Формы организации обучения в детском саду. • По количеству участников Фронтальная форма организации обучения (со всей группой детей). Групповая (с подгруппой детей не более 6 человек). Предоставляет возможность организации одно- и разновозрастных групп с разным или одинаковым уровнем развития; дифференциации детей по какому-либо признаку. Индивидуальная(с одним воспитанником). Суть заключается в выполнении ребенком самостоятельно или с помощью взрослого обучающих заданий.  • По используемым методам Занятие, экскурсия, обучение в повседневной жизни.Все виды деятельности ребенка, его повседневная жизнь выступают как формы естественного обучения дошкольников, освоения ими социального опыта. Рабочее пространство и позиции участников при разной форме организации занятия Партнерская форма занятия | Школьно-урочная форма занятия | Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге | Взрослый – учитель, отделен от детей (над/против) | Разрешено свободное размещение детей | За детьми жестко закреплены рабочие места | Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности | Запрещено перемещение детей | Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) | Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины | Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто- то из детей особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. | Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценивания | РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игра– это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Ведущее значение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей мере способствует психическому развитию ребенка. Особенности детской игры: 1Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляются в выборе игры, ее содержания, ролей, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры. 2Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными правилами, которые регламентируют порядок игровых действий, правила поведения, взаимоотношений. 3Творческий характер игровой деятельности – творчество проявляется в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов-заместителей. 4Эмоциональная насыщенность игры – ребенок в игре проживает обыгрываемые события, получает удовольствие, снимает напряжение, передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях. 5Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой). Ценность игры – в возможности развития в ней всех возрастных новообразований дошкольников. 6Два вида отношений между детьми в игре как основа организации детского общества: игровые отношения (определяются содержанием, правилами игры); реальные отношения (проявляются по поводу игры: сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). 7Логическая и временная последовательность развития игры – обеспечивается наличием прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры. Подходы зарубежных и отечественных исследователей к проблеме классификации игр детей дошкольного возраста. Ф. Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр: •на развитие ума – умственные игры, •на развитие внешних органов чувств – сенсорные игры, •на развитие движений – моторные игры. П. Ф. Лесгафт делил игры на две группы: имитационные (подражательные) – самостоятельные творческие игры; подвижные игры (игры с правилами). Н. К. Крупская выделила игры, придуманные самими детьми, – творческие игры; игры, придуманные взрослыми, – игры с правилами. В.В.Давыдов выделяет два основных вида детских игр: игры со скрытыми правилами – сюжетно-ролевые игры (правила определяются сюжетом и ролью); игры с открытыми (фиксированными) правилами – дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных игр, игры-забавы. Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова в классификацию детских игр включают: сюжетные игры (индивидуальные и коллективные); игры с правилами (формализованная деятельность с четко определенными и обязательными для выполнения правилами: шансовые игры, игры на физическую компетенцию, смешанный тип игр – требуются и физическая, и умственная компетентность и присутствует элемент удачи). Современная педагогическая классификация детских игр: § игры творческие (со скрытыми правилами): режиссерские, сюжетно- ролевые, театрализованные, строительные; § игры с фиксированными правилами: подвижные, дидактические. Сюжетно-ролевая игра Игра, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в специально создаваемых игровых условиях отображают деятельность взрослых и отношения между ними.  Режиссерская игра Индивидуальная игра ребенка, в которой партнерами по игре выступают игрушки, а ребенок не берет на себя какой-либо определенной роли, действует как режиссер, т.е. организует события и отношения между персонажами. Театрализованная игра Синтез сюжетно-ролевой игры и литературного произведения Строительная игра  Игра, основным содержанием которой является созидание; воплощение замысла связано с деятельностью конструирования. Подвижная игра Игра, в основе которой лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Дидактическая игра Обучающая игра, соединяющая в себе два начала: познавательное и игровое. С. Л. Новоселова разделяет детские игры на 3 класса на основании представления о том, по чьей инициативе возникает игра. 1-й класс игр – игры, возникающие по инициативе детей (самостоятельные). Они делятся на сюжетные самодеятельные (сюжетно- отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры-экспериментирования (с природными объектами, явлениями, материалами, животными, игрушками и предметами, общения с людьми). 2-й класс игр – игры, возникающие по инициативе взрослых (организованные):обучающие (автодидактические, сюжетно=дидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные, дидактические игры); досуговые (интеллектуальные развлечения, игры-забавы, театральные, праздничные, карнавальные, компьютерные). 3-й класс игр – игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные): обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (интеллектуальные, адаптивные, сенсомоторные); досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие). В теории и практике наблюдается стирание грани между самодеятельными и обучающими играми. Новая классификация поможет воспитателю выработать верную стратегию применения игры в воспитательном процессе ДОУ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ Своеобразие общественного и семейного воспитания. Задачи воспитания в условиях семьи и ДОУ отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает эмоциональный компонент, в общественном воспитании доминирует рациональный. В ДОУ цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, обозначены в программных документах, а в семье часто носят несформулированный характер, отличаются субъективизмом, варьируются в зависимости от ценностных ориентаций родителей, их педагогической культуры. В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, методы семейного воспитания отличаются большей естественностью, индивидуальной обращенностью педагогических воздействий. Семья для ребенка является наименее ограничивающим и наиболее мягким типом социального окружения, тогда как в ДОУ взаимосвязь субъектов воспитания определяется функциональными обязанностями. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером, постоянством и длительностью воспитательных воздействий, объективными возможностями для включения ребенка в разнообразные виды деятельности. В условиях ДОУ ребенок имеет возможность приобрести опыт общения, навыки инициативной деятельности. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся: - учет личного опыта родителей: важно заинтересовать родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющийся у них положительный опыт воспитания, не поучать их; учитывать запросы и пожелания родителей в приобретении информации. - вариативность содержания, форм и методов образования родителей, использование методов формирования педагогической рефлексии и активизации родителей: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ родителями собственной воспитательной деятельности, метод домашних заданий (например, сочинение на тему «Мой ребенок»), игровое моделирование поведения (проигрывание ситуаций, например, «Успокойте плачущего ребенка»); просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов; игры (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова). Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Коллективные формы 1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. 2. Конференции. 3. «Круглые столы». 4. Экскурсия по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ. Индивидуальные формы 1. Педагогические беседы с родителями. 2. Тематические консультации (могут проводиться воспитателем и специалистами). 3. «Заочные» консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей. 4. Посещение семьи ребенка. 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки. |