловек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуни­кации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

Анализ вопроса роли стереотипов в межкультурном общении позволяет выявить их значение во взаимодействии и взаимопонима­нии кулыур. В результате исследования сложились два подхода. Первый из них можно назвать «академическим». Он представлен в работах английского психолога Р. Стагнера, который считает, что стереотипы в межгрупповом межкультурном взаимодействии облег­чают восприятие незнакомых или малознакомых явлений чужой кулыуры, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категори- зировать, упрощать социокультурное окружение индивида[68].

Другой подход заключается в анализе роли стереотипов в кон­тексте социального взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как проявление скрытого расизма, этноцентризма и дискримина­ции[69].

Несмотря на различия в подходах, в них отчетливо просматри­вается мысль, что в межкультурной коммуникации стереотипы яв­ляются результатом этноцентрической реакции — попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководству­ются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей аб­солютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно пропорциональ­на опыту межкультурного взаимодействия.

Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, яв­ляются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине стереотипы использу­ются в каждой межкультурной ситуации. Механизмы межкультур­ного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих пре­дельно общих культурно специфических способов оценки как соб­ственной группы, так и других культурных групп, невозможно обой­тись. Представители другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенно­сти речи, внешний облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д.

Зависимость между культурной принадлежностью того или ино­го человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с «единой» позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценно­стями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур.

Например, при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у немцев, привыкших к другому сти­лю общения, может сложиться стереотип о «взбалмошности» и «неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у. итальянцев может сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдер­жанных» и т.д.

В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипиза­ции помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответст­вии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:

• если его сознательно придерживаются: ивдивид должен пони­мать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;

• если стереотип является описательным, а не оценочным: это предполагает отражение в стереотипах реальных и объектив­ных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;

• если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

• если стереотип является лишь догадкой о группе, но не пря­мой информацией о ней: это означает, что первое впечатле­ние о группе не всегда дает достоверное знание обо всех ин­дивидах данной группы;

• если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или ис­ходит из опыта реальной ситуации.

В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают эф­фективны только тогда, когда они используются как первая и поло­жительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.

Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют комму­никацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда сме­шивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серь­езной помехой при межкультурных контактах.

В целом выделяют следующие причины, из-за которых стерео­типы могут препятствовать межкультурной коммуникации:

• если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на про­тяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;

• если стереотипы повторяют и усиливают определенные оши­бочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не на­чинают их принимать за истинные;

• если стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируе- мой группы, стереотипы при этом искажают действитель­ность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действи­тельность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуа­ции межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действитель­ности.

5.7. Предрассудки в межкультурной коммуникации

5.7.1. Понятие и сущность предрассудка. Представления о типичных чертах других народов зависят как от их характерных черт, так и от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только стереотипы, но и пред­рассудки.


Психология рассматривает предрассудок как психологиче­скую установку предвзятого и враждебного отношения к че­му-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин. Применительно к этническим группам или их культу­рам предрассудок выступает в виде установки предвзятого или вра­ждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и к любым фактам действительности, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением.

Главным фактором в возникновении предрассудков является не­равенство в социальных, экономических и культурных условиях жиз­ни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь к иностранцам.

Предрассудки возникают как следствие неполного или искажен­ного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или пред­положения, такая установка с искаженным информационным ком­понентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту.

Следует различать стереотип и предрассудок в процессе меж­культурной коммуникации. Как уже было отмечено, стереотипы являются отражением тех черт и признаков, которые свойствен­ны всем членам той или иной социокультурной группы. Это сво­его рода обобщенный, собирательный образ представителей со­ответствующей группы, в котором, как правило, отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы содержат возможность позитивных суждений о стереотипизиро- ванной группе.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой сугубо отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им негативных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отно­шение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно бывают люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Наиболее известны­ми формами предрассудков являются расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и т.д.

Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами куль­туры, поскольку порождены общественными причинами, а не био­логическими. Однако они представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры,
которые передаются их носителями из поколения в поколение и со­храняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще все­го предрассудки включены в культуру в виде нормативных запове­дей, т.е. строгих представлений о том, «что и как должно быть», каким образом следует относиться к представителям соответствую­щих этнических или социокультурных групп.

5.7.2. Механизм формирования предрассудков. Многочислен­ные отечественные и зарубежные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при помощи которо­го возможно направить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется психологическим про­цессом перемещения.

Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения», на котором вымещают досаду по поводу какой-либо неудачи или ошибки. При этом психологическое перемещение не является атри­бутом только индивидуальной психической деятельности. Оно ха­рактерно и для коллективных психических процессов и может охва­тывать значительные массы людей. Использование механизма пе­ремещения позволяет направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий отношения к причинам этих эмоций.

Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, пред­рассудки могут возникать по отношению к объектам самого различ­ного рода — к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Сохранению и широкому их распространению способствуют некоторые социально-психологиче- ские причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — попытка представителей до­минирующей этнической группы найти источник психического удов­летворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу со­циальной лестницы из-за сложного материального положения. От­сутствие действительного престижа при низком социальном поло­жении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе».

16-4910

В зарубежной психологии существует довольно много теорий происхождения предрассудков. Одной из них является теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в челове­ческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения — фрустрация. Это состояние требует разрядки, и ее объектом мо­жет стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод ви­дятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враждебное предубеждение.

Согласно другой теории, формирование предрассудков объясни- . ется





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.