Понятие и виды принципов государственного управления. Принципы государственного управления были заложены основателями науки управления. В частности, на основании разработок Файоля и его последователей была сформированаклассическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах: § четкое функциональное разделение труда; § передача команд и распоряжений сверху вниз; § единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»); § соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных). Принципы государственного управления — это закономерности, отношения, взаимосвязи, руководящие основы, на которые надстраиваются его организация и осуществления, и которые могут быть сформулированы в определенные правила. Различают три группы принципов государственного управления: 1. общесистемные, 2. структурные и 3. специализированные. 1. К общесистемным принципам относят: § принцип объективности управления; § демократизма; § правовой благоустроенности; § законности; § распределения власти; § публичности; § объединения централизации и децентрализации. 2. В группе структурных принципов выделяют: § структурно-целевые; § структурно-функциональные; § структурно-организационные; § структурно-процессуальные принципы. Структурно-целевые принципы включают: §согласованность целей государственного управления между собою; §взаимодополняемость целей, когда одна цель оказывает содействие другой и усиливает ее; §подчиненность частичных, локальных целей общим (стратегическим); §последовательность в достижении всей совокупности целей государственного управления. К структурно-функциональным принципам относятся: § дифференциация и фиксирование функций путем издания правовых норм; § совместимость функций в границах компетентности одного органа, нескольких органов, подсистемы и в целом организационной структуры государственного управления. К структурно-организационным принципам принадлежат: § единство системы государственной власти; § территориально-отраслевой, что предопределяет зависимость организационных структур от территории, области производства и обслуживания; § разнообразия организационных связей органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления; § объединения коллегиальности в отдельных органах власти и местного самоуправления. Структурно-процессуальные, принципы составляют: § соответствие элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности органов государственного управления их функциям и организации; § конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты; § стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности. 3. Третью большую группу — группу специализированных принципов государственного управления образовывают: § принципы государственной службы; § принципы работы с персоналом управления; § принципы информационного обеспечения государственного управления; § принципы деятельности органа исполнительной власти; § принципы принятия управленческих решений. Очень важно, чтобы эти специализированные принципы не противоречили общесистемным и структурным принципам и оказывали содействие целостности государственного управления. Существуют и иные классификации принципов государственного управления В частности, они могут быть разделены на: § политико-организационные (партийное руководство, принцип участия в управлении государством, равноправия национальностей, принцип законности); § организационно-технические (отраслевой, функциональный, территориально-производственный); § определяющие деятельность государственного аппарата (экономические, технические, организационно-правовые, политические). Учитывая тот факт, что в научной литературе общепризнанной классификации не существует, могут быть предложены и иные классификации принципов, государственного управления. |