Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности (законодательной, судебной, прокурорского надзора). Государственное управление и исполнительная власть. В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Беларусь государственная власть осуществляется па основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Существует еще прокурорский надзор, который обладает всеми признаками, присущими указанным ветвям власти,— он обособлен и самостоятелен не меньше, чем судебная или исполнительная власть. То же можно сказать и о конституционном контроле. Исполнительная власть является отдельным видом государственной власти и занимает одно из ведущих мест в системе разделения властей. Государство немыслимо без исполнительной власти, ибо оно не могло бы по-настоящему действовать, осуществлять свои задачи и функции. Исполнительная власть— это системное общественное явление, характеризующееся рядом признаков. Во-первых, исполнительная власть, как и в целом, государственная власть,— это право и возможность принуждать, повелевать, подчинять чужую волю. Во-вторых, исполнительная власть имеет исполнительскую направленность, предназначение. В-третьих, исполнительная власть осуществляется особой системой многочисленных государственных органов, органов государственного управления. Таким образом, исполнительную власть можно рассматривать в трех аспектах: § компитенционном; § функциональном; § структурном. Все эти три аспекта тесно взаимосвязаны и образуют единое целое — понятие исполнительной власти. Право, возможность принуждать (компетенционный аспект) ничто без соответствующих органов, имеющих такое право и возможность (структурный аспект). Последние могут получить реальное воплощение только при осуществлении исполнительной деятельности названными органами (функциональный аспект). Указанные признаки равноправны и в равной мере раскрывают суть исполнительной власти. Между тем, своеобразным явлением являются органы государственного управления. Наличие их дает представление о такой власти. Им предоставлена возможность осуществлять фактическое принуждение. Только они способны применять необходимые средства, приемы в целях обеспечения исполнения. Все это находит воплощение в компетенции органов государственного управления. Органы государственного управления обеспечивают выполнение не только законов и своих актов, но и судебных и прокурорских решений в случае необходимости. Следовательно, с одной стороны исполнительная власть служит другим ветвям власти, с другой возвышается над ними, занимает главенствующее положение, делает реальными возможности осуществлять насилие в силу того, что в системе исполнительной власти находятся вооруженные войска, органы внутренних дел, государственной безопасности, иные применяемые финансовые средства. Несмотря на такие возможности, исполнительная власть вторична, подзаконна. Исполнительная власть фактически выражается в государственном управлении, придавая ему специфический государственно-властный характер. Именно в процессе государственного пения проявляется основное предназначение исполнительной власти — исполнение законов. Исполнительная власть не обладает монополией на исполнение законов. Однако только она уполномочена приводить законы в жизнь, развивая, уточняя, детализируя и конкретизируя их. По мнению Крамника А.Н. , изложенное свидетельствует о том, что исполнительная власть — понятие более широкое, чем государственное управление. Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности (законодательной, судебной, прокурорского надзора). Государственное управление является одним из видов государственной деятельности. К другим видам относятся - законодательная деятельность, судебная деятельность, прокурорский надзор. Все они имеют общие черты и особенности. Каждый вид деятельности осуществляется специальной системой государственных органов. Наименованию деятельности соответствует наименование осуществляющих ее органов, иная деятельность воплощается Национальным собранием состоящим из Палаты представителей и Совета Республики. Национальное собрание — единственный законодательный орган. Принимаемые им законы подписываются Президентом Республики Беларусь. Таким образом, Глава государства также участвует в законодательствовании (ст.ст. 90, 91, 100 Конституции Ресублики Беларусь). Судебная деятельность (правосудие) осуществляется системой судов (ст. 109 Конституции Республики Беларусь). В нее входят: § Конституционный Суд, § общие и хозяйственные суды. К общим судам относятся: § Верховный Суд Республики Беларусь; § областные, Минский городской, районные (городские) суды; § военные суды. В системе хозяйственных судов: § Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, § Хозяйственные суды областей и г. Минска. Конституционный Суд в республике один и образован для конституционного правосудия, осуществляемого в форме конституционного контроля за конституционностью нормативных актов. (ст. 116 Конституции Республики Беларусь, ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры, в которую входят: § Генеральная прокуратура Республики Беларусь, возглавляемая Генеральным прокурором Республики Беларусь, § прокуратуры областей и приравненные к ним специализированные прокуратуры, § прокуратуры районов, районов в городах, городов, и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры. Государственное управление призваны осуществлять в первую очередь органы государственного управления (исполнительной власти). Это самая многочисленная и разветвленная система государственных органов, центральным из которых является Совет Министров Беларусь, подотчетный Президенту Республики Беларусь и ответственный перед Парламентом Республики Беларусь. Для каждой системы государственных органов характерны юридические формы выражения функций: § только Парламентпринимает законы; § общие суды выносят приговоры, определения; § органы прокуратуры вносят представления, предписания, приносят протесты; § органы управления издают управленческие акты, которые подзаконны и могут быть нормативными. Суд и прокуратура не имеют подобных полномочий. Их актами не могут регулироваться общественные отношения. Государственное управление носит исполнительно-распорядительный характер. Таким качеством не обладает ни законодательная, ни судебная, ни прокурорская деятельность. В процессе судебной и прокурорской деятельности фактически обеспечиваются условия исполнения законов и других нормативных актов. Управленческая деятельность может осуществляться и па основании административных актов, т.е. текущего нормотворчества. Для судебной и прокурорской, а тем более для законотворческой деятельности подобное исключается. Важной специфической особенностью государственного управления является также и то, что оно направлено па руководство экономической, социально-культурной сферой, безопасности и правопорядка. Национальное собрание, суды и прокуратура не имеют в своем ведении подобных объектов. Правосудие и прокурорский надзор осуществляют правоохранную деятельность. Главная задачаобщих и хозяйственных судов — разрешение дел, конфликтов и споров. Правосудие призвано защищать от посягательств личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 6 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Подобные задачи стоят и перед прокурорским надзором. Любые споры, возникающие между гражданами, а также организациями в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, подпадают под нормы гражданского или хозяйственного права и разрешаются в соответствии с гражданско-процессуальными или хозяйственно-процессуальными нормами в процессе судебной деятельности. Только общими судами рассматриваются дела о преступлениях. Государственное управление лишь частично связано с правоохраной, которая не входит в число его основных задач. Правоохрана — сопутствующее явление в государственном управлении. Таким образом, государственное управление — самостоятельный вид государственной деятельности, отличающийся от иных ее видов. |